Нормативно-правовое регулирование права на образование
Получение качественного образования не всегда было такой простой задачей как сейчас. Началом складывания централизованной системы образования и разработки ее современных принципов в России послужило «Положение об устройстве учебных заведений» 1803 года, которое предусматривало: ·бессословность учебных заведений, ·бесплатность обучения на низших его ступенях, ·преемственность учебных программ. Не смотря на это, в начале XX века в России грамотность была на уровне 21 %, что было критически мало для страны, встававшей на рельсы индустриализации. Поэтому большевистскому правительству пришлось в срочном порядке проводить очередные реформы образования. Результатом нынешнего положения вещей является принятие целого ряда международных и национальных нормативно-правовых актов регулирующих принципы образовательных правоотношений. В Декларации прав ребенка закреплено право на получение ребенком образования: «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому, он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества»[4]. Как можно заметить, образованию придается большое значение как способу разнопланового развития личности, способной построить здоровое общество. Что бы Декларация прав человека могла заработать, (декларация – документ, провозглашающий какие-то положения или принципы, носящие лишь рекомендательный характер) 20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка, которая содержала в себе конкретные указания, направленные на реализацию принципа доступности образования: «1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. 2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией. 3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран»[5] Эта Конвенция была ратифицирована Верховным советом СССР 13 июня 1990 года сразу после принятия конвенции Генеральной ассамблеей ООН и начала ее подписания. СССР принимало активное участие в обсуждение данной конвенции, по моему мнению, это произошло потому что нормы, закрепленные в конвенции, по крайней мере касающиеся образования, соответствовали внутренней политики тогдашнего государства в этой области. Анализируя правовые нормы, содержащиеся в статье, посвященной образованию, можно отметь ключевые моменты: ·обязательность начального образования ·защита достоинства обучающегося ·всеобщий охват образования ·доступность высшего образования на конкурсной основе Кроме международного публичного права регулирование образовательных отношений нашло отражение в национальной правовой системе Российской Федерации. В конституции РФ есть статья посвященная образованию: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Как можно заметить, конституционные нормы основываются и подтверждают нормы Конвенции о правах детей. Это не удивительно, ведь Конституция была принята в 1993 году и писалась с учетом имеющихся международных обязательств России. Чтобы обеспечить выполнение конституционных (нормы конституции в России имеют прямое действие, то есть на них можно непосредственно ссылаться при разрешение тех или иных вопросов, но эффективнее они применятся, когда в каком-либо федеральном законе прописан конкретный механизм их действия) и международных норм был принят Федеральный закон «Об образовании», который закрепляет принципы государственной политики в области образования: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений»[6]. Таким образом, завершается логическая цепочка нормативно правовых актов, направленная на закрепление принципов образовательных правоотношений в современной России, которые соответствуют международному уровню. Проанализировав содержание правовых в их последовательности и взаимосвязи, норм можно сказать, что все они последовательно раскрывают содержания друг друга, не противоречат друг другу и закрепляют основные принципы построения образовательных правоотношений: ·государство обязано обеспечить доступ граждан к получению начального и среднего образования ·на конкурсной основе гражданам должно быть предоставлено право получения высшего образования ·образование в стране должно быть направленно на воспитание свободной личности человека и полезного члена общества.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |