Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Итоги и оценка эффективности приватизации в РФ.



2019-12-29 441 Обсуждений (0)
Итоги и оценка эффективности приватизации в РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В сентябре 1999 г. Правительством Российской Федерации был принят программный документ нового периода приватизации – Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (далее – Концепция) [25].

Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с Концепцией должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народно–хозяйственного комплекса в целом.

Среди других новаций, изложенных в Концепции, – дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности, расширение инструментария приватизации; принятие приватизационных решений на основе представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключение договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства; проведение коммерческих конкурсов с социальными условиями; определение целесообразности создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления, и др.

В целом в течение 2002-2003 годов были разработаны детальные механизмы и процедуры реализации для шести способов приватизации из десяти, указанных в новом Законе о приватизации. Для оставшихся четырех способов приватизации нормативная база, конкретизирующая процедуры их применения, на момент проведения экспертно-аналитического мероприятия отсутствовала. Причем, по оценкам экспертов, именно эти способы приватизации являются потенциально наиболее заманчивыми для различных групп интересов с точки зрения организации их лоббирования: продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций ОАО (посредством выпуска и размещения депозитарных расписок); продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО; продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.

В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

По данным Госкомстата России, к середине 1992 г. структура собственности (по составу и объему активов) была следующей: 349381 государственное и муниципальное предприятие с полной балансовой стоимостью более 35,6 млрд рублей; 80809 федеральных объединений, организаций, предприятий и учреждений со стоимостью основных фондов более 24,1 млрд рублей.

Распределение государственных и муниципальных предприятий по условиям приватизации было следующим: 25% активов запрещены к приватизации, для приватизации более 53% активов необходимо было решение государственных органов разного уровня, при этом более 50% государственных предприятий относилось к категории запрещенных к приватизации.

По данным Госскомстата России, за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993-1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5% от общего количества предприятий, приватизированных в 1993-2003 годах.

Согласно отчету Госкомимущества России за 2006 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 2008 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В 2006 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция»).

Количественная динамика приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий (объектов) в 90-х годах изображена на рис.2.

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации отражена в таблицах 7 и 8.

Таблица 7. Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг [34]

  1993 1994 1995 1996 1997
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего 42924 21905 10152 4997 2743
в том числе по формам собственности:          
федеральная 7063 5685 1875 928 374
субъектов Российской Федерации 9521 5112 1317 715 548
муниципальная 26340 11108 6960 3354 1821
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: 100 100 100 100 100
акционирование 31,1 44,8 27,7 22,5 18,1
продажа на аукционах 6,3 4,4 4,2 3,9 5,5
коммерческий конкурс 30,4 24,0 15,9 8,9 9,6
инвестиционный конкурс 1,3 1,2 1,1 0,7 0,5
выкуп арендованного имущества 29,5 20,8 29,8 32,1 14,6
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов 0,4 1,5 4,2 5,7 9,1
продажа недвижимости - - 15,4 22,9 38,5
продажа земли - - 0,6 1,5 2,6
прочие 1,0 3,3 1,1 1,8 1,5

 

 

Таблица 8. Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1998-2002 гг [34]

  1998 1999 2000 2001 2002
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего 2129 1536 2274 2287 2557
в том числе по формам собственности          
федеральная 264 104 170 125 86
субъектов Российской Федерации 321 298 274 231 226
муниципальная 1544 1134 1830 1931 2245
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах: 100 100 100 100 100
продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе 76,1 74,6 73,0 73,9 61,4
из нее продажа:          
имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий 6,0 5,2 5,0 3,6 1,8
недвижимости 47,6 47,7 56,7 59,1 47,4
земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий 4,0 2,3 3,4 4,9 7,2
Выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду:          
арендатором в соответствии с договором об аренде 6,8 8,3 18,0 20,0 32,9
посредством преобразования в открытое акционерное общество с правом первоочередного приобретения акций арендатором 0,3 - - - -
Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации:          
работникам общества 9,6 12,0 3,7 3,2 3,4
на специализированном аукционе 1,6 1,9 2,0 0,4 0,0
на аукционе и коммерческом конкурсе 4,6 2,2 2,8 1,3 0,8
Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности 0,9 0,7 0,3     0,5 0,6
Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ 0,1 0,3 0,1 0,7 0,8
Отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций - - 0,1 - 0,1

 

Процесс приватизации проходил различно в отдельных отраслях экономики. Данные представлены в таблице 9.

Таблица 9

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества в российской федерации по отдельным отраслям экономики
(в % от общего числа приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов) [35]

 

  1993 1995 1997 1999 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе по отраслям:                    
промышленность 28,1 20,6 17,3 13,3 10,8 9,1 7,0 5,4 5,4 19,3
из нее топливная 0,1 1,0 0,6 0,3 0,2 - 0,2 - - -
сельское хозяйство 1,6 1,9 2,2 1,6 2,3 2,9 0,4 1,0 0,7 12,4
строительство 8,9 9,3 10,2 6,8 4,9 4,1 4,3 2,8 2,4 11,8
транспорт и связь 3,0 3,0 3,5 2,1 2,4 2,3 1,5 1,9 1,3 6,2
торговля 33,4 32,1 29,1 27,3 22,6 21,4 16,9 15,7 18,4 23,7
общественное питание 6,6 5,8 4,4 4,7 3,3 2,1 1,5 1,6 1,9 0,9
жилищно-коммунальное хозяйство ... 6,1 7,5 13,6 14,5 11,0 11,0 9,3 8,9 2,8
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение ... 0,8 1,2 1,4 1,1 1,3 0,9 1,3 1,3 1,4
образование ... 0,5 0,6 1,3 0,9 0,9 0,9 1,2 0,9 0,5
культура и искусство ... 0,7 1,4 1,0 1,0 0,8 0,9 1,0 1,2 0,5
наука и научное обслуживание ... 1,8 2,2 1,2 0,9 0,5 0,6 0,4 0,6 4,6
непроизводственные виды бытового обслуживания населения ... 4,3 2,9 3,5 4,2 2,4 2,3 1,7 2,2 2,1
другие отрасли 18,4 13,1 17,5 22,2 31,1 41,2 51,8 56,7 54,8 13,8
Из всего приватизированного государственного и муниципального имущества – имущество отрасли "Бытовое обслуживание населения" (производственные и непроизводственные виды) 17,0 12,1 7,5 7,1 7,4 5,1 4,5 3,6 3,7 6,9

 

.

Процессы приватизации 1993-2008 гг. сопровождались изменением структуры занятости населения. Наблюдается увеличение доли населения, занятого в частном секторе экономики в указанный период [35].

Но, как уже неоднократно отмечалось, между количественными «успехами» разгосударствления собственности и качественными изменениями в экономике не существует прямой зависимости. Напротив, массовая распродажа государственных активов в отсутствие должных правовых и институциональных условий привели к замедлению процесса формирования эффективных собственников и не стали инструментом содействия реструктуризации и модернизации экономики.

Более того, в результате приватизации в России, по оценкам экспертов Мирового банка, в настоящее время существует один из самых высоких в мире уровень концентрации частной собственности. То есть сложилась ситуация, тормозящая процессы достижения конкурентоспособности российской экономики. Формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития и опорой политической стабильности, не состоялось и было отодвинуто на неопределенное время [34].

Чтобы определить динамику приватизации последних лет в РФ, обратимся к статистическим данным об объеме полученных средств:

Таблица 10

Поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества и их распределение [28, с.358]

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 3815,6 41608,9 16756,5 22857,3 88673,2 90143,1 87462,6 93606,9 109076,9 74122,2
в том числе находившегося в собственности:                    
федеральной 1994,4 37927,5 12771,6 14719,0 72542,5 67919,1 34875,2 19211,7 17752,7 6686,9
субъектов Российской Федерации 354,1 2198,8 1886,5 4443,9 10295,4 13798,0 36597,4 41184,3 38003,4 23457,4
муниципальной 1467,1 1482,6 2098,4 3694,4 5835,3 8426,0 15990,0 33210,9 53320,8 43977,9
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 3569,8 41215,8 15404,9 23139,1 89007,3 88832,4 87268,3 90751,7 109402,0 73943,2
из них:                    
в федеральный бюджет 1140,2 31324,0 9943,4 13412,7 70799,6 65569,4 34177,5 18802,2 18057,7 6648,3
в бюджеты субъектов Российской Федерации 523,6 5274,1 2641,5 3854,6 7984,4 12400,8 34845,6 36236,1 37701,1 23735,6
в муниципальные бюджеты 960,6 1408,4 2061,8 3430,9 5373,2 7729,4 14945,7 32186,6 51679,8 43174,0

 

Можно сделать вывод о том, что объемы поступлений в последние несколько лет имеет тенденцию к снижению. В доказательство можно привести данные и  о количестве приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий

Таблица 11

Приватизация имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по формам собственности и способам приватизации в 2003-2008 гг.[28, с 356]

 

  2003 2004 2005 2006 2007 2008
Число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий - всего 434 502 491 444 302 260
в том числе по формам собственности:            
федеральная 161 121 112 98 73 26
субъектов Российской Федерации 152 246 226 254 115 135
муниципальная 121 135 153 92 114 99
Начальная цена (цена первоначального предложения), млн.руб. 106,9 100,9 182,8 157,1 113,4 164,3
Цена сделки приватизации (рыночная стоимость), млн.руб. 762,3 290,6 200,4 209,8 153,1 162,9
Структура приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по способам приватизации, в процентах к итогу: 100 100 100 100 100 100
преобразование унитарных предприятий в открытые акционерные общества 72,3 82,5 80,7 86,9 84,1 86,5
продажа имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий 26,5 17,5 19,1 13,1 15,9 13,5
в том числе:            
на аукционах 10,8 9,5 10,4 7,3 6,6 5,4
на конкурсах 14,8 4,0 7,7 5,4 8,0 7,3
посредством публичного предложения 0,9 3,2 1,0 0,2 1,0 0,8
без объявления цены - 0,8 - 0,2 0,3 -
продажа имущества по заключенному ранее договору аренды с правом выкупа 1,2 - 0,2 - - -

 

Таким образом, число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий постепенно уменьшается.

Снижается и число приватизированных жилых помещений:

Таблица 12

Приватизация жилищного фонда [28, с. 360]

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Всего с нач.приватизации по 1 янв2009
Число приватизированных жилых помещений, тыс. 1529 922 1302 1395 897 1408 1822 1624 788 699 26442
Их общая площадь, млн. м2 72 42 62 68 42 69 89 78 36 31 1306
Удельный вес приватизированных жилых помещений в общем числе жилых помещений, подлежащих приватизации, проценты 6 4 6 7 5 8 11 11 6 5 70

 

 

Чтобы дать оценку эффективности проведенной приватизации в РФ необходимо проанализировать ситуацию по трем составляющим:

1. Реализация целей и задач приватизации.

2. Стоимостная оценка результатов приватизации.

3. Социальные последствия приватизации.

 

1.ы Реализация целей и задач приватизации.

Принимая решение о начале массовой приватизации, органы власти руководствовались аргументами, вытекающими из тогдашнего понимания причин и возможных путей преодоления социально-экономического кризиса начала 90-х годов.

В частности, предполагалось, что приватизация должна была стать инструментом для решения целого ряда актуальных задач:

- формирования слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;

- повышения эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

- социальной защиты населения и развития объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

- содействия процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;

- создания конкурентной среды и содействия демонополизации народного хозяйства;

- привлечения иностранных инвестиций.

Однако реальные, прагматические цели, преследуемыми органами исполнительной власти и собственниками предприятий в ходе реализации конкретных сделок, нередко расходились с официально продекларированными долгосрочными, стратегическими целями приватизации. Отсутствие же полноценной правовой и институциональной базы, а также эффективного внешнего государственного контроля за ходом приватизации на протяжении практических всего периода 90-х годов делало практически невозможным оперативную корректировку действий органов исполнительной власти.

Непрозрачность действий федеральных органов исполнительной власти на протяжении всего периода приватизации и отсутствие эффективной системы внешнего государственного финансового контроля в сфере приватизации затрудняют возможность адекватно оценивать целесообразность продажи того или иного государственного актива. Тем не менее можно сделать вывод о том, что на первом, чековом этапе приватизации (до 1994 г.) основной прагматической задачей органов власти было создание широкого круга собственников, в основном мелких акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности. Массовая приватизация была также попыткой (не слишком удачной) остановить и ввести в формально-правовые рамки стихийный номенклатурно-бюрократический передел собственности, активно развернувшийся с конца 80-х годов.

 

Начиная с 1994 г. «истинной» целью приватизации стало получение доходов в бюджет. Однако эта задача в целом решалась недостаточно эффективно, поскольку недооценка, а порой и намеренное занижение стоимости продаваемых активов в сочетании с незначительным превышением итоговой цены над стартовой ценой приводили к недополучению средств от приватизации в бюджеты всех уровней.

В то же время задача максимизации прибыли государственного бюджета теряет актуальность после 2000 г., когда были преодолены проблемы с бюджетным дефицитом. Однако анализ современного этапа показывает, что федеральные органы исполнительной власти действуют в прежней парадигме, тогда как более целесообразным выглядит перенос акцента на привлечение инвестиций – то есть на решение задач модернизации российской экономики.

 

Приватизационные процессы, развивавшиеся в постприватизационный период, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации. В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» – работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов[137]. Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов – миноритарных акционеров.

В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале. В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За период с 1992 по 2002 год общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц.[анализ этой палаты]

Таким образом, приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов,  способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр. В итоге были реализованы следующие задачи приватизации: осуществление перехода к реальному многообразию форм собственности,  пополнение доходной части бюджетов.

Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были. недостаточная подготовленность правовых и институциональных основ приватизации и трансформации отношений собственности в целом не позволила на том этапе добиться решения многих из поставленных стратегических задач (формирование эффективного собственника, развитие частной инициативы как одного из факторов преодоления кризиса в экономике, повышение эффективности деятельности предприятий и др.).

2. Стоимостная оценка результатов приватизации.

Анализ динамики поступления в федеральный бюджет средств от приватизации государственной собственности в период массовой приватизации 1992–1996 годов и далее показывает, что задания по поступлению в республиканские, федеральные бюджеты доходов от приватизации объектов государственной собственности устанавливались начиная с 1992 года. Бюджетные задания и фактическое поступление средств от приватизации федеральной государственной собственности в республиканские и федеральные бюджеты в период 1993–2003 годов представлены в таблице

таблица

 

В целом выполнение бюджетных заданий 1993–2003 гг. составило 97,1%. При исключении из итоговой суммы фактического поступления доходов от приватизации суммы, поступившей в 1999 году (в связи с отсутствием установленного бюджетного задания на 1999 год), показатель исполнения бюджета по данному виду доходов снизится до 92,8%. 

 

Анализ бюджетных заданий и их фактического исполнения по годам показал, что исполнение бюджетных заданий колеблется от 6,7% в 1996 году до 447,6% в 1997 году.

 

При этом в половине случаев годовые задания не были выполнены: в 1994 году выполнение составило 90,7%, в 1995 году – 45,8%, в 1996 году – 93,3%, в 2001 году – 51,0% и в 2002 году – 62,3%; а четыре раза, напротив, значительно перевыполнялись: в 1993 году – на 22,6%, в 1997 году – в 4,5 раза, в 1998 году – почти в 2 раза и в 2000 году – в 1,5 раза. В 2003 году фактическое поступление доходов от приватизации составило 101,5% бюджетного задания.

 

Финансовые показатели, характеризующие поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества и их распределение между бюджетами различных уровней, отражены в таблице:

 

Таблица Поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества и их распределение [28, с.358]

 

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 3815,6 41608,9 16756,5 22857,3 88673,2 90143,1 87462,6 93606,9 109076,9 74122,2
в том числе находившегося в собственности:                    
федеральной 1994,4 37927,5 12771,6 14719,0 72542,5 67919,1 34875,2 19211,7 17752,7 6686,9
субъектов Российской Федерации 354,1 2198,8 1886,5 4443,9 10295,4 13798,0 36597,4 41184,3 38003,4 23457,4
муниципальной 1467,1 1482,6 2098,4 3694,4 5835,3 8426,0 15990,0 33210,9 53320,8 43977,9
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего 3569,8 41215,8 15404,9 23139,1 89007,3 88832,4 87268,3 90751,7 109402,0 73943,2
из них:                    
в федеральный бюджет 1140,2 31324,0 9943,4 13412,7 70799,6 65569,4 34177,5 18802,2 18057,7 6648,3
в бюджеты субъектов Российской Федерации 523,6 5274,1 2641,5 3854,6 7984,4 12400,8 34845,6 36236,1 37701,1 23735,6
в муниципальные бюджеты 960,6 1408,4 2061,8 3430,9 5373,2 7729,4 14945,7 32186,6 51679,8 43174,0

 

Можно сделать вывод о том, что объемы поступлений в последние несколько лет имеет тенденцию к снижению. В доказательство можно привести данные и о количестве приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий

Таблица 11

Приватизация имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по формам собственности и способам приватизации в 2003-2008 гг.[28, с 356]

 

  2003 2004 2005 2006 2007 2008
Число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий - всего 434 502 491 444 302 260
в том числе по формам собственности:            
федеральная 161 121 112 98 73 26
субъектов Российской Федерации 152 246 226 254 115 135
муниципальная 121 135 153 92 114 99
Начальная цена (цена первоначального предложения), млн.руб. 106,9 100,9 182,8 157,1 113,4 164,3
Цена сделки приватизации (рыночная стоимость), млн.руб. 762,3 290,6 200,4 209,8 153,1 162,9
Структура приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по способам приватизации, в процентах к итогу: 100 100 100 100 100 100
преобразование унитарных предприятий в открытые акционерные общества 72,3 82,5 80,7 86,9 84,1 86,5
продажа имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий 26,5 17,5 19,1 13,1 15,9 13,5
в том числе:            
на аукционах 10,8 9,5 10,4 7,3 6,6 5,4
на конкурсах 14,8 4,0 7,7 5,4 8,0 7,3
посредством публичного предложения 0,9 3,2 1,0 0,2 1,0 0,8
без объявления цены - 0,8 - 0,2 0,3 -
продажа имущества по заключенному ранее договору аренды с правом выкупа 1,2 - 0,2 - - -

 

Таким образом, число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий в последнее время постепенно уменьшается.

 

В качестве краткого итога можно отметить, что особенности и проблемы каждого этапа приватизации объектов федеральной государственной собственности отражались на динамике поступления в федеральный бюджет доходов от их приватизации (рис)

 

Так, например, начиная с 1996 г. органы исполнительной власти решали задачу максимизации доходов от продажи государственной собственности. Это привело к реальному увеличению доли поступлений от приватизации в общих доходах федерального бюджета.

 

Однако в целом продажи государственной собственности, как указывалось выше, не были достаточно эффективными с финансовой точки зрения. Они не привели к значительному увеличению доходов федерального бюджета и расширению налогооблагаемой базы. Характерной особенностью приватизации явилось занижение стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество. В ходе приватизации применялась методика оценки, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка фактически вообще не пров



2019-12-29 441 Обсуждений (0)
Итоги и оценка эффективности приватизации в РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Итоги и оценка эффективности приватизации в РФ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)