Пищеварение в толстом кишечнике.
Основной функцией толстого кишечника является: 1) всасывание воды 2) формирование каловых масс Всасывание питательных веществ незначительно. Секрет слизистой толстого кишечника имеет щелочную реакцию. В секрете обнаруживается значительное количество отторгнутых клеток эпителия, лимфоцитов, слизи, содержится небольшое количество ферментов (липаза, амилоза и т.д.) т.к. в этот отдел поступает мало не переваренных пищевых масс. Существенная роль в процессе пищеварения принадлежит микрофлоре – кишечной палочке и бактериям молочнокислого брожения. Бактерии выполняют для организма, как полезную функцию, так и отрицательную. Положительная роль бактерий: 1. Бактерии молочнокислого брожения образуют молочную кислоту, которая обладает антисептическим свойством. 2. Синтезируют витамины группы В и витамин К. 3. Инактивируют (подавляют) действие ферментов. 4. Подавляют размножение патогенных микробов. Отрицательная роль бактерий:Образуют эндотоксины. 1. Вызывают брожение и гнилостные процессы с образованием ядовитых веществ. 2. При изменении бактерий в количественном и видовом соотношении может возникнуть заболевание – дисбактериоз. Регуляция пищеварения. Пищевой центр – это сложное образование, которое локализуется в продолговато мозге, гипоталамусе и коре головного мозга. В продолговатом мозге располагается пищевой центр, регулирующий отделение соков (желудочного, кишечного и поджелудочного) и ядра ЧМН 5, 7, 9 и 10 пар. По этим нервам импульсы передаются в височную долю коры больших полушарий, где находится вкусовой и обонятельный анализаторы. Большая роль принадлежит ядрам гипоталамуса: медиальные ядра – это «центры насыщения», а латеральные ядра – это «центр питания». Пищевой центр регулирует моторную, секреторную и всасывательную функцию желудочно-кишечного тракта, обеспечивает возникновение таких ощущений как голод, аппетит, чувство сытости и жажды. Обмен белков, жиров и углеводов. Обмен веществ и энергии – это совокупность химических и физических превращений, происходящих в живом организме и обеспечивающих его жизнедеятельность. Энергия, освобождаемая в процессе обмена веществ необходима для совершения работы, развития и обеспечения структуры и функций всех клеточных элементов. Обмен веществ и энергии тесно связаны. Обмен веществ складывается из ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция или анаболизм – это усвоение поступающих в организм веществ. При этом процессе энергия расходуется. В процессе ассимиляции образуются сложные органические вещества, входящие в состав клеток и межклеточных структур организма. Диссимиляция – или катаболизм – это процесс распада веществ, протекающих с освобождением энергии. При диссимиляции сложные органические вещества расщепляются до конечных продуктов: углекислого газа, воды, аммиака, мочевины. В детском возрасте, когда происходит рост организма преобладает процесс ассимиляции. Во взрослом организме устанавливается относительное равновесие между двумя процессами. В старческом возрасте преобладает диссимиляция. Нарушение нормальных соотношений между этими процессами наблюдается при болезнях. В обмене веществ принимают участие белки, углеводы и жиры, а так же соли и вода, витамины. В живом организме обмен одного вещества, например, белка, связан с обменом других веществ. Выделяют 3 этапа обмена веществ. 1. Подготовительный – от поступления питательных веществ в пищеварительный канал до всасывания продуктов расщепления в кровь и лимфу. 2. Транспорт питательных веществ в клетки организма. 3. Выделение конечных продуктов распада органами выделения. Рассмотрим обмен каждого вещества. Обмен белков. Белки или протеины – это высокомолекулярные соединения, построенные из аминокислот. В своем составе они содержат азот. Они, принятые в составе пищи, в пищеварительном канале под воздействием ферментов желудочного, поджелудочного и кишечного соков расщепляются на аминокислоты, которые в тонком кишечнике всасываются в кровь. В клетках органов и тканей из аминокислот синтезируются белки, свойственные человеку. Белки синтезируются в рибосомах и управляет их синтезом ДНК через РНК. Функции белков. 1. Структурная (пластическая) – для построения различных клеточных структур, входят также в состав ферментов, гормонов и других веществ. 2. Ускоряют биохимические реакции в организме. 3. Защитная – участвуют в образовании иммунных тел (антител) при поступлении в организм чужеродного белка. Белки также связывают токсины и яды, обеспечивают свертывание крови. 4. Транспортная – белки принимают участие в переносе многих веществ например О2 и СО2 5. Энергетиче6ская роль – обеспечение энергией всех жизненных процессов. Конечными продуктами распада белка в организме является Н2О, СО2 и азотосодержащие вещества: аммиак, мочевая кислота. Аммиак являющийся вредным веществом, в печени превращается в мочевину. Продукты распада белков выводятся из организма наружу через органы выделения. Белки в организме в запас не откладываются. У взрослого человека в органах и тканях они синтезируются только в таком количестве, какое необходимо для их возобновления. В детском возрасте в связи с ростом организма синтез белков превышает распад. Белки не могут быть заменены другими пищевыми веществами, а сами могут замещать собой жиры и углеводы. В пищевых продуктах, которые использует человек содержится до 20 аминокислот. Некоторые аминокислоты не могут синтезироваться в организме человека и должны обязательно поступать с пищей в готовом виде – их называют незаменимыми или жизненно необходимыми – это валин, метонин, лейцин и т.д. Их 8. Недостаток незаменимых аминокислот в пище приводит к белковым нарушениям. Белки, содержащие весь необходимый набор аминокислот, называют биологически полноценными. Наиболее высока биологическая ценность белков молока, яиц, рыбы, мяса. Биологически неполноценными называют белки, в составе которых отсутствует хотя бы одна аминокислота, которая не может быть синтезирована в организме (белки кукурузы, пшеницы, ячменя). При отсутствии полноценного белкового питания тормозится рост, нарушается формирование скелета. Об обмене белков в организме можно судить по обмену азота. В белках содержится до 16 % азота. Азот пищи полностью организмом не усваивается. О распавшемся белке в организме судят по содержанию азота в моче (определив содержание азота в моче умножают на 6,25 – узнают количество распавшегося белка в организме). Состояние, когда количество выведенного азота ровно количеству введенного называется азотистым равновесием. У взрослого здорового человека в нормальных условиях наблюдается азотистое равновесие. При тяжелых заболеваниях и при голодании наблюдается отрицательный азотистый баланс – выводится больше азота, чем поступает. В детском возрасте наблюдается положительный азотистый баланс – количество введенного азота превышает количество выведенного. Это связанно с усиленным ростом и синтез белков превышает их распад. Суточная потребность в белках среднем 100-120 гр. – она зависит от возраста, профессии и других факторов. Обмен углеводов. Сложные углеводы, поступающие в составе пищи, подвергаются в пищеварительном канале воздействию слюны, поджелудочного и кишечного соков. В результате расщепления образуется три простых сахара т.е. моносахаридов – глюкоза, фруктоза и галактоза. В тонком кишечнике они всасываются в кровь и поступают в печень, где фруктоза и галактоза превращаются в глюкозу, а глюкоза сначала подвергается окислению или накапливается в виде гликогена. В печени накапливаются до 70-80 гр. гликогена, он является запасным материалом и по мере надобности превращаются снова в глюкозу. Глюкоза служит основным источником энергии для всех клеток, и ее содержание в крови относительно постоянно. При ее снижении в крови (гипогликемия), первым начинает страдать головной мозг, т.к. его клетки и не способны запасать глюкозу. Это приводит к изменению обменных процессов в нервной ткани и нарушению функции мозга: наблюдается судороги, потеря сознания, мышечная слабость. Кроме клеток печени накапливать глюкозу в виде гликогена могут и мышечные клетки. Но гликоген мышц является резервным горючим и расходуется только для мышечной работы, но не может быть использован для регулирования уровня глюкозы в крови. Суточная потребность в углеводах 450-500 гр. Основная функция углеводов энергетическая, они являются главными источниками энергии. При недостаточном поступлении углеводов с пищей они могут образовываться из белков и жиров. При избыточном поступлении углеводов с пищей они превращаются в жиры и и откладываются в жировом депо (подкожная клетчатка, сальник и др.). Конечные продукты распада углеводов: Н2О и СО2. Обмен жиров. В пищеварительном канале жиры пищи под воздействием ферментов желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи расщепляются на глицерин и жирные кислоты. В слизистой тонкого кишечника они всасываются и превращаются в специфические для человека жиры, которые поступают в лимфу. Затем вместе с лимфой они попадают в кровь и разносятся по всему организму. В организме человека имеются 3 группы жиров: 1. нейтральные жиры; 2. сложные липиды; 3. стероиды.
Функции жиров. 1. Пластическая – жиры идут на построение различных клеточных структур (оболочки клетки, митохондрии). 2. Энергетическая – при окислении (расщеплении) жиров освобождается энергия. 3. Они являются носителями жирорастворимых витаминов. 4. Некоторые ненасыщенные жирные кислоты играют роль в предупреждении атеросклероза. 5. Защитная – накапливаясь в п/к клетчатке, предохраняют организм от усиленной отдачи тепла, обеспечивает механическую защиту внутренних органов. Суточная потребность в жирах для взрослого человека в среднем 70-80 гр. Конечные продукты распада жиров Н2О и СО2. Жиры могут образоваться в организме из белков и углеводов, если же поступают в недостаточном количестве. Полное исключение жиров из пищевого рациона приводит к тяжелейшим расстройствам здоровья. Это связано с тем, что в пищевых жирах содержатся полиненасыщенные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая) и т.д. которые не могут синтезироваться в организме и должны поступать в пищей, их называют незаменимыми жирными кислотами.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |