Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Организация профильного обучения обусловлена выбором модели профилизации. Основные модели определяет Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут "поддерживать" изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс "Математическая статистика" поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы "Информационный бизнес", "Основы менеджмента" и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы "Химические технологии", "Экология" и др. в естественно-научном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

Как отмечает Орлов В.А. в статье «Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения», ожидания учащихся в большинстве случаев будут связаны с достижением некоторых метапредметных результатов (например, с освоением способов анализа информации, способов конструирования сообщения, способов совместной деятельности, навыков решения проблем и т.д.). В учебниках по элективным курсам возможно и весьма желательно использовать аппарат обращения к внешкольным источникам информации (включая компьютерные сети) и к образовательному опыту, приобретенному вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально-творческая деятельность).

При проведении элективных курсов проще использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. Элективные курсы могут выполнить важную функцию - явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов.

В информационной письме Министерства образования Российской Федерации «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» подчеркивается, что опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Далее выделяются модели организации профильного обучения.

1) Модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2) Модель сетевой организации. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант модели сетевой организации связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль "ресурсного центра". В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр".

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления.

Наиболее успешно сегодня реализуются однопрофильная и многопрофильная модели внутренней профилизации. В Приложении А приведены таблица и диаграмма, характеризующие представленность различных моделей профильного обучения в 10-11 классах по общеобразовательным учреждениям муниципального образования.

Реализация модели сетевой организации с привлечением образовательных ресурсов или образовательных учреждений сдерживается из-за влияния территориального фактора (большие расстояния между образовательными учреждениями в сельских районах), ведомственной разобщенности общего, дополнительного и профессионального образования, отсутствия единой нормативно-правовой базы для финансирования учреждений разного уровня. Модели обучения по индивидуальному учебному плану не развиваются из-за недостаточного кадрового, материально-технического и программно-методического обеспечения.

Однако в Краснодарском крае есть яркий опыт внедрения сетевой модели на базе КубГТУ. Для привлечения заинтересованных абитуриентов для поступления в КубГТУ в рамках системы довузовского обучения сформирована сеть профильных и предуниверситетских классов на базе средних общеобразовательных учреждений г. Краснодара (25 ОУ) и Краснодарского края (13 ОУ). В данных классах организована профильная, дополнительная подготовка учащихся, а также организация воскресного лектория и информационно-методическое сопровождение выпускников для поступления в КубГТУ. В 2009-2010 учебных годах КубГТУ в рамках краевой экспериментальной площадки по внедрению профильного обучения продолжает работу по реализации моделей взаимодействия образовательных учреждений среднего общего и высшего профессионального образования в системе профильного обучения в старших классах общеобразовательных учреждений г. Краснодара и Краснодарского края на основе кооперации с КубГТУ и ИСТЭк.

Таким образом, в Краснодарском крае на сегодня успешно реализуются не только внутришкольной профилизации, но и сетевая модель - модель довузовской подготовки, разработанная в ходе федеральных экспериментов по созданию университетских комплексов и профилизации современного образования с учетом региональных особенностей и результатов мониторинга развития гибкой системы профилей.

 

2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников

 

Базисный учебный план является выражением данного уровня в государственных образовательных стандартах. В ходе построения учебного плана общеобразовательного учреждения происходит конкретизация содержания образования в зависимости от целей обучения.

Все содержание образования делится на две части: инвариантную, обязательную для всех средних учебных заведений (базисный учебный план), варьируемую, которая может изменяться в зависимости от специфики учреждения, от особенностей содержания и структуры профессиональной подготовки.

Учебный план определяет номенклатуру дисциплин, последовательность их изучения, время, отводимое на каждый предмет, формы контроля (зачеты, экзамены) и тому подобное. Учебный план предопределяет реализацию таких дидактических принципов как научность (по номенклатуре учебных предметов), доступность (в плане соответствия учебного материала познавательным возможностям обучаемых), системность и преемственность (в плане реализации межпредметных связей.

На элементы варьируемой части учебного плана существенное влияние оказывает процесс дифференциации наук. В связи с этим содержание специальных предметов и производственного обучения для различных профессий или групп отличается. Следовательно, наличие тех или иных предметов в учебном плане определяется целями и задачами целостной системы образования.

Вопрос о критериях определения номенклатуры предметов в учебном плане вызывает особые проблемы. Учебные планы общеобразовательной школы «страдают серьёзными недостатками, например, такими как: многопредметность, наличие предметов с малым числом часов, эффективность которых очень низка и т.д.» По мнению Ю. К. Бабанского должна сохраняться предметная структура, которая может модернизироваться путем интеграции предметов в соответствии с требованиями, предъявляемыми условиями современного развития. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие тех или иных предметов в учебном плане определяется целями и задачами целостной системы образования.

Перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым – всей системы образования, представляется интеграция родственных учебных предметов. При этом несомненным плюсом является то, что 1) возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся; 2) снимается проблема отношения учащихся к «мелкому», второстепенному» предмету; 3) упрощается система контроля.

Приведем рекомендации по формированию учебных модулей, которые должны входить в учебные программы, изложенные в Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Обязательные общеобразовательные модули:

1. Основной (профессионально ориентированный) общеобразовательный модуль объемом примерно 500-700 часов, в рамках которого учащиеся, во-первых, получают и закрепляют знания по тем предметам и разделам общего образования, которые непосредственно обеспечивают успешное усвоение специальных предметов, и, во-вторых, проходят интегрированный гуманитарный курс, обеспечивающий общекультурное развитие.

2.Модули общих навыков (объемом до 300 часов). Термин "общие навыки" вводится как рабочий для обозначения совокупности навыков, необходимых для успешной адаптации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда.

После изучения обязательных общеобразовательных модулей обучаемые делятся на два потока с учетом их собственных интересов и результатов обучения. Образовательные программы для этих потоков структурно отличаются соотношением общего и профессионального образования.

Первый поток, основной по численности, продолжает углубленное освоение профессии или специальности (повышение уровня квалификации и освоение дополнительных специализаций), что позволит повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В будущем, по мере формирования устойчивых жизненных приоритетов, часть этих выпускников может пройти дополнительный общеобразовательный курс и сдать единый государственный экзамен, что позволит им поступить в учебное заведение высшего профессионального образования.

Второй поток, включающий учащихся, успешно освоивших обязательные общеобразовательные модули и стремящихся к получению высшего образования, завершает освоение профессии или специальности в рамках стандарта по сокращенной программе, осваивает специализацию на начальном уровне квалификации. При этом они изучают дополнительный общеобразовательный модуль, ориентированный на требования единого государственного экзамена (этот модуль учащиеся могут осваивать как в своем образовательном учреждении, так и в близлежащей школе, по дневной или вечерней форме обучения). Таким образом, общий срок обучения не увеличивается, но при этом более эффективно используются образовательные ресурсы за счет четкой расстановки акцентов в образовательных программах начального и среднего профессионального образования.

Рассмотрим особенности реализации профильного обучения в СОШ №42 (г. Краснодар). Адрес – 350062, г. Краснодар, ул. Яна Полуяна, 40, тел. 226-33-38. Директор – Гуленко Татьяна Григорьевна.

Школа существует более 60-ти лет. В школе обучается 1216 учащихся. В 10-м классе – 66 человек, в 11-классе – 86 человек. Средняя наполняемость классов – 26 человек. Педагогических работников – 98 человек. 78% педагогов имеют высшую квалификационную категорию. У половины педагогов педагогический стаж превышает 20 лет. Имеют звания заслуженный (народный) учитель РФ – 5 человек, Отличник просвещения – 17 человек, Почетный работник общего образования РФ – 5 человек, Заслуженный учитель Кубани – 4 человека, 2 педагога являются победителями конкурса «Лучший учитель РФ».

В школе работает 9 кружков: вокальный ансамбль «Конфетти», танцевальный ансамбль «Калинка», ЮИД, театральные студии «Велосипед» и «Самоцветы», «Речь и культура общения», «Зарничник», «Кубановедение в музее и на сцене», «Искусство художественного чтения»; 4 спортивных секций: волейбол, художественная гимнастика, гандбол, шахматы.

Школа является муниципальной экспериментальной площадкой - школьная целевая воспитательная программа «Школа-театр».

СОШ №42 вступила в эксперимент по профильному обучению учащихся в 2003-2004 учебном году.

При выборе профилей были учтены следующие составляющие. Во-первых, накопленный позитивный опыт организации внеурочной деятельности: успешно осуществленные общешкольные коллективные творческие дела, сеть внутришкольных кружков и клубов по интересам, профильные отряды. Во-вторых, благоприятная внешняя среда школы: спортивная школа тяжелой атлетики, плавательный бассейн, школа искусств, Центр дополнительного образования. В-третьих, высокопрофессиональный коллектив классных руководителей, характеризующийся стабильностью, привязанностью, преданностью школе, добрым материнским отношениям к детям. В-четвертых, сложившийся гуманистический менталитет школы.

Сотрудничество с ДЮСШ, находящихся в непосредственной близости, позволяет реализовать развитие физической сферы личности, удовлетворить этот вид потребностей детей; сотрудничество со школой искусств, находящейся непосредственно в здании школы, способствует развитию эмоционально-чувственой сферы; сотрудничество с Центром дополнительного образования – хореографический ансамбль «Калинка», «Школа ремесел», - как филиал , находящийся в микрорайоне, обеспечивает развитие проективно-творческой и эмоционально-чувственной сфер.

Занимаясь в этих воспитательных центрах микросоциума, дети общаются, возникают отношения симпатии, эмпатии, а значит развивается коммуникативная и потребностно-мотивационная сферы.

Совместно проводимые спортивные праздники, концерты, выставки художественно-прикладного творчества для жителей микрорайона способствуют установлению системных связей, интеграции школы и окружающей среды в единое социо-культурное сообщество.

Воспитательные центры внутришкольной среды обеспечиваются финансовыми и материальными средствами самой школы за счет педагогически целенаправленного распределения и использования часов внеклассной работы и групповых занятий. Так, в школе имеются воспитательные центры: шахматный клуб, детская изостудия, профильные отряды зарничников и юидовцев, а также школьная агитбригада и театральная студия, которые охватывают все виды деятельности.

Последнее направление – театральное, - сравнительно новое. Несколько неожиданно и вместе с тем закономерно в рамках присущей воспитательной системе способности к саморазвитию эта подсистема стала расширять свою нишу. Школьные спектакли и выступления агитбригады пользуются большой популярностью у школьного народа. Желающих испытать себя в качестве артистов оказалось на удивление много. Сценическая деятельность, как ни какая другая, позволяет решить целый комплекс задач, связанных с развитием личности: происходит сублимация психо-энергетики ребенка в позитивные действия; идет процесс освобождения от подростковой «зажатости»; высвобождаются и развиваются творческие способности; достаточно быстро достигается осязаемый результат; возникает ощущение успеха, столь необходимое каждому человеку.

Так школьный театр постепенно стал смыслообразующим фактором организации деятельности в школе. Заметив и проанализировав этот процесс и учитывая его педагогическую перспективность, аналитическая группа разработала целевую воспитательную программу «Школа – театр».

На сегодня в школе открыты 4 профиля: гуманитарный, физико-математический, оборонно-спортивный, экономико-математический.

В 2003-2004 учебном году предпрофильную подготовку прошли 210 учеников 9-х классов, в 2004-2005 учебном году – 142 ученика, в 2005-2006 у.г. – 154 ученика , в 2006-2007 у.г – 122 ученика.

Исходя из анализа кадрового потенциала и образовательных запросов учащихся, были открыты: в 2004-2005 у. г. - физико-математический и гуманитарный классы. В 2005-2006 у. г. - экономико – математический класс. В 2006-2007 у. г. - физико-математический и оборонно-спортивный классы.

В Приложении Б приведены выдержки из доклада-презентации СОШ №42 по охвату учащихся проектной деятельностью, участию в олимпиадах, спортивных соревнованиях. Эти данные убедительно свидетельствуют, что выбранные профили позволяют педагогическому коллективу и учащимся достигать реальных результатов, учить и учиться с увлечением.

 



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)