Общие требования к магистерской диссертации по праву
В магистерской диссертации по праву автор должен показать, что он владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской работы в области юридических наук. Он должен проявить свою научную эрудицию, выявить широкие знания в различных отраслях права. Магистерская диссертация по праву должна отвечать следующим требованиям: а) авторская самостоятельность при рассмотрении темы исследования; б) полнота изложения материала диссертации; в) внутренняя логическая связь различных разделов и параграфов диссертации; г) грамотное изложение материала на русском литературном языке; д) высокий научно-теоретический уровень работы, наличие анализа эмпирического материала, наличие новых выводов и обобщений. Содержание магистерской диссертации по праву может включать как принципиально новый материал, включающий описание новых факторов и явлений правовой действительности, новое отношение к действующему или желаемому праву, так и обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в новом аспекте. В последнем случае автор излагает уже известный науке правовой материал, но по-новому его анализирует и делает свои собственные выводы и обобщения. В содержании магистерской диссертации должны быть приведены убедительные аргументы в пользу избранной или доказанной автором концепции проблемы. Противоречащие этой концепции точки зрения должны быть подвергнуты всестороннему анализу и критической оценке со ссылками на те научные работы, где эти точки зрения содержатся. Дискуссионный и полемический материал является неотъемлемым элементом магистерской диссертации по праву. Излагая его, и аргументирую свою собственную точку зрения или, формулируя свою концепцию проблемы, автор диссертации показывает свою научную эрудицию свое умение самостоятельно мыслить и отстаивать свою собственную точку зрения. Именно это является одним из основных слагаемых магистерского уровня юридического образования. В магистерской диссертации по праву магистрант должен: 1. Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний. При этом он должен уметь пользоваться специальной юридической терминологией. Другими словами, задачи, возникающие в ходе написания магистерской диссертации, должны быть решены на юридическом языке. 2. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие в юридической науке и разрабатывать новые, используемые в данной работе методы исследования. 3. Обобщать, синтезировать и теоретически осмысливать эмпирический материал, основу которого должны составлять действующие и действовавшие ранее нормативные правовые акты, правоприменительная практика, состояние изучаемых автором регулируемых правом общественных отношений. 4. Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмыслять их с учетом имеющихся научных публикаций. 5. Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, правовых систем «Консультант-плюс», «Гарант», Интернет-ресурсов. 6. Владеть навыками и приемами историографической работы, умениями давать анализ состояния изучения проблемы магистерской диссертации в юридической науке в ее историческом развитии. 7. Владеть иностранными языками в той мере, в какой это необходимо для самостоятельной работы над источниками права и научной юридической литературой на иностранных языках. 8. Представить итоги проваленного исследования в виде письменной работы, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования текста. Процесс выполнения магистерской диссертации по праву включает в себя следующие этапы: - выбор темы исследования и назначение научного руководителя; - изучение требований, предъявляемых к магистерским диссертациям в целом и магистерским диссертациям по праву, в частности; - согласование с научным руководителем плана работы; - изучение научной литературы по проблеме, определение целей, задач и методов исследования, уточнение плана работы; - изучение необходимого эмпирического материала: нормативно-правовых актов; исторических источников; судебной практики; правоприменительной практики; публикаций в средствах массовой информации, Интернет-ресурсов и т.п. - обобщение и научно-теоретический анализ эмпирического материала; - написание работы; - рецензирование работы; - защита работы.
Выбор темы магистерской диссертации и назначение научного руководителя Тема магистерской диссертации представляется на утверждение лишь тогда, когда установлены ее актуальность, научное и прикладное значение, наличие условий для выполнения в намеченный срок и обеспечено должное научное руководство. Магистранту предоставляется право самостоятельного выбора темы работы. Выбор производится на основании, имеющегося на кафедре, утвержденного примерного перечня тем (проблем) магистерских диссертаций. Перечень является примерным, и магистрант может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе магистрант темы должен учитывать свои научные и практические интересы в определенной области юридической теории и практики. При этом следует учитывать и имеющийся практический опыт работы магистранта на различных юридических должностях при условии, если таковой имеется. Тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней максимально конкретно отражалась основная идея работы. Тематика магистерской работы должна отражать как теоретическую, так и практическую направленность исследования. Теоретическая часть исследования должна быть ориентирована на разработку теоретических и методологических основ исследуемых вопросов, использование новых концепций и идей в выбранной области исследования, отличаться определенной новизной научных идей и методов исследования. Практическая часть исследования должна демонстрировать способности магистранта решать реальные практические задачи, с использованием нормативных правовых актов, а также на основе разработки моделей, методологических основ и подходов в исследуемых вопросах. Выбранные темы магистерских диссертаций утверждаются приказом ректора Пензенского государственного университета. После утверждения темы научный руководитель выдает магистранту задание на подготовку магистерской диссертацией (Приложение 1). Задание включает в себя название диссертации, перечень подлежащих разработке вопросов, перечень исходных данных, необходимых для выполнения диссертации (законодательные и нормативные документы и материалы, научная и специальная литература, конкретная первичная информация), календарный план-график выполнения отдельных разделов диссертации, срок представления законченной работы.
Руководство магистерской диссертацией Для руководства процессом подготовки магистерской диссертации магистранту назначается научный руководитель. Научный руководитель магистерской диссертации: - оказывает помощь магистранту в выборе темы магистерской диссертации; - составляет задание на подготовку магистерской диссертации; - оказывает магистранту помощь в разработке индивидуального графика работы на весь период выполнения магистерской диссертации; - помогает магистранту в составлении рабочего плана магистерской диссертации, подборе списка литературных источников и информации, необходимой для выполнения диссертации. - проводит консультации с магистрантом, оказывает ему необходимую методическую помощь; - проверяет выполнение работы и ее частей; - представляет письменный отзыв на диссертацию с рекомендацией ее к защите или с отклонением от защиты; - оказывает помощь (консультирует магистранта) в подготовке презентации магистерской диссертации для ее защиты. Кафедра регулярно заслушивает магистрантов и научных руководителей о ходе подготовки магистрантами диссертаций. О степени готовности магистерской диссертации они информируют руководителя магистерской программы и деканат. Магистерская диссертация должна выполняться магистрантами самостоятельно, творчески, с учетом возможностей реализации отдельных частей магистерской диссертации на практике. Каждое принятое решение должно быть тщательно продумано. Нужно помнить, что руководители магистерской диссертации дают рекомендации, что и как выполнять, а принимает окончательное решение и отвечают за работу только автор магистерской диссертации. Научный руководитель проверяет ход выполнения магистерской диссертации по отдельным этапам, консультирует магистранта по всем возникающим проблемам и вопросам, проверяет качество работы и по ее завершении представляет письменный отзыв на работу. (Приложение 2). В отзыве оцениваются теоретические знания и практические навыки магистранта по исследуемой проблеме, проявленные им в процессе написания магистерской диссертации. Также указывается степень самостоятельности магистранта при выполнении работы, личный вклад магистранта в обоснование выводов и предложений, соблюдение графика выполнения магистерской диссертации. Заканчивается отзыв выводом о возможности (невозможности) допуска магистерской диссертации к защите.
Общие требования к написанию магистерской диссертации Вопреки широко распространенному мнению, приступая к написанию магистерской диссертации, нельзя сразу писать ее начало—введение. Введение к диссертации — наиболее ответственная часть текста, в которой должны отражаться все его достоинства, элементы новизны, выносимые на защиту положения. Все это может окончательно выкристаллизоваться на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Необходимо начинать с основной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению. Основная часть диссертации неизбежно делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. В магистерской диссертации, как правило, должно быть три главы. Каждая глава должна состоять не менее чем из двух параграфов. Желательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему. Но это требование не является обязательным. Все будет зависеть от количества эмпирического материала, подвергаемого анализу в диссертации. Логическая структура диссертации вырисовывается далеко не сразу. Для того чтобы она стала предельно ясной, магистрант должен мысленно смакетировать диссертацию как логическое целое, построенное в виде развернутого доказательства положений, которые выносятся на защиту. Сначала такой «макет» целесообразно разрабатывать в форме плана, размышляя над правильным наименованием и расположением отдельных параграфов. Следовательно, изначально при подготовке диссертации практически невозможно составить не изменяемый план. В процессе сбора материала и работы над диссертацией он будет неизбежно корректироваться. Коррекцию плана необходимо также согласовывать с научным руководителем. Деление работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. План диссертации — это логическая схема изложения, и в этой схеме все должно быть на своем месте. Главы магистерской диссертации — это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность. После составления плана можно приступать к черновому написанию текста.
4.Структура и содержание магистерской диссертации по праву Магистерская диссертация должна включать в себя: - титульный лист; - оглавление; - введение; - основную часть (разделы, параграфы, пункты); - заключение; - список источников права и научной литературы (как вариант, библиографический список); - приложения (при необходимости). Титульный лист, первый лист диссертации, заполняется по форме, приведенной в приложении 3. Общие требования к титульному листу определены ГОСТ 7.32-2001. Наименование Федерального агентства по образованию Российской Федерации пишется строчными буквами с первой прописной, наименование вуза – прописными буквами. Название факультета пишется строчными буквами, с первой прописной, слова «МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ» и наименование темы - прописными буквами. Обязательно указываются должность и ученая степень руководителя диссертации, а также консультантов, если они имеются, и нормоконтролера. Справа от каждой подписи проставляют инициалы и фамилию подписавшегося лица. Внизу указывается город и год выпуска диссертации без знаков препинания. С тем, чтобы увеличить ответственность научного руководителя за подготовку диссертации, на титульном листе в графе «Допустить к защите в ГАК» ставится его подпись. В графе «Нормоконтролер» научный руководитель так же ставит свою подпись, тем самым он несет полную ответственность за соблюдением магистрантом всех требований по написанию и оформлению магистерской диссертации. В оглавлении приводят название разделов, подразделов и пунктов в полном соответствии с их названиями, приведенными в работе, указывают страницы, на которых эти названия размещены. Название разделов печатают без отступа от левого края листа. Названия подразделов и пунктов – с отступом (0,8 см). Промежутки от последней буквы названия раздела до номера страницы заполняют отточием. Над колонкой цифр (колонцифр) в оглавлении сокращение «стр.» не пишут и после колонцифр точек не ставят. «Введение», «Заключение», «Библиографический список» и «Приложения» также включаются в оглавление, но не нумеруются. Пример оформления оглавления приведен в приложении 4. Введение представляет собой наиболее ответственную часть магистерской диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это актуальность выбранной темы, степень её разработанности, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранные методы исследования, его теоретическая, нормативная и эмпирическая основа, научная новизна, положения, выносимые на защиту, их теоретическая значимость и практическую ценность. Обоснование актуальности выбранной системы - начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких целей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т.д.Другими словами, в актуальности проблемы необходимо показать значимость изучения темы диссертации для юридической науки и для практики. Это можно выразить словами «В научно-теоретическом плане изучение проблемы исследования определяется …»; «В практическом плане изучение настоящей проблемы важно для…».От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выяснить…, определить…, рассмотреть и т.п.). Желание исследователя ответить на вопросы по объему и качеству новых знаний определяет цель исследования. Определение цели – весьма важный этап в исследовании, так как она определяет и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами можно получить новые знания. Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект научного исследования - это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Предмет научного исследования - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления) и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. В магистерских диссертациях по праву объектом диссертационного исследования, как правило, являются общественные отношения, урегулированные правом, например, общественные отношения, связанные с конституционно-правовыми основами организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации по защите прав граждан. Предметом исследования являются, как правило, правовые нормы и правоприменительная практика. В приведенном выше случае, предметом исследования будут являться правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации, а также прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина. После определения объекта и предмета исследования необходимо показать методологическую основу, теоретическую и практическую значимость диссертации, ее нормативную и эмпирическую основы, научную новизну, сформулировать положения, выносимые на защиту. В методологической основе исследования необходимо раскрыть методы исследования, примененные в диссертации. Методы науки показывают, как, каким способом она исследует (познает) свой предмет. Любая наука имеет общефилософскую и общенаучную методологию. Например, наука конституционного права использует разнообразные методы познания, апробированные практикой: системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический и другие. Со многими их них студент познакомился в курсе теории государства и права. Системный метод делает возможным обеспечить целостное и достаточно полное восприятие тех или иных явлений и процессов, проанализировать институт (проблему) в контексте разнообразных социальных отношений, как часть целого в системе права или конституционного права, выявить характер (тип) связи между ними. Он опирается на логический прием «расчлененного целого», широко использует такие понятия, как «элемент», «структура», «система», «функция», «целостность». Исторический метод позволяет прояснить процессы возникновения и становления конституционных идей, норм, отношений, в том числе как анализируемое явление появилось, развивалось и чем является в данный период. Знание исторических фактов способствует лучшему пониманию закономерностей и тенденций развития в конституционно-правовой сфере, выяснению связей с современностью. Большое значение имеет привлечение отмененных актов, материалов обсуждений законопроектов, а также учет совокупности всех действовавших в тот период социально-исторических факторов. Историзм как принцип и метод научного познания обеспечивает связь прошлого (исторического) с настоящим (современностью). Формально-юридический метод направлен на выявление и уяснение смысла нормативных источников, содержащих нормы права, прежде всего, законов. Принципиальное значение имеет правильное понимание специальных понятий и терминов и их интерпретация, недопущение двусмысленных трактовок. Сравнительно-правовой (компаративный) метод на основе сопоставления конкретных норм и институтов различных стран делает возможным выявление общего и особенного в их возникновении и функционировании, показ позитивных и негативных черт (свойств). В условиях глобализации социально-экономических и политических процессов роль данного метода возрастает. Социологический метод многообразен и связан с проведением опросов граждан, других категорий физических лиц, переписей населения, интервью, осуществлением анкетирования. В результате его применения изучается общественное мнение, правовое сознание различных слоев (в том числе специалистов-юристов, депутатов, политиков), эффективность норм и институтов конституционного права. Этот метод исследует материал, прежде всего, на основе конкретного эмпирического опыта. Эти и другие методы могут быть использованы не только в конституционном праве, но и в других отраслях правоведения. В теоретической значимости диссертации необходимо определить, какое значение имеют исследуемые автором вопросы для развития юридической науки и в каких отраслях или разделах науки можно использовать ее результаты. Например, теоретическая значимость диссертации по прокуратуре состоит в том, что разработанные автором концептуальные положения обобщают, развивают, дополняют научные знания в сфере оценки роли и места прокуратуры в Российской Федерации. Их можно использовать при дальнейшем научно-теоретическом изучении проблемы и создании обобщающих научных работ, касающихся как прокуратуры в целом, так и теоретической базы защиты прав и свобод человека и гражданина. В практической диссертации магистрант указывает те сферы практической деятельности, где можно использовать материалы диссертации. В диссертации по прокуратуре практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее результатов для совершенствования законодательства в указанной сфере, в практической деятельности органов прокуратуры РФ, в учебном процессе при чтении курсов прокурорского надзора, спецкурсов по вопросам защиты прав и свобод граждан в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». При определении нормативной основы магистрант должен в обобщенном виде указать, какие группы нормативно-правовых актов использовались при написании диссертации. В диссертации по прокуратуре нормативной основой стали: Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы, решения Конституционного Суда РФ, приказы Генерального прокурора РФ, касающиеся организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации. В эмпирической базе исследования (если она имеется в диссертации) магистрант указывает, какими источниками он пользовался, за исключением научных работ и нормативно-правовых актов, при написании своей работы. В диссертации по прокуратуре эмпирическую базу составили исторические источники, нормативные правовые акты Российской империи, конституции и законы советской эпохи, касающиеся возникновения, организации и деятельности прокуратуры на различных исторических этапах ее развития. К эмпирической базе данного исследования следует отнести и акты прокурорского реагирования, и доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о состоянии прав человека в Российской Федерации, и обзоры Генеральной прокуратуры о состоянии законности, и газетные публикации, касающиеся темы исследования. В научной новизне магистерской диссертации определяется вклад автора в юридическую науку (если он имеется), определяется, чем его диссертация отличается от других подобных работ. При отсутствии научной новизны (это требование, как уже говорилось, не является обязательным для магистерских диссертаций) в разделе научная новизна, автор должен дать общую характеристику (в виде аннотации) своей работы и показать, на какие вопросы темы исследования он обратил особое внимание. Научная новизна диссертации по прокуратуре состоит в том, что она является одним из первых в Российской Федерации критических исследований, где выявляется роль и место прокуратуры в системе государственной власти во взаимосвязи с ее основной функцией – защитой прав и свобод человека и гражданина. Если научная новизна отсутствует, то этот сюжет работы можно написать примерно так: «На основе анализа нормативно-правовых актов, правоприменительной практики и наиболее актуальных теоретических вопросов, относящихся к деятельности прокуратуры, исследованы различные направления деятельности прокуратуры, влияющие на ее место в системе разделения властей и эффективность действий прокуратуры в области защиты прав и свобод граждан. Показано влияние конституционно-правового статуса прокуратуры на состояние защиты ею конституционных прав человека и гражданина. В диссертации предложены обоснованные рекомендации по совершенствованию правовых и организационных основ деятельности органов прокуратуры». В положениях выносимых на защиту (как правило, 5 – 7 положений) при наличии научной новизны магистрант приводит те новые выводы и обобщения, которые он сделал в своей диссертации и которые отсутствуют в других работах, или приводит новые аргументы в обоснование уже существующей в науке точек зрения. Если магистерская диссертация не содержит элементов научной новизны, то магистрантом приводятся основные выводы диссертации. И в первом, и во втором случаях положения, выносимые на защиту, должны вытекать из содержания работы. Положения, выносимые на защиту, формулируются в сжатом виде, не более двух – трех страниц во введении. В заключительной части введения необходимо кратко сказать о структуре работы. Пример введения магистерской диссертации приведен в приложении 5. Основная часть магистерской диссертации посвящается раскрытию темы исследования. Требования к конкретному содержанию основной части магистерской диссертации устанавливаются научным руководителем и руководителем магистерской программы. Основная часть должна состоять не менее чем из двух глав, разделенных на параграфы. Рекомендуемое число глав в магистерских диссертациях, как правило, три. Это вполне логично и вытекает, в большинстве случаев, из теоретических вопросов права. Например, в диссертациях, посвященных правам и свободам человека и гражданина, раскрывается три основные группы проблем, составляющие три главы диссертации: юридическая природа и нормативное содержание изучаемого права; содержание изучаемого права; гарантии осуществления изучаемого права. Такое построение научных работ является общепринятым в юридической науке. В основной части диссертации на основе изучения имеющейся отечественной и переведённой на русский язык зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть краткую историю, родоначальников теории, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время работы над магистерской диссертацией, дать всестороннюю характеристику объекта исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых юридических явлений и процессов. Описание объекта исследования должно быть дано четко. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов объекта исследования, как в российской практике, так и за рубежом. Раздел должен содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, методических подходов по решению рассматриваемой проблемы. Анализируя существующий понятийный аппарат в исследуемой области, автор представляет свою трактовку определенных понятий (авторское определение) или дает им критическую оценку. При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказывания содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник заимствования. Автор диссертации должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе. Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены юридических терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость. Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор и из достоинства работы превращается в ее недостаток. Как правило, при выполнении научных исследований повествование ведется от первого лица множественного числа («Мы полагаем», «По нашему мнению», «Полагаем») или от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора»). Заключение представляет собой самостоятельный раздел работы. Оно должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов. Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают четкое представление читающему о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования. В заключении должны быть представлены: - общие выводы по результатам работы; - оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ (в самом сжатом виде); - предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в юридической практике, предложения по совершенствованию законодательства. Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации. В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования. Список источников права и научной литературы (Библиографический список) должен содержать сведения об источниках, использованных при написании магистерской диссертации. В него необходимо включать источники, на которые были сделаны ссылки в тексте работы. Допускается включение в список и работ, не цитируемых автором, но в той или иной мере используемых при написании диссертации. Нормативные акты и иные источники необходимо располагать в следующей последовательности: 1. Нормативные правовые акты: – Конституция Российской Федерации; - международные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено в форме федерального закона; - федеральные конституционные законы; - федеральные законы; - конституции и законы иностранных государств; - межгосударственные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено не в форме федерального закона; - нормативные правовые акты Президента Российской Федерации; - межправительственные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено не в форме федерального закона; - межведомственные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено не в форме федерального закона; - нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств; - конституции (уставы), законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; - нормативные акты органов местного самоуправления. 2. Иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные статистические отчеты и др.). 3. Судебная практика. 4. Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии к кодексам (в алфавитном порядке). 5. Авторефераты диссертаций (в алфавитном порядке). 6. Научные статьи (в алфавитном порядке). 7.Интернет-ресурсы (адреса сайтов, в которых был позаимствован материал). Допускается монографии, учебники, учебные пособия, комментарии к кодексам, авторефераты диссертаций, научные статьи включать в список одним разделом в алфавитном порядке. В этом случае он будет называться «Статьи, монографии, исследования», или «Научная литература». Допускается также включение нормативных правовых актов не по подразделам, а в порядке убывания их юридической силы. Библиографический список магистерской диссертации должен охватывать не менее 100 наименований источников права и научной литературы, при этом научной литературы - не менее 60 источников. В приложениях помещаются, по необходимости, иллюстративные материалы, имеющие вспомогательное значение (схемы, таблицы, диаграммы, программы, положения, концепции законов, предложения для совершенствования действующего законодательства и т.п.). Приложения приводятся в целях лучшего понимания и пояснения основной части магистерской диссертации. Они носят вспомогательный характер и на объем магистерской диссертации не влияют. Объём работы определяется количеством страниц, а последний лист в списке литературы есть последний лист магистерского исследования. Приложения нужны, во-первых, для того, чтобы освободить основную часть от большого количества вспомогательного материала, а во-вторых, для обоснования рассуждений и выводов магистранта. Оформление приложений должно строго соответствовать действующим стандартам. Приложения оформляют как продолжение магистерской диссертации. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ", напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной магистерской диссертации, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.
5.Правила оформления магистерской диссертации Магистерская диссертация оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05 – 2008 (Библиографическая ссылка), который введен в действие с 1 января 2009 года вводится в действие. Он разработан Федеральным государственным учреждени<
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |