Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Начальный период екатерининских реформ



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Глава 1. Начальный период екатерининских реформ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

Глава 1. Начальный период екатерининских реформ

 

Глава 2. «Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии 1767-1768 гг.

 

Глава 3. Реформирование законодательства в период с 1775 по 1796 годы.

§ 1. Губернская реформа;

§ 2. Судебная реформа;

§ 3. Полицейская реформа.

 

Заключение

 

Библиография

 

Приложения

 

 

Введение

 

Екатерина II - неординарная фигура в истории России и прежде всего в истории политико-правовой мысли и государственного управления. Тридцать четыре года (1762 – 1796) она находилась на вершине российской государственной власти – больше, чем все царствовавшие особы как до (за исключением Ивана Грозного), так и после нее, включая генеральных секретарей ЦК КПСС. Царствование Екатерины II (Великой) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями на Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить целый ряд важнейших реформ, связанных с внутренней и внешней политикой государства.

Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле ее правление называют эпохой просвещенного абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещенный абсолютизм — утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий), Австрии (Иосиф II), России (Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, — дворянство.

Однако сегодня нет однозначной точки зрения на деятельность Екатерины II. В целом в современной историографии можно сформулировать следующие оценки этой эпохи:

- консервативная политика, направленная на укрепление российского самодержавия;

- попытка реализации либеральной политической модели государства.[1]

Для объективной оценки деятельности Екатерины, необходимо обратиться в первую очередь к особенностям ее мышления. В молодые годы она перечитала множество книг французских просветителей, которые мечтали дать народу разумные и справедливые законы, чем обеспечить всеобщее благоденствие. Екатерины желала стать именно таким монархом. Новые законы должны были регулировать все сферы жизни, и в результате государство стать правовым, т.е. «законным» Законом должна ограничиваться и свобода граждан в зависимости от принадлежности к тому или иному сословию. Таков смысл теории государства, каким его видела Екатерина.

Несомненно, это европейские взгляды, но что данная теория применима и к России, Екатерина не сомневалась. «Россия есть европейская держава», - писала она в 1766 году[2]. Но данная теория не должна быть перенесена из Европы механически. Екатерина еще до вступления на престол была хорошо знакома с реалиями России и не раз говорила, что законы должны быть «приноровлены» к обычаям народа и согласованы с уже существующим законодательством.

Думаю, что взгляды императрицы восшествуют к фигуре Петра I, который стал для нее идеалом монарха. Она следовала заветам Петра и мечтала стать ему равной по роли в формировании государства. Не случайно она сформулировала «правила» царствования:

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно вести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и делать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.[3]

Данные правила она старалась претворять в жизнь.

    В выпускной квалификационной работе я рассмотрел реформаторскую деятельность Екатерины во внутренней политике государства, особенно подробно остановлюсь на программном документе «Наказе» и деятельности Уложенной комиссии в попытках кодифицировать законодательство, а также особое внимание обратил на реформы права, а именно на губернскую, судебную и полицейскую реформы.

Таким образом, целью моей выпускной квалификационной работы является анализ особенностей законодательства эпохи Екатерины II.

    Задача работы - исследовать законотворческую деятельность Екатерины II и сделать выводы по итогам реформаторской деятельности в области государства и права.

    В этой связи формулируется и актуальность темы выпускной квалификационной работы. Сегодня мы являемся наследниками более чем 300-летней реформаторской деятельности российской монархии. Многое изменилось, но многое же осталось актуальным. Мы проживаем в субъектах федерации, основанием для разграничения которых послужила губернская реформа. Современная судебная система во многом повторяет структуру системы екатерининской эпохи. При Екатерине же были заложены основы современной правоохранительной системы. Все это говорит о том, что тема ВКР не только представляет собой интерес с историко-правовой точки зрения, но будет интересна и практикующим юристам, а также всем, кто изучает историю отечественного государства и права.

    Объектом исследования является система права, сложившиеся в эпоху Екатерины II.

    Предмет исследования – анализ начального периода реформ, деятельности Уложенной комиссии и «Наказ» Екатерины, анализ административной (губернской), судебной и полицейской реформ.

    Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, одна из которых разбита на параграфы, заключения, библиографии и приложений.

 

Глава 1. Начальный период екатерининских реформ

Первые годы царствования Екатерины II отмечены усилиями власти по стабилизации внутриполитической ситуации, укреплению нового режима, завоеванию популярности в народе. В первой половине 1760-х годов было раскрыто несколько мелких заговоров среди солдат и офицеров гвардии, завидовавших взлету в политической карьере своих бывших товарищей, участников переворота 1762 года. Наиболее серьезным заговором было выступление в 1764 году поручика В.Я. Мировича с целью освободить из Шлиссельбургской крепости и возвести на престол свергнутого в 1741 году принца Иоанна Антоновича.

вырезано

Составной частью национальной политики явилось и приглашение в 1764 году в Россию иностранных колонистов. Эта мера диктовалась как необходимостью освоений территории Поволжья, Приуралья и Новороссии, так и популярными в то время популяционистскими теориями, ставившими процветание государства в зависимость от размеров народонаселения. Уже в последующие два года в Россию прибыло 30000 немецких переселенцев, осевших преимущественно в Саратовской губернии, на правобережье. Впоследствии на месте их наибольшей скученности размещения был основан город Покровск, ныне Энгельс. В основном это были люди, занимавшиеся сельскохозяйственным трудом, причем предполагалось, что они останутся в России навсегда. Считалось, что колонисты не только принесут государству экономическую выгоду, но и продемонстрируют преимущества свободного труда, станут образцом высокой культуры сельскохозяйственного производства, что имело непосредственное отношение к политике в сфере крепостничества.

Находясь под влиянием идей Просвещения Екатерина II рассматривала крепостное право как антигуманное, противоестественное явление, тормозящее развитие страны. Однако она понимала, что отмена крепостного права простым волевым решением может вызвать серьезные социальные потрясения вплоть до нового государственного переворота. К тому же, как и многие ее современники, она полагала, что русское крестьянство нравственно не готово к подобным переменам и необходима длительная работа по его «просвещению», чтобы освобожденные от крепостной зависимости крестьяне попросту не разбежались. Необходима была также и постепенная подготовка к этому всего русского общества. С этой целью в 1765 году по инициативе императрицы было создано Вольное экономическое общество, явившееся не только первым в России научным обществом, но и первой общественной организацией. Обществом был объявлен конкурс на лучшую работу о возможности наделения крестьян собственностью, не имевший практических последствий, но впервые сделавший крестьянский вопрос предметом общественного обсуждения.

Еще одним направлением деятельности Екатерины уже в первые, а особенно в последние годы ее правления являлась сфера образования.

В 1764 году было открыто воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт). Было решено создать комиссию по вопросу об учреждении народных училищ, которая в 1786 году преобразована в Главное правительство училищ, прообраз современного Министерства образования и науки РФ[4].

В 1775 году был построен Академический университет, а также гимназия в Петербурге, две гимназии в Москве и гимназия в Казани. В том же году были открыты кадетские корпуса, в том числе Греческий кадетский корпус, что послужило быстрому развитию военного образования в России.

К середине 1760-х годов Екатерина II пришла к выводу, что осуществить задуманное лишь с опорой на ближайшее окружение ей не удастся, в связи с чем возникли планы расширения социальной базы реформ путем созыва основанной на сословном представительстве Комиссии для сочинения нового уложения. В качестве инструкции для комиссии был составлен специальный программный документ – «Наказ».

 



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Глава 1. Начальный период екатерининских реформ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Начальный период екатерининских реформ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)