Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины возникновения предприятий государственного сектора



2019-12-29 323 Обсуждений (0)
Причины возникновения предприятий государственного сектора 0.00 из 5.00 0 оценок




Известный французский экономист, бывший премьер-министр Франции Раймон Барр выделяет несколько групп причин развития государственных предприятий, которые носят исторический, финансовый, технический и доктринальный характер.

Исторические причины. Некоторые государственные предприятия возникли в Европе благодаря инициативе государства в эпоху меркантилизма. Во Франции, например, при королевском строе государственные власти решили создать ферму, рудник и современные для того времени мануфактуры (инициатором создания мануфактур был Комбер). В России активный процесс создания государственных мануфактур (основанных на крепостном труде) был начат Петром I.

Другие государственные предприятия появились в результате экспроприации, вызванной особыми обстоятельствами. Р. Барр приводит, в частности, пример конфискации французским государством заводов "Рено" и"Берлие", чьи хозяева были обвинены в сотрудничестве с фашистами.Наконец, некоторые предприятия возникли при вмешательстве государства, которое решило выкупить частные предприятия, находящиеся награни банкротства или испытывающие серьезные трудности в области технической модернизации. Во многих странах государство национализируетчастные предприятия, оказывающие общественные услуги и неспособныефункционировать без постоянного бюджетного финансирования (так называемые бюджетные предприятия).

Основной финансовой причиной возникновения государственных предприятий является стремление государства иметь постоянный и стабильный источник доходов. С этой целью государство устанавливает монополию на производство некоторых товаров массового спроса (табак, водка, спички).

Технические причины. К ним относятся причины, обусловленные техническими свойствами таких производств, которые не в состоянии развиваться в рамках частной инициативы (железные дороги, электростанции, атомная энергетика и т. п.)

Доктринальные причины возникновения государственных предприятий имеют место тогда, когда расширение госсектора в экономике происходит в ходе социальных или экономических реформ. Чаще всего такие реформы происходят на фоне политических перемен. Например, в Великобритании широкая национализация промышленных предприятий происходила, когда у власти находились лейбористы. Во Франции идейным истоком национализации в послевоенный период стала программа Национального совета сопротивления. В бывших социалистических странах национализация проводилась с целью создания общенародной (государственной) собственности как условия реализации социалистических идеалов.

Формы государственных предприятий. Как уже отмечалось, предприятие является государственным, если государство контролирует структуру и функционирование производственной единицы. Правовые статусы государственных предприятий в различных странах весьма разнообразны. При этом даже в одной стране, как правило, не существует единого законодательного акта, регулирующего положение всех государственных предприятий. Практически каждое предприятие образуется и действует на основании специального постановления государственных органов, регламентирующих методы контроля и руководства со стороны государства, а также регулирующего финансовые и имущественные отношения с государством и рынком.

В зависимости от способа и степени участия государства в собственности предприятия и в его управлении различают три основные формы государственных предприятий: бюджетные предприятия; государственные корпорации («паблик корпорейшнз»); смешанные компании.

Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или входят в какие- либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет.

Внешними источниками финансирования они обычно не пользуются, а субсидируются за счет государственной казны. Руководители предприятий назначаются соответствующими государственными органами и наряду с остальным персоналом являются государственными служащими. К числу бюджетных предприятий обычно относятся службы связи, верфи, арсеналы и т. п. Такие предприятия выступают, по выражению Р. Перру, в качестве неких «продолжений государства» и представляют собой самые старые и классические формы государственных предприятий.

Государственные корпорации. Это распространенная организационно-правовая форма государственных предприятий. Они наделяются определенной правосубъектностью и имеют собственное имущество. Как правило, наряду с хозяйственной деятельностью они выполняют определенные регулирующие и управленческие функции в установленных пределах от имени государства. Другими словами, государственные корпорации сочетают черты коммерческого предприятия и государственного органа. Государственные корпорации могут быть образованы в форме акционерного общества, все акции которого принадлежат государству. Предпринимательская деятельность государственных корпораций обычно осуществляется на коммерческой основе в рамках устанавливаемых соответствующими министерствами или ведомствами планов. Экономической основой такой деятельности служат собственный капитал корпораций, образуемый за счет государственных фондов, акционерный капитал и капитализируемая прибыль. Используется также заемный капитал в форме облигационных займов, кредитов банков и других финансовых институтов. Но размеры заемных средств обычно лимитированы, что снижает возможность маневрирования финансовыми ресурсами.

