Формационный подход к типологии государств
Суть данного подхода заключается в рассмотрении категории общественно-экономической формации в качестве основополагающего критерия отнесения государства к соответствующему историко-экономическому типу. Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и распределения материальных благ. При формационном подходе к типологии государства: Ø во-первых, тип государства определяется типом соответствующей общественно-экономической формации; Ø во-вторых, государство есть орган, при помощи которого экономически господствующий класс осуществляет угнетение эксплуатируемых классов; Ø в-третьих, смена формаций обусловлена противоречиями в экономической сфере. Суть данных противоречий заключается в прогрессивном характере производительных сил и консервативном характере производственных отношений. Конфликт между «экспроприаторами и экспроприируемыми», с одной стороны, означает окончание предшествующей, а с другой - начало следующей формации, в рамках которой происходит становление соответствующего государства; Ø возникновение, развитие, кризис и разрушение формации представляет собой циклический процесс. Каждая предшествующая формация выступает в качестве предпосылки последующей, более прогрессивной. Основными историческими типами государств согласно формационному подходу являются: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства. Давая общую оценку теории формации как идейного обоснования формационного подхода к типологии государства, Р.А.Ромашов отмечает в качестве безусловного ее достижения четкость и последовательность логических конструкций, вместе с тем обращает внимание на односторонность данного подхода. «Соотношение производительных сил и производственных отношений, безусловно, является важнейшей характеристикой любой социально-политической системы. Вместе с тем попытка объяснения всех проблем, возникающих в сфере общественной жизнедеятельности, опираясь исключительно на экономический инструментарий, изначально не может рассматриваться в качестве универсального средства познания»[12]. 1.2.2. Цивилизационный подход к типологии государства
При цивилизационном подходе критерием отнесения к определенному типу выступает принадлежность того или иного государства к определенной цивилизации. Но вместе с тем данный подход позволяет избежать односторонности, свойственной формационному подходу, в рамках которого преувеличивается роль экономического фактора. Цивилизационный подход ориентирован на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную - во всем многообразии общественных связей. Крупнейшим представителем цивилизационного подхода в типологии государств является А.Дж.Тойнби. По мнению ученого, основной единицей человеческой истории является само общество, делящееся на человеческие коллективы «примитивные», неразвивающиеся, и «цивилизации». В рамкахцивилизационной типологии Тойнби тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными культурными факторами. Пытаясь определить число самостоятельных цивилизаций, Тойнби первоначально выделял около 100 видов, однако впоследствии число сократилось до 21 в 16 регионах. В частности, он «описывал египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую, дальневосточную и другие виды цивилизаций».[13] В соответствии с указанной градацией мировых цивилизаций осуществляется и типологическая классификация государств В настоящее время в цивилизационном подходе к типологии государств преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство. Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления является «теория стадий экономического роста» У. Ростоу. Согласно этой теории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления. Таким образом, можно сделать вывод, что цивилизационный подход позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих интересов. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые при всем их различии имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого. 1.3.Понятие и признаки государства Все имеющиеся точки зрения, связанные с сущностью государства как социально-политического явления, могут быть сведены в две концепции: организационную и функциональную. В рамках организационной концепции государство представляет собой форму социальной организации. По мнению В.Е. Чиркина: «Государство - это универсальная политическая организация в обществе, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного (в том числе принудительного) воздействия (включая социально-политический арбитраж), выражающая, прежде всего (но не только) интересы доминирующего социального слоя (класса) и выполняющая общие для общества задачи».[14] Функциональная концепция понимания государства предполагает его восприятие в качестве системы отношений, состояния упорядоченной политико-правовой реальности. В рамках концепции государство рассматривается как сложившийся в пределах определенной территории и обеспечиваемый при помощи публичных регулятивно-охранительных механизмов порядок управления обществом. Данный порядок носит нормативный характер и объединяет общезначимые правила поведения, принимаемые от имени всего государственно организованного сообщества относительно небольшим по числу аппаратом управленцев - государственной бюрократией. Основанием государства - организованного политического порядка является взаимное стремление власти и подвластных к общему благу, а это, в свою очередь, предполагает поиск и нахождение компромисса между публичными, корпоративными и частными интересами субъектов социально-политической организации. Любое государство характеризуется целым рядом признаков. К таким признакам относятся: Ø государственная территория, Ø институт гражданства, Ø публичная политическая власть, Ø государственный суверенитет.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |