Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок лицензирования аудиторской деятельности.



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
Порядок лицензирования аудиторской деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




    Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности [2, ст.17].

    Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

    Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз.

    Форма бланка лицензии утверждается лицензирующим органом.

    Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:

а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;

г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;

и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.

    Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием: фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

б) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

в) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;

г) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

д) копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

е) копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора;

ж) сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов - при наличии в штате организации только постоянно проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации;

з) сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации - при наличии в штате организации иностранных граждан и/или не проживающих постоянно на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации.

    Если копии указанных документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

    Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.

    Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности.

Основанием для проведения проверки является:

а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

    При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.

    Проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвержденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

    Срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.

    Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.

    По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату.

    В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

    Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов, используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.

    Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика: наименование, организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов - для аудиторской организации; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов - для индивидуального аудитора;

г) срок действия лицензии;

д) номер лицензии;

е) дата принятия решения о выдаче лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.

        

 

Заключение.

    В основе аудита лежит взаимная заинтересованность государства, администраций предприятий и их владельцев в достоверности учёта и отчётности.

    В нашей стране развитие аудита (в современном его понимании) началось относительно недавно. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в России не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных.

Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности. Обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорами следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.

    Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

    Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

    Исходя из поставленных целей, задачи аудитора состоят:

- в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

-в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

- в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации нате будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

    В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная задача –это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

Аудиторская деятельность всегда регулируется государством через принятие соответствующего законодательства. К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации;

2) Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);

3)Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;

4)Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;

5) Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

    В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

    Объем прав и обязанностей, которые может иметь юридическое лицо, иногда зависит от определенных ограничений, устанавливаемых государством. Так, для осуществления некоторых видов деятельности необходимо получить соответствующую лицензию. Порядок лицензирования отдельных видов деятельности устанавливается Законом РФ от 08 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Лицензированию в Российской Федерации подлежат те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Таким образом, институт лицензирования является инструментом регулирования отдельных видов деятельности. Регулирование осуществляется по разрешительному принципу, то есть, если юридическое лицо осуществляет лицензируемую деятельность без нарушений установленных требований, то государство разрешает ему осуществлять данный вид деятельности, а если имеются нарушения, то государство накладывает ограничения на осуществление данного вида деятельности вплоть до полного запрета путем отзыва лицензии.

    Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Речь идёт оФедеральном законе от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ, последние изменения в который были внесены 31декабря 2005 года.

    В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», аудиторская деятельность входит в перечень лицензируемых. Но необходимо отметить, что вопрос отмены обязательного лицензирования аудиторской деятельности решается давно, и решён он положительно. Согласно п. 5.1. Закона о лицензировании, с 1 июля 2006 года лицензирование аудиторской деятельности прекращается.

    В курсовой работе так же рассмотрен порядок получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности.

    В заключение хочется отметить, что как показали проведённые исследования, институт аудиторской деятельности в России только начинает формироваться, используя при этом опыт развитых зарубежных стран. Многие вопросы остаются спорными, в число таких вопросов и входит вопрос о необходимости лицензирования данного вида деятельности, который, в принципе, уже решён.

    Любой аудитор для занятия аудиторской деятельностью должен получить аттестат аудитора. Система получения данного аттестата, а также контроль за аудиторской деятельностью через эту систему напоминает порядок лицензирования и контроля через лицензию. Аудитора так же может быть лишён аттестата, аттестат может быть приостановлен и др.Именно поэтому, институт лицензирования аудиторской деятельности – это не нужное дублирование контрольных функций со стороны государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об аудиторской деятельности. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ. // Справочная правовая система«Гарант».

2. О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 8 августа 2001 г.N 128-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант».

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 // Справочная правовая система «Гарант».

4. Акчурина Е.В., Солодко Л.П. Бухгалтерский финансовый учет. – М.:Экзамен, 2004.

5. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: ДИС,2004.

6. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учёта. – М., 1998.

7. Аудит. Учебник. – М.:Юнити-Дана, Аудит, 2003.

8. Борисов А.Н. Об аудиторской деятельности: Комментарий к федеральному закону. Постатейный. – М.: Юстицинформ, 2005.

9. Гущин А.В. Лицензирование в российской Федерации: Правовые и организационные основы. – М., 2004.

10. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита. – М.: Сирин, 2002.

11. Ковалёв В.В. Финансовый учёт и анализ: Концептуальные основы.– М.: Финансы и статистика, 2004.

12. Ковалев В.В., Волков О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004.

13. Курноскина О.Г. Лицензирование отдельных видов деятельности. Вопросы и ответы. – М.: ПрессЮрЛи, 2005.

14. Международные стандарты аудита. – М.: ФБК-Пресс, 2004

15. Мельничук Г.В. Лицензирование предпринимательской деятельности. – М.: Кадис,2003.

16. Миронов В.Ф. Федеральное законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности: Нормативные акты и комментарии. – М.: Норма, 2001.

17. Никитин Ю.М. Комментарий к Закону об аудиторской деятельности. – М.: Бератор-Пресс, 2002.

18. Просветов Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Задачи и решения. – М.: РДЛ, 2005.

19. Ремизов Н.А. Правила (стандарты)аудиторской деятельности. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2001.

20. Сборник законодательных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в России./Сост. Смирнова Е.А. – М.: Термика-М, 2006.

21. Суглобов А.Е.Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. – М.: Экономистъ,2005.

22. Ткач А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». – М.: Юстицинформ, 2003.



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
Порядок лицензирования аудиторской деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок лицензирования аудиторской деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)