Проблематика приграничных территорий РФ
Содержание Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….…2 Современное состояние социально-экономического развития приграничных регионов …………………........................................................................3 1.1. Проблематика приграничных территорий…..……………………………….………..………………..…3 1.2. Особенности приграничных территорий РФ………….…………………….…………………….……….5 2. Развитие приграничных регионов………..…………………………………………………………………..……..7 2.1.Тенденции развития приграничных территорий…………………………….………………………......…7 2.2.Концепции приграничного сотрудничества в РФ ……………………………………………………….……8 2.3.Снижение диспропорций в развитии регионов РФ ………………………………………………….….…13 2.4.Программы приграничного сотрудничества ЕС-Россия …………………………………….…….…19 Заключение………………………………………………………………………………………………………………….………21 Список использованной литературы……………………………………………………………………………………22 ВВЕДЕНИЕ Актуальность : огромные пространства России оказались в положении приграничных по историческим меркам совсем недавно, после распада СССР. 24 субъекта России оказались в положении приграничья впервые, 3 субъекта РФ приобрели дополнительные границы со статусом государственных. В недалеком прошлом они имели абсолютно прозрачный характер, являясь по основным параметрам формальными. В настоящее время в связи с изменением их политического статуса открытость границ резко понизилась, а барьерная функция возросла, что привело к изменению условий и факторов социально-экономического развития территорий "нового приграничья" России. Цель : осветить основные формы и методы осуществления функций приграничных регионов России, рассмотреть теоретические основы вопроса о функциях и роли государства. Объект: Российская Федерация. Предмет : приграничные регионы Российской Федерации. Задачи: • раскрыть проблемы и тенденции развития приграничных регионов России, а также социально-экономические и геополитические особенности приграничных субъектов Российской Федерации • рассмотреть особенности развития российских приграничных территорий и роль приграничного сотрудничества в развитии приграничных регионов; • раскрыть развитие приграничного сотрудничества. В работе рассмотрена проблематика государственных границ и приграничных районов, особенности приграничных территорий РФ. Выявлены тенденции развития приграничных территорий. Рассмотрены концепции приграничного сотрудничества в РФ, снижение диспропорций развития регионов РФ, а также приведена программа сотрудничесва Россия-ЕС. При написании работы использовались труды авторов: Вардомского Л.Б. (Государственные границы и региональное развитие: полит-географический аспект); Курнышева В.В. (Приграничное сотрудничество в решении проблемы снижения диспропорций в развитии регионов Российской Федерации); Постнова В. - Большой перекрой, Экономика и политика России, 2000. Интернет ресурсы: Представительства Европейского Союза; Министерства регионального развития РФ, Министерства иностранных дел РФ; Исполнительного комитета СНГ.
Современное состояние социально-экономического развития приграничных регионов РФ.
Проблематика приграничных территорий РФ Наблюдается устойчивый рост научного интереса к проблематике государственных границ и приграничных районов. Это обусловлено глобализацией экономики, развитием регионального сотрудничества, кардинальными изменениями на политической карте мира, тенденциями к углублению демократии в общественном развитии. Государственные границы влияют на развитие приграничных районов и страны в целом через свои фундаментальные свойства - барьерность и контактность. Обособляясь от внешнего мира посредством границ, государство защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию. Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами; развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации и т.д. по содействию развитию международных экономических и гуманитарных контактов, консальтинговые и посреднические компании и др.); уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.); уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях. Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики. Общемировой тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация, что ускорило формирование внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и сокращением нетарифных ограничений. Изменение соотношения между контактностью и барьерностью государственных границ происходит неравномерно у стран разного уровня развития и разной степени вовлеченности в процессы глобализации. Например, развитые страны стремятся устранить барьеры на пути движения капиталов, информации, услуг, но одновременно поставить мощный заслон на пути перемещения рабочей силы и регламентировать поступление товаров из бедных стран с низкой стоимостью рабочей силы путем введения квот, контингентов, жестких требований к качеству, ограничений по объемам поставок тех или иных товаров в рамках межгосударственных соглашений и т.д. Бедные страны, в свою очередь, хотят расширить свое присутствие на товарных рынках развитых стран, иметь гарантированную возможность экспорта рабочей силы и получать стабильную финансовую подпитку от развитых стран. В целом общей закономерностью является прямая зависимость контактности границ от: уровня развития стран-партнеров, сходства уровней развития, однотипности экономических и правовых систем, взаимной близости и соседства. При неисполнении этих условий соответственно возрастает значение барьерных функций государственных границ. Проблематика приграничья содержит в себе многие противоречия характерные для современного этапа развития. Среди них следует выделить противоречия между: глобализацией экономики, опирающейся на широкую либерализацию межгосударственных экономических отношений, и протекционистской сущностью государств; культурной унификацией в рамках глобализма и национальной (региональной) культурной идентичностью; богатыми (центральными) и бедными (периферийными) странами и районами стран; международной региональной интеграцией (сотрудничеством) стран и их суверенитетом; политическими центрами, стремящимися укрепить или сохранить властную вертикаль, и подчиненными им территориями, желающими расширения своих прав и полномочий и в частности в том, что касается международной деятельности. По сути эти противоречия можно свести к проблеме соотношения однородности и различий в динамике мирового пространства, в которой ключевую роль играют государственные границы и приграничные территории. Особое значение проблематика приграничных районов имеет для России, имеющей громадный пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |