Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок разработки и заключения соглашений и предмет их правового регулирования. Действие соглашений и их регистрация



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Порядок разработки и заключения соглашений и предмет их правового регулирования. Действие соглашений и их регистрация 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В соответствии со ст. 42 ТК РФ порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами. Представляется обоснованным придерживаться следующей процедуры (как одного из вариантов) ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, которую можно разделить на несколько этапов.

1-й этап. Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора и направление письменного уведомления другой стороне о начале коллективных переговоров (ст. 36 ТК РФ).

Инициатором переговоров может выступить любая из сторон, причем в этом случае другая сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, не вправе уклониться от них и обязана в семидневный срок приступить к ним, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

За уклонение от вступления в коллективные переговоры законодательством установлена административная ответственность.

2-й этап. Ведение коллективных переговоров (ст. 37 ТК РФ). В данной статье достаточно подробно установлен порядок ведения коллективных переговоров и отмечена возможность участия в них профсоюзов, иных представителей работников.

Инициатором начала коллективных переговоров могут быть:

- первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации;

- две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников организации, индивидуального предпринимателя. В этом случае инициатор имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа;

- первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников организации, если общее собрание (конференция) работников тайным голосованием предоставила ей право при согласии ее выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников;

- иной представитель из числа работников в случаях, когда первичная профсоюзная организация не определена как инициатор коллективных переговоров или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации.[31]

Порядок ведения коллективных переговоров между полномочными представителями работников и работодателей по поводу социально-трудовых проблем рекомендуется установить в рекомендациях, которые могут исходить от Министерства обороны Российской Федерации, либо, если имеется коллективный договор, в коллективном договоре воинской части (организации), чтобы минимизировать возможность возникновения недоразумений и споров собственно по процедуре.

Участникам переговоров предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора.

При этом, стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них необходимую информацию для ведения коллективных переговоров. Вследствие этого участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они охраняются законом (являются государственной, служебной, коммерческой или иной тайной).[32] Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

В том случае, если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, производится в порядке, установленном ТК РФ (ст. 38).

3-й этап. Обсуждение подготовленного проекта коллективного договора в подразделениях организации, филиала, представительства либо работниками других обособленных подразделений и последующая его доработка с учетом поступивших замечаний и предложений (определяется сторонами коллективных переговоров).

Сбор подобных предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда вправе проводить совместный комитет (комиссия) по охране труда организации (ст. 218 ТК РФ).

При этом, неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с гл. 61 ТК РФ «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров.

В соответствии со ст. 398 ТК РФ споры по вопросам заключения, изменения и исполнения коллективных договоров расцениваются как коллективный трудовой спор, в связи с чем порядок их рассмотрения в полной мере распространяется на разрешение разногласий, возникающих в процессе коллективно-договорной работы.

4-й этап. Утверждение разработанного единого проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) работников организации и подписание его сторонами.

Утверждение проекта производится в сроки, утвержденные сторонами, в пределах до трех месяцев с момента начала коллективных переговоров. Со стороны работников договор подписывают все участники единого представительного органа. Со дня подписания его сторонами или со дня, непосредственно указанного в нем, коллективный договор вступает в силу и действует в течение не более трех лет (ст. 43 ТК РФ).

Момент подписания коллективного договора является моментом окончания коллективных переговоров.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

По истечении определенного в нем срока заключенный коллективный договор может быть продлен сторонами на срок не более трех лет.

Причем коллективный договор сохраняет свое действие в следующих случаях:

1) при изменения наименования организации;

2) при расторжении трудового договора с руководителем организации;

3) при реорганизации (в форме преобразовании) организации;

4) при смене формы собственности организации - в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности;

5) при ликвидации организации - в течение всего срока проведения ликвидации;

6) при реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения - в течение всего срока реорганизации.[33]

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон вправе направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действующего на срок до трех лет.

Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся в том же порядке, который установлен ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44).

5-й этап. Направление представителем работодателя подписанного коллективного договора вместе с приложениями в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

Коллективный договор должен быть направлен для регистрации в семидневный срок после его подписания сторонами (ст. 50 ТК РФ). Причем вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

Регистрация преследует следующие цели:

- выявление обязательств сторон, противоречащих действующему законодательству, для последующего предотвращения фактов их применения в организациях;

- оказание консультационной помощи в разработке коллективных договоров;

- создание условий для осуществления контроля за их исполнением.

При осуществлении регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, признаются недействительными и не подлежат применению.[34]

Как правило, регистрация коллективных договоров осуществляется в порядке, предусмотренном региональным законодательством.

Факт регистрации органом по труду коллективного договора фиксируется соответствующим штампом на титульном листе каждого из трех представленных экземпляров с указанием в нем регистрационного номера, подтвержденного подписью ответственного лица. В случае выявления положений договора, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и являющихся на этом основании недействительными, в этом штампе делается отметка о наличии замечаний, которые прилагаются к договору.[35] При этом, данные письменные замечания должны в обязательном порядке содержать ссылки на нормативный правовой акт, с которым положения договора вступают в противоречие. В то же время наличие замечаний не является основанием для отказа в регистрации договора, и два его экземпляра (по одному для каждой из сторон) возвращаются организации через ответственное лицо. В таком же порядке регистрируются изменения и дополнения, вносимые в коллективный договор в период его действия.

Как уже отмечалось выше, контроль за выполнением обязательств по коллективному договору осуществляется не только сторонами, подписавшими его, но и органами по труду. В ходе контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию. Кроме того, стороны договора в сроки, определенные им, или ежегодно отчитываются о выполнении обязательств по договору на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Приказом министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 429 командирам воинских частей (руководителям военных организаций) предписано проводить встречи с руководителями профсоюзных органов, членами профсоюзов не реже одного раза в полугодие. В ходе таких переговоров должны рассматриваться результаты выполнения коллективных договоров.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

Содержание и структура коллективного договора в соответствии со ст. 41 ТК РФ определяются сторонами, т.е. строго законодательством не регламентируются.

Содержанием коллективного договора являются определяемые его сторонами условия, регулирующие социально-трудовые отношения.

Как следует из приведенного в законодательстве о труде определения коллективного договора, предметом его правового регулирования должны быть исключительно социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, а не экономические и профессиональные отношения. Последние два вида отношений необоснованно расширяют сферу правовой регламентации рассматриваемого нормативного акта, имеющего локальное (местное) значение. Поэтому вполне оправданно, что в законодательстве не только экономические, но и профессиональные вопросы, выходящие за рамки трудовых отношений, не отнесены даже к примерному содержанию коллективного договора.

Все условия или положения коллективного договора можно подразделить на две группы, а именно:

1) договорные условия с взаимными обязательствами сторон по вопросам:

- формы, системы и размеры оплаты труда;

- выплаты пособий, компенсаций;

- механизма регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

- занятости, переобучения, условий высвобождения работников;

- рабочего времени и времени отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

- улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

- соблюдения интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

- экологической безопасность и охраны здоровья работников на производстве;

- гарантий и льгот работникам, совмещающим работу с обучением;

- оздоровления и отдыха работников и членов их семей;

- частичной или полной оплаты питания работников;

- контроля за выполнением коллективного договора, порядка внесения в него изменений и дополнений, ответственности сторон, обеспечения нормальных условий деятельности представителей работников, порядка информирования работников о выполнении коллективного договора;

- отказа от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

- другим вопросам, определенным сторонами;

2) нормативные условия (положения), отнесенные законодательством к прямому правовому регулированию в коллективном договоре, которые устанавливают:

- перечень локальных нормативных правовых актов, принимаемых по согласованию с представительным органом работников (ст. 8 ТК РФ);

- условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32 ТК РФ);

- порядок компенсации затрат, связанных с проведением коллективных переговоров, в том числе с оплатой услуг экспертов, специалистов и посредников (ст. 39 ТК РФ);

- право работников на участие в управлении организацией, иные по сравнению с законодательством формы такого участия (ст.ст. 52 и 53 ТК РФ);

- вопросы, по которым представители работников вправе получать информацию от работодателя, помимо случаев, установленных законодательством (ст. 53 ТК РФ);

- дополнительные случаи, когда работникам не устанавливается испытание при приеме на работу (ст. 70 ТК РФ);

- иной по сравнению с законом порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа данной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе администрации (ст. 82 ТК РФ);

- продолжительность ежедневной работы (смены) в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов по перечням категорий этих работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации (ст. 94 ТК РФ);

- список работ, продолжительность которых в ночное время уравнивается с длительностью работы в дневное время (ст. 96 ТК РФ);

- порядок работы в ночное время творческих работников организаций кинематографии, теле и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ст. 96 ТК РФ);

- режим рабочего времени (продолжительность рабочей недели, ненормированный рабочий день для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы, время начала и окончания работы, время перерывов в течение нее, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней) (ст. 100 ТК РФ);

- перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем и продолжительность ежегодного дополнительного отпуска в качестве компенсации для этих работников (ст.ст. 101 и 119 ТК РФ);

- виды и продолжительность дополнительных отпусков, помимо определенных законодательством (ст. 116 ТК РФ);

- другие по сравнению с законодательством случаи предоставления отпуска без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ);

- иные (помимо денежной) формы оплаты труда, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и ее международным договорам (ст. 131 ТК РФ);

- порядок индексации заработной платы работников, за исключением организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (ст. 134 ТК РФ);

- системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат для работников организаций со смешанным финансированием, предполагающим бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности, и иных организаций, за исключением организаций, финансируемых только из соответствующих бюджетов (ст. 135 ТК РФ);

- день выплаты заработной платы в организации (ст. 136 ТК РФ);

- возможность применения тарифной системы оплаты труда, за исключением организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, для которых она предусмотрена законодательством в обязательном порядке (ст. 143 ТК РФ);

- возможность применения различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников, за исключением организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (ст. 144 ТК РФ);

- размеры компенсаций и повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда (ст.ст. 147 и 219 ТК РФ);

- конкретные размеры доплат в пределах, установленных законодательством, при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, - при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, в ночное время, выходные, праздничные дни и др. (ст.ст. 149, 154 ТК РФ);

- размеры оплаты труда в выходные, нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, определяемыми Правительством Российской Федерации (ст. 153 ТК РФ);

- сохранение прежнего заработка работника при освоении новых производств или продукции (ст. 158 ТК РФ);

- применение систем нормирования труда (ст. 159 ТК РФ);

- порядок и конкретные размеры (в пределах установленных законодательством) возмещения расходов, связанных со служебными командировками (ст. 168 ТК РФ);

- гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в не имеющих государственной аккредитации образовательных учреждениях высшего, среднего, начального профессионального образования, а также в общеобразовательных учреждениях (ст.ст. 173-176 ТК РФ);

- дополнительные случаи выплаты выходных пособий при увольнении (в частности, работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, что определено ст. 292 ТК РФ), в том числе и в повышенных по сравнению с законодательством размерах (ст. 178 ТК РФ);

- перечень дополнительных обстоятельств, дающих преимущественное право высвобождаемым работникам (увольняемым по сокращению численности или штата работников) для продолжения работы в организации (ст. 179 ТК РФ);

- необходимые меры, осуществляемые работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа при угрозе массовых увольнений работников (ст. 180 ТК РФ);

- создаваемые работодателем условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда (ст. 189 ТК РФ);

- иные виды поощрений работников, помимо названных в ТК РФ (ст. 191);

- необходимые условия и порядок профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организациях, а при необходимости - в различных образовательных учреждениях профессионального образования (ст. 196 ТК РФ);

- дополнительные случаи материальной ответственности работодателя за невыплату заработка работнику в результате незаконного лишения его возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ);

- конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации (проценты в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки) за задержку выплаты ему заработной платы (ст. 236 ТК РФ);

- особенности трудоустройства в организации несовершеннолетних граждан (ст. 272 ТК РФ);

- конкретный размер оплаты дней отдыха в связи с работой вахтовым методом за пределами нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, но в любом случае не менее тарифной ставки или оклада (ст. 301 ТК РФ);

- дополнительные по сравнению с законодательством гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 313 ТК РФ);

- сокращенная (36-часовая) рабочая неделя для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 320 ТК РФ);

- условия предоставления свободного от работы времени и порядок его оплаты в период участия членов выборных коллегиальных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы в данной организации, в качестве делегатов созываемых профсоюзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов (ст. 374 ТК РФ);

- другие улучшающие по сравнению с ТК РФ условия для обеспечения деятельности выборных профсоюзных органов, в том числе предоставление им в бесплатное пользование принадлежащих работодателю или арендуемых им зданий, сооружений, помещений и других объектов, а также баз отдыха, спортивных и оздоровительных центров для организации отдыха, ведения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей (ст. 377 ТК РФ);

- при наличии письменных заявлений работников - порядок бесплатного ежемесячного перечисления работодателем на счет профсоюзной организации членских профсоюзных взносов и денежных средств из заработной платы работников, не являющихся членами профсоюза (ст. 377 ТК РФ);

- возможность и конкретный размер оплаты труда руководителя выборного профсоюзного органа за счет средств данной организации (ст. 377 ТК РФ);

- компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке (ст. 414 ТК РФ). На основании ст. 413 ТК РФ являются незаконными и не допускаются забастовки в органах военного управления и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, и иных органах и организациях;

- льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке и не имевшим в связи с ней возможности выполнять свою работу (ст. 414 ТК РФ);

- права профорганов на предприятии, в учреждении, организации и дополнительные гарантии профсоюзным работникам (ст.ст. 25 и 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»);

- меры по обеспечению занятости работников (ст. 21 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.);[36]

- другие положения, определенные законодательством.

Вышеназванный перечень условий коллективного договора является примерным и подлежит существенному дополнению в ходе коллективных переговоров. При его подготовке рекомендуется учесть положения генерального, отраслевого тарифного соглашения и других видов соглашений. Положения коллективного договора об охране труда могут оформляться в качестве приложения к нему в виде отдельного соглашения.

Помимо названных условий, в договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Например, договором могут быть предусмотрены положения, определяющие: надбавки к пенсиям; компенсацию транспортных расходов работника при использовании в служебных и других целях личного автомобиля; бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве, их детей в школах и дошкольных учреждениях; иные дополнительные льготы и компенсации, сверх определенных законодательством.[37]

Будучи локальным нормативным правовым актом, коллективный договор не должен дублировать правовые нормы других источников трудового права. Вместе с тем, условия коллективного договора не должны ухудшать по сравнению с законодательством положение работников. Условия, ухудшающие положение работников, признаются недействительными.

Условия заключенного коллективного договора носят нормативный характер как для работодателя, так и для работников предприятия.

Помимо коллективных договоров, заключаемых в организациях, социально-трудовые отношения работников и работодателя регулируются соглашениями.



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Порядок разработки и заключения соглашений и предмет их правового регулирования. Действие соглашений и их регистрация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок разработки и заключения соглашений и предмет их правового регулирования. Действие соглашений и их регистрация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)