АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В Г.О. САМАРА ЗА ПЕРИОД 2006-2009 ГГ.
2.1. Исполнение городского бюджета Самары за данный период Согласно Уставу городского округа (далее г.о.) Самара Самарской области экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в собственности г.о. Самара имущество. В состав муниципальной собственности города входят: 1) земли, расположенные в пределах городской черты, не отнесенные к государственной собственности либо собственности граждан и юридических лиц (муниципальные земли); 2) средства бюджета города, деньги и ценные бумаги, а также иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (городская казна); 3) муниципальные имущественные объекты, предприятия, учреждения; 4) муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения; 5) другое муниципальное движимое и недвижимое имущество. средства бюджета, а также имущественные права городского округа Самара. От имени города его права собственника в отношении муниципального имущества, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет Комитет по управлению имуществом города Самары как городской орган по управлению имуществом, входящий в структуру администрации города, другие уполномоченные органы, а в случаях, предусмотренных законом Самарской области, население города непосредственно (через референдум). Г.о. Самара имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств г.о. Самара и «представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления г.о. Самара»[10]. Формирование доходов бюджета, реализация расходных обязательств, исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а также законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Чтобы оценить деятельность органов местного самоуправления с точки зрения её эффективности, необходимо рассмотреть показатели, характеризующие эту деятельность. Проведем анализ данных об исполнении бюджета города за период 2007-2010 гг.[11] Согласно аналитическому обзору итогов деятельности департамента управления имуществом (таблица 1), в городской бюджет в результате деятельности Департамента с учетом средств из вышестоящих бюджетов в 2006 году доходная часть бюджета Самары составила 9 млрд. 719 млн. рублей (это на 1 млрд. 368 млн. больше, чем в 2005 году). Таблица 1. Доходы и расходы городского бюджета Самары за период 2006-2009 гг.[12] Тыс. руб.
Расходы бюджета Самары за 2006 год составили 10 млрд. 55 млн. рублей, дефицит бюджета - 336 млн. рублей. Почти половину расходов бюджета составили выплаты заработной платы. На образование было потрачено 3 млрд. 821 млн. руб., на ЖКХ - 2 млрд. 700 млн. руб., на здравоохранение 914 млн. руб. Таблица 2. Динамика и структура доходов бюджета за период 2006-2009 гг.[13] Тыс. руб.
По таблице 2 видно, что безвозмездные поступления имели большую долю в общих поступлениях в 2006 году, далее прослеживается четкая тенденция уменьшения с каждым годом. В итоге получаем, что 2006 г. – 40,1% 5 в общих доходах, 2009 г. – 12,6%. Объем средств, полученных Самарой из вышестоящих бюджетов в 2009 году, по сравнению с 2006 годом сократился более чем на 2 млрд. рублей. Резкое сокращение объемов безвозмездных поступлений в городской бюджет получил широкий резонанс в обществе. «Министерство управления финансами Самарской области объясняет, например, уменьшение размера безвозмездных поступлений в виде субвенций тем, что сумма эта может расти или уменьшаться «в зависимости от изменения объема и перечня переданных городу полномочий». Снижение объема дотаций – тем, что даются дотации муниципалитету на выравнивание бюджетной обеспеченности. Так как Самара бюджетную обеспеченность из года в год наращивала, то уменьшили ей дотации вполне обоснованно. Причины уменьшения поступлений в городскую казну из федерального бюджета заключались в том, что администрация Самары не особо хлопочет, чтобы федеральные средства потекли в город рекой»[14]. «Администрация Самары объясняет недополучение федеральных средств незаинтересованностью областных властей, и игнорированием заявок Администрации Самары на получение денежных средств из федерального бюджета» [15]. Наглядно можно увидеть как несогласованность областных и местных властей нанесла ущерб городскому бюджету, и показала неэффективное управление имуществом г.о. Самары. «За 2007 год в бюджет Самары поступило 11 млрд. 408 млн. рублей, что на 17,4% сумму доходов, поступивших в 2006 году. В том числе: 8 млрд. 729 млн. рублей тыс. рублей (76,5%) – налоговые и неналоговые доходы, 2 млрд. 679 млн. рублей тыс. рублей (23,5%) – безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов. В 2007 г. собранные доходы, налоговые и неналоговые, были увеличены практически в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом. На 66,7 п.п. (таблица 3) выросли доходы бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности по сравнению с 2006 годом. Они составили 1 млрд. 323 млн. рублей. Это связано с новой методикой подсчета арендной платы, а также с проведением мероприятий по взысканию задолженности за аренду». [16] Таблица 3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности[17] Тыс. руб.
НДФЛ собран в сумме 4 млрд. 929 млн. рублей. Увеличение поступлений налога по сравнению с 2006 годом (на 35,5%) связано с активизацией работы по легализации «теневой» заработной платы. «Часть профицита 2007 г. образовалась за счет легализации зарплат, часть - из-за собранного в большем количестве земельного налога. Расходы бюджета Самары за 2007 год составили 10 млрд. 900 млн. рублей. На образование - 2 млрд. 440 млн. рублей, на ЖКХ направлено 3 млрд. 178 млн. рублей., на здравоохранение - 1 млрд. 111 млн. рублей. В 2007 год по направлениям «ЖКХ» и «Здравоохранение» было увеличение расходов, по направлению «Образование» уменьшение на 36 п.п. За 2007 год администрацией городского округа Самара получены кредиты от кредитных организаций в сумме 1 млрд. 400 млн. рублей и бюджетный кредит от Министерства управления финансами Самарской области в сумме 70 млн. рублей».[18] За этот период погашено кредитов в сумме 1 млрд. 640 млн. рублей». За 2008 год в бюджет Самары поступило 14 млрд. 168 млн. рублей. В том числе: 11 млрд. 599 млн. рублей (81,9%) - налоговые и неналоговые доходы, 2 млрд. 569 млн. рублей (18,1%) - безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов. Общее поступление денежных средств по сравнению с 2007 годом увеличилось в 1,2 раза. А по сравнению с аналогичным периодом 2006 года поступления возросли в 1,5 раза. Доходы бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 1 млрд. 800 млн. рублей. В 2008 году доходы от прибыли муниципальных учреждений в городском бюджете возросли и составили 124,1 млн. рублей. Для сравнения в 2007 году поступления в бюджет данных отчислений составили всего 20 млн. рублей. Поступления по данной статье доходов возросли в связи с решением, принятым городской Думой, об увеличении отчислений в городской бюджет от прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных платежей, муниципальных предприятий с 10 до 20%. Поступление налога на доходы физических лиц увеличилось почти на 31% по сравнению с 2007 годом. Это связано с активизацией работы по легализации "теневой" заработной платы. Успешная работа городской власти по наращиванию налогового потенциала и повышению собираемости налогов самым благоприятным образом сказалась на пополнении областной казны. За четыре последних года удельный вес поступлений из Самары в федеральную и областную казну постоянно увеличивался. В 2008 году столица губернии обогатила областной бюджет на 41 млрд. рублей да еще 46,9 млрд. ушло в федеральную казну. Из собранного с городских налогоплательщиков Самаре на расходы осталось только 8,8 млрд рублей (9,1%). Расходы бюджета Самары за 2008 год составили 13 млрд. 177 млн. рублей. Объем расходов, по сравнению с 2007 годом, увеличился на 21%. За 2008 год администрацией городского округа Самара погашены кредиты в сумме 1 млрд. 382 млн. рублей, в том числе. «Бюджет Самары в 2009 году не был исполнен на 100%. Счетная палата Самарской Городской думы, анализируя данные показатели, сочла исполнение бюджета за прошлый год неудовлетворительным»[19] Доходы Самары в 2009 году году составили 12 млрд. 400 млн. рублей или 95,4% к утвержденному годовому плану. В структуре доходов бюджета Самары в 2009 году 87,4% составляют налоговые и неналоговые поступления и только 12,6% – безвозмездные поступления. Сумма налоговых и неналоговых поступлений составила 10 млрд. 867 млн. рублей. Процент исполнения бюджета оказался очень низок. Так, план по доходам от аренды муниципального имущества выполнен всего на 81%, а «выпадающие доходы» по данному направлению оцениваются в сумму около 30 млн. рублей. Доходы от аренды муниципального имущества в 2009 году составили 1млрд. 230 млн. рублей. Снижение поступлений этого вида доходов по сравнению с прошлым годом составило 569,7 млн. рублей. По налогу на имущество физических лиц план года перевыполнен более чем на 50%. По сравнению с 2008 годом поступление налога увеличилось почти на 63%. Доходы от земельного налога составили 1,8 млрд. рублей, что на 22% больше, чем в 2008 году. Снижение наблюдается по поступлению НДФЛ. Расходы сложились в сумме 13 млрд. 400 млн. рублей или 91,3% от годового плана. Объем расходов городского бюджета в прошлом году увеличился по сравнению с 2008 годом на 246 млн. рублей или на 1,9%. В списке направлений, на которые было потрачено больше всего средств -образование, здравоохранение, экономика. На эти строки приходится 80% от всех расходов бюджета.
2.2. Итоги реализации плана приватизации муниципального имущества г.о. Самара в период 2007-2009 гг. Согласно Постановлению Самарской городской думы от 30.05.2002 года № 154 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара" приватизация муниципального имущества городского округа Самара осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Самара. Приватизация осуществляется на основании прогнозного плана приватизации, который содержит перечень муниципального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. Несмотря на достаточно четкие правовые основы осуществления приватизации муниципального имущества (ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 31.05.2010) "О приватизации государственного и муниципального имущества"), на практике мы наблюдаем большое количество проблем, препятствующих эффективному ее проведению и получению прибыли в городские бюджеты. К таким проблем относится, как нелегальность проведение сделок, низкие цены, не соответствующие реальным, ограниченное количество информации и конкурсах и аукционах, отсутствие рекламы о них, низкое качество имущества, выставленное на продажу и т.д. Рассмотрим исполнение плана приватизации муниципального имущества г.о. Самара в 2007, 2008, 2009 гг. и прогнозный план приватизации на 2010г. Из 1076 муниципальных объектов, заложенных в плане приватизации на 2007 год, мэрия Самары реализовала 190. Согласно отчету департамента управления имуществом Самары, в результате приватизации городу в 2007 году удалось выручить 525,2 млн. рублей за 190 объектов нежилого фонда муниципального имущества общей площадью 27,7 тысячи кв. м. По четырем объектам итоги торгов аннулированы, 14 объектов сняты с аукциона в связи с реконструкцией. 38 объектов передано в уставный капитал ОАО «Самара - Городские информационные системы». Таким образом, за прошлый год администрацией города не было реализовано 886 объектов муниципальной собственности. С учетом оспаривания в судах 81 заключенной сделки по аукционам, проведенным в конце декабря прошлого года, количество реализованных объектов может уменьшиться еще в два раза. «Спорным моментом стала начальная стоимость проданных объектов. Цена любого помещения формируется при учете нескольких факторов: местонахождения объекта, относится ли он к памятникам архитектуры, и других. Соответственно, разброс цен на объекты недвижимости от 10 до 100 тысяч рублей - явление закономерное. По закону право определения стоимости одного квадратного метра помещения, участвующего в торгах, закреплено за независимой организацией ООО "Конфиаудит"». [20] 2008 год. Всего в план было включено 108 объектов нежилого фонда. А выставлена была на аукционы только половина - 55 объект, из которых продали 22. Их общая площадь - 1241,5 кв. м. В 2008 г. исполнение плана приватизации было практически сорвано - вместо запланированных 100 млн. руб. городской бюджет сумел выручить от продажи имущества 28,7 млн. руб. Из 19 объектов по 16 оплата в казну муниципалитета со стороны покупателей произведена вовремя. По двум адресам - улица Ульяновская, 66 и улица Ногина, 3 - с опозданием. Деньги чиновники увидели на счете мэрии только в январе текущего года. Официально признан факт неудачи, а именно - аннулирована сделка купли-продажи по адресу: ул. Партизанская, 58. Покупатель так и не заплатил 4 млн. рублей за помещение площадью 67,3 кв. м. Таким образом, доходы по линии Департамента управления имуществом в 2008 году от приватизации имущества составили всего 28,7 млн. руб. Изучая отчет об исполнении прогнозного плана приватизации за 2008 год, констатируем: факт приватизации произошел чуть ли не в последний момент. Так, 6 объектов из 16 были приватизированы 25 ноября, еще 9 помещений - 16 декабря, и одно - 23 декабря 2008 года. Разница между запланированной (начальной) стоимостью объектов и суммарной ценой сделок составила небольшую величину - всего 2,39%. Таким образом, за истекший год Департамент управления имуществом выполнил прогнозный план приватизации примерно на 15% (16 приватизированных к 108 запланированным). В 2009 году департамент управления имуществом Самары провел четыре аукциона по продаже муниципального имущества, еще три аукциона были признаны несостоявшимися. Если в 2008 году из 55 выставленных на торги объектов были проданы 22, то в 2009 году удалось продать лишь 12 из 47 объектов. По итогам приватизации 2009 года городской бюджет не получил 184,3 млн. рублей. Доход бюджета от реализации недвижимости в прошлом году составил 28,7 млн. рублей, то в 2009 году бюджет получил всего 12 млн. рублей. «При этом, в бюджет поступило лишь 5 млн. рублей, а остальные 7 млн. рублей числятся как долг. Представители мэрии заявляют, что неосвоение бюджетных средств, в первую очередь, связано с последствиями экономического кризиса»[21]. Теперь нераспроданное имущество, согласно закону, будут пытаться реализовать посредством публичного предложения. «Максимальный размер поступлений от продажи муниципального имущества посредством публичного предложения может составить 26,9 млн. рублей, минимальный - 13,4 млн. рублей», - по прогнозами Департамента управления имуществом Самары. В конце декабря прошлого года администрация областного центра планировала компенсировать недополученные доходы из-за неэффективной реализации прогнозного плана приватизации муниципального имущества, получив прибыль за счет продажи пакетов акций в ОАО «Сити» (49%) и ОАО «Самарский хлебозавод № 4» (100%). Уставной капитал ОАО «Сити» сформирован из 11 муниципальных нежилых объектов. Эти помещения расположены на первых этажах зданий центральных районов города от ул. Ленинградской до ул. Советской Армии общей площадью в несколько тысяч квадратных метров. Начальная стоимость пакета акций общества составляла 43,3 млн. рублей. ОАО «Самарский хлебозавод № 4» является убыточным, расположенном в Красноглинском районе Самары. Игроков рынка предложение городских властей не заинтересовало. Оба аукциона признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Отсутствие интереса к приобретению выставленного на торги имущества, в том числе акций в ОАО «Сити», может быть обусловлено низкой рентабельностью предлагаемого бизнеса. В аукционе на приобретение акций ОАО «Сити» не стал участвовать даже собственник 51% общества - ООО «Самарский центр предпринимательства». По мнению самарских экспертов по недвижимости, неуспех в реализации муниципального имущества объясним качеством объектов, выставленных на торги, и в целом ситуацией на рынке. На аукционах же выставлялись помещения в большинстве своем подвального типа, которые изначально пользуются малым спросом. В прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2010 г. включен 51 объект, расположенный в восьми районах областного центра (исключая Куйбышевский). Власти планируют выставить на аукцион преимущественно те помещения, которые не были реализованы в предыдущие годы. Общая площадь включенной в проект плана приватизации недвижимости составляет 5695,2 кв. м. Общая балансовая стоимость объектов составляет более 24 млн. руб. Муниципальных предприятий в плане приватизации на 2010 г. не значится. Ожидать улучшения качества имущества, выставляемого на торги, не приходится, поскольку от конкурентоспособной недвижимости муниципалитет избавился еще несколько лет назад. Как и в предыдущие годы, в список включены помещения в подвальных, на первых и цокольных этажах жилых и нежилых домов. Их разбавляют лишь несколько отдельно стоящих зданий, также попавших в список на приватизацию. Тот факт, что основная масса зданий, помещения в которых власти намерены продать, построена в середине прошлого века, а часть из них и вовсе до революции, говорит и о состоянии объектов, а 25% из них отнесены к категории ветхих. Изучив данные отчетов об исполнении плана приватизации можем составить сводную таблицу (таблица 4), из которой видим негативную тенденцию невыполнения заданных параметров плана. Соответственно уменьшения доходов, поступающих в бюджет.
Таблица 4. Динамика выполнения плана приватизации по годам. 2007-2009 гг.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |