Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура и формы деятельности законодательных органов



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Структура и формы деятельности законодательных органов 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 3

Глава 1. Изменение конституционного порядка формирования,

структуры и формы деятельности законодательных органов ------------- 5

Глава 2. Становление конституционных институтов исполнительной    власти -------------------------------------------- ------------------------------------------ 19Глава 3. Организационное обеспечение судебной власти ------------------ 36Заключение ------------------------------------------------------------------------------ 47Список использованной литературы ---------------------------------------------- 49

ВВЕДЕНИЕ

К признакам современного государственного строительства в России относится системное реформирование публичных структур разных ветвей и уровней власти. С принятием всенародным голосованием Конституции РФ 1993 г. изменился не только состав государственных органов, но и порядок их формирования и функционирования. Многие преобразования осуществлялись без учета отечественного опыта конституционного строительства, что, в том числе, могло обусловить несовершенства модели и взаимоотношений государственных органов. Для разработки такой гипотезы нами и предпринята попытка проанализировать российские конституции 1918-1993 гг. на предмет выявления традиционных особенностей, которые могли бы в порядке преемственности укрепить государственный механизм России, не нарушив принципов единства государственной власти, демократизма и политического плюрализма. 

Под государственным механизмом понимается совокупность органов, посредством которых реализуются функции государства. Структурный элемент государственного механизма – орган государства. При этом следует различать орган государственной власти и государственный орган. Принципиальная разница состоит в том, что не все государственные органы обладают государственно-властными полномочиями. Отсюда следует, что понятия «орган государственной власти» и «государственный орган» соотносятся как часть и целое. В курсовой работе рассмотрены вопросы генезиса этого соотношения в процессе конституционного строительства 1918-1993 гг.

    Как известно, в России за этот период действовало пять Конституций, каждая из которых олицетворяла собой новый этап в развитии государственного механизма. Степень изученности этой темы в науке на сегодняшний день достаточно велика, но она по-прежнему актуальна и исследование проблемы конституционного развития государственного механизма в России продолжается. Подтверждение тому служат проанализированные нами работы таких современных авторов, как _             А.М. Турубинер, В.Г. Филимонов, Н.А. Семидеркин, И.М Степанов,             О.И.Чистяков.

Выполнение курсового исследования потребовало рассмотрения текстов ранее действовавших Конституций России 1918, 1925, 1937, 1978 гг., Декретов о суде №1, 2, 3, анализа Конституции РФ 1993 г.

       Целью настоящей работы явилось исследование процесса конституционного развития государственного механизма в России. Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

– проанализировать развитие конституционализма в России 1918-1993 гг.

– рассмотреть изменение конституционного порядка формирования государственных органов;

– выявить особенности изменения структуры и форм деятельности законодательных органов;

– раскрыть становление конституционных институтов исполнительной власти.

– исследовать организационное обеспечение судебной власти.

    Объектом курсового сочинения явилась совокупность общественных отношений по поводу организации и осуществления государственной власти в России советского и постсоветского периодов.

    Предмет курсовой работы составили тексты российских конституций, нормами которых упорядочивалась и продолжает регулироваться организация и деятельность органов государства.  

    Достижению заявленной цели и решению поставленных задач способствовало привлечение ряда методов, в числе которых системный, анализа и синтеза, сравнительно-правовой и др.

Соответственно поставленной цели и задачам курсовая работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка использованной литературы.

 

Изменение конституционного порядка формирования,

структура и формы деятельности законодательных органов

 

Согласно Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики является Всероссийский съезд Советов (статья 24), который составляется из представителей городских Советов, по расчёту 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов, по расчёту 1 депутат на 125000 избирателей (статья 25). Необходимо заметить, что в период между съездами Всероссийского съезда Советов высшей властью является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ст. 30). ВЦИК избирается непосредственно Всероссийским съездом Советов в числе не свыше 200 человек (ст. 28). ВЦИК созывает Всероссийский съезд Советов не реже двух раз в год (ст. 26) и всецело несёт перед ним ответственность перед ним (ст. 29). Чрезвычайные Всероссийские съезды Советов созываются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики (ст. 27)[1].

В ст. 31 Конституции РСФСР 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов определяется как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. К полномочиям ВЦИК Основной закон относил:

1) определение общих направлений деятельности Рабоче-крестьянского Правительства и всех органов Советской власти в стране, согласование работы по законодательству и управлению, наблюдение за проведением в жизнь Конституции; 2) рассмотрение и утверждение проектов декретов и иных предложений, вносимые СНК, отдельными ведомствами, а так же издаёт собственные декреты и распоряжения (ст. 33); 3) созыв Всероссийского съезда Советов (ст. 34);   4) Образование Совета Народных Комиссаров и народных комиссариатов (ст. 35); 5) работа членов ВЦИК в народных комиссариатах или выполнение особых поручений ВЦИК (ст. 36).

Так же в Конституции РСФСР 1918 г. отдельно выделяется глава, посвящённая предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК (глава 9). К ним относятся: а) утверждение, изменение, дополнение Конституции; б) руководство внутренней и внешней политикой; в) изменение границ РСФСР; г) установление границ и компетенции областных советских союзов; д) принятие в состав республики новых сочленов и признание выхода; е) общее административное разделение территории; ж) установление и изменение мер весов и денег на территории республики; з) объявление войны и заключение мира; и)заключение финансовых соглашений; к) установление основ ведения народного хозяйства; л)утверждение бюджета; м) налоги и повинности; н) организация вооруженных сил; о) законодательство, судоустройство и судопроизводство; п) назначение и смещение как отдельных членов СНК, так и всего Совета; р) издание общих постановлений о гражданстве и правах иностранцев; с) право амнистии[2].

Сверхперечисленных вопросов к ведению съезда Советов подлежат вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению (ст. 50). В свою очередь в ст. 51 перечислены предметы исключительного ведения Всероссийского съезда Советов: а) установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции, б) ратификация мирных договоров. Разрешение вопросов п. «в» и «з» ст. 49 предоставляется ВЦИК при невозможности созыва Всероссийского съезда Советов (ст. 51).

Причиной замены Конституции 1918 г. явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Новая Конституция РСФСР была принята 11 мая                                                                                                                   1925 года  XII Всероссийским съездом Советов.

Согласно ст. 3 носителем верховной власти в РСФСР является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами ВЦИК, что повторяет содержание ст. 25, 30 Конституции РСФСР 1918 г. Проанализировав в целом главу 3 подпункт а, посвящённый Всероссийскому съезду Советов, можно сказать, что его содержание практически идентично ст. 24-30 предыдущего Основного закона 1918 г. Стоит отметить, что из названия Всероссийского съезда Советов была ликвидирована формулировка «рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов». В ст. 21 Конституции РСФСР 1925 г. говорится, что количество членов ВЦИК самостоятельно определяется Всероссийским съездом Советов, в аналогичной же ст. 28 Конституции РСФСР 1918 г. указывается максимальный состав Комитета (200 человек). В ст. 22 говорится о необходимости созыва Всероссийского съезда Советов один раз в год, в Конституции же 1918 г. говорилось о частоте не реже двух раз в год[3].

Определение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, данное в ст. 24, совпадает с определением, данным в ст. 31 Конституции РСФСР 1918 г., за исключением замены «высший орган» на «верховный орган». В ст. 25, помимо декретов и постановлений, издаваемых ВЦИК, указываются кодексы, что свидетельствует о развитии кодификационных работ в начале 20-х гг. В период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом является, избираемый им Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ст. 27) который не предусматривался по ранее действующей Конституции. Именно Президиумом ВЦИК созывался на сессии, чрезвычайные сессии созываются по инициативе Президиума, по предложению СНК, по требованию 1/3 членов ВЦИК или по требованию центральных исполнительных комитетов не менее 6 автономных ССР. В остальном положения, касающиеся ВЦИК совпадают с положениями, прописанными в Конституции РСФСР 1918 г.

В главе второй Конституции перечислены предметы ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК. К исключительному ведению Всероссийского съезда относится:

Статья 16: а) установление, дополнение, изменение основных начал Конституции и утверждение частичных изменений Конституции, принятых сессиями ВЦИК; б) утверждение конституций АССР.

Право амнистии, относящееся к исключительному ведению Всероссийского съезда Советов по Конституции РСФСР 1918 г. перешло в Конституции 1925 г. к совместному ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК.

Статья 17 отражает вопросы совместного веденья, при чём их перечень схож с представленным в ст. 49 Конституции РСФСР 1918 г. Необходимо отметить пункт б, в котором говорится о границах АССР; так же пункты: ж) контроль над государственными доходами и расходами; з) утверждение кодексов РСФСР; к) Отмена постановлений съезда Советов АССР и автономных областей. Эти пункты не были прописаны в прежней Конституции, в частности это связано с появлением в Конституции РСФСР 1925 г. главы 4 – Об автономных Советских Социалистических Республиках и областях, так же отсутствующей в Конституции 1918 г. в этих республиках и областях действуют местные Советы, их съезды, исполнительные комитеты, областные и центральные исполнительные комитеты (ст. 44). В ст. 46 говорится о том, что комитеты АССР и автономных областей избирают президиумы.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР, а 21 января 1937 г. соответствующая ей Конституция РСФСР республики. Глава 3 данного документа посвящена строению высших органов государственной власти. Необходимо особо подчеркнуть, что в отличии ст. 3 Конституции РСФСР 1925 г., в которой говорилось, что носителем верховной власти в РСФСР является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами ВЦИК, в ст. 22 Конституции высшим органом государственной власти провозглашается Верховный Совет РСФСР. Он был однопалатный и избирался по избирательным округам сроком на 4 года по норме: один депутат на 150 тысяч населения (ст. 25). В ст. 24 говорится, что Верховный Совет является единственным законодательным органом РСФСР. Здесь важно упомянуть, что в ст. 24 Конституции 1925 г. законодательным органом республики называется Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, который является так же высшим контролирующим и распорядительным органом РСФСР. Закон считается утверждённым, если он принят Верховным Советом простым большинством голосов (ст. 26). Верховный Совет избирает своего председателя и 2-х его заместителей. Так же Верховный Совет избирает свой президиум в составе: Председателя Президиума, 17 заместителей по числу АССР, секретаря Президиума и 20 членов Президиума (ст. 31). Именно Президиум созывает сессии Верховного Совета не реже 2-х раз в год (ст. 30) и является подотчётным ему (ст. 32).

Полномочия Президиума изложены в ст. 33: а) созыв сессий Верховного Совета; б) толкование законов, издание указов; в) проведение всенародного опроса; г) отмена постановлений и распоряжений СНК; д) между сессиями ВС освобождение и назначение отдельных Народных Комиссаров по представлению председателя СНК; е) присвоение почётных званий; ж) помилование[4].

    По истечению срока полномочий Верховного Совета Президиум в срок не выше 2-х месяцев назначает новые выборы (ст. 37) и исполняет свои обязанности вплоть до образования вновь избранным ВС нового Президиума (ст. 38). При чём он должен быть образован не позже, чем через месяц после выборов (ст. 39). Депутат ВС не может быть арестован или привлечён к судебной ответственности без согласия Верховного Совета (ст. 36). Полномочия депутатов проверяет избранная ВС мандатная комиссия (ст. 35).

    В соответствии со ст. 40 Верховный Совет образует Правительство РСФСР – СНК.

Глава 5 Конституции РСФСР посвящена высшим органам государственной власти АССР. По аналогии здесь действует Верховный Совет АССР (ст. 56), который избирается гражданами республики сроком на 4 года (ст. 57). Верховный Совет является единственным законодательным органом АССР (ст. 58). Верховный Совет АССР принимает Конституцию республики (ст. 59), избирает подотчётный ему Президиум (ст. 60-61). Так же Верховный Совет АССР избирает правительство республики.

В отдельную главу по сравнению с Конституцией РСФСР 1925 года выделены положения об органах государственной власти автономных областей.  

    7 октября 1977 г. была принята Конституция СССР, а 12 апреля 1978 г. соответствующая ей Конституция РСФСР. Глава 13 данного документа посвящена Верховному Совету РСФСР. Аналогично ст. 22 Конституции РСФСР 1937 г. Верховный Совет является высшим органом государственной власти (ст. 104). В ст. 105 говорится, что Верховный Совет РСФСР состоит из 975 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью населения, в Конституции же 1937 г. говорилось лишь о норме 1 депутат на 150 тыс. населения.

    Так же, как и в Конституции РСФСР 1937 года в Базовом законе 1978 года прописаны положение о том, что Верховный Совет избирает своего председателя, но количество заместителей увеличивается с двух до восьми (статья 106). Остаётся неизменной и частота созыва Верховного Совета – 2 раза в год (статья107). Верховный Совета РСФСР избирает Президиум Верховного Совета РСФСР - постоянно действующий орган Верховного Совета РСФСР, подотчетный ему по всей своей деятельности (статья 113), который состоит из Председателя Президиума Верховного Совета, семнадцати заместителей Председателя, в число которых входят заместители Председателя - по одному от каждой автономной республики, Секретаря Президиума и двадцати членов Президиума ( статья 114), что совпадает с положением статьи 31 Конституции РСФСР 1937 года.

    По статье 115 Президиум: 1) назначает выборы в Верховный Совет РСФСР и местные Советы народных депутатов; 2) созывает сессии Верховного Совета РСФСР; 3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета РСФСР; 4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции РСФСР; обеспечивает соответствие конституций и законов автономных республик Конституции и законам РСФСР; 5) назначает выборы в районные городские суды; 6) дает толкование законов РСФСР; 7) осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов; 8) определяет порядок решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР; 9) утверждает районное деление, образование городов и районов в городах, изменение подчиненности городов, наименование и переименование районов, городов, районов в городах, а также переименование иных населенных пунктов автономных республик; 10) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров РСФСР, Советов Министров автономных республик, решения краевых, областных, городских Советов; 11) награждает Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета; 12) принимает в гражданство РСФСР; 13) осуществляет помилование граждан, осужденных судами РСФСР; 14) ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР; 15) назначает и отзывает дипломатических представителей РСФСР; 16) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; 17) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами.

Сравнивая данный перечень полномочий Президиума с представленным в ст. 32 Конституции РСФСР 1937 г., можно сделать вывод, что он был значительно расширен, в частности были добавлены ранее отсутствующие положения под №: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9,14, 15, 16 данного перечня[5].

    На заседаниях Верховного Совета обсуждаются Проекты законов и другие вопросы, внесенные на его рассмотрение (ст. 109). Законы РСФСР, постановления и иные акты Верховного Совета РСФСР публикуются за подписями Председателя и Секретаря Президиума (ст. 110) Важно заметить, что эти положения преемственны из Конституции РСФСР 1925 г. – ст. 26, 27. В отличие от верховного Совета, Президиум издаёт подзаконные нормативно-правовые акты: указы, постановления (ст. 117).

     Депутат Верховного Совета РСФСР имеет право обратиться с запросом к Совету Министров РСФСР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом РСФСР, а также к руководителям расположенных на территории РСФСР предприятий, учреждений и организаций (ст. 111), а так же депутат Верховного Совета РСФСР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, подвергнут мерам административного взыскания без согласия Верховного Совета РСФСР (ст. 112), содержание которой аналогично ст. 36 Конституции РСФСР 1937 г.

В соответствии со ст. 120 Верховный Совет образует Комитет народного контроля, возглавляющий систему органов народного контроля РСФСР, который не был предусмотрен предыдущей Конституцией.

    В соответствии с законом от 27 октября 1989 г. в главу 13 Конституции были внесены изменения, соответствующие веяньям времени. В Соответствии с изменённой ст. 104 высшим органом государственной власти РСФСР является Съезд народных депутатов РСФСР, который состоит из 1068 депутатов: 900 депутатов - от территориальных избирательных округов; 168 депутатов - от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области, один депутат от каждого автономного округа и 84 депутата от краев, областей (исключая автономные образования), городов Москвы и Ленинграда (ст. 105).

    Верховный Совет РСФСР теперь действует как орган Съезда народных депутатов постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (ст. 107). Верховный Совет РСФСР состоит из двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей, равных по своему численному составу, до этого же он являлся однопалатным органом. Палаты Верховного Совета РСФСР равноправны. Совет Республики избирается из числа народных депутатов РСФСР от территориальных избирательных округов с учетом численности избирателей в регионе. Совет Национальностей избирается из числа народных депутатов РСФСР от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 3 депутата от каждой автономной республики, один депутат от каждой автономной области и от каждого автономного округа, 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Обе палаты избирают председателя и его заместителя (ст. 107). Верховный Совет РСФСР созывается Президиумом Верховного Совета (ст. 108), являющемуся подотчетным Верховному Совету РСФСР органом, обеспечивающим организацию работы Съезда народных депутатов РСФСР (ст. 113). В ст. 109 изложены вопросы, полномочий Верховного Совета. В ст. 110 перечисляются субъекты законодательной инициативы: народные депутаты РСФСР, Совет Республики, Совет Национальностей, Президиум Верховного Совета РСФСР, Председатель Верховного Совета РСФСР, Комитет конституционного надзора РСФСР, Совет Министров РСФСР, автономные республики в лице их высших органов государственной власти, края, области, автономные области и автономные округа в лице Совета народных депутатов, постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета РСФСР, Комитет народного контроля РСФСР, Верховный Суд РСФСР, Прокурор РСФСР, Главный государственный арбитр РСФСР. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях. Закон РСФСР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета РСФСР за него проголосовало большинство членов палаты (ст. 111). Статья 114 включает вопросы, входящие в полномочия Президиума. Высшим должностным лицом Российской Советской Федеративной социалистической Республики является Председатель Верховного Совета РСФСР, избираемый Съездом народных депутатов РСФСР из числа народных депутатов РСФСР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд.

Председатель Верховного Совета РСФСР:

1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР; подписывает законы РСФСР и другие акты, принятые Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и Президиумом Верховного Совета РСФСР;

2) представляет Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР доклады о положении республики и о важных вопросах ее внутренней и внешней политической деятельности; об участии в обеспечении обороноспособности и безопасности РСФСР;

3) представляет Съезду народных депутатов РСФСР кандидатуры для избрания на должность. Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР, а также предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора РСФСР;

4) представляет Верховному Совету РСФСР кандидатуры для назначения или избрания на должности Председателя Совета Министров РСФСР, Председателя Комитета народного контроля РСФСР, Председателя Верховного Суда РСФСР, Главного государственного арбитра РСФСР, а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов РСФСР на утверждение;

5) ведет переговоры и подписывает международные договоры РСФСР (ст. 115)[6].

       В соответствии со ст. 118 Народные депутаты РСФСР освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности. Для контроля над соответствием принятых на территории РСФСР нормативно-правовых актов создаётся Комитет конституционного надзора РСФСР, избираемый Съездом народных депутатов РСФСР сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 13 членов Комитета (ст. 119).

Необходимость разработки и принятия в России новой Конституции 1993 г. была объективно обусловлена целым рядом причин, вызванных в первую очередь принципиальными изменениями в жизни российского общества в конце 80-х – начала 90-х гг. Глава 5 этой Конституции посвящена Федеральному Собранию Российской Федерации. Согласно ее ст. 94, Федеральное Собрание – парламент РФ – представительный и законодательный орган РФ. В Конституции определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа, в состав которого входят Совет Федерации и Государственная Дума (ч. 1 ст. 95). В свою очередь по Конституции РСФСР 1978 г. Верховный Совет являлся однопалатным органом. Совет Федерации основывается на паритетном представительстве субъектов по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 статьи 95). Исходя из того, что, согласно ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская Федерация имеет 88 субъектов, Совет Федерации должен насчитывать 176 члена. Численный состав Государственной Думы – 450 депутатов (ч. 3 ст. 95), избирающейся на 4 года (ч. 1 ст. 96). Государственная Дума собирается на 1 заседание на 30-й день после избрания (ч. 2 ст. 99). В соответствии со статьёй 97 депутатом ГД не может быть лицо младше 21 года (ч. 1). Депутаты работают на профессиональной постоянной основе и не могут одновременно являться членами Совета Федерации или депутатами иных представительных органов (ч. 2, 3 ст. 97). Совет Федерации и Государственная Дума заседают отдельно (ч. 1 ст. 100), их заседания открыты (ч. 2 ст. 100). Палаты парламента избирают своего председателя и его заместителей (ч. 1 ст. 101), так же они образуют комитеты и комиссии (ч. 2 ст. 101), Счётную палату (ч. 5 ст. 101).[7]

Конституция РФ 1993 г. предусматривает предметы ведения палат парламента. 1. К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в)утверждение указа президента о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации (ст. 102).

К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;        е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинений против президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В ст. 105 говорится, что федеральные законы принимаются ГД большинством голосов от общего числа. Принятые законы в течение 5-ти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В ч. 5 этой же статьи есть оговорка, что в случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы[8].

Принятый закон в соответствии с ч.1 ст.107 течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в старой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ. (ч. 1 ст. 109). В данном случае Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска. В свою очередь ч. 3-5 данной статьи предусматривают случаи невозможности роспуска Думы: ч. 3 - не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания; ч. 4 – момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации; ч. 5 – в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Важно заметить, что законы принимаются не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов. В ч. 2 ст. 76 прописано по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов могут приниматься законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Так же в ч. 1 ст. 77 сказано, что система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации органов государственной власти, установленными федеральном законом.

Подводя итоги анализа системы законодательных органов России 1918-1993 гг. можно сделать вывод, что по сравнению с начальным этапом порядок формирования, структура и формы деятельности данных органов претерпели большие изменения, обусловленные требованием времени, изменившихся общественных отношений и политической обстановки.

2. Становление конституционных институтов
исполнительной власти

По Конституции РСФСР 1918 г. общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики осуществляет Совет Народных Комиссаров (ст. 37), образованный Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом (ст. 35). Порядку формирования, структуре и компетенции данного органа посвящена глава 8 Конституции РСФСР 1918 г. Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни (ст. 38). При чём необходимо заметить, что согласно ст. 39 все постановления и решения СНК должен согласовать с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, а ВЦИК в свою очередь вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК (ст. 40). Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение ВЦИК (ст. 41). Данное положение подчеркивает важность высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа РСФСР.

В ст. 43 даётся полный перечень Народных комиссариатов: а) по иностранным делам; б) по военным делам; в) по морским делам; г) по внутренним делам; д) юстиции; е) труда; ж) социального обеспечения; з) просвещения; и) почт и телеграфов; к) по делам национальностей; л) по финансовым делам; м) путей сообщения; н) земледелия; о) торговли и промышленности; п) продовольствия; р) государственного контроля; с) Высший Совет Народного Хозяйства; т) здравоохранения.

Каждый из названных комиссариатов возглавляет народный комиссар (ст. 42), а в соответствии со ст. 44 – при каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего комиссариата, доводя о них до сведения коллегии, а в случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара, коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ст. 45). Особо необходимо подчеркнуть положение Конституции РСФСР 1918 г. об ответственности СНК перед Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, изложенное в ст. 46. Это касается так же народных комиссаров и коллегий при комиссариатах (ст. 47). Завершающая главу, посвящённую Совету Народных Комиссаров, ст. 48, содержит положение о звании народного комиссара, а в частности: Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти, как в центре, так и на местах присвоено быть не может.

В Конституции РСФСР 1925 г. Совету Народных Комиссаров посвящён п. «в» главы 3. При чём в отличие от ранее действовавшего Базового Закона в данном отдельно выделяется п. «г», содержащий положения о народных комиссариатах. СНК образован Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом (ст. 30).[9]

В ст. 32 перечисляется состав СНК: Председатель Совета Народных Комиссаров, его Заместители и Народные Комиссары, указанные в ст. 37 Конституции РСФСР, а также уполномоченные Общесоюзных Народных Комиссариатов, назначаемые в порядке общесоюзного законодательства и имеющие право совещательного или решающего голоса. Важно отметить, что определение роли СНК в государственном механизме, содержащееся в статье 33 дублирует данное в статье 37 Конституции РСФСР 1918 г. Неизменными остаются и положения о том, что СНК издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории РСФСР (ст. 34); несет ответственность Всероссийским Съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ст. 35); постановление СНК может быть отменено или приостановлено Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов или его Президиумом (ст. 36).[10]

В ст. 37 изложен перечень народных комиссариатов: Высший совет народного хозяйства; внутренней торговли; труда; финансов; рабоче-крестьянской инспекции; внутренних дел; юстиции; просвещения; здравоохранения; земледелия; социального обеспечения. Сравнивая этот список с представленным в ст. 43 Конституции РСФСР 1918 г., можно сказать, что он значительно уменьшился (18 комиссариатов и 11 соответственно). Были упразднены: по иностранным делам; по военным делам; по морским делам; почт и телеграфов; по делам национальностей; путей сообщения; продовольствия; государственного контроля. При чём был образован ранее не существовавший комиссариат рабоче-крестьянской инспекции. Высший Совет Народного Хозяйства и Народные Комиссариаты Внутренней Торговли, Финансов, Труда и Рабоче-Крестьянской Инспекции, подчиняясь, ВЦИК, его Президиуму и СНК осуществляют в своей деятельности директивы соответственных Народных Комиссариатов (ст. 38). Комиссариаты возглавляют народные комиссары (ст. 39), при каждом из которых образуются коллегии (ст. 40). В случае если коллегия не согласна с единоличным решением народного комиссара, она может, не приостанавливая решения обжаловать его в Совет Народных Комиссаров РСФСР или в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. То же право обжалования принадлежит отдельным членам Коллегии (ст. 41). Так же как и Совет Народных Комиссар



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Структура и формы деятельности законодательных органов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура и формы деятельности законодательных органов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)