Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ТЕМА 1

 

Материалы раздела содержат дополнительную информацию о “географии” расселения древних славян, их нравах, обычаях, летописные данные о деятельности родоначальников русской государственности, а также некоторые из законодательных актов древней Руси.

 

Расселение славян

 

И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своих мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Славяне сели на Висле и назвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие-древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались полочанами по речке Полота.

 

Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси: IХ – начало ХII века. - М., 1978. - С.25-31.

 

Обычаи славян

 

Прокопий Кесарийский о славянах и антах, VI в.:

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и по этому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.   

 

 

Маврикий Стратег о славянах и антах, конец VI в.:

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. …К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца….

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у труднопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов.

 

Русь в I Х – Х II вв.

 

В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву». И пошли за море к варягам, к Руси. И избрались трое братьев со своими со своими родами, и взяли с собой всю Русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске.

В год 6488 (980). И стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиры на холме за теремным двором, деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими.

В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же ваша вера?» Они же ответили: «Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами…» Владимир же слушал их, так как сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание, воздерживание от свиного мяса и от питья; и сказал он: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть».

 

Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. 11 - начало 12 века. - М., 1978. С. 57- 177.

 

Законодательство

 

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший_ не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю. 

…8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

…38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить за него.

 

Русская правда в краткой редакции

 

48. (Князь) Владимир Всеволодович (Мономах), после смерти (князя) Святополка, созвал дружину свою в Берестове: …и постановили – брать проценты только до третьего платежа, если заимодавец берет деньги «в треть»; если кто возьмет с должника два (третных) реза, то может взыскать и основную сумму долга: а кто возьмет три реза, тот не должен требовать возвращения основной суммы долга.

Таким образом, если ростовщик дал взаймы 10 гривен, то один «третный рез» равен 5 гривнам. Взяв с должника «два реза» - 10 гривен, кредитор имел право взыскать и основную сумму долга - 10 гривен. Взыскав с должника «три среза» (5+5+5), ростовщик терял право на взыскание основной суммы долга.

85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), то задница (наследство, имущество) идет князю; если после него останутся незамужние дочери, то выделить (часть имущества) им; если же дочери замужние, то им не давать части наследства.

105. А за ссуду хлебом с любым придатком человек не становится холопом, но если он не отработает долга (в течение условленного срока), то обязан возвратить полученное; если же отработает, то ничем больше не обязан.

 

Пространная редакция Русской правды.

 



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)