Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале



2019-12-29 294 Обсуждений (0)
Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале 0.00 из 5.00 0 оценок




Как известно, интерес общества к социальному прогнозирования известен давно и связан с попыткамипредвидеть развитие различных социальных процессов и, соответственно, наступление тех или иных событий.

Прогнозирование – это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета исследования.[24] Социальное прогнозирование представляет собой прогнозирование всего общественного, связанного с обществом, в центре которого лежит человек.

Прогноз – многовариантная гипотеза, научное предвидение о возможных результатах и путях развития исследуемого предмета. Целью прогноза является стремление дать ответ на круг вопросов о выбранной проблеме и путях ее решения.

В современных условиях социальное прогнозирование необходимо как способ проследить тенденции, ход, динамику изменений в рамках интересующего нас социального процесса.

Некоторые исследователи определяют социальное прогнозирование и как определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя из их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.[25]

В широком смысле, социальное прогнозирование – это разработка прогнозов в общественных науках и включает в себя социально-медицинские (здравоохранения, включая физическую культуру и спорт), экономические (перспективы развития народного хозяйства, экономических отношений), демографические (рост населения, половозрастной структуры, миграции населения), психологические (развития личности, ее поведения, деятельности), социально-экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества) и др.[26] прогнозы.

Какие факторы влияют на демографическую ситуацию в России?

Разделим их на несколько групп:

1. социально-экономические (безработица, низкие доходы населения, рост цен на наиболее необходимые товары);

2. правовые (несовершенство нормативно-правовой базы по социальному обеспечению, неэффективность принимаемых государственной властью решений по социальной политике);

3. нравственно-этические (нежелание молодых людей тратить свои силы, время и средства на семью и детей).

Чтобы добиться максимально положительного сценария развития социально-демографических процессов, необходимо устранить препятствующие факторы.

В связи с этим необходимо решить проблемы прямо или косвенно влияющие на процессы брачности и рождаемости в России – стимулировать малый и средний бизнес, создающий в свою очередь, новые рабочие места, создавать бюджетные дошкольные образовательные учреждения, в которых дети из молодых семей смогут находиться под присмотром квалифицированных специалистов.

Размер социальных трансфертов, которые полагаются за рождения детей, о чем речь шла во второй главе, слишком мал, хотя материнский капитал частично ликвидирует этот недостаток. Нередки нарушения трудового законодательства в отношении женщин, которые хотят иметь детей, то есть женщина рискует быть потерять свое рабочее место.

Понятно, что переход к рыночной экономике в нашей стране сопровождался тем, что в просторечье назвали «диким капитализмом». Это серьезно повлияло на морально-нравственное состояние населения, их ценностные установки.

Во многих опросах общественного мнения семья среди ценностей жизни поставлена на третье – четвертое место.

Естественно, что в подобной ситуации трудно рассчитывать на серьезное улучшение ситуации.

Самое сложное то, что методов, способных повлиять на сознание и ценностные установки россиян не так много. Это делает демографическую проблему еще более тяжелой.

В связи с этим необходимо уже сейчас начинать работу в рамках системы образования и молодежной политике.

Всплеск рождаемости, который последовал после принятия закона о материнском капитале показал, что материальное стимулирование имеет свои плоды. Но материальное стимулирование рождаемости – весьма ограниченный способ, так как Россия, в отличие от стран Скандинавии, которые часто ставятся в пример, имеет регрессивную шкалу налогов, помимо этого еще и огромный сектор «теневой» экономики, который находиться вне налогового поля и скрывает большие финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы и в социальной политике, в частности – для поддержки молодых семей.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на прогнозный фон, является отсутствие молодежной политики, ухудшение здоровья молодежи репродуктивного возраста, негативные показатели смертности и заболеваемости в целом.

Прогнозный фон для рождаемости достаточно негативен, но надо отметить шаги, которые в последние годы делаются, что бы повлиять на безрадостную демографическую ситуацию, в том числе и материнский капитал, его дальнейшее совершенствование, появление новых, инновационных методов социальной защиты семей.

Будущее нашей страны зависит, во многом от решения тех проблем, которые существуют в семейной политике сейчас.

Материал вышеизложенной главы был посвящен юридическим аспектам социальной поддержки семей с детьми, в центре которых находится материнский капитал.

Так как социальная сфера является достаточно молодым направлением в современной российской внутренней политике, то, естественно, существует ряд недостатков.

Наши рекомендации по совершенствованию социальной поддержки семей будут изложены в следующей главе.

В данном случае, хотелось бы обратить внимание на основные выводы, которые стоит сделать, резюмирую эту главу:

1. в современном мире большое значение приобретает человеческий потенциал, граждане любой страны являются его главным богатством;

2. Россия пережила тяжелые социально-экономические и социально-политические потрясения, что негативно сказалось как на демографической ситуации в стране, так и на семье как социальном институте;

3. социальная политика в отношении семьи становится важнейшим направлением, ориентированным на дальнейшую перспективу, а не на сиюминутный момент;

4. социальная политика в отношении семьи, выраженная в разработке и принятии нормативно-правовых документов, их реализации на практике, совершенствования работы системы социальной защиты и здравоохранения должна иметь под собой определенную научно-теоретическую базу, основываться на системе принципов, четко поставленных целях и задачах;

5. законодательство Российской Федерации как социального государства включает в себя ряд нормативно правовых актов, которые регулируют семейные взаимоотношения и гарантируют определенный минимум социальной помощи, которая оказывается семьям в виде социальных трансфертов (ежемесячные и единовременные пособия), куда входит и материнский капитал, а также натуральную помощь (малообеспеченные семьи);

6. серьезной проблемой остаются вопросы индексации и формирование размеров социальных пособий семьям и гражданам, имеющим детей;

7. закон «О дополнительных мерах поддержки граждан, имеющих детей» - одно из последних нововведений в системе социальной защиты, которое имеет как свои «плюсы», которые заключаются в самом факте существования такой формы поддержки, а также возможности потратить дополнительные средства на нужды ребенка и семьи, как и свои «минусы» - небольшой размер материнского капитала в контексте тех потребностей, которые существуют у семей с детьми, ограниченность использования данных средств;

8. мнение населения о материнском капитале, в целом, отражают ту точку зрения, что у этого социального проекта есть перспективы, но реализация закона на практике имеет свои недостатки, а также требуется больший объем помощи, в том числе и материальной;

9. очевидно, что закон о материнском капитале, как и другие важные социально значимые законопроекты нуждается в большей информационной поддержке, во многом это обусловлено и «правовым нигилизмом» о котором много говорят и высшее руководство страны, и СМИ, и юристы;

10. большее распространение, на наш взгляд, должны получить нематериальные формы поддержки, такие как психологическое и медико-социальное сопровождение;

11. как положительный момент стоит отметить последние поправки в закон о материнском капитале, которые были сделаны в 2010 году и расширили возможность использования средств материнского капитала;

12. в целом, надо признать, что социальная политика в отношении семьи (или семейная политика) сдвинулась с «мертвой точки» и государство предпринимает ряд шагов, возможно не всегда верных, но, возможно путем «проб и ошибок», все - таки оказывающее свое влияние на рождаемость и пропаганду семейного образа жизни.

13. в мире существуют разные подходы к формированию семейной политики, защиты семьи, материнства и детства;

14. для США характерна либеральная модель социальной политики, которая подразумевает высокую ответственность граждан за свое благополучие, распространение благотворительной деятельности, предоставление государством помощи наиболее нуждающимся социально уязвимым;

15. для западноевропейских стран характерна консервативная модель социальной политики, где повышается роль государства в социальном обслуживании населения;

16. во всех странах мира в центре внимания социальных служб находятся неблагополучные семьи – малообеспеченные, многодетные, родители-одиночки и др.;

17. в большинстве стран размер социальной помощи семьям дифференцирован в зависимости от уровня доходов, который устанавливается для каждой категории населения;

18. при этом социальная политика в России сталкивается с рядом серьезных научно-методических, финансовых, правовых, организационных проблем;

19. прогнозный фон для рождаемости достаточно негативен, но надо отметить шаги, которые в последние годы делаются, что бы повлиять на безрадостную демографическую ситуацию;

20. будущее нашей страны зависит, во многом от решения тех проблем, которые существуют в семейной политике сейчас;

21. на рождаемость оказывают серьезное влияние морально-нравственные факторы – ценность семьи и детей, взаимоуважение супругов друг к другу.

В подобной ситуации хочется обратиться к опыту зарубежных стран, в которых вопросами семейной политики занимаются дольше, чем у нас и имеют более богатый практический опыт, научно-методическую базу, систему нормативно-правового регулирования.

Это необходимо для сравнения тех принимаемых мер и того опыта который есть у нас и передового опыта США и Западной Европы, так как, возможно, какие-то модели социальной поддержки можно перенять и интегрировать в российскую систему социальной защиты.

Это важно и потому, что в сравнении видны и свои недостатки, что помогает сформулировать рекомендации по совершенствованию социальной политики в отношении семьи в нашей стране.

 


Заключение

Социальная поддержка семьи, на сегодняшний момент, является основным направлением в молодой, еще формирующейся социальной политике нашей страны.

Социальные службы все еще ориентированы на такие категории населения как пожилые граждане, инвалиды.

Но не стоит забывать о молодежи, как о будущем нашей страны.

Именно молодежь будет создавать инновационные технологии, управлять страной, добиваться высоких достижений в искусстве и спорте.

И самое главное – именно от молодежи зависит воспроизводство населения, как физическое, так и социальное, и нравственное.

Поэтому молодая семья нуждается в особой заботе как государства, но и общества.

Что бы семейный образ жизни «вошел в моду», у молодых людей должны быть необходимые стартовые возможности, которые позволят им начать создание новой ячейки общества – собственной семьи.

До недавнего времени, проблема социальной поддержки семьи стояла очень остро. Пособия в размере 500 рублей на ребенка казались нелепой и злой шуткой, а не реальной помощью.

Именно поэтому президент и правительство Российской Федерации пришли к выводу, что необходимы новые формы поддержки семьи.

Итогом этого стал «материнский капитал».

Как уже было сказано выше, у этого закона есть свои «плюсы» и «минусы».

Этот закон подвергался критике, так как некоторые группы общественности через СМИ говорили о его гендерной несправедливости, так как материнский капитал имеет право получать только женщина, а, соответственно, его антиконституционной сущности.

Также многие критики считали, что раз пособие дается на второго и последующего детей, то первый ребенок оказывается как бы ущербным.

Отчасти это конечно так.

Но мы выше уже обозначили свою основную позицию по этому вопросу – любая помощь государства молодой семье надо признать благом.

Важным моментом все-таки остается то, чтобы органы власти ответственные как за законотворческую деятельность, так и исполнительная власть, не «почивали на лаврах», а предпринимали шаги к новым способам помощи семьям с детьми.

Линий раз напомним, что ежегодно, по официальным подсчетам, Россия теряет 800000 человек, тогда как рождается значительно меньше. Население страны стремительно тает.

Семьи нуждаются не только в финансовой помощи.

Интересен норвежский опыт по регулированию дошкольных образовательных учреждений. Проблема с детскими садами в России тоже стоит очередь. Средства массовой информации постоянно муссируют тему очередей в детские сады.

Также необходимо проводить политику по пропаганде семейного образа жизни. Молодежная политика в России находится не в самом лучшем состоянии. А ведь именно молодежь должна создавать инновации, управлять страной и, естественно, воспроизводить население.

Опыт других государств показывает, что система социальной поддержки семьи основывается на системе как пособий, которые существуют в разных вариантах (пособия для всех граждан, пособия для особо нуждающихся), и на системе помощи семье – психологической, педагогической, социально-медицинской и др.

Важной проблемой остаются семьи с детьми-инвалидами. Что бы оказать дополнительную помощь этой категории необходимо развивать общественные и благотворительные организации.

Во-первых, это создает конкуренцию на рынке социальных услуг.

Во-вторых, эти учреждения – важный институт гражданского общества.

В-третьих, эти учреждения формируют независимый, альтернативный взгляд на проблему.

Также зарубежный опыт показывает, что социальная поддержка должна быть дифференцирована – то есть, размер пособия формируется в зависимости от нуждаемости.

Очевидно, что надо предпринимать шаги, чтобы увеличивать размер материнского капитала, так как тот размер, который есть сейчас, не отражает реальной нуждаемости семей.

Как и в большинстве стран, в России размер пособий определяется прожиточным минимумом. Но расчет самого прожиточного минимума не всегда отражает действительность.

Другой важной проблемой является бюрократия. Социальные службы в Западной Европе и Северной Америке постепенно вызревали из нужд общества, тогда как в России социальные службы появились в приказном порядке, в условиях необходимости справится со свалившимися на страну социальными проблемами. Поэтому молодые социальные службы в России не имеют еще достаточного опыта для эффективной деятельности, но те шаги, которые предпринимаются, позволяют верить, что ситуация будет меняться в лучшую сторону.

Резюмируя, надо сделать несколько важных выводов:

1. демографическая ситуация в России требует принятия все новых и новых мер для стимулирования рождаемости;

2. особую значимость играет поддержка семьи, так как помимо непосредственного воспроизводства населения, семья обеспечивает ребенку необходимое воспитание и уход;

3. поддержка семей носит форму как материальной, так и нематериальной помощи;

4. экономическая поддержка семьи является одним из способов стимулирования рождаемости;

5. но не стоит забывать, что институт семьи в современном обществе сталкивается не только с экономическими проблемами.

Данная актуальная тема является объектом дальнейших исследования, направленных на научное осмысление социального института семьи, выработки государственной семейной политики, формулирование практических рекомендаций социальным службам и другим компетентным органам.

В завершении хочется выразить благодарность сотрудникам ГУ «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» Красносельского района города Санкт-Петербурга и людям. Принявшим участие в социологическом опросе (анкетировании).

 


Список использованной литературы

Нормативно-правовые документы:

1. Конституция РФ, 1993;

2. Федеральный закон №81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

3. Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи»;

4. Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ);

5. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи от 8 мая 2007 года №АФ-163/06. Министерство науки и образования Российской Федерации.

Учебная литература:

1. Саймон Р. Один к одному: беседы с создателями семейной терапии – М.: Дрофа, 2008;

2. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие-практикум – М.: Академия, 2006;

3. Зиндер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVII – XX века) – М.: Союз, 1997;

4. Борисов В.А. Демография 4-е издание – М.: Изд-во МГУ, 2005;

5. Антонов А.И. Микросоциология семьи – М.: Изд-во МГУ, 2005;

6. Холостова Е.И. Социальная политика: учебник – М.: Академия, 2007;

7. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие – М.: Академия, 2008;

8. Павленок П.Д. Теория социальной работы: учебное пособие – М.: РГГУ, 2007;

9. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002;

10. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е издание. – М.: Инфра-М, 1998

Научная литература:

1. Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденции ее изменения: Ежегодный доклад «Демографическая ситуация в РФ»/науч. ред. А.И. Антонов – М.: КДУ, 2008;

2. Демографический ежегодник России 2006. Стат. сборник. М.: Росстат, 2006;

3. Российский статистический ежегодник. Сб. статей/ Росстат. – М., 2006;

4. Население России в 2003-2004 годах. Одиннадцатый – двенадцатый ежегодный доклад. М., 2006;

5. Архангельский В.Н. Рождаемость в реальных поколениях//Демографические исследования, 2006, №2;

6. Стратегия развития России до 2010 года//Российский экономический журнал. – 2005 - №7;

7. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб.: Питер, 2008.

Научные работы зарубежных авторов:

1. Ellingster A.L., Ronsen M. The Dual Strategy: Motherhood and the Work Contract in Scandinavia// European Journal of Population. 1996;

2. Ronsen M. Fertility and Family Policy in Norway – A Reflection on Trends and Possible connection//Demographic Research. Vol. 10. Article 10;

3. Watson C. Population Policy in France: Family Allowances and other Benefits. II;

4. Temporary Assistance for Needy Families. Sixth Annual Report to Congress. November 2004. II-4.

Интернет источники:

1. http://www.antidrug.ru/preventivedrug/preventive7.htm

2. http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=21514

3. http://www.to-1.ru/articles/181/

4. http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0353/analit04.php

5. http://mirslovarei.com/content_soc/PROGNOZIROVANIE-SOCIALNOE-5801.html

 


Приложения

 

Приложение I

 

Добрый день!

Просим принять участи в опросе населения о материнском капитале и семейной политике. Опрос проводится ГУ «Территориальный центр социальной помощи семье и детям Красносельского района Санкт-Петербурга».

1) Сколько детей Вы бы хотели иметь?

а) 1 в) 3

б) 2г) более 3

2) Может ли материальная поддержка государства оказать влияние на Ваше желание иметь больше детей?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

3) Считаете ли Вы материнский капитал серьезной поддержкой семьи?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

4) Насколько Вы информированы о законе о материнском капитале?

а) хорошо в) недостаточно

б) плохо г) ничего о нем не знаю

5) С какими проблемами, на Ваш взгляд, сталкиваются молодые семьи в нашей стране?

а) «жилищный вопрос»

б) малообеспеченность

в) слабая социальная поддержка

г) все перечисленные варианты

д) другое __________________________________________

6) Какие проблемы, на Ваш взгляд, существуют в реализации закона о материнском капитале?

а) никаких

б) слишком бюрократическая система социальной защиты

в) невысокая информированность населения

г) недоверие к государству;

в) другое _______________________________________

7) Какой доход должен быть у молодой семьи?

а) 50 тысяч рублей в) 70 тысяч рублей

б) 60 тысяч рублей г) более 70 тысяч рублей

8) Какой размер материнского капитала, на Ваш взгляд, будет оптимальным?

_________________________________________________________

9) Ваш пол

а) мужской

б) женский

10) Ваш возраст

_________________________________

11) Ваше семейное положение

а) женат/замужем

б) не женат/ не замужем

в) живу в сожительстве

12) Ваша профессия

________________________________

Спасибо за участие в опросе!

 


Приложение II

 

Динамика предпочитаемых чисел детей в России (по результатам опросов ВЦИОМ 1991-2005)[27]

Год Идеальное число Желаемое число Ожидаемое число
1991 2,10 2,25 1,77
1992 1,53 1,96 1,33
1994 2,02 1,65 1,08
1995 2,25/2,28 2,07/2,12 1,26/1,28
1996 2,23/2,25 2,09/2,11 1,39/1,63
1997 2,08 2,07 1,59
1998 2,16 2,19 1,54
1999 2,10 2,21 1,36
2000 2,18 2,17 1,55
2001 2,40 2,43 1,52
2003 2,38 2,19 -
2005 2,53 2,46 1,57
2006 2,06 - 1,83
2007 - 2,18 -

Приложение III

 



2019-12-29 294 Обсуждений (0)
Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)