Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В Г.О. САМАРА ЗА ПЕРИОД 2006-2009 ГГ.



2019-12-29 263 Обсуждений (0)
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В Г.О. САМАРА ЗА ПЕРИОД 2006-2009 ГГ. 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Исполнение городского бюджета Самары за данный период

Согласно Уставу городского округа (далее г.о.) Самара Самарской области экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в собственности г.о. Самара имущество.

В состав муниципальной собственности города входят:

1) земли, расположенные в пределах городской черты, не отнесенные к государственной собственности либо собственности граждан и юридических лиц (муниципальные земли);

2) средства бюджета города, деньги и ценные бумаги, а также иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (городская казна);

3) муниципальные имущественные объекты, предприятия, учреждения;

4) муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

5) другое муниципальное движимое и недвижимое имущество. средства бюджета, а также имущественные права городского округа Самара.

От имени города его права собственника в отношении муниципального имущества, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет Комитет по управлению имуществом города Самары как городской орган по управлению имуществом, входящий в структуру администрации города, другие уполномоченные органы, а в случаях, предусмотренных законом Самарской области, население города непосредственно (через референдум).

Г.о. Самара имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств г.о. Самара и «представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления г.о. Самара»[10].

Формирование доходов бюджета, реализация расходных обязательств, исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а также законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Чтобы оценить деятельность органов местного самоуправления с точки зрения её эффективности, необходимо рассмотреть показатели, характеризующие эту деятельность.

Проведем анализ данных об исполнении бюджета города за период 2007-2010 гг.[11]

Согласно аналитическому обзору итогов деятельности департамента управления имуществом (таблица 1), в городской бюджет в результате деятельности Департамента с учетом средств из вышестоящих бюджетов в 2006 году доходная часть бюджета Самары составила 9 млрд. 719 млн. рублей (это на 1 млрд. 368 млн. больше, чем в 2005 году).

Таблица 1.

Доходы и расходы городского бюджета Самары за период 2006-2009 гг.[12]

Тыс. руб.

Год

Доходы

Расходы

Профицит/Дефицит

2006

9719025,5

10055058,1

-336032,6

2007

11408496,4

10900710,2

507786,2

2008

14168058,8

13177712,9

990345,9

2009

12434769,6

13424226,2

-989456,6

Расходы бюджета Самары за 2006 год составили 10 млрд. 55 млн. рублей, дефицит бюджета - 336 млн. рублей. Почти половину расходов бюджета составили выплаты заработной платы.

На образование было потрачено 3 млрд. 821 млн. руб., на ЖКХ - 2 млрд. 700 млн. руб., на здравоохранение 914 млн. руб.

Таблица 2.

Динамика и структура доходов бюджета за период 2006-2009 гг.[13]

Тыс. руб.

Год

Налоговые и неналоговые поступления

Безвозмездные поступления

Доходы

В процентном соотношении к общим поступлениям

Налоговые и нелаговые поступления, % Безвозмездные поступления, %
2006 5819967,3 3899058,2 9719025,5 59,9 40,1
2007 8729950,9 2678545,5 11408496,4 76,5 23,5
2008 11599000,2 2569058,6 14168058,8 81,9 18,1
2009 10867988,6 1566781,0 12434769,6 87,4 12,6

 

По таблице 2 видно, что безвозмездные поступления имели большую долю в общих поступлениях в 2006 году, далее прослеживается четкая тенденция уменьшения с каждым годом. В итоге получаем, что 2006 г. – 40,1% 5 в общих доходах, 2009 г. – 12,6%. Объем средств, полу­ченных Самарой из вышестоящих бюджетов в 2009 году, по сравне­нию с 2006 годом сократился более чем на 2 млрд. рублей.

Резкое сокращение объемов безвозмездных поступлений в городской бюджет получил широкий резонанс в обществе.

«Министерство управления финансами Самарской области объяс­няет, например, уменьшение раз­мера безвозмездных поступлений в виде субвенций тем, что сумма эта может расти или уменьшаться «в зависимости от изменения объема и перечня переданных го­роду полномочий». Снижение объема дотаций – тем, что даются дотации муниципалитету на выравнивание бюджетной обеспеченности. Так как Самара бюджетную обеспечен­ность из года в год наращивала, то уменьшили ей дотации вполне обоснованно.

Причины умень­шения поступлений в городскую казну из федерального бюджета заключались в том, что админи­страция Самары не особо хлопо­чет, чтобы федеральные средства потекли в город рекой»[14].

«Администрация Самары объясняет недополучение федеральных средств незаинтересованностью областных властей, и игнорированием заявок Администрации Самары на получение денежных средств из федерального бюджета» [15].

Наглядно можно увидеть как несогласованность областных и местных властей нанесла ущерб городскому бюджету, и показала неэффективное управление имуществом г.о. Самары.

«За 2007 год в бюджет Самары поступило 11 млрд. 408 млн. рублей, что на 17,4% сумму доходов, поступивших в 2006 году.

В том числе: 8 млрд. 729 млн. рублей тыс. рублей (76,5%) – налоговые и неналоговые доходы, 2 млрд. 679 млн. рублей тыс. рублей (23,5%) – безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов.

В 2007 г. собранные доходы, налоговые и неналоговые, были увеличены практически в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом.

 На 66,7 п.п. (таблица 3) выросли доходы бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности по сравнению с 2006 годом. Они составили 1 млрд. 323 млн. рублей. Это связано с новой методикой подсчета арендной платы, а также с проведением мероприятий по взысканию задолженности за аренду». [16]

Таблица 3.

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности[17]

Тыс. руб.

2006 2007 2008 2009
793977,3 1323560,2 1800251,5 1230551,4

 

НДФЛ собран в сумме 4 млрд. 929 млн. рублей. Увеличение поступлений налога по сравнению с 2006 годом (на 35,5%) связано с активизацией работы по легализации «теневой» заработной платы.

«Часть профицита 2007 г. образовалась за счет легализации зарплат, часть - из-за собранного в большем количестве земельного налога.

Расходы бюджета Самары за 2007 год составили 10 млрд. 900 млн. рублей.

На образование - 2 млрд. 440 млн. рублей, на ЖКХ направлено 3 млрд. 178 млн. рублей., на здравоохранение - 1 млрд. 111 млн. рублей.

В 2007 год по направлениям «ЖКХ» и «Здравоохранение» было увеличение расходов, по направлению «Образование» уменьшение на 36 п.п.

За 2007 год администрацией городского округа Самара получены кредиты от кредитных организаций в сумме 1 млрд. 400 млн. рублей и бюджетный кредит от Министерства управления финансами Самарской области в сумме 70 млн. рублей».[18]

За этот период погашено кредитов в сумме 1 млрд. 640 млн. рублей».

За 2008 год в бюджет Самары поступило 14 млрд. 168 млн. рублей. В том числе: 11 млрд. 599 млн. рублей (81,9%) - налоговые и неналоговые доходы, 2 млрд. 569 млн. рублей (18,1%) - безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов.

Общее поступление денежных средств по сравнению с 2007 годом увеличилось в 1,2 раза. А по сравнению с аналогичным периодом 2006 года поступления возросли в 1,5 раза.

Доходы бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 1 млрд. 800 млн. рублей.

В 2008 году доходы от прибыли муниципальных учреждений в городском бюджете возросли и составили 124,1 млн. рублей. Для сравнения в 2007 году поступления в бюджет данных отчислений составили всего 20 млн. рублей. Поступления по данной статье доходов возросли в связи с решением, принятым городской Думой, об увеличении отчислений в городской бюджет от прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных платежей, муниципальных предприятий с 10 до 20%.

Поступление налога на доходы физических лиц увеличилось почти на 31% по сравнению с 2007 годом. Это связано с активизацией работы по легализации "теневой" заработной платы.

Успешная работа город­ской власти по наращиванию на­логового потенциала и повыше­нию собираемости налогов самым благоприятным образом сказалась на пополнении областной казны.

За четыре последних года удельный вес поступлений из Самары в федеральную и област­ную казну постоянно увеличивал­ся.

В 2008 году столи­ца губернии обогатила областной бюджет на 41 млрд. рублей да еще 46,9 млрд. ушло в федераль­ную казну. Из собранного с городских налогоплательщиков Сама­ре на расходы осталось только 8,8 млрд рублей (9,1%).

Расходы бюджета Самары за 2008 год составили 13 млрд. 177 млн. рублей. Объем расходов, по сравнению с 2007 годом, увеличился на 21%.

За 2008 год администрацией городского округа Самара погашены кредиты в сумме 1 млрд. 382 млн. рублей, в том числе.

«Бюджет Самары в 2009 году не был исполнен на 100%. Счетная палата Самарской Городской думы, анализируя данные показатели, сочла исполнение бюджета за прошлый год неудовлетворительным»[19]

Доходы Самары в 2009 году году составили 12 млрд. 400 млн. рублей или 95,4% к утвержденному годовому плану.

В структуре доходов бюджета Самары в 2009 году 87,4% составляют налоговые и неналоговые поступления и только 12,6% – безвозмездные поступления. Сумма налоговых и неналоговых поступлений составила 10 млрд. 867 млн. рублей.

Процент исполнения бюджета оказался очень низок. Так, план по доходам от аренды муниципального имущества выполнен всего на 81%, а «выпадающие доходы» по данному направлению оцениваются в сумму около 30 млн. рублей.

Доходы от аренды муниципального имущества в 2009 году составили 1млрд. 230 млн. рублей. Снижение поступлений этого вида доходов по сравнению с прошлым годом составило 569,7 млн. рублей.

По налогу на имущество физических лиц план года перевыполнен более чем на 50%. По сравнению с 2008 годом поступление налога увеличилось почти на 63%. Доходы от земельного налога составили 1,8 млрд. рублей, что на 22% больше, чем в 2008 году. Снижение наблюдается по поступлению НДФЛ.

Расходы сложились в сумме 13 млрд. 400 млн. рублей или 91,3% от годового плана. Объем расходов городского бюджета в прошлом году увеличился по сравнению с 2008 годом на 246 млн. рублей или на 1,9%. В списке направлений, на которые было потрачено больше всего средств -образование, здравоохранение, экономика. На эти строки приходится 80% от всех расходов бюджета.

 

2.2. Итоги реализации плана приватизации муниципального имущества г.о. Самара в период 2007-2009 гг.

Согласно Постановлению Самарской городской думы от 30.05.2002 года № 154 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара" приватизация муниципального имущества городского округа Самара осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Самара.

Приватизация осуществляется на основании прогнозного плана приватизации, который содержит перечень муниципального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году.

Несмотря на достаточно четкие правовые основы осуществления приватизации муниципального имущества (ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 31.05.2010) "О приватизации государственного и муниципального имущества"), на практике мы наблюдаем большое количество проблем, препятствующих эффективному ее проведению и получению прибыли в городские бюджеты.

К таким проблем относится, как нелегальность проведение сделок, низкие цены, не соответствующие реальным, ограниченное количество информации и конкурсах и аукционах, отсутствие рекламы о них, низкое качество имущества, выставленное на продажу и т.д.

Рассмотрим исполнение плана приватизации муниципального имущества г.о. Самара в 2007, 2008, 2009 гг. и прогнозный план приватизации на 2010г.

Из 1076 муниципальных объектов, заложенных в плане приватизации на 2007 год, мэрия Самары реализовала 190.

Согласно отчету департамента управления имуществом Самары, в результате приватизации городу в 2007 году удалось выручить 525,2 млн. рублей за 190 объектов нежилого фонда муниципального имущества общей площадью 27,7 тысячи кв. м.

 По четырем объектам итоги торгов аннулированы, 14 объектов сняты с аукциона в связи с реконструкцией.

38 объектов передано в уставный капитал ОАО «Самара - Городские информационные системы». Таким образом, за прошлый год администрацией города не было реализовано 886 объектов муниципальной собственности. С учетом оспаривания в судах 81 заключенной сделки по аукционам, проведенным в конце декабря прошлого года, количество реализованных объектов может уменьшиться еще в два раза.

«Спорным моментом стала начальная стоимость проданных объектов. Цена любого по­мещения формируется при учете нескольких факторов: местонахождения объекта, относится ли он к памятникам архитекту­ры, и других. Соответственно, разброс цен на объекты недви­жимости от 10 до 100 тысяч руб­лей - явление закономерное. По закону право определения сто­имости одного квадратного мет­ра помещения, участвующего в торгах, закреплено за независи­мой организацией ООО "Конфиаудит"». [20]

2008 год. Всего в план было включено 108 объектов нежилого фонда. А выставлена была на аукционы только половина - 55 объект, из которых продали 22. Их общая площадь - 1241,5 кв. м.

В 2008 г. исполнение плана приватизации было практически сорвано - вместо запланированных 100 млн. руб. городской бюджет сумел выручить от продажи имущества 28,7 млн. руб.

Из 19 объектов по 16 оплата в казну муниципалитета со стороны покупателей произведена вовремя. По двум адресам - улица Ульяновская, 66 и улица Ногина, 3 - с опозданием. Деньги чиновники увидели на счете мэрии только в январе текущего года.

Официально признан факт неудачи, а именно - аннулирована сделка купли-продажи по адресу: ул. Партизанская, 58. Покупатель так и не заплатил 4 млн. рублей за помещение площадью 67,3 кв. м.

Таким образом, доходы по линии Департамента управления имуществом в 2008 году от приватизации имущества составили всего 28,7 млн. руб.

Изучая отчет об исполнении прогнозного плана приватизации за 2008 год, констатируем: факт приватизации произошел чуть ли не в последний момент. Так, 6 объектов из 16 были приватизированы 25 ноября, еще 9 помещений - 16 декабря, и одно - 23 декабря 2008 года. Разница между запланированной (начальной) стоимостью объектов и суммарной ценой сделок составила небольшую величину - всего 2,39%.

Таким образом, за истекший год Департамент управления имуществом выполнил прогнозный план приватизации примерно на 15% (16 приватизированных к 108 запланированным).

В 2009 году департамент управления имуществом Самары провел четыре аукциона по продаже муниципального имущества, еще три аукциона были признаны несостоявшимися.

Если в 2008 году из 55 выставленных на торги объектов были проданы 22, то в 2009 году удалось продать лишь 12 из 47 объектов.

По итогам приватизации 2009 года городской бюджет не получил 184,3 млн. рублей. Доход бюджета от реализации недвижимости в прошлом году составил 28,7 млн. рублей, то в 2009 году бюджет получил всего 12 млн. рублей.

«При этом, в бюджет поступило лишь 5 млн. рублей, а остальные 7 млн. рублей числятся как долг. Представители мэрии заявляют, что неосвоение бюджетных средств, в первую очередь, связано с последствиями экономического кризиса»[21].

Теперь нераспроданное имущество, согласно закону, будут пытаться реализовать посредством публичного предложения. «Максимальный размер поступлений от продажи муниципального имущества посредством публичного предложения может составить 26,9 млн. рублей, минимальный - 13,4 млн. рублей», - по прогнозами Департамента управления имуществом Самары.

В конце декабря прошлого года администрация областного центра планировала компенсировать недополученные доходы из-за неэффективной реализации прогнозного плана приватизации муниципального имущества, получив прибыль за счет продажи пакетов акций в ОАО «Сити» (49%) и ОАО «Самарский хлебозавод № 4» (100%).

Уставной капитал ОАО «Сити» сформирован из 11 муниципальных нежилых объектов. Эти помещения расположены на первых этажах зданий центральных районов города от ул. Ленинградской до ул. Советской Армии общей площадью в несколько тысяч квадратных метров. Начальная стоимость пакета акций общества составляла 43,3 млн. рублей.

ОАО «Самарский хлебозавод № 4» является убыточным, расположенном в Красноглинском районе Самары.

Игроков рынка предложение городских властей не заинтересовало. Оба аукциона признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок.
Проблема была в том, что на аукцион был выставлен не контрольный пакет акций ОАО «Сити» и не было представлено открытой информации об аукционах, не проводилось никаких рекламных мероприятий.

Отсутствие интереса к приобретению выставленного на торги имущества, в том числе акций в ОАО «Сити», может быть обусловлено низкой рентабельностью предлагаемого бизнеса. В аукционе на приобретение акций ОАО «Сити» не стал участвовать даже собственник 51% общества - ООО «Самарский центр предпринимательства».

По мнению самарских экспертов по недвижимости, неуспех в реализации муниципального имущества объясним качеством объектов, выставленных на торги, и в целом ситуацией на рынке.

На аукционах же выставлялись помещения в большинстве своем подвального типа, которые изначально пользуются малым спросом.

В прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2010 г. включен 51 объект, расположенный в восьми районах областного центра (исключая Куйбышевский).

Власти планируют выставить на аукцион преимущественно те помещения, которые не были реализованы в предыдущие годы. Общая площадь включенной в проект плана приватизации недвижимости составляет 5695,2 кв. м. Общая балансовая стоимость объектов составляет более 24 млн. руб.

Муниципальных предприятий в плане приватизации на 2010 г. не значится. 

Ожидать улучшения качества имущества, выставляемого на торги, не приходится, поскольку от конкурентоспособной недвижимости муниципалитет избавился еще несколько лет назад. Как и в предыдущие годы, в список включены помещения в подвальных, на первых и цокольных этажах жилых и нежилых домов. Их разбавляют лишь несколько отдельно стоящих зданий, также попавших в список на приватизацию. Тот факт, что основная масса зданий, помещения в которых власти намерены продать, построена в середине прошлого века, а часть из них и вовсе до революции, говорит и о состоянии объектов, а 25% из них отнесены к категории ветхих.

Изучив данные отчетов об исполнении плана приватизации можем составить сводную таблицу (таблица 4), из которой видим негативную тенденцию невыполнения заданных параметров плана. Соответственно уменьшения доходов, поступающих в бюджет.

 

Таблица 4.

Динамика выполнения плана приватизации по годам. 2007-2009 гг.

Года 2007 2008 2009 2010
Планировано реализовать, муниципальных объектов 1076 55 47 51
Фактически реализовано, муниципальных объектов 190 22 12 -
Выполнение плана, % 17,66 40 25,5 -

 



2019-12-29 263 Обсуждений (0)
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В Г.О. САМАРА ЗА ПЕРИОД 2006-2009 ГГ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В Г.О. САМАРА ЗА ПЕРИОД 2006-2009 ГГ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)