Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование заключения коллективного договора



2019-12-29 276 Обсуждений (0)
Правовое регулирование заключения коллективного договора 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Согласно ст. 47 ТК РФ проект соглашения разрабатывается в ходе ведения коллективных переговоров в соответствии со ст.ст. 36, 37 ТК РФ. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией.

Для подготовки генерального соглашения и ведения коллективных переговоров на федеральном уровне образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Правовая основа формирования и деятельности этой комиссии в настоящее время определена Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ. В состав этой комиссии входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации. Порядок обеспечения деятельности указанной Российской трехсторонней комиссии утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. № 1229. Комиссии других уровней для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений и их заключения создаются на основании положений гл. 5 ТК РФ .

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Ведение этих коллективных переговоров производится в общем порядке с учетом следующих особенностей (ст. 37 ТК РФ). Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых им членов профсоюзов.

При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).[48]

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Содержание и структура соглашения также определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение (ст. 46 ТК РФ).[49]

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

- оплата труда;

- условия и охрана труда;

- режимы труда и отдыха;

- развитие социального партнерства;

- иные вопросы, определенные сторонами.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в нем (ст. 48 ТК РФ).

Срок действия соглашения определяется сторонами, но в любом случае не может превышать трех лет. Причем стороны вправе продлить срок его действия на срок не более трех лет. В период этого срока все изменения и дополнения производятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном ТК РФ для заключения соглашения.

Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, для них действуют наиболее благоприятные условия соглашений.[50]

Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, заключившего соглашение, уполномочивший указанное объединение от его имени участвовать в коллективных переговорах либо присоединившийся к соглашению после его заключения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, стороны заключенного соглашения имеют право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Порядок опубликования соглашений, заключенных на федеральном уровне и предложений о присоединении к нему определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2007 г. № 260 утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложений о присоединении к соглашению.[51] Согласно этому Порядку Федеральная служба по труду и занятости в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в журнал «Труд и Страхование» и в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для размещения на официальном сайте этого министерства (www.mzsrrf.ru). После опубликования соглашения в вышеуказанном журнале стороны соглашения вправе предложить министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.

Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется по установленной форме и направляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для официального опубликования в «Российскую газету».

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется для уведомительной регистрации работодателем (ст. 50 ТК РФ).

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами социального партнерства и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.

Вопросы ответственности работодателя и его представителей за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения, непредоставление информации, необходимой для осуществления коллективных переговоров и контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, иные правонарушения, а также порядок привлечения их к ответственности изложены в разд. 18 настоящего издания.

Обратим внимание на Вопросы ответственности за нарушение законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решаются не только этим законодательством, но и на основании норм других отраслей права. В связи с этим работодатель (воинская часть, военная организация), а также представляющие его в трудовых отношениях с гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации командир воинской части, руководитель военной организации и иные руководящие работники предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации несут ответственность за совершение правонарушений в сфере труда и в случаях, когда меры ответственности непосредственно названы трудовым законодательством, и тогда, когда санкция за них определена нормами других отраслей права.

В соответствии с положениями гл. 38 и ст. 419 ТК РФ за указанные правонарушения законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие виды ответственности:

- дисциплинарная;

- материальная;

- административная;

- гражданско-правовая;

- уголовная.

Рассматривая перечисленные виды ответственности, следует обратить внимание на то, что выступающие в качестве работодателя организации (в том числе воинская часть, предприятие, учреждение Министерства обороны Российской Федерации) могут быть подвергнуты только материальной, административной и гражданско-правовой ответственности. В то же время осуществляющие права и обязанности работодателя в трудовых отношениях его индивидуальный орган управления или уполномоченные им лица - командир воинской части, руководитель военной организации и иные руководящие работники, наделенные организационно-управленческими функциями, могут привлекаться ко всем вышеназванным видам ответственности.[52]

Из указанных видов ответственности трудовым законодательством урегулированы условия и основания только двух из них - дисциплинарной и материальной ответственности (установлены для представителей работодателя, не являющихся военнослужащими). В связи с этим положения о дисциплинарной и материальной ответственности работодателей и руководящих работников организаций, в том числе из числа военнослужащих, подробно изложены в соответствующих разделах настоящего издания, и в настоящем разделе они не рассматриваются.

Ответственность за нарушение трудового законодательства, как правило, преследует решение двух основных задач: стимулирующую к должному поведению участников трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также предупредительную, или превентивную, во избежание последующих подобных нарушений. Третья задача - компенсационная, заключающаяся в возмещении причиненного ущерба, решается только при некоторых видах ответственности (например, материальной и гражданско-правовой ответственности).

Различные виды ответственности в сфере труда могут сочетаться друг с другом и не устраняют возможности одновременного привлечения за виновные правонарушения, в частности, к материальной и административной ответственности либо к уголовной и гражданско-правовой ответственности и т.д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.[53]

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. В частности, согласно ч. 3 ст. 45 ТК соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления являются стороной соглашения, предусматривающего полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов.

В современной социально-экономической литературе социальное партнерство определяется как «особый тип регуляции социально-трудовых отношений на основе баланса интересов наемных работников, работодателей и государства, направленного на достижение социального согласия в обществе».[54] Оно выступает как важнейший демократический институт управления в различных сферах деятельности, способствующих выявлению и учету общественного мнения участников партнерских отношений по наиболее важным проблемам жизни общества.

Принципы социального партнерства - это основные положения, кратко отражающие суть действующего трудового законодательства. Они предопределены требованиями экономических законов организации труда в нашем обществе, служат основой для направления дальнейшего развития трудового законодательства и являются сущностной категорией трудового права, поскольку отражают кратко суть норм этой отрасли.

Коллективный договор в отличие от трудового договора является инструментом регулирования коллективных, а не индивидуальных отношений, возникающих в воинской части (военной организации) в сфере труда. Вместе с тем, он, дополняя сложившуюся систему законодательства о труде, является локальным нормативным правовым актом, регулирующим труд в конкретной организации (ст. 5 ТК РФ).

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



2019-12-29 276 Обсуждений (0)
Правовое регулирование заключения коллективного договора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование заключения коллективного договора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)