II . Обследование умения ребёнка применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях
1. С/р игра «Путешествие» Цель: провести наблюдение за навыками культурного общения в игровой ситуации, установить, как часто дети используют при общении различные жесты, вежливые слова; исследовать словарный запас вежливых слов. Материал: постройка автобуса из детских стульчиков, «билеты», фуражка для водителя, шапочка для кондуктора. 2. Рассматривание иллюстраций к книге В. Осеевой «Волшебное слово», с последующей беседой Цель: выявить знания детей о значении вежливых слов для культурного общения. Материал: иллюстрированная книга В. Осеевой «Волшебное слово». Вопросы: Почему мальчик оказался в такой ситуации, что ему все отказывали в просьбе?, Что неправильно сделал мальчик?, Что заставило брата, сестру и бабушку всё – таки выполнить просьбу мальчика?, Какие это слова? Перечислите их. 3. Занятие – тест «Культурный человек» Цель: выявить знания детей о том, что входит в понятие культурный человек, умеют ли дети применять правила речевого этикета, характеризовать культурного человека; узнавать культурного человека по его поступкам и манере общения. Материал: аудиозапись песни «Если добрый ты» (муз Пляцковского, сл. Савельева;), видеозапись мультфильма «Кот Леопольд»; загадки. III. Обследование культурных навыков общения в реальной окружающей обстановке 1. Экскурсия в музей с поездкой детей в трамвае Цель: понаблюдать за умением детей вести себя в окружающей обстановке, определить уровень культурного поведения, знание правил речевого этикета, умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Умение пользоваться правилами речевого этикета диагностировалось в процессе наблюдения и проведения II и III разделов диагностики. Для определения уровней сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста частично использовались критерии оценки, рекомендованные Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений», пункт «Ребёнок и взрослые», «Ребёнок и сверстники», «Отношение ребёнка к самому себе»). Низкий уровень (1 балл): поведение ребёнка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Ребёнок много проявляет излишнюю робость и скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых и окружающих сверстников, упрямство. Не использует речевые обороты в соответствии с этикетом. Средний уровень (2 балла): ребёнок внимателен к оценке взрослых, стремится к положительным формам поведения и общения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых. Стремится к общению и сотрудничеству. В случае совершения действий, оценённых взрослыми отрицательно, старается не повторять их вновь. Использует простейшие речевые обороты лишь в некоторых ситуациях или по напоминанию педагога. Высокий уровень (3 балла): выполняет правила поведения и общения в среде детей, вежлив, внимателен. К взрослым обращается на «Вы», использует вежливые обороты речи. Здоровается, прощается без напоминаний со стороны взрослых. Делает попытки оценить действия и поступки со стороны известных речевых правил. Исходя из этого, выделяются критерии оценки: 9 – 11 баллов – низкий уровень; 12 -19 баллов – средний уровень; 20 – 27 баллов – высокий уровень. Диагностика проводилась со всеми детьми формирующей и контрольной групп. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале. В ходе диагностирования дети старшего возраста проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием выполняли игровые задания. Тем не менее, некоторые дети предпочитали уединение, не всегда желали общаться с взрослыми и сверстниками. В сюжетно-ролевых играх вели себя скованно, стеснялись выполнять главные роли и быть на виду у других, например: Влад Р., Дима Б., Яна Ц. Такие дети, как Эмиль Б., Вика Ц., Паша К. часто проявляли агрессию по отношению к сверстникам, мотивируя тем, что они плохо и неряшливо одеты или же просто испытывают к ним неприязнь. Почти все дети пользуются небогатым словарём речевого этикета. Как правило, они ограничиваются только использованием таких речевых оборотов, как: здравствуйте; до свидания; дайте, пожалуйста. Что касается использования неречевых средств общения, то можно заметить, как дети не всегда верно и по назначению применяют их. Например, Антон Д. во время с/р игры «Путешествие» с сердитым выражением лица пробурчал: «Проходите, пожалуйста». При составлении рассказов некоторые дети (Влад Р.,Аня И. и др.) прежде чем произнести первое слово, крутили пуговицу на костюме, смотрели по сторонам, на лице было смущение: «Это лес. Здесь дети. Они это… грибы собирают. Здесь собачка. Она это… тоже с ними. А здесь девочка. А рядом это … растёт гриб – мухомор. Она его увидела…Вот… А потом это, ну…» Таким образом, в результате констатирующего эксперимента было выявлено, что навыки культурного общения находятся в основном на низком и среднем уровнях сформированности, необходимо пополнять у детей словарный запас. Данные обследования детей старшей группы указаны в таблице 1. (см. Приложение) Графическое изображение результата констатирующего эксперимента детей старшей группы см. в Приложении (график 1- списочный состав детей с 1-12; график 2 – списочный состав детей с 13-24). Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что в старшей группе: Высокий уровень – 5 ребёнка; Средний уровень – 11 детей; Низкий уровень – 8 детей. В процентном отношении это выглядит следующим образом: Высокий уровень – 21%; Средний уровень – 46%; Низкий уровень – 33%. По результатам констатирующего эксперимента была построена дальнейшая работа по формированию навыков культуры общения.
§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
Задачи: - разработка группового ролево-игрового проекта, направленного на формирование навыков культуры общения у старших дошкольников; - включение сформированных навыков общения в социальное окружение; - определить эффективность группового ролево-игрового метода в процессе формирования навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. По результатам обследования дети старшего возраста были поделены на подгруппы: формирующую (экспериментальную) и контрольную; была определена зона ближайшего развития детей старшего дошкольного возраста, спроектирована последовательная система работы по исследованной проблеме, выбран метод. Группы подбирались равнозначные по таким критериям, как: возраст, интеллектуальное развитие, воспитанность, условия воспитания в семье.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1940)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |