Принцип справедливости, объективности и беспристрастности
ЗАНЯТИЕ 2. Судебная власть и правосудие, статус судей, органы судейского сообщества
Судебная власть – это реализуемые посредством судопроизводства особые государственно-властные отношения между судом и иными субъектами права, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения правовых конфликтов, с целью защиты оспоренного либо восстановления нарушенного права, определения мер ответственности виновного и ограждения от ответственности невиновного. Судебная власть функционально раскрывается посредством своих юрисдикционных полномочий, реализуемых от имени государства в специально предусмотренных процессуальных формах и процедурах, специально управомоченными на то государством лицами – судьями. Судебной власти, присущи определенные признаки, которые в своей совокупности и дают возможность отграничивать ее от законодательной и исполнительной власти. Судебную власть отличают следующие признаки: - осуществление судебной власти только судебными органами; - единство судебной системы; - особое социальное назначение суда; - особые формы судопроизводства; - строгая процессуальная форма; - правоприменительный характер; - исключительность; - возможность участия представителей общества в осуществлении правосудия; - властный характер полномочий, обеспечиваемый гос. органами. Судебная власть осуществляет следующие функции: - правосудие (основная функция судебной власти) - юстициальная функция - конституционный надзор (контроль) - судебный контроль - формирование судейского корпуса - разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики - обеспечение судебной деятельности - законодательная инициатива Правосудие (в ее узком понимании) представляет основную функцию судебной власти, заключающуюся в совершении в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению подсудных ему категорий дел. Юстициальная функция представляет собой деятельность судов по удостоверению им фактов, имеющих юридическое значение, а также признание за лицом определенных правовых состояний Судебный контроль – это деятельность судов по проверке законности и обоснованности действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц, имеющих распорядительно-властные полномочия. Конституционный надзор (контроль) – это функция специальных судебных органов конституционного правосудия по рассмотрению дел, предметом которых являются государственно-правовые вопросы, связанные с обеспечением верховенства Конституции и ее реализацией на всей территории страны. Формирование судейского корпуса – это деятельность, направленная на комплектование судебной системы судьями. В теории существует 3 способа формирования судейского корпуса: 1) избрание судей; 2) назначение судей органами или должностными лицами государства; 3) смешенный способ, когда судьи одних звеньев судебной системы избираются, а судьи других – назначаются, либо когда в один и тот же суд одна часть судей назначается, а другая избирается. В России используется второй способ формирования судейского корпуса. Разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики – это работа в области правоприменения по систематизации и анализу судебных дел, выделению устойчивых различий применения судами законодательства, выявлению причин и условий, способствовавших этому, выработке предложений и рекомендаций их устранению. Обобщение судебной практики является важным показателем уровня эффективности процесса судопроизводства, и имеет целью изучение проблем судебной правоприменительной практики, выработку предложений по формированию единообразного применения законодательства, выявление пробелов и их анализ. Обеспечение судебной деятельности – это организационные мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Законодательная инициатива – это стадия законотворческого процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органа законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона или какой-либо его части. В России правом законодательной инициативы обладают Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения. Полномочия судебной власти материализуются во вне в результате деятельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей населения. Суд как орган судебной власти – это не здание суда и не одноименное учреждение, которое в нем расположилось. Под судом как органом судебной власти понимается определенный состав суда, рассматривающий уголовное, гражданское дело, дело об административном правонарушении либо иное дело, подсудное судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Федеральные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Ни один федеральный суд не может быть упразднен, пока его полномочия не будут переданы другому суду. В предусмотренных законом случаях от имени суда выступает судья, рассматривающий дело единолично. При рассмотрении уголовного дела судом присяжных, судья не решает вопросы о том, имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; совершил ли это деяние подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления. Данные вопросы ставятся для обсуждения перед присяжными заседателями. В свою очередь, присяжные заседатели не разрешают те вопросы, на которые ответ дает судья. Однако органом судебной власти является и судья, рассматривающий дело единолично, и состоящий из судьи и присяжных заседателей суд присяжных. Органом судебной власти состав суда признается вне зависимости от того, по какой инстанции (по первой, в апелляционном, кассационном или надзорном порядке и т.п.) дело было рассмотрено, разрешено дело по существу или нет, определена ли виновность и назначено ли наказание. Судебная власть может быть реализована и тогда, когда правосудие как таковое реализовано не было. Судебная власть в силу положений законодательства взаимодействует с остальными ветвями власти. Взаимодействие властей – это координирование различных совместных вопросов, а также, осуществление определенного влияния друг на друга рассматриваемых ветвей власти. Органы законодательной власти существенным образом влияют на функционирование судебных органов. Законодательная власть посредством принятия нормативно-правовой базы (федеральных и региональных законов) формируют для них законодательную основу, охватывающую вопросы организации судебной системы. Так, законодательная власть устанавливают систему судебных органов, правовой статус судей, процессуальные стороны рассмотрения и разрешения дел, устанавливает бюджет и реализует контроль за его исполнением. Судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации (по представлению Президента РФ), а мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ). Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, органы законодательной власти субъектов РФ имеют право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности правовых актов (не всех, а указанных в ч.2 ст. 125 Конституции РФ), в т.ч. не вступивших в силу международных договоров. В свою очередь, судебная власть уполномочена осуществлять контроль законодательных актов, конституций республик, уставов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ (Конституционный Суд РФ), а так же судебный контроль ненормативных правовых актов Совета Федерации и Государственной Думы РФ (Верховный Суд РФ) и законодательных актов субъектов РФ (суды уровня субъекта) на предмет их соответствия федеральному законодательству. Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ обладают правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Помимо этого, Конституционный Суд РФ проверяет на соответствие Конституции РФ вопрос, выносимый на референдум. Взаимодействие судебной власти с исполнительной властью строятся в виде судебного (в т.ч. конституционного) контроля законности правовых актов органов исполнительной власти со стороны судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Верховного и Конституционного Суда РФ, правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а также за законностью действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов. Конституционный Суд РФ осуществляет разрешение споров о компетенции между федеральными, региональными органами государственной власти и между высшими государственными органами субъектов РФ. Исполнительная власть осуществляет подготовку кадров для судебных органов, формирует материальную базу для судов, разрабатывает проект бюджета и непосредственно обеспечивает финансирование судебных органов, осуществляет охрану судов и принудительное исполнение судебных решений. Взаимодействие Президента РФ с органами судебной власти заключается в полномочиях Президента РФ по назначению судей федеральных судов (кроме Верховного и Конституционного Суда РФ), представлению Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Верховного и Конституционного Суда РФ и осуществлению помилования. Судебная власть наделена правом в установленном законом порядке проверять нормативные и иные акты Президента РФ на предмет их конституционности и(или) соответствия федеральному законодательству. Помимо этого, Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Судебная власть, будучи самостоятельной и независимой от других ветвей власти – законодательной и исполнительной, в свою очередь оказывает воздействие на их деятельность, уравновешивает их, выступает равной среди равных. К таким полномочиям судебной власти является наделение ее правом осуществлять конституционный судебный контроль и контроль над соответствием принимаемых исполнительными органами нормативных и индивидуальных правовых актов, а также совершаемых ими действий (или бездействия) федеральным законам. В суды общей юрисдикции и арбитражные суды могут быть обжалованы действия (бездействие) других федеральных органов власти – министерств, служб и агентств. Правосудие – это осуществляемая в процессуальной форме правоприменительная деятельность суда по реализации его исключительного полномочия по рассмотрению и разрешению правовых конфликтов путем восстановления нарушенных или защиты оспоренных прав и законных интересов, привлечения к ответственности виновных и защиты невиновных от необоснованного обвинения. Оно представляет собой особый вид правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть, и может толковаться как в широком смысле – подразумевающем всю сферу юстиции, включая процессуальную и исполнительную деятельность, так и в узком – охватывая только судебную деятельность по рассмотрению и разрешению по существу экономических споров, уголовных, гражданских, административных и иных дел, подсудных судам Российской Федерации. Правосудие, как и любая иная деятельность, обладает рядом признаком, отличающих ее от иных форм деятельности. Признаки правосудия частично схожи с признаками судебной власти, т.к. правосудие является некой производной категорией. Признаки правосудия – отличительные условия, особенности и факты, достаточные для отнесения характеризуемой ими деятельности согласно существующей теории к правосудию. Признаки правосудия: - правоприменительный характер - осуществление только судом - строгая процессуальная форма - осуществляется на основании предусмотренных законом принципов - наличие судебной практики, позволяющей ориентироваться в правовом поле - строгая иерархичность судебных инстанций - возможность применения мер принуждения Помимо этого, правосудие основывается на ряде принципах, призванных гарантировать достижение целей правосудия. Принципы правосудия – это основополагающие императивные правовые требования к процедуре его осуществления, призванные гарантировать соблюдение прав и свобод личности, а также вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений. Все принципы правосудия образуют целостную и взаимосвязанную систему. Системный характер принципов правосудия позволяет сгруппировать их по источникам закрепления и по содержанию. По источнику закрепления выделяют 3 группы принципов: 1) закрепленные в актах международного права, являющиеся общепризнанными принципами и нормами; 2) закрепленные в Конституции РФ; 3) закрепленные в специальных законах о судоустройстве и судопроизводстве. Такая систематизация принципов правосудия позволяет оценить степень преемственности правового регулирования на разных уровнях, показывает соответствие положений Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, соответствие федеральных законов нормам Конституции РФ. Принципы правосудия (в зависимости от содержания выделяют следующие основные группы принципов): 1) принципы, характеризующие организацию и осуществление судебной власти: - законность - справедливость, объективность и беспристрастность - осуществление правосудия только судом - гласность, открытое разбирательство дел во всех судах - равноправие и состязательность сторон - язык судопроизводства - участие граждан в осуществлении правосудия - обязательность судебных решений; - единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах; 2) принципы, характеризующие статус судей: - независимость судей - несменяемость судей - неприкосновенность судей 3) принципы, характеризующие правовое положение личности при осуществлении правосудия: - равенство всех перед законом и судом - обеспечения права на обращение в суд - принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту - право на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия - презумпция невиновности Принцип законности Под законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов РФ. Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что судопроизводство тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. В случае противоречия юридического акта, имеющего большую юридическую силу юридическому акту, имеющему меньшую юридическую силу, суду надлежит применять тот правовой акт, который имеет большую юридическую силу. Принцип справедливости, объективности и беспристрастности Объективность и беспристрастность судьи являются обязательными условиями надлежащего осуществления правосудия. Судья при исполнении своих полномочий и вне служебных отношений должен способствовать поддержанию уверенности общества и участников процесса в объективности и беспристрастности судьи и органов судебной власти. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. При исполнении своих профессиональных обязанностей в целях объективного рассмотрения дела судья должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости и должен стремиться к исключению каких-либо сомнений в его беспристрастности.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |