Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Патриархальная теория.



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Патриархальная теория. 0.00 из 5.00 0 оценок




Патриархальная теория своими корнями также уходит в представления древ­них об окружающем мире. Ее основателем признается Аристотель, который в труде «Политика» рассматривал государство как «соединение многих родов и дере­вень ради общения наилучшей и современной жизни, в XVIв. ее развил англий­ский правовед Р.Фильмер.

Аристотель видит государство, вырастающее из семьи, в котором власть мо­нарха представляет собой подобие власти отца над членами его семьи. Со­гласно его представлению, государство-это продукт разросшейся семьи. Бу­дучи первичной формой организованного общения, семья затем естествен­ным обра­зом размножается и делится. Человек, согласно взглядам древне­греческого мыслителя, является «животным общественным» и общается с себе подобными в семье, обществе и государстве. Государство становится естественным про­должением процесса разрастания семьи, ее деления на от­дельные роды и по­следующего их объединения. В этом отношении оно по­добно таким естест­венно возникшим первичным общинам, как семья и селе­ние. Отсюда вывод о близости истоков государственной власти и власти от­цовской, вытекающей из подчинения родственников главе семьи или рода- патриарху. [3]Данная аргумента­ция разделяется далеко не всеми современ­ными учеными. Так, О.В.Мартышин считает неверным отнесение Аристо­теля к представителям пат­риархальной теории происхождения государства. Однако его позиция пока не­достаточно представлена в публикациях.

Считается, что идея, объясняющая появление государства из разросшейся ес­тественным образом семьи, могла возникнуть именно в Древней Греции, где процесс зарождения и оформления государственности действительно напо­ми­нал патриархальные отношения. Справедливости ради необходимо отме­тить, что идеи о государстве-семье, в котором его жители должны относиться к сво­ему государю как главе рода, появлялись задолго до формирования ев­ропей­ского этико-философского мировоззрения. В частности, знаменитый китайский мыслитель Конфуций выстраивал строгую иерархическую госу­дарственную систему, основанную на тождественности власти и справедли­вости. Их соеди­ненность в лице правителя обусловливалась мудростью пат­риарха, по-отечески опекавшего своих подданных.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, мо­нарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория слу­жила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти мо­нарха.

Заметим, что уже в самом конце XX столетия идеи древних мыслителей на­хо­дят свое неожиданное продолжение в современных научных изысканиях. Изу­чение генетической массы иммунной системы человека в разных странах при­вело, например, к выводу о значительно большей близости всех челове­ческих рас друг к другу, чем считалось ранее.

Патриархальная теория происхождения государства Р.Фильмера- яркий при­мер того, как при помощи науки поддерживается та или иная идеология, сто­ронни­ком которой является автор. Посредством патриархальной теории про­исхожде­ния государства Фильмер оправдывает монархическую власть. Тео­рия проис­хождения государства Фильмера по сути повторяет взгляды Ари­стотеля и Пла­тона и не подкреплена какой-либо исторической практикой.

Явное преувеличение значения семейных корней в процессе образования го­су­дарства( хотя и нельзя отрицать их определенную роль как связывающего лю­дей фактора) можно отыскать и в иных работах немногочисленных после­дова­телей патриархальной теории, в том числе в России XIXв. Подобную концеп­цию, в частности, отстаивал русский юрист Н.К.Михайловский(1842-1904).

Сегодня же идеи государственной власти, опекающей своих подданных на­по­добие главе семьи, чаще всего звучат в условиях социально-экономиче­ских и политических кризисов как мнимая панацея от зла, творимого в госу­дарстве из-за отсутствия «сильной» руки патриарха.

Данная теория получила современное звучание в идее госу­дарствен­ного па­тер­нализма, т.е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае не­благоприятной ситуа­ции- болезни, безрабо­тицы, инвалидности и т.д. Пози­тив­ным в патриархальной теории яв­ляется то, что ее сторон­ники, например Н.Михайловский, призывали устранять из жизни всё безнравственное, вред­ное, неразумное по от­но­шению к человеку, а это возможно только в обще­стве, по­строен­ном по типу семейных отношений.

Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результате подчине­ния “воле отцов”,а также поддерживает веру людей в не­рушимость мира, по­скольку в хороших семьях нет ссор и вражды.                             

Недостаток же патриархальной теории заключается в том, что она не может объяснить такой факт: если государство- это единая семья. То почему люди воюют ме­жду собой, почему происходят революции, если власть отца изна­чально не­поколебима?

 

 

   

 



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Патриархальная теория. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Патриархальная теория.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)