Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проведение кластеризации региона/отрасли и построение



2019-12-29 460 Обсуждений (0)
Проведение кластеризации региона/отрасли и построение 0.00 из 5.00 0 оценок




Карты всего кластера

Кластеризацию региона мы проводить исходя из следующих соображений:

1. Подкластеры выделяем исходя из вида деятельности субъекта хозяйствования.

2. Выделяемые подкластеры должны удовлетворять всем характерным признакам кластера: однородность, наличие кооперационных связей и синергетического эффекта.

3. Выделенные подкластеры взаимодействуют друг с другом, образуя инновационную цепочку.

4. При необходимости выделяем подподкластеры, исходя из уровня деятельности (качества предоставляемых услуг).

5. Выделяемые подподкластеры также должны удовлетворять всем характерным признакам кластера: однородность, наличие кооперационных связей и синергетического эффекта.

Карта кластера представляет собой обобщение уже полученных результатов по кластеризации с указанием места и роли администраций кластера и подкластеров.

На данном рисунке показаны 4 подкластера: подкластер образовательных учреждений, подкласетр НИИ, подкластер предприятий малого и среднего бизнеса, подкластер промышленных предприятий. На практике подкластеры пересекаются, накладываются друг на друга и т.п., но для наглядности в данном пособие мы изобразили их изолированными друг от друга. При этом все 4 подкластера взаимодействуют друг с другом через свои администрации, а контролирует и направляет их деятельность администрация кластера. Также на карте, показано, что в каждом подкластере соседствуют несколько взаимодополняющих друг друга предприятий, организаций или учреждений (условные подподкластеры 1 и 2).

Постулаты формирования инновационных инфраструктурных элементов в региональных и (или) отраслевых кластерахНа основе изложенной выше методологии можно сформулировать следующие постулаты формирования инновационных инфраструктурных элементов в региональных и (или) отраслевых кластерах:

1. В регионе/отрасли присутствуют все предпосылки для формирования кластерной модели функционирования и инновационной деятельности субъектов хозяйствования, а именно создана инновационная среда, предполагающая обучение по вопросам инноватики, регулярное проведение региональных или областных конкурсов инновационных проектов, а также инфраструктурное сопровождение.

2. Взаимодействие между подкластерами осуществляется за счет 4-х администраций подкластеров под руководством администрации кластера.

3. Инновационные инфраструктурные элементы формируем двух типов:

- внешние (уровня администрации кластера), которые выбираем из уже известных во всем мире инфраструктур – технопарки, инкубаторы, промышленные зоны и т.п.

- внутренние (уровня администрации подкластера), которые формируем по принципу аутсерсинга – выноса из субъектов хозяйствования соответствующего подкластера общей для всех инновационной функции во внешнюю среду.

4. Внешние инновационные инфраструктурные элементы призваны соединить все выделенные подкластеры в инновационную цепочку, обеспечивающую эффективное функционирование субъектов хозяйствования кластера.

5. Внутренние инновационные инфраструктурные элементы призваны содействовать инновационно-проектному развитию предприятий, что приведет к развитию соответствующего подкластера в целом.

Инновационная деятельность в кластере. Согласно определению кластера, что это группа взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга, то весь кластер можно представить состоящим из подкластеров, а подкластеры, в свою очередь, могут состоять из подподкласетров. По данной классификации будем исходить из того, что в каждом кластере будь то региональный или отраслевой, можно выделить 4 подкластера по сферам деятельности, которые, взаимодействуя между собой, дополняют друг друга до единого целого, что, в конечном счете, способствует развитию, повышению конкурентоспособности всего кластера. Далее более подробно рассмотрим каждый из них.

1. Научно-исследовательские предприятия:

- Научно-исследовательские институты.

- Опытно-конструкторские предприятия.

- Проектно-конструкторские предприятия.

- Проектно-технологические предприятия.

2. Образовательные учреждения:

- Средние образовательные учреждения (школы, гимназии).

- Техникумы.

- Высшие образовательные учреждения.

3. Предприятия среднего и малого бизнеса.

4. Промышленные предприятия. Взаимодействие подкластеров между собой происходит за счет создания новых инновационных инфраструктурных элементов кластера. Для того чтобы проанализировать и выявить необходимость того, или иного инновационного элемента требуется четкая взаимосвязанная работа администраций подкластера и Администрации кластера в целом. Таким образом, примером инновационного инфраструктурного элемента кластера может служить:

- Технопарк – создается для установлений взаимосвязей между подкластером научно-исследовательских предприятий и подкластером малого и среднего бизнеса.

- Технико-внедренческая зона – создается для установления взаимосвязей между подкластерами промышленных предприятий и подкластером малого и среднего бизнеса.

- Инкубатор – связывает между собой все 4 подкластера. Выше указанные инновационные элементы относятся к внешним инфраструктурным образованиям, которые создаются на уровне кластера. В свою очередь на уровне подкластера также создаются инфраструктурные элементы, но уже носящие не инновационный характер, а принадлежащие к объектам финансово-хозяйственной деятельности. Примером финансово-хозяйственного объекта может служить создание сервисного центра на территории подкластера, что приводит к снижению затрат предприятий, повышению удовлетворенности потребителей. Все это в конечном итоге приводит к росту конкурентоспособности и выводит предприятия на более высокий уровень деятельности. Следует отметить, что выстраивать инновационную деятельность кластера в модель инновационной цепочки – это обязанность Администрации кластера (города, региона и т.д.).

Пример взаимодействия подкластеров через инновационно-инфраструктурные элементы кластера.Когда мы рассматривали модель функционирования регионального/отраслевого кластера, то речь шла о том, что взаимодействие между подкластерами обеспечивается через инновационно-инфраструктурные элементы кластера в целом. Рассмотрим в качестве примера взаимодействия между образовательным подкластером и подкластером научно-исследовательских предприятий. В качестве инновационного инфраструктурного элемента образовательного подкластера можно рассмотреть Инновационный Образовательный Центр (ИОЦ). Суть данного инфраструктурного элемента заключается в том, что ИОЦ сможет разрабатывать стратегию инновационного развития как отдельных учебных учреждений, так и всего образовательного подкластера (ВУЗов, Техникумов и т.д.) в целом. В его обязанности также будет входить подготовка высококвалифицированных специалистов в области инноваций. Причем, при подготовке специалистов ИОЦ должен учитывать: к какому подкластеру относится та или иная организация, которая организует переподготовку кадров. Т.е. ИОЦ должен учитывать специфику каждого из 4 подкластеров и для каждого из них подготовить такую программу, которая бы способствовала решению именно их задач (См. рис.6).

Тема кластеров в настоящее время находится в центре внимания руководителей органов государственной власти, аналитиков, и всех, кто всерьез интересуется проблемами региональных экономик и государственного управления. С одной стороны построение кластеров является центральным пунктом реализации проектной установки управления страной, введённой бывшим Президентом РФ В.В.Путиным в его идее национальных проектов, которая реализуется в данный момент его преемником нынешним Президентом РФ Д.А.Медведевым. С другой стороны, многие регионы начинают осознавать все преимущества кластерного подхода. В результате формирование и развитие кластеров из общей политики страны становится частью стратегии регионов.

Кластерный подход способен коренным образом изменить содержание региональной политики. В этом случае усилия администрации должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т. д. Автором данного исследования был изучен практический опыт реализации проектов по построению кластеров в регионах РФ, был сделан аналитический обзор по данной проблематике. Были проанализированы два ключевых федеральных округа – Центральный и Приволжский. Применение кластерного подхода характерно практически для каждого этих регионов. В результате контент–анализа вторичных источников информации выяснилось, что кластерный подход популярен и в Центральном федеральном округе и в Приволжском. По количеству реализованных и реализуемых проектов лидируют Курская, Тамбовская, Воронежская, Белгородская и Смоленская области. Все эти регионы относятся к Центральному федеральному округу. В Приволжском федеральном округе кластерный подход менее распространен. В связи с темой кластеров в данном округе чаще всего упоминаются Ульяновская, Оренбургская, Самарская область, Республика Татарстан. Был составлен своеобразный рейтинг наиболее популярных сфер, в которых реализуются проекты по формированию кластерных систем, как для Центрального, так и для Приволжского округа.

 

Таблица 7 Центральный федеральный округ

Сферы, в которых реализуются проекты по построению кластеров место
Тяжелая промышленность (машиностроение, энергетика, химическая) 1
Агропромышленный комплекс (включая с/х и производство продуктов питания) 2
Наукоёмкое производство 3
Строительство 4
Легкая промышленность 5
Туризм, банковская деятельность, транспорт, медицина 6

Таблица 8 Приволжский федеральный округ

Сферы, в которых реализуются проекты по построению кластеров место
Тяжелая промышленность (металлургия, энергетика, машиностроение) 1
Лесная промышленность 2
Туризм 3
Агропромышленный комплекс 4
Наукоёмкое производство 5
Нефтяная промышленность 6
Производство стройматериалов 7
Социальная сфера (медицина, образование) 8

 

Чаще всего объектами кластерной политики становятся те сферы, которые уже находятся на высоком уровне развития, либо играют значительную роль в экономике региона. Традиционно на территориях двух рассматриваемых округов ведется деятельность по созданию промышленных кластеров. В Центральном федеральном округе для развития сельского хозяйства кластерный подход применяется более активно, чем в Приволжском. Также в последнее время становится актуальным применение кластерного подхода и в социальной сфере, всё большее число проектов реализуется в сферах туризма и медицины. При анализе информации по регионам можно сделать вывод, что большая часть проектов находится на стадии разработки, планирования, либо на первоначальной стадии реализации. О каких – то ощутимых результатах говорить пока рано. Большинство проектов в силу специфики самого кластерного подхода рассчитаны на долгосрочную перспективу и являются частью стратегий социально-экономического развития регионов. На получение результата в краткосрочной перспективе нацелены разве что создатели ИТ – кластеров. Это может быть связано с тем, что специфика работы в данной сфере не требует больших затрат на основные фонды, а также данные кластеры создаются в крупных городах на базе существующих образовательных и научных центров. Основными проблемами при реализации проектов по созданию кластеров являются сложности в поиске финансирования и инвестиций, устаревшие и изношенные основные фонды, кадровая проблема. В некоторых регионах также наблюдается слабая проработка стратегии в части анализов приоритетов развития. Ключевыми точками роста выбираются практически все отрасли территории, что приводит к распылению сил, нехватке ресурсов на воплощение всех проектов в жизнь. Так как большая часть проектов затрагивает сферу промышленного производства, особенно остро встаёт проблема кадрового голода. В регионах наблюдается практически повсеместно нехватка квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. На большинстве промышленных предприятий задействованы сотрудники старшего поколения, кадровый состав практически не обновляется, отсутствует достаточный приток молодой рабочей силы. Для сельскохозяйственной отрасли данная проблема тоже достаточно актуальна и связана прежде всего с сокращением сельского населения в принципе. Однако, попытка решить кадровую проблему при помощи создания образовательного кластера в Казани потерпела неудачу. Представители бизнес-сообщества, руководители предприятий оказались не готовыми оплачивать подготовку кадров для своих производств полностью, как предполагалось инициаторами проекта. Можно сделать вывод, что успешная реализация проекта возможна только при учёте интересов и активном участии всех сторон – органов государственной власти, представителей бизнес-сообщества и некоммерческих организаций, населения региона. А это, в свою очередь предъявляет высокие требования к качеству разработки проектов, требуется соблюдение поэтапности их реализации. Для того, чтобы проект по созданию кластера стал успешным необходимо сделать качественную диагностику, оценить уровень социально-экономического развития региона, провести комплекс исследований. После завершения аналитических работ следует этап выработки стратегии формирования кластера, создания его модели и системы мер содействия развитию кластера. Далее следует формирование органа управления кластером. Несмотря на то, что многие кластеры уже имеют основу для своего развития, как материально-производственную, так и сложившиеся связи между основными предприятиями и их поставщиками, возникают проблемы, связанные с технологической отсталостью данных производств, низкой производительностью труда, устаревшим парком оборудования и т.д. Все регионы сталкиваются также с проблемой «продвижения» кластеров на внутренних и внешних рынках. Для успешной реализации проектов требуется информационная поддержка и формирование образа региональных, либо муниципальных властей как деловых партнеров для бизнеса. При продвижении серьезными преимуществами регионов является состояние системы правопорядка и обеспечения безопасности граждан и бизнеса, низкая степень бюрократизации, наличие ясной и понятной экономической политики, ее преемственность и принятие территориальной элитой. Одной из проблем при построении кластеров являются сложности с поиском финансирования. Для эффективного решения этого вопроса необходимо внедрение гибкой финансово-кредитной политики для стимулирования развития предприятий кластера. Другой способ решения данной проблемы – привлечение инвесторов, крупных зарубежных партнёров. Если говорить о реальной ситуации в регионах, участие зарубежных партнёров при реализации проектов не слишком высоко. Однако, существуют отдельные проекты к которым иностранные компании проявляют интерес. Например, заинтересованность в создании новых текстильно-промышленных производств в ивановском регионе проявили японская, индийская и индонезийская компании. К созданию химического кластера в Тамбовской области проявил интерес германский химический концерн «Хест». В Тульской области в построении Новомосковского экономического кластера планирует принять участие международная компания Procter & Gamble. При создании автомобильного кластера в Калужской области будут задействованы китайские партнёры. Для формирования кластера автокомпонентов в Ярославской области планируется привлечь в регион известных западных инвесторов-производителей шинной продукции. В Приволжском федеральном округе интерес зарубежных партнёров вызвали кластеры связанные с машиностроением, наукоёмкими производствами, пищевой промышленностью и производством стройматериалов. Основной тенденцией является то, что руководители исполнительной власти регионов осознают перспективность кластерного подхода как стратегии повышения конкурентноспобности региона. Зарубежный опыт, в частности опыт скандинвавских стран, позволяет утверждать, что кластерный подход способен вывести экономику региона на новый уровень развития. Несмотря на кризисные явления, интерес к кластерной политике со стороны руководителей органов государственной власти нашей страны остается на высоком уровне. Изучив практический опыт регионов РФ специалисты нашей компании пришли к выводу, что работа по созданию кластеров на территории нашей страны ведется достаточно хаотично и назрела потребность в обсуждении данной тематики. Если мы хотим в ближайшие 10 лет удвоить валовый региональный продукт, то нужно удвоить и темпы роста инвестиций. На экономическом Форуме «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики» правительство Самарской области и госкорпорация «Банк развития (ВЭБ)» подписали соглашение о намерении создать региональную госкорпорацию ОАО «Корпорация развития Самарской области». «Корпорация развития Самарской области» будет представлять собой ОАО с уставным капиталом около 4 млрд.рублей. Корпорация станет одним из основных инструментов реализации развития региона до 2020 года.[42] Самарская область стала первым регионом, где кластерная политика воплощается в реальные проекты. Отмечалось, что главной задачей кластерной политики власть видит поддержку инновационного бизнеса, развитие высокотехнологических производств и вовлечение в процесс малого и среднего бизнеса. Представители малого и среднего предпринимательства в рамках кластера могут интегрироваться в производственные цепочки крупных предприятий – становящихся опорной точкой того или иного кластера. За несколько последних лет новые финансовые институты, созданные для поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, основываясь на принципах частно-государственного партнерства, привлекли к финансированию бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла как банковские структуры, так и инвестиционные компании. Это качественно новый институт, аналогов которому нет ни в одном субъекте федерации. Цель создания корпорации заключается в том, что бы привлечь инвестиции в экономику области. Это единственный субъект федерации, где в концепции развития региона до 2020 года прописан не отраслевой, а кластерный подход. Сегодня кластерный подход рассматривается на федеральном уровне в качестве одного из инструментов интенсификации социально-экономического развития региональной экономики. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) отмечено, что формирование и развитие кластеров необходимо для перехода от малоэффективного выравнивания к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Тем не менее, специалисты подчеркивают, что реализация кластерной политики должна являться лишь частью комплексного подхода к социально-экономическому развитию региона, как к определенной форме развития межмуниципального сотрудничества. Целостность и сила российского государства основаны на единстве его многонационального народа. Это единство требует бережного отношения к национальной самобытности всех народов, объединивших свои территории и способы хозяйствования, культуры и традиции в рамках федерации. Принятие нормативных правовых актов об основах государственной региональной политики – необходимая мера, но она достигнет своей цели только при условии одновременного внесения соответствующих изменений в законодательство. Автор особо подчеркивает, что кластерная политика, может рассматриваться как стратегия регионального развития и укрепления федерализма в Российской Федерации.


Заключение

 

Одной из важнейших задач реформирования российского федерализма, решаемых в последние годы является совершенствование регионального развития страны. Отсутствие единой стратегии регионального развития рассматривается как планомерный этап регионализации федеративных отношений. Автором данного исследования проанализированы основные этапы развития субъекта федерации в процессе совершенствования федеративных отношений.

Данная работа является одним из комплексных исследований, посвященных анализу теоретических и практических аспектов развития субъектов РФ в системе федеративных отношений на современном этапе. Проведено исследование процесса развития федеративных отношений и региональной политики в Самарской области, посвященное анализу связи со становлением местного самоуправления и муниципальной власти.

Необходимо подчеркнуть, что новизной этого процесса выступает возникновение в данном субъекте федерации кластерного подхода к реализации приоритетных социально-экономических программ, что подтверждается анализом автора. Практическое воплощение инновационной кластерной политики как организационной структуры осуществилось именно в этом стратегически важном регионе. В работе автором даны авторские определения понятий «развитие системы межмуниципального сотрудничества». Исследования показали, что специфика становления региональных и территориальных проблем российского федерализма вызывает рождение новых форм сотрудничества и требует более глубокого исследования. Представляется необходимым на данном этапе глубже осмыслить роль субъекта федерации в процессе укрепления федеративного государства. Пока еще недостаточное внимание уделяется проблеме возникновения интегральной модели территориального развития.

