Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная роль государства



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Социальная роль государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.

В рамках современного государствоведения широкое распространение получил подход, в соответствии с которым сущность государства усматривается в обеспечении интересов, касающихся безопасности социума в целом и самого государства как элемента социальной системы в частности. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.

Рассмотрение государства как машины «для поддержания господства одного класса над другим» в рамках классовой теории происхождения государства ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности обеднял и в известной мере искажал представление о государстве.

Любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремится не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).

Вместе с тем наряду с решением сугубо корпоративных (классовых) задач государство выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями по отношению к подвластному населению неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.

Практически любое государство реализует свою общесоциальную сущность в условиях чрезвычайных ситуаций (война, стихийное бедствие и т. д.). В ситуациях подобного рода объединение всех членов общества продиктовано необходимостью сплочения перед лицом общей опасности. Однако после того как непосредственная угроза миновала, возможен возврат к ранее сложившейся системе отношений, в том числе и к обострению классовой борьбы.

Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.

Естественно, что соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером - менталитетом и т. д.).

 Социальная роль современного реального социального государства имеет две стороны. С одной стороны, это предоставление социальных услуг населению. В какой-то мере эти задачи государство выполняло всегда. Возникнув как институт для выполнения "общих дел", организация, вводящая социальные конфликты в определенные рамки, чтобы не допустить анархии и распада общества, государство устанавливало соответствующие правила, создавало средства связи, строило дороги, ликвидировало последствия стихийных бедствий и т.п. Это соответствовало общим интересам всего населения, интересам общества (социума) в целом. В современных условиях услуги государства приобрели иной характер. Наряду с общечеловеческими задачами в них явственно проступает адресная социальная направленность. Обязательное и бесплатное общее образование, бесплатные медицинские услуги (обычно для лиц, признанных бедными), пенсии, установление законом минимального размера оплаты труда, другие меры социального характера — все это гораздо важнее не для богатых слоев населения, а для менее состоятельных граждан. В единичных развитых странах (в отдельных вузах) бесплатным является высшее образование  

Не менее, а, пожалуй, более важна вторая сторона социальной деятельности современного государства - обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития. Эта идея в неодинаковых, иногда нечетких формулировках, содержится в конституциях разных стран (Италии, Испании, Португалии др.), в том числе и как целеполагание - в Конституции России 1993 г. (ст. 7). Ст.7 Конституции России гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».[17] Активное вторжение государства в социальные отношения является признаком социального государства.

Элементы социального государства существовали всегда, поскольку оно выполняло некоторые «общие дела», но такие элементы были часто ничтожны, незаметны. В современной литературе понятие социального государства чаще всего связывается с предоставлением социальных услуг государственное образование и стипендии студентам (далеко не во всех странах), государственная медицина (без оплаты за эти услуги со стороны больных), пособия по безработице, пенсии, особая забота об инвалидах, детях, максимальная продолжительность допустимого рабочего времени, минимально допустимый размер оплаты труда (в часах, месяцах и т.д.), обязательные дни отдыха, оплачиваемый отпуск и т.д. За счет государственного бюджета и в иных формах государство поддерживает слои населения, находящиеся в худших экономических условиях (безработных, престарелых и т.д.). В Конституции России 1993 г. названы многие из социальных услуг государства. Государство принимает меры, чтобы сгладить формы социального неравенства, хотя в условиях рыночной экономики даже социально ориентированной, ликвидировать совсем социальное неравенство невозможно. Нужно, однако, учитывать, что все эти меры осуществляются государством в конечном счете на основе того до-стояния, которое создано трудом народа, хотя и государство, регулируя общественные процессы, может стать важной производительной силой.

В настоящее время считается (об этом говорится, например, в объяснительной записке к проекту конституции Перу 1993 г.), что государство должно взять на себя только решение вопросов, относящихся к фундаментальным нуждам людей (безопасность, инфраструктура, здравоохранение, образование народа и др.), но одновременно необходима активность граждан, их собственные усилия для обеспечения жизни и себе и своей семье. Необоснованные социальные льготы большинству или значительной части населения, не обеспеченные реально имеющимися ресурсами, как отмечалось, ведут к кризисным явлениям.

В новых конституциях европейских и некоторых других стран появились положения о социальном партнерстве, социальной справедливости, социально-ориентированной экономике, о роли труда, об особой заботе о трудящихся и обездоленных слоях населения, о том, что частная собственность должна служить интересам общества. Принято обширное социальное законодательство (об ограничении рабочего дня, отпусках и выходных днях, о минимуме заработной платы, прожиточном минимуме, пенсиях, об образовании, здравоохранении и т.д.). Ничего этого было у капитализма Х1Х-начала XX вв. Изменилась и практика, произошло "ограничение рыночных сил и конкуренции". Суды активно ограничивают монополистическую деятельность (примеры с компанией "Майкрософт" известны), государство устанавливает фиксированные цены на некоторые товары, тарифы на услуги. На предприятиях (в том числе частных, обычно с числом работающих более 50) созданы рабочие, заводские советы, советы предприятий, введено некоторое участие работников в акциях и распределении части прибыли частных предприятий . Говорится о "человеческих отношениях" между работодателями и работниками, и действительно в процессе производства и распределения возникают некоторые новые отношения все из них абсолютно "человеческие").

Изменилась сама структура связей в системе: человек – коллектив – государство – общество. На первый план выдвигается поиск компромиссов и консенсуса на основе общечеловеческих ценностей. Человек объявлен высшей ценностью, благодаря современным средствам массовой информации большое значение в решении государственных дел приобрело общественное мнение, партии стали необходимым институтом в управлении делами общества. Общественные объединения (иные, чем партии), которые раньше игнорировались и которые еще в начале XX в. рассматривались судами США как "заговорщические организации", созданные для вмешательства в управление "священной" частной собственностью (речь идет о профсоюзах), стали в тех или иных формах оказывать влияние на государственную власть. Именно с различными объединениями и движениями снизу (в основном неформальными) некоторые авторы связывают теперь "третий путь" в развитии государственности и демократии. Возникают новые государственные формы (президентско-парламентарные и парламентарно-президентские республики, региональные государства, комбинированные международно-правовые и конституционно-правовые образования (наиболее яркий пример - Европейский Союз)).

Можно привести и иные данные, но, видимо, ясно, что общество и государство в развитых странах Европы, Азии. Северной Америки, Австралии, некоторых других странах стали иными. Современное государство конца ХХ-началаХХ1вв. в развитых странах мало похоже на государство XIX - начала XX вв. Оно существует и действует в условиях существования другого общества, которое исследователи часто называют "открытым", "гражданским", "плюралистическим". Эти характеристики правильно отражают те или иные стороны общества в рассматриваемой группе стран, но не дают его целостной характеристики.

Государство, существующее в таком обществе, - это государство социального капитализма, социально-капиталистическое государство.[18]

                

                             Заключение

В настоящее время долговременной тенденцией развития государственности в мире является движение к новой разновидности социально-правового демократического государства, соединяющего лучшие качества содержания, формы и методов деятельности. Это движение опирается на прогресс производства, науки и техники, позитивные сдвиги в человеческих отношениях, изменение менталитета людей (особенно после Второй мировой войны, а затем крушения тоталитаризма в мире на рубеже 80 - 90-х гг.), на новые процессы в развитии права и морали, на восприятие все большим числом людей и государств общечеловеческих ценностей.

Основными чертами такого государства являются:

1) выполняющее «общие дела» ограниченное и ответственное государство сочетается с ответственностью граждан и их объединений;

2) степень вмешательства государства в регулирование общественных отношений соответствует уровню саморегулирования общества, они сбалансированы;

3) правление большинства, осуществляемое в демократических формах в соответствии с правовыми нормами, основанными на общечеловеческих ценностях, сочетается с защитой прав меньшинства при пропорциональном учете интересов различных групп меньшинства. Поэтому хотя полной независимости от экономически и политически доминирующих классов и слоев у государства быть не может, оно все же выступает как социально-политический арбитр в обществе на основе общечеловеческих ценностей и права;

4) социальная государственная поддержка наименее обеспеченных слоев населения прежде всего за счет наиболее обеспеченных, причем доля вклада последних в государственный бюджет должна быть такой, чтобы обеспечивался разумный прожиточный минимум для первых.

