Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тенденции развития муниципальной собственности в России.



2019-12-29 672 Обсуждений (0)
Тенденции развития муниципальной собственности в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тенденции развития муниципальной собственности в первую очередь связаны с развитием местного самоуправления. Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства.

Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают следующие обстоятельства:

· необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;

· потребность в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти;

· острота проблемы укрепления российской государственности, важной частью которой является формирование новой законообеспеченной структуры органов местного самоуправления. Демократическая система власти способна сохранить централизованное государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных структур управления;

· отсутствие концепции местного самоуправления для современных российских условий, без которой невозможна системная работа по созданию структур местной власти.

Европейская Хартия местного самоуправления выделяет четыре основных признака, без которых не может осуществляться местное самоуправление :

· власть, действующая в пределах, установленных законом;

· наделение местного самоуправления правом самостоятельного распоряжения ресурсами;

· власть с четко обозначенными функциями в государстве;

· наличие выборных органов местного самоуправления.[21]

В настоящее время в России еще происходят процессы реформирования местного самоуправления. Учитывая этот процесс при функционировании современной модели местного самоуправления в Российской Федерации должны учитываться следующие признаки:

· на современном этапе развития российского государства осуществляется переход от общегосударственной собственности к многообразию форм собственности, включая и муниципальную, требующий регулирования экономических процессов на местах и наличия достаточных возможностей у местной власти в области урегулирования в деятельности малого и среднего бизнеса в виде собственных бюджетных земельных и иных ресурсов;

· в России производство представлено крупными предприятиями, где влияние их на жизнь городов очень велико, а влияние городов на крупные производства сведено к минимуму; процесс приватизации этих предприятий без участия местных властей привел к тяжелым последствиям;

· в России осуществляется, и по сей день не завершена экономическая реформа, чья особенность состоит в том, что процесс разгосударствления и децентрализация производства не сопровождается существенными изменениями в налоговой и финансовой сферах государства; здесь обязательной задачей является перераспределение налогов по уровням в зависимости от уровня налогооблагаемой базы. В этой связи происходит заинтересованность органов местного самоуправления в более полном использовании данного принципа и перехода от финансирования отраслей хозяйства к финансированию на местах;

· развитие регионов и отдельных территорий в России происходит неравномерно; различные условия для хозяйственной жизни, различный уровень развития доходной части местных бюджетов требует наличия механизмов выравнивания, а также индивидуального подхода к развитию каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, для современной России необходима система органов местного самоуправления самостоятельных в области экономики, и если это произойдет, то тогда они смогут оказать помощь государству в проведении экономических преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции. Основу современной модели местного самоуправления составляют органы местного самоуправления, которые не только самостоятельно обеспечивают деятельность большого диапазона хозяйственных и социальных служб, но и используются в качестве объекта и проводника социально-экономической политики федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации. Все это превращает местное самоуправление в интегрированную часть всего государственного механизма.

В настоящее время общемировой тенденцией стало участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий . Это объясняется тем, что многие вопросы более целесообразно исполнять на местах. В свою очередь такая постановка взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти ведет к децентрализации управления и обеспечивает паритетное участие этих органов в решении региональных государственных задач. Хотя о полном равенстве между местными и государственными органами говорить нельзя, так как органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.

Еще одной положительной стороной этой черты является гарантированное государством материально-финансовое обеспечение органов местного самоуправления, исполняющих отдельные государственные полномочия. Это предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов, передачу материальных и финансовых ресурсов.

Муниципальная собственность способствует развитию микросреды бизнеса, особенного мелкого; появлению новых организационно-правовых форм функционирования предприятий; организационно-правовой интеграции и диверсификации предприятий. Пограничное значение имеет функция демократизации отношений муниципальной собственности, ибо развитие содержания, границ, структуры муниципальной собственности характеризует переход от гипермонопольной государственной формы собственности к полифункциональным ее формам и производственным отношениям. Это позволяет говорить, что муниципальная собственность как экономический феномен является основой независимости и самостоятельности местной экономики, гарантом наиболее эффективного использования местных ресурсов.

К социальным функциям муниципальной собственности следует отнести: 1) удовлетворение социальных потребностей;

2) социальную защиту населения, так как муниципальная собственность - это условие защищённости отдельных членов местного сообщества при получении ими необходимых благ;

3) социальную адаптацию населения;

4) объекты муниципальной собственности способствуют выполнению экологической функции - переработки отходов, а субъекты муниципальной собственности следят за состоянием окружающей среды. Муниципальные власти выступают защитниками «права собственности» граждан на экологически чистую среду проживания, исходя из конкретной ситуации, сложившейся в экологическом комплексе региона, финансовых ресурсов, а также масштабов потребности в продукции предприятий - загрязнителей.