Научной новизной работы является также анализ основных направлений и специфики реализации на практике реформы местного самоуправления в масштабах Самарской области и Приволжского Федерального округа. Автором предложен ряд рекомендаций, направленных на оптимизацию региональных основ федеративных отношений как на политико-правовом уровне, так и в практическом их применении. В этой работе автор дает анализ основных тенденций и перспектив развития регионального развития в условиях создания инновационных походов к построению моделей межмуниципального сотрудничества и реализации приоритетных социально-экономических программ на основе кластерной политики. В положениях, выносимых на защиту, автор формулирует основные предложения по развитию субъектов федерации на современном этапе.

1. Несмотря на масштабы осуществления государственной региональной политики, пока не удалось выйти на сбалансированную систему взаимоотношений центра, регионов и муниципалитетов. Одна из причин – недостаточное внимание со стороны органов государственной власти субъектов Федерации к мнению регионов при принятии решений по вопросам совместного ведения.

2. Эффективному государственному управлению способствует переход к среднесрочному бюджетному планированию, созданию крупных государственных корпораций в ряде секторов экономики, полное раскрытие ресурсного и хозяйственного потенциала каждого региона в целях достижения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности.

3. Формирование бюджетно-экономической политики в Приволжском Федеральном округе недостаточно конкретизируется, не носит целостного характера. Каждый субъект Федерации самостоятелен в рамках своих полномочий при формировании бюджетов разных уровней – регионального и муниципального.

4. Совершенствование организационных, финансовых и правовых основ местного самоуправления. Развитие межмуниципального и межрегионального взаимодействия становится значимым инструментом для укрепления горизонтальных социально-экономических связей в регионе и реализации основных принципов федерализма.

5. Территориальный аспект интеграции – неотъемлемая часть формирования стратегий и программ социально-экономического развития России, в первую очередь в инфраструктурных отраслях и естественных монополиях. В таком качестве региональная политика становится стержневым, системообразующим фактором стратегии социально-экономического развития России. В этих условиях новое значение приобретают межрегиональные связи.

6. Кластерная политика, реализуемая в субъектах Российской Федерации рассматривается как инновационный подход в развитии региона и укреплении Российского Федерализма.

Рассматривая финансовую политику субъекта Федерации, автор уточняет, что она должна разрабатываться с учетом специфических особенностей региона, проблем развития региона и путей их решения. Важно отметить, что прозрачность и предсказуемость межбюджетных отношений будет являться реальным стимулом к развитию структуры внутренних инвестиций, а так же основой к развитию «горизонтальных» социально-экономических связей, и развитию межбюджетных отношений. Особую роль в этом процессе начинают играть структуры местного самоуправления, и развитие межмуниципального сотрудничества.

Анализируя порядок взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, автор подчеркивает, что муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между уровнями власти. Более того, необходим новый Федеральный закон «О финансовых и экономических основах местного самоуправления».

В своей работе автор делает акцент на целесообразности развития межмуниципального и регионального сотрудничества, которое может существенно изменить систему взаимодействия и предлагает инновационную модель развития перспективных отраслей экономики. Программы социально-экономического развития Приволжского региона реализуются на основе кластерного подхода. Актуализируется роль кластерной политики в региональном развитии, в укреплении интеграционно-экономических основ российского федерализма.

Таким образом, автор приходит к выводу, что социально-экономическая интеграция субъектов РФ обеспечивает единство и целостность страны, реализуя основные принципы федерализма.

Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования особенностей развития субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений. Выводы, сделанные в работе, имеют теоретическое и практическое значение, могут быть учтены в практической деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, деятельности органов местного самоуправления, а также в подготовке и повышении квалификации работников органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе и руководящих кадров в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Диссертация подготовлена на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ряд проблем, нашедших отражение в диссертации, был вынесен для обсуждения на научно-практической конференции «Проблемы законодательного регулирования социально-экономического развития регионов и совершенствования межрегиональных связей в Поволжском регионе с целью обеспечения рационального сочетания общегосударственных и региональных интересов». Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ряд положений диссертации опубликованы в сборнике научных трудов кафедры за 2009 год.




2019-12-29 460 Обсуждений (0)
Проведение кластеризации региона/отрасли и построение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проведение кластеризации региона/отрасли и построение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)