Показатели рентабельности и эффективности деятельности государственных корпораций зачастую несопоставимы с аналогичными показателями частных фирм, поскольку убыточное производство у первых обычно безвозмездно субсидируется государством, а реализация произведенной продукции и услуг осуществляется по административным ценам.

Смешанные компании. Они образуются в форме акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, акции которых принадлежат государству и частным вкладчикам. Смешанные компании действуют в соответствии с законом об акционерных обществах и являются юридическими лицами, участвуя в хозяйственном обороте на коммерческой основе наравне с частными фирмами. Тем не менее они по сравнению с частными фирмами обычно пользуются определенными привилегиями, которые могут выражаться в государственных субсидиях и дотациях, льготном режиме получения импортных лицензий, гарантированных поставках сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотациях и т. д. Собственный капитал смешанных фирм складывается из акционерного

капитала, капитализированной прибыли и эмиссионного дохода, если их акции реализуются на фондовой бирже. Государство и частные акционеры получают доход от своей деятельности в виде дивидендов. Смешанные компании имеют более широкие возможности пользоваться заемными средствами, чем государственные корпорации.

Хозяйственная деятельность смешанных компаний осуществляется на предпринимательской, коммерческой основе. Однако для наиболее важных в экономике страны компаний могут устанавливаться планы, разрабатываемые их администрацией совместно с соответствующими министерствами и ведомствами. По сравнению с государственными корпорациями они пользуются большей хозяйственной самостоятельностью. Проведенный анализ показывает, что государственное предпринимательство на Западе вопреки распространяемому иногда у нас мнению о его нежизнеспособности выполняет важные экономическую и социальную функции. Роль государственного сектора заключается в том, чтобы способствовать функционированию национальной экономики в условиях, близких к экономическому оптимуму: он должен обеспечить возможность более эффективного использования ресурсов страны и увеличения совокупного продукта.

Сама эта роль, по словам Р. Барра, имеет двоякое выражение: во-первых, как компенсирующая роль по отношению к частному сектору. В период депрессии, например, инвестиции в государственный сектор заменяют недостающие частные капиталовложения; во-вторых, как роль инициатора по отношению к частному сектору. В этом случае госсектор совершает автономное действие: производя с меньшими издержками и продавая по более низким ценам, он оказывает благоприятное воздействие на всю экономику. Таким образом, путем создания госсектора государство получает инструмент управления национальной экономикой.

Отсюда следует, что и наше обновляющееся общество, переходя к рынку, также не может обойтись без государственной формы собственности и хозяйствования. Вопрос стоит лишь о ее масштабах, сферах распространения, экономических границах, одним словом, о ликвидации монопольного положения государства в хозяйственной системе страны. Разумеется, мы должны отказаться от догматического представления о том, что государственная форма собственности и общенародное хозяйствование в наибольшей степени отвечают интересам социально-экономического прогресса. Однако при этом нельзя забывать о сильных сторонах государственной собственности, связанного с ней централизованного управления (возможность концентрации ресурсов, мобильность в решении ряда макроэкономических проблем). Не случайно послевоенное восстановление экономики стран Западной Европы сопровождалось национализацией ряда базовых отраслей промышленности.

В то же время надо ясно видеть и другую сторону государственного предпринимательства, связанную с характером собственности и управления принадлежащими государству предприятиями. Поскольку государство олицетворяет монополию политической власти, черты монополизма в той или иной мере проявляются и в процессе экономической реализации государственной собственности. Кроме того, поскольку в системе государственного управления центральное место занимает чиновничий аппарат, постольку управление государственной собственностью имеет тенденцию к бюрократизации, а процесс ее использования — к расточительству. Эти негативные тенденции особенно нетерпимы в условиях инновационного прогресса, когда резко возрастает значение конкуренции и инициативы. Поэтому представление о том, что эволюция форм собственности и предпринимательства идет от частнокапиталистических к кооперативным формам и далее — к государственной, является упрощенным и требует

критического пересмотра с учетом современной практики. На Западе в 80-е годы, когда сформировался инновационный тип экономического развития, развернулся процесс приватизации, обеспечивающий большинству стран дальнейшее продвижение по пути научно-технического прогресса.

 



2019-12-29 323 Обсуждений (0)
Причины возникновения предприятий государственного сектора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины возникновения предприятий государственного сектора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)