В российской действительности выделяются факторы формирования и развития муниципальной собственности: масштабное разгосударствление объектов муниципальной собственности, приватизация; муниципальное участие в экономике своей территории и контроль за экономическими процессами со стороны органов местного самоуправления; привлечение дополнительных источников средств для местного бюджета; расширение финансовых и материальных возможностей для обеспечения социальной защиты населения. В реальной жизни существует множество различных экономических, социальных, экологических причин формирования и развития муниципальной собственности. Можно сказать, что совокупность всех дополнительных причин, переплетение экономических, социальных и экологических причин составляет первопричину указанных процессов муниципальной собственности. Наличие взаимосвязи между различными причинами указывает на взаимосвязь интересов населения и органов местной власти. В конечном счёте, отношения муниципальной собственности должны обеспечить условия равновесного состояния воспроизводственной системы территории. Одним из главных вопросов при решении данной проблемы является создание и обеспечение функционирования соответствующей инфраструктуры, которая с одной стороны, создаёт непосредственные материальные условия реализации эколого-социальных интересов населения. С другой стороны, обеспечивает реализацию экономических интересов своих субъектов, что выражается в функционировании институциональной и рыночной инфраструктуры местных органов самоуправления.

В этом параграфе было рассмотрено тенденции развития муниципальной собственности в России. Мы увидели, что местное самоуправление и муниципальная собственность находятся в развивающемся положении, и от их развития зависит решения многих проблем нашего государства.

В этой главе мы рассмотрели практическую часть института муниципальной собственности, рассмотрели проблемы, пути повышения эффективности, а также тенденции развития муниципальной собственности в России. Узнали, что муниципальная собственность, как и местное самоуправление, в России ещё неразвита, и требуется ещё много усилий для её совершенствования. Ещё нужно провести много исследований и сделать много работ, как юридической стороны, так и экономической.

Но теперь уже понятно, что с помощью местного самоуправления и муниципальной собственности можно решить много проблем существующих в нашем государстве, и на них ложиться в этом вопросе большая ответственность.


Заключения.

В этой курсовой работе была изучена тема муниципальная собственность и её развитие в России.

При исследовании обозначенной выше темы возникли сложности, прежде всего с публикациями и другими источниками, посвящёнными проблеме управления муниципальной собственностью в Российской Федерации на современном этапе. Центральный вопрос курсовой работы можно определить как мало изученный в рамках экономической науки, особенно отечественной.

Тем не менее, в работе были применены следующие основные группы источников:

· федеральные законы;

· законы субъектов Российской Федерации;

· муниципальные нормативные правовые акты;

· книги и публикации отдельных авторов, посвящённые как правило общеэкономическим вопросам;

· и некоторые статистические источники.

При поэтапном изучении вопроса института муниципальной собственности были сделаны следующие выводы.

Развитие муниципальной собственности началось в России после распада СССР. Но она зародилась ещё в догосударственных образованиях. Также муниципальная собственность была в России уже период образования государств, и существовала в виде собственности общинного самоуправления. Затем в развитии большой скачок был после реформ Александра II. Но с приходом власти большевиков, началась централизация, институт муниципальной собственности был временно вычеркнут. Из этого мы сделали вывод, что муниципальная собственность, как и местное самоуправления, для России не является чем-то новым, но время отсутствия его в нашей жизни тоже не прошли даром.

Развитие муниципальной собственности зависит от развития местного самоуправления. Местное самоуправление это самый близкий к людям, и самый наглядный уровень власти. Без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом невозможно. Кроме того, именно на местном уровне есть огромный ресурс общественного контроля над властью. На местное самоуправление ложиться большая ответственность. Но главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности.

Очевидно, что отношения собственности влияют на взаимоотношения различных субъектов гражданского общества. Одной из важнейших функций собственности, тем более муниципальной, является социальная. Некоторые авторы в этой связи говорят об «общесоциальном характере» собственности. Также в ходе проведённого анализа экономической составляющей понятия муниципальной собственности в сравнении с другими видами собственности (по объекту) была выявлена схожесть муниципальной собственности с государственной. А именно по двум параметрам: природа собственника (население) и социальная направленность объектов собственности.

 Правовое регулирование муниципальной собственности и местного самоуправления далеко от идеального, но сейчас уделяется этой проблеме много внимания, и можно говорить в этом направлении о хороших тенденциях. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими местное самоуправление и муниципальную собственность, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс, Федеральные законы, нормативно-правовые акты субъектов и муниципальных образований РФ.

Также было замечено, что муниципальная собственность по своей природе наиболее близка к государственной собственности. В обоих случаях имеется близкая сущность первичного собственника: население соответствующей территории. Также характер объектов государственной и муниципальной собственности схож: в первую очередь, необходимо отметить такие основные функции данных объектов, как стабилизирующая и обеспечивающая социально-экономическое благополучие населения. К тому же, и в случае государственной и в случае муниципальной собственности в качестве их особенностей выступают общественный характер собственности (владеет не каждый член общества, а все вместе) и наличие органов-посредников, создаваемых для управления собственностью.

Рассмотрели систему управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Набережные Челны. Местное самоуправление в нашем городе состоит из мэра, городского совета, исполнительного комитета, контрольно-счётной палаты. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города, относится к исключительной компетенции Городского Совета. А в компетенции Исполнительного Комитета входит управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Городским Советом. Контрольно-Счетная Палата в целях реализации задач, определенных бюджетным законодательством РФ, осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную работу

На данный момент развитие муниципальной собственности связано с некоторыми проблемами, которые надо решить для развития нашей экономики в целом. Во-первых, это психологические проблемы, связанные с изменением отношения к местной власти населения и властей, так как в не давнем прошлом такого института ещё не было. Во-вторых, это возникающие противоречия между федеральными властями и властями субъектов РФ. В-третьих, слабая нормативная база. В-четвертых, ещё не завершённость экономических реформ. Но развитие местного самоуправления и муниципальной собственности уже видно, и они больше и больше становятся необходимым частью нашей жизни.

И, скорее всего, развитию местного самоуправления и муниципальной собственности будет продолжаться, так как это, во-первых, решение многих проблем в России (решения социальных проблем, вплоть до развития среднего и малого бизнеса). Во-вторых, во всём мире идёт тенденция осуществлении местным самоуправлением государственных полномочий, так как решать дела на местах более эффективно. 


Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский Кодекс РФ.

3. Сайт Консультант плюс http://www.consultant.ru/

4. Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. – 2- е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5. Официальный сайт города Набережные Челны. http://nabchelny.ru/

6. Сайт Свободной Энциклопедии Википедия http://ru.wikipedia.org/

7. Сайт всё о городе Набережные Челны http://www.chelni.info/

8.Сайт газеты Челнинские известия http://www.cheln-izvest.ru/

9. Основы муниципальной экономики, под редакцией М.Горного и А.Ошуркова. Изд-во «Весь мир», 2000 год.

10. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года. «Собрание законодательства РФ», 1998, N 36, ст. 4466

11. Земельный Кодекс Российской Федерации

12. Налоговый Кодекс Российской Федерации

13. Модин Н.А. Муниципальная собственность – экономическая основа деятельности органов местного самоуправления // Законодательство и экономика.– 2001.– № 2.

14. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2002.

15. Морозова А. А. Российская государственность и отношения собственности //Хозяйство и право. 1996. №4. С. 19.

16. Куликов В. В. Реформы местного самоуправления в России: теория и реальность // Государство и право. 2000. №11.

17. Гильченко Л. О. Независимость от населения // Местное самоуправление. 2000. №7.

18. Качаровский Е. Н. Русская община. М., 1906.

19. Российская газета, 1993, N 237

20. Кравчук С. С. Актуальные проблемы советского государственного права. Киев, 1996. С. 19.

21. Кузякин Ю.П. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2002

22. СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506; СЗ РФ, 2003, N 40,

23. Письмо Госкомимущества РФ № АР-18/1599 от 1 марта 1996 г. "О подготовке документации по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную" // Панорама приватизации. – 1996. - №5.

24. Васильев В. И. Местное самоуправление. М., 1999.

25. Сайт Министерства Финансов http://www.minfin.ru/ru/

26 Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

 


[1] СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506; СЗ РФ, 2003, N 40, ст. 3822

1 Российская газета, 1993, N 237

 

3 Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. – 2- е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 12

[4] Граждансктй Клдекс

[5] . Сайт Консультант плюс http://www.consultant.ru/

[6] Качаровский Е. Н. Русская община. М., 1906.

[7] Васильев В. И. Местное самоуправление. М., 1999. С. 30.

[8] Кравчук С. С. Актуальные проблемы советского государственного права. Киев,

1996. С. 19.

 

[9] Сайт Консультант плюс http://www.consultant.ru/

[10] Конституция Российской Федерации.

[11] Сайт Консультант плюс http://www.consultant.ru/

[12] Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1992, N 3, ст. 89

[13] Письмо Госкомимущества РФ № АР-18/1599 от 1 марта 1996 г. "О подготовке документации по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную" // Панорама приватизации. – 1996. - №5.

[14] СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506

[15] Кузякин Ю.П. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2002 - 178с.

[16] СЗ РФ, 2001, N 30, ст. 3060

[17] Кузякин Ю.П. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2002 - 178с.

[18] Официальный сайт города Набережные Челны. http://nabchelny.ru/

[19]  Сайт Министерства Финансов http://www.minfin.ru/ru/

[20] Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

[21] Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года. «Собрание законодательства РФ», 1998, N 36, ст. 4466



2019-12-29 672 Обсуждений (0)
Тенденции развития муниципальной собственности в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тенденции развития муниципальной собственности в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (672)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)