«Современное государство согласно формирующемуся культурологическому подходу стремится к тому, чтобы быть инструментом социального компромисса, политической организацией целого общества, всех его граждан безотносительно к их классовой принадлежности».[19] Именно как таковое оно выполняет жизненно необходимые для этого общества универсальные функции: обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами, гарантирует условия для реализации прав и свобод граждан, поддерживает надежный и гуманный общественный и международный правопорядок, являясь официальным представителем всех своих граждан в сфере внутригосударственных и международных правоотношений. Только такое понимание государства адекватно отражает складывающиеся сегодня исторические реальности и максимально способствует реализации того богатого потенциала, который заложен в самом институте государства и осуществляемой им власти.

 

 

 

 

 

                       Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. – М.: Норма-Инфра – М, 2008. - 63 с.

2. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. – М.: Юристъ, 1997. – 716 с.

3. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета - М.: Российское библейское общество, 2002 г. – 1376 с.

4. Клименко А.А. Теория государства и права: Учебное пособие / Клименко А.А., Румынина В.В. - М.:Мастерство, 2002.-224 с.

5. Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права / Р.С. Кокорев // Государство и право-2005. - № 12. - С.71-79.

6. Кутафин О.Е. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1996. - 360с.

7. Лукьянова Е.Г. Социальный капитал и его роль в построении гражданского общества в России / Е.Г. Лукьянова // Государство и право – 2006. - №3. – С. 86-89

8. Магницкая Е.В. Правоведение: Учебное пособие / Е.В. Магницкая, Е.Н. Евстигнеев. - М.: Инфра, 2001. - 245с.

9. Мазуров А.В. Правоведение: Пособие для сдачи экзамена / А.В. Мазуров - 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2006. - 240с.

10. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько.- М.: Юристъ, 2005. - 541с.

11. Мачин И.Ф.История политических и правовых учений: конспект лекций / И.Ф. Мачин - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С.208.

12. Мушинский В.О. Основы правоведения (учебник для основной школы) / В.О. Мушинский. - 4-е изд.-М.: Междунар. отношения, 1997. - 288с.

13. Основы государства и права: Учебное пособие.- Томский Государственный Университет (Юридический Институт), 1998 г.

14. Ромашов Р.А. Теория государства и права: серия «Краткий курс» / Р.А. Ромашов.-СПб.: Питер, 2008. - 256с.

15. Теория государства и права: Учебник / А.С. Пиголкин [и др.]; Под ред. А.С. Пиголкина.-М.: Юрайт-Издат, 2005.- 613с.

16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995. - 384с.

17. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е. Чиркин.-М.: Юристъ, 1999. - 400с.

18. Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) / В.Е. Чиркин // Государство и право – 2005. - № 5. – С. 54-60.

19. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961 г.


[1] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е. Чиркин - М.: Юристъ, 1999 г.- С. 25

[2] Мачин И.Ф.История политических и правовых учений: конспект лекций / И.Ф. Мачин - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С.51

[3] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета - М.: Российское библейское общество, 2002 г. – С. 1240

[4] Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права / Р.С. Кокорев // Государство и право-2005.-№ 12.-С.74

 

[5] Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций / И.Ф. Мачин - М.: Юрайт-Издат,

[6] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.М.: Государственное издательство политической литературы, 1961 г. – C.171.

[7] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.М.: Государственное издательство политической литературы, 1961 г. – С.173.

[8] Клименко А.А. Теория государства и права: Учебное пособие / Клименко А.А., Румынина В.В. - М.:Мастерство, 2002.- С.22

[9] Ромашов Р.А.Теория государства и права: Учебник / Р.А.Ромашов - СПб.: Питер, 2008г. – С.34

[10] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е. Чиркин - М.: Юристъ, 1999 г.- С.27-28

[11] Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права / Р.С.Кокорев // Государство и право.-2005.-№ 12.- С. 75.

[12] Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник / Р.А. Ромашов - СПб.: Питер, 2008 г. – С. 54.

 

[13] Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник / Р.А. Ромашов - СПб.: Питер, 2008 г. – С. 55.

[14] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е. Чиркин - М.: Юристъ, 1999 г. - С.48-49.

[15] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е. Чиркин - М.: Юристъ, 1999 г. - С. 100

[16] Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник / Р.А. Ромашов - СПб.: Питер, 2008г. – С. 58

[17] Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. – М.: Норма-Инфра – М, 2008. - С.6.

 

[18] Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) / В.Е. Чиркин // Государство и право.-2005.-№ 5.- С. 55.

 

[19] Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права / Р.С.Кокорев // Государство и право.-2005.-№ 12.- С. 73



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Социальная роль государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная роль государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)