ГЛАВА 3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ
3.1. Текучесть кадров и пути управления ею
Основная причина текучести – недовольство работников своим положением. В частности, речь идет о неудовлетворенности заработной платой, условиями и организацией труда; нерешенности социальных проблем; отдаленности работы от дома; отсутствии условий для отдыха, детских учреждений; неуважительном отношении со стороны руководства, неоправдавшихся притязаниях, неустойчивости служебного положения и невозможности сделать карьеру. Таким образом, текучесть кадров связана не только с социальной и бытовой неустроенностью, но и со сложностями самореализации или самоутверждения. В 85% случаях мотивом увольнения является несовместимость работника и организации в целом. Обстоятельства, обусловливающие текучесть кадров, могут быть полностью управляемыми (условия труда и быта), частично управляемыми (удовлетворенность коллективом, взаимоотношениями, формами мотивации) и неуправляемыми (природно-климатические факторы). Целенаправленно воздействуя на первые и вторые, можно существенно снизить текучесть. Для этого применяются различные мероприятия: технические (совершенствование техники и технологии, улучшающие условия труда); организационные (нахождение каждому работнику наиболее соответствующего ему места, поскольку, например, при ощущении невостребованнаости и перегруженности текучесть увеличивается); социально-психологические (предоставление дополнительных льгот и гарантий, улучшение внутреннего климата); культурно-бытовые (повышение уровня медицинского обслуживания). Замечено, что предварительный инструктаж снижает текучесть кадров, а ощущение невостребованности или перегруженности ее увеличивает. Снижает текучесть чувство, что человек может воздействовать на производственные процессы. Сотрудники добросовестнее и с большим внутренним желанием выполнят ту или иную работу, если сами в полной мере будут отвечать за нее, получат возможность довести ее до конца. Удовлетворенность приносит свобода в выборе темпа и очередности выполнения задания, возможность внесения в процесс своего, нового. Для управления процессами текучести кадров огромное значение имеет сбор и анализ информации о них. Считается целесообразным, в первую очередь, собирать сведения об общем числе уволившихся; уволившихся женщинах; лицах в возрастных категориях до 18 лет, 19-30 лет, старше 50 лет; о работниках с низкой и высокой квалификацией; со стажем работы менее 3 и более 10 лет; с профессиональным, высшим и средним специальным образованием. Исследованиями, например, установлено, что стремление перейти из одной организации в другую обратно пропорционально возрасту. Пик переходов заканчивается в 24-25 лет. Чаще меняют работу работники низшей квалификации, не имеющие перспектив, семьи, меньше зарабатывающие, далеко живущие. Сведения об уволившихся заносят обычно в книгу убытия, в которой делается запись о причине увольнения, и на специальные карточки. Последние могут содержать такие позиции, как дата рождения, пол, образование, год окончания учебного заведения, место работы, должность, квалификация, профессия, стаж в организации, кем поступил на предприятие, сколько раз менял профессию, сколько раз менял подразделение, причины увольнения. Подробное изучение текучести кадров осуществляется с помощью специальных обследований в двух напралвениях: 1) для создание общего портрета увольняющихся (на основе сведений о поле, возрасте, семейном положении, числе детей, общем и профессиональном образовании, стаже, тарифном разряде, инвалидности, заработной плате за последние несколько месяцев); 2) для изучения причин ухода, в качестве которых могут выступать неиспользование по специальности, неудовлетворенность условиями и режимом труда, заработком, невозможность учиться, плохие отношения с администрацией и с коллегами, рождение ребенка, отсутствие мест в детских учреждениях, длительность поездки. В крупных организациях данные о текучести целесообразно анализировать по профессиям, подразделениям, должностям, причинам, возрастным группам уволившихся. Углубленный анализ можно проводить раз в код, а количественную оценку по подразделениям – ежемесячно. Это позволяет уточнить причины и своевременно предусмотреть мероприятия по закреплению кадров (Приложение 1).
3.2. Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления
На основании вышеуказанных причин текучести кадров, разработаем ряд мероприятий по ее уменьшению и рассчитаем их экономическую эффективность. Описание ситуации. В отделе снабжения предприятия «РЕМЕКС» работает восемь человек. С целью повышения эффективности их труда, осуществления целенаправленной кадровой политики в области материального и морального стимулирования сотрудников, проведения аттестации, организации служебного продвижения и повышения квалификации предпринята оценка результатов труда и деловых качеств работников. Для этого используется интегральный коэффициент, комплексно учитывающий такие показатели, как профессиональные и личные качества, уровень квалификации, сложность работ и результаты труда. Исходные данные для расчета комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников отдела маркетинга приведены в табл.8 и методических указаниях к данной ситуации. Таблица 8 Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников отдела снабжения
Постановка задачи: 1. Оценить профессиональные и личные качества сотрудников отдела маркетинга. 2. Оценить уровень квалификации работников. 3. Оценить сложность выполняемых работ. 4. Оценить результаты труда. 5. Дать комплексную оценку результатов труда и деловых качеств работников отдела снабжения. 6. По итогам комплексной оценки разработать предложения по: а) премированию лучших сотрудников; б) изменению уровня должностного оклада; в) должностному продвижению работника; г) улучшению расстановки и рациональному использованию работников отдела; д) повышению квалификации сотрудников отдела (выбору форм и методов работы). Методические указания. Оценка деловых качеств работников основана на факторах, характеризующих: а) самого работника, обладающего определенными знаниями, навыками, способностями; б) вид и содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет; в) конкретные результаты его деятельности. Оценка производится на основе комплексного (интегрального) показателя ,который может быть получен путем объединения двух частных оценок. Первая определяет показатели, характеризующие работника, то есть степень развития профессиональных и личных качеств работника (П) и уровень квалификации (К), а также их количественные измерители; вторая – показатели, характеризующие выполняемую работу, то есть позволяет сопоставить результаты труда работников (Р) с учетом уровня сложности выполняемых ими функций (С). Комплексная оценка Д определяется по формуле: Д = ПК + РС Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения. При расчете комплексной оценки значение каждого элемента выражается в долях единицы. Решение: 1. Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (П). Для определения величины показателя П производится оценка степени проявления каждого из признаков (табл.9 и 10) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов. Каждый признак профессиональных и личных качеств (для руководителей – 5, для специалистов – 6) имеет три уровня (степени) проявление и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка равна 1, выше среднего – 1,25, ниже среднего – 0,75. Таблица 9 Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества руководителей
Оценка по всей совокупности признаков, определяющих профессиональные и личные качества работников (П), производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость, и рассчитывается по формуле: n П = Еаijxi i=i где i – порядковый номер признака (i =1,2, …п) (для руководителей n = 5, для специалистов n = 6); j – уровень (степень) проявления признака 0 = 1,2,3; аij - количественная мера признака у работника; xi - удельная значимость признака в общей оценке (в долях единицы). Таблица 10 Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества специалистов
Пример 1. Профессиональные и личные качества экономиста I категории Павлова А.И. характеризуют следующие уровни признаков (табл.100. 1-ый признак – 1,25; 2-ф признак – 1,0; 3-й признак – 1,25; 4-й признак – 1,0; 5-й признак – 1,0; 6-й признак – 0,75. По табл.8.3 определяются оценки, соответствующие уровня проявления признаков и учитывающие их удельную значимость. Сумма этих оценок составит общую оценку профессиональных и личных качеств оцениваемого работника – экономиста I категории Павлова А.И.: П = 0,42 + 0,17 +0,15 + 0,10 + 0,10 + 0,13 = 1,07. 2. Расчет оценки уровня квалификации работников (К). Для оценки К принимается единый набор признаков, относящихся ко всем категориям работников: уровень специального образования и стаж работы по специальности. По уровню образования все работники распределяются на две группы: I гр. – имеющие среднее специальное образование; II гр. – имеющие высшее или незаконченное высшее (IV – V курс вуза) образование. В соответствии с тем, в какую из указанных групп попадает работник, ему присваивается количественная оценка по этому признаку, величина которой составляет 1 или 2. В зависимости от стажа работы по специальности работники распределяются на четыре группы по каждому уровню образования (табл.11). Оценка уровня квалификации определяется по формуле: К = (ОБ + СТ)/З, где ОБ – оценка образования (ОБ = 1,2); СТ – оценка стажа работы по специальности (СТ = 0,25; 0,50; 0,75; 1,0); З – постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок по образованию и стажу работы. Таблица 11 Оценка уровня квалификации
Пример 2. Расчет уровня квалификации (К) проводится следующим образом. Работник – экономист I категории Павлов А.И. имеет: образование – высшее, стаж работы в должности экономиста – 12 лет. По образованию он относится ко второй группе, по стажу работы для работников с высшим образованием – также ко второй группе, что соответствует значению: 0,50:К=(2+0,50)/3=0,83 Уровень квалификации Павлова А.И. составляет 0,83. 3. Расчет оценки сложности выполняемых работ (С). Для оценки С по каждому признаку (характер работ, их разнообразие, степень самостоятельности при их выполнении, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность) установлены значения, обусловленные постепенным усложнением работ (от менее сложных к более сложным). В табл.12 приведены средние значения коэффициента сложности выполняемых работ для каждой должностной группы работников. Таблица 12 Средние коэффициенты сложности работ
4. Расчет оценки результатов труда (Р). Для определения величины Р производится оценка уровня (степени) проявления каждого из следующих признаков: · количество выполненных работ (заданий); · количество выполненных плановых и внеплановых работ (заданий); · соблюдение сроков выполнения работ (заданий). Количественные оценки по каждому из признаков определяются путем сопоставления фактически достигнутых результатов с критериями оценки в виде полученных заданий, установленных сроков, среднего уровня достигнутых результатов по группе работников и др. Каждый признак имеет три уровня (степени) проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения по каждой должностной группе. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка равна 1, выше среднего – 1,25, ниже среднего – 0,75. Оценка Р определяется так же, как и П (пример 1 и табл.13). Пример 3. При оценке экономиста I категории Павлова А.И. выявлены признаки результатов труда следующих уровней: количество выполненных работ – 1,25; качество выполненных работ – 1,0; соблюдение сроков выполнения работ – 1,0. По табл.8.6 определяется суммарный коэффициент: Р = 0,375+0,40+0,30=1,075 Оценка результатов труда экономиста I категории Павлова А.И. составила 1,075. 5. Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников (Д). Комплексная оценка Д получается на основе учета всех рассмотренных выше показателей оценки – профессиональных и личных качеств, уровня квалификации, сложности работ и результатов труда: Д=ПК+РС Пример 4. Комплексная оценка экономиста I категории Павлова А.И. определяется на основе расчетов, приведенных в примерах 1 – 3, где П=1,07; К =0,83; С=0,68; Р=1,075. Тогда: Д=1,07●0,83+1,075●0,68=1,619. Таблица 13 Оценка признаков, определяющих результаты труда работников
3.3. Оценка экономической эффективности совершенствования структуры управления персоналом
Описание ситуации. Анализ показал, что в организации нормирование работ, проводимых ОТиЗ, осуществляется с большими трудозатратами, которые зачастую не перекрываются экономическими результатами, получаемыми от реализации резервов, вскрытых в результате нормирования. Постановка задачи. Используя метод морфологического анализа (который является частью функционально-стоимостного анализа), выберите наиболее эффективные способы осуществления процедур функции нормирования работ. Методические указания. Морфологический анализ – средство изучения всевозможных комбинаций вариантов организационных решений, предлагаемых для осуществления отдельных функций управления персоналом. Если записать в столбик все функции, а затем против каждой функции построчно указать всевозможные варианты ее выполнения, то получим морфологическую матрицу (табл.14). Идея этого метода заключается в том, чтобы сложную задачу разбить на мелкие подзадачи, которые легче решать по отдельности. При этом предполагается, что решение сложной задачи складывается из решений подзадач. Решение ситуации. В соответствии с методическими указаниями построим морфологическую матрицу (табл.15). Технология отбора вариантов на примере процедуры 2 (табл.15) приведена в табл.16. Ответ: В результате анализа при помощи морфологической матрицы выбираем: по процедуре 1 – второй вариант; по процедуре 2 – третий вариант и по процедуре 3 – четвертый вариант. Таблица 14 Морфологическая матрица способов выполнения функций управления персоналом Функции Способ реализации функции управления (процедура) управления 1 2 3 4 5 6 … k F1 P11 P12 P13 P14 P15 P16 … P1k F2 P21 P22 P23 P24 P25 P26 … P2k F3 P31 P32 P33 P34 P35 P36 … P3k F4 P41 P42 P43 P44 P45 P46 … P4k F5 P51 P52 P53 P54 P55 P56 … P5k F6 P61 P62 P63 P64 P65 P66 … P6k F7 P71 P72 P73 P74 P75 P76 … P7k F8 P81 P82 P83 P84 P85 P86 … P8k … … … … … ….. … … Fn Pn1 Pn2 Pn3 Pn4 Pn5 Pn6 … Pnk F – функция (процедура) n – порядковый номер функции Р – способ реализации функции К – порядковый номер способа реализации функции. Таблица 15 Морфологическая матрица способов выполнения функции «Проведение нормирования работ»
Таблица 16 Организационно-экономическая оценка способов выполнения функции «Проведение нормирования работ»
Преобладание преимуществ над недостатком Преобладание недостатков над преимуществом
Равное соотношение недостатков и преимуществ ? Оценка затруднительна
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |