Оформления абсолютизма
1. Истоки преобразований в России на рубеже XVII-XVIII вв. Личность Петра I. 2. Реформы Петра I и их значение для дальнейшего развития страны. 3. Преобразования в сфере культуры, науки и образования.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1987. Агеева О.Г. Увеселения русского двора от Петра I до Екатерины Великой // Отечественная история. 2006. № 5. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2. Андреев И. Нетихий Тишайший // Родина. 1998. № 9. Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991. Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6. Жухрай В.М. Секретные службы правителей России: о личной секретной службе Петра I: фрагменты из одноименной книги // Наука и религия. 2006. № 10. Захарова О. Бал эпохи Петра Великого // Родина. 1995. № 1. Кирсанова Р. Пошлина на штаны // Родина. 1997. № 1. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990; Наука и жизнь. 1992. № 2; Его же. Меньшиков: полудержавный властитель. М., 1999. Петрунцев Н. Россия Петра: маски и лица // Родина. 1994. № 8. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984. Шенкман Г. Великий Петр. СПб., 1999.
Методические советы
1 вопрос. Покажите внутренние и внешнеполитические предпосылки петровских преобразований, расскажите о личности Петра I, идеях, которыми он руководствовался. Особо отметьте и свяжите с современностью вопрос вхождения России в общеевропейскую цивилизацию. 2 вопрос. Покажите процесс формирования в России военно-бюрократической системы, раскройте суть взглядов Петра I на принципы государственного устройства, законодательства, сословного деления, военное строительство, место и роль церкви в государстве и обществе. Расскажите, какими методами Петр I строил российскую экономику, как победа подневольного труда в ней предопределила в дальнейшем отставание страны. 3 вопрос. Расскажите об изменениях в быту в петровское время, о развитии культуры, науки, образования. Проанализируйте оценку петровских реформ современниками и сегодняшнюю точку зрения.
Тема 3. Развитие Российской империи Во второй половине XVIII в.
1. Суть политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. 2. Идеология, культура, наука и просвещение в царствование Екатерины II.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1987. Английский дипломат о политике и дворе Екатерины II // Вопросы истории. 1999. № 4-5. Анисимов Е. Женщины на российском престоле. С.- Пб., 1998. Волков Л.В. Социальные представления участников восстания Е.И. Пугачева // Вопросы истории. 2006. № 12. Каменский А.В. Сословная политика Екатерины II // Вопросы истории. 1995. № 3. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева 1773-1775 // Советская военная энциклопедия. Т.4. Манькова Л. Кровавая барыня. Уголовное дело «бесчеловечной вдовы» Салтычихи // Родина. 2002. № 2. Моряков В.П. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII в. о государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991. Наказ императрицы Екатерины // Вестник Московского университета. 1999. № 3. Павленко Н. Екатерина Великая. М., 1999; Родина. 1993-1998. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. 1999. № 1. Рахматуллин М.А. Непоколебимая Екатерина // Отечественная история. 1996. № 6.
Методические советы
1 вопрос. Проанализируйте особенности развития России в 60-80-е гг. XVIII в., сформулируйте суть политики «просвещенного абсолютизма», причины ее проведения. Особое внимание уделите «Наказу» Екатерины II и деятельности Уложенной комиссии. Проследите, как шел в России процесс усиления крепостного гнета, изменение в связи с этим положения двух основных классов – дворянства и крестьянства. 2 вопрос. Подробно охарактеризуйте зарождение и развитие в России либеральной, просвещенческой и революционной идеологий. Покажите на конкретных примерах развитие в стране культуры, науки и образования, раскройте понимание Екатериной II вопроса о «новой породе» людей.
Тема 4. Реформы и контрреформы в России В 60-90-е гг. XIX в. 1. Реформы Александра II 60-70-х годов: предпосылки, проведение, сущность и значение. 2. Контрреформы Александра III 80-90-х годов: цели, практика, итоги и значение.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР: 1861-1917. М., 1990. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8. Ананьич Б., Чернуха В. Чернильные перемены. Власть и общество: этапы расхождения (о реформах 60-70-х гг. XIX в.) // Родина. 1991. № 11-12; Партия контрреформ (Третье поколение русских реформаторов. 1890-1900) // Родина. 1992. № 2. Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992. Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. 1. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. № 10. Гошуляк В.В. Пензенское земство. Пенза, 1995. Гросул В.Я. Истоки трех русских революций // Отечественная история. 1997. № 6. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10. Захарова Л.Н. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991. Зотова Г.А. Экономическое развитие в годы правления Александра III // Преподавание истории в школе. 2006. № 4. История России XIX – начала XX вв. Под ред. В.А. Федорова. М., 1998. Корнилов А. Курс истории России XIX в. М., 1993. Эпоха Александра III. «Круглый стол» // Родина. 1994. № 11.
Методические советы
1 вопрос. Дайте анализ положения в России в дореформенное время, охарактеризуйте предпосылки падения крепостного права, расскажите о подготовке реформ, сути и значения крестьянской реформы 1861г. Подробно расскажите о буржуазных реформах 60-70-х гг. XIX в. в различных сферах, их позитивном и негативном значении. Подчеркните их ограниченный характер, незавершенность, итоги и значение. 2 вопрос. Раскройте причины перехода к консервативным преобразованиям в стране при Александре III, охарактеризуйте суть проводимых контрреформ, их идеологическую основу; ответьте на вопрос: какая альтернатива развития страны была прервана? Дайте анализ социально-экономического и политического развития России в конце XIX в., ее роль и место в мире.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |