Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Косвенное государственное регулирование



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Косвенное государственное регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




Помимо средств прямого контроля у государства имеется немало таких, которые позволяют ему оказывать на предпринимательскую деятельность косвенное влияние. В их числе, прежде всего, следует назвать налоги.

Налоговая система, т. е. совокупность налогов, взимаемых исполнительной властью, выполняет три функции: способствует выполнению государством политических функций, является инструментом перераспределения национального дохода, и, наконец, позволяет косвенно регулировать экономику. Прямые налоги, изымаемые из доходов или с имущества, бывают реальными, например налог поземельный, либо личными, например подоходный налог. Косвенные налоги касаются определенных операций и включаются в цену товара, например акцизы, таможенные пошлины и др.

Мощным средством проведения налоговой политики является установление налоговых льгот. С их помощью государство определяет приоритеты в социально-экономическом развитии страны либо строит региональную политику. Наряду с этим государство может использовать для достижения определенных общественных целей налоговые кредиты, отсрочку уплаты налогов, полное освобождение от них и т. д. Так, освобождены от налогообложения прибыли, направляемые: на развитие производства и социальное строительство; на погашение кредитов, полученных для выполнения инвестиционных программ; на финансирование капитального строительства. Освобождается от налогообложения прибыль банков, предоставивших долгосрочные инвестиционные кредиты. Предприятия малого бизнеса имеют льготы по налогу на прибыль: в первые два года работы они полностью освобождены от его уплаты, а третий и четвертый годы выплачивают соответственно 25% и 50% от основной ставки (см. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» с последующими изменениями и дополнениями). Одним словом, налоговая политика - весьма действенное средство влияния на бизнес.

Государство может регулировать бизнес и посредством влияния на динамику цен и доходов. Так, например, ограничение денежных средств в обороте может привести к снижению цен. Иногда же кредитно-фискальные меры приводят к ограничению спроса. В их числе можно назвать повышение налогов, ограничение государственных закупок, инвестиций и др.

Весьма важное значение имеет регулирование занятости и профессиональной подготовки работников. Здесь государство вправе использовать экономические рычаги, например, взыскивать с предпринимателя плату за каждого освобожденного работника, вставшего на учет на бирже труда, либо, наоборот, выплачивать ему вознаграждение за прием на работу безработных. Государство может определить сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов нужных профессий. Например, на сегодняшний день ощущается нехватка юристов, обслуживающих предприятия различных отраслей народного хозяйства. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации пошло даже на то, чтобы готовить «юристов-отраслевиков» в соответствующих технических вузах. И хотя правильность этого решения далеко не очевидна, все же следует отметить, что реакция государства уже последовала.

Государство может воздействовать на бизнес и путем стимулирования конкурентоспособности предприятий. Здесь следует указать на комплекс правительственных мер, направленных на развитие одной или нескольких отраслей. Это опять-таки налоги, льготы и правительственные закупки, заказы. Один из способов влияния на бизнес - поддержка венчурных (рискованных) фирм. Западные страны не стесняются использовать и протекционистские меры по отношению к своим фирмам, а также осуществлять их защиту от иностранного капитала.

Развитие бизнеса существенно тормозится из-за отсутствия разветвленной инфраструктуры. И государство, желая стимулировать приток капитала в ту или иную местность, часть страны, может постараться устранить это препятствие, развивая энергетику, транспорт, связь, информационное обеспечение в данном регионе. Как известно, вливание иностранного капитала в российскую экономику идет не интенсивно потому, что строительство производственных объектов западные бизнесмены вынуждены начинать со строительства дорог, обустройства местности, налаживания связи, источников энергии и т. д. Но все это в совокупности с производственным строительством медленно окупается.

В качестве одного из способов косвенного влияния государства на бизнес можно указать на государственное программирование экономики. Программирование не имеет ничего общего с теми планами, по которым мы жили все предыдущие годы. План должен быть не догмой, а руководством к действию. Планирование уже используется во многих странах с рыночной экономикой, но там оно не довлеет над производителями и тем более не является основанием для применения санкций к кому-либо. Следует отметить, что в большинстве стран планы так и не выполняются, однако все согласны с тем, что без планов было бы хуже, поскольку они ориентируют бизнес и стимулируют перелив капитала в нужную отрасль.

Существует и другой метод государственного регулирования: метод прогнозирования и обеспечения бизнеса информацией, полученной путем прогноза. У нас пока еще этот метод на государственном уровне почти не используется. В Японии же, например, управление экономического планирования ежегодно публикует экономические прогнозы. Однако правительственные прогнозы - не более чем справочный материал. Иногда японское правительство знакомит с имеющейся у него информацией и целенаправленно. Например, оно приходит к выводу, что химические предприятия чрезмерно увлекаются капиталовложениями для расширения производства этилена и это может привести к подрыву цен. Кураторы из соответствующего ведомства звонят на соответствующие предприятия и любезно просят «познакомиться» с информацией по капиталовложениям предприятий в этиленопроизводящее производство, давая понять, что хочет правительство. Предприятия порой прислушиваются, но в период хорошей конъюнктуры, что бы ни пыталось говорить правительство, они склонны наращивать производство.

Перечень способов государственного регулирования корпоративной деятельности этим не исчерпывается. Комбинация прямых и косвенных средств контроля за бизнесом наверняка позволит упорядочить предпринимательскую деятельность, заставит служить ее на благо всему обществу и одновременно создаст климат, выгодный бизнесу, т. е. обеспечит экономический рост, снижение инфляции, процентных ставок и т. п.



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Косвенное государственное регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Косвенное государственное регулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)