Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕРЕХОД ОТ СОСЛОВНОГО К СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА



2019-12-29 341 Обсуждений (0)
ПЕРЕХОД ОТ СОСЛОВНОГО К СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Людовик XVI

Людовику XV наследовал его внук Людовик XVI(1774—1793). Это был государь добродушный, исполненный благих намерений, но, к сожалению, весьма нерешительный и слабый характером. Он легко подчинялся влиянию своих расточительных братьев (Людовика и Карла) и супруги Марии-Антуанетты (дочери австрийской императрицы Марии-Терезии). По молодости и легкомыслию Мария-Антуанетта слишком любила роскошь и праздники и не придавала большого значения расстроенному положению финансов и вообще не старалась приобрести народного расположения.

В начале своего правления Людовик XVI попытался провести важные государственные преобразования, и особенно в финансах. Он поручил министерство финансов Тюрго, одному из лучших финансистов того времени. Тюрго предложил обширный план реформ, а именно: распространение поземельной подати на дворянство и духовенство, отмену крестьянской барщины, уничтожение цехов и внутренних таможен, затруднявших торговлю, уменьшение числа монастырей, увеличение школ и улучшение быта сельских священников, отмену тайных приказов, облегчение цензурного гнета, возвращение прав протестантам и прочее. А главное — Тюрго требовал соблюдать строгую отчетность и бережливость в расходах. Но эти реформы возбудили неудовольствие привилегированных классов; дворянство и духовенство не хотело расставаться со своей свободой от податей, чиновники — со своими незаконными доходами; королева и аристократы восстали против министра, который стремился сократить их расходы на роскошь и увеселения, на содержание многочисленных придворных должностей (королева и принцы имели свои особые придворные штаты, устроенные по образцу королевского). Людовик XVI уступил голосу недовольных и дал отставку Тюрго, а предпринятые им реформы большей частью подлежали отмене.

Тем временем началась война в Североамериканских Штатах; Франция приняла участие в этой войне против Англии; потребовались новые издержки. Людовик вверил управление финансами женевскому банкиру Неккеру; он был протестант и пользовался репутацией искусного финансиста. Неккер предложил для обсуждения финансовых затруднений созвать собрание депутатов от дворянства, духовенства и горожан. Эта мысль очень не понравилась двору, уже давно привыкшему самовластно управлять государством. Неккер обнародовал отчет о состоянии финансов, где были перечислены государственные доходы и расходы. Этот отчет произвел большое впечатление на публику, для которой истинное состояние финансов до того времени оставалось тайной. Средние классы прославляли Неккера, но аристократия встретила обнародование отчета негодованием. Король опять уступил голосу придворных, и Неккер получил отставку. При его преемниках положение финансов еще более ухудшилось; дефицит (превышение расходов над доходами) возрастал с каждым годом; вместе с тем росли и государственные долги (дефицит покрывался займами).

Между тем волнение средних классов не прекращалось. Молодые люди, принимавшие участие в Североамериканской войне и воспитанные под влиянием энциклопедистов, с восторгом приветствовали образование республики Соединенных Штатов; возвращаясь в отечество, они приносили с собой республиканские идеи. Только твердые и последовательные реформы могли спасти общественный порядок и династию Бурбонов; но Людовик XVI колебался: он то соглашался на строгие меры, то опять их отменял. Наконец он решился созвать собрание депутатов, так называемые Генеральные штаты, а министерство финансов снова вручил Неккеру. Последний настоял, чтобы число представителей третьего сословия, горожан, равнялось общему числу представителей первых двух сословий — дворянства и духовенства: от них было назначено по 300 депутатов, следовательно, от горожан — 600.

Национальное собрание

Депутаты собрались в королевской резиденции Версале 5 мая 1789 года. Заседания были открыты тронной речью короля, но вслед за тем, при обсуждении регламента, сразу начались распри: дворянство и духовенство настаивали, чтобы каждое сословие, по старому обычаю, совещалось и подавало голоса отдельно, тогда два первых сословия представляли бы вместе два голоса, а горожане — один, следовательно, вопросы решались бы в соответствии с пожеланиями дворян и духовенства. Депутаты третьего сословия требовали общих заседаний. На их сторону перешли некоторые депутаты из духовенства, в том числе и красноречивый аббат Сьейс — по его предложению депутаты от третьего сословия стали называться Национальным собранием. Другой оратор, получивший известность на этом заседании — граф Мирабо; он рассорился с дворянством, к которому принадлежал по рождению, и был избран от депутатов третьего сословия.

Двор был оскорблен смелостью городских депутатов; король приказал им оставить зал общих заседаний и удалиться в свою палату. Когда обер-церемониймейстер объявил об этом приказе, Мирабо встал и дерзко произнес: «Передайте вашему повелителю, что мы находимся здесь по воле народа и что одна только сила штыков заставит нас удалиться». Национальное собрание осталось на месте. На следующий день к нему присоединились депутаты от дворянства, возглавляемые герцогом Орлеанским (который, хотя и был родственником короля, принимал участие в оппозиции). Добродушный король уступил и повелел остальным депутатам от дворянства и духовенства объединиться с третьим сословием. Народ праздновал эту уступку иллюминацией.

Все, происходившее в Версале, тотчас отзывалось на парижских улицах. Людовик XVI, по своему обыкновению, колебался между противоположными решениями. Сделав уступку третьему сословию, он вслед за тем уступил придворной партии и велел собрать вокруг столицы войска, чтобы устрашить парижан. Эта мера привела Париж в смятение. А когда пришло известие, что Неккер вышел в отставку, парижская чернь бросилась в оружейные лавки, арсеналы, в Дом инвалидов. Затем она осадила парижскую тюрьму Бастилию, которая была взята приступом и разрушена, а комендант ее с несколькими офицерами тут же убит. «Это явный бунт!» — воскликнул Людовик XVI, узнав о взятии Бастилии. «Нет, государь, — отвечали ему, — это уже революция». Несколько сот парижан самовольно избрали городской совет, и первым делом этого совета было образование Национальной гвардии, или гражданской стражи, из самих жителей, числом около пятидесяти тысяч человек. Король, по совету Национального собрания, утвердил эти распоряжения и согласился удалить войска от столицы. Начальником Национальной гвардии был избран маркиз Лафайет, подвиги которого в Североамериканской войне были хорошо известны.

Брат короля Карл граф д'Артуа, принцы Конде, Конти и некоторые другие вельможи поняли, что со взятием Бастилии уже началась революция, и поспешили для своей безопасности оставить Францию. Их примеру последовали многие, и таким образом образовалась французская аристократическая эмиграция.

Из столицы беспорядки распространились в провинции. Во многих местах городская чернь преследовала и убивала королевских чиновников, а крестьяне грабили и оскорбляли дворян, жгли монастыри и замки — ненавистные для них памятники феодального угнетения. Волнению умов способствовали так называемые клубы (образовывавшиеся по образцу английских). Из них наиболее известен Якобинский клуб, он был создан несколькими членами Национального собрания, а название свое получил от монастыря Святого Якова, так как собирался в здании, ему принадлежавшему. Число членов этого клуба быстро увеличивалось, он имел своих агентов в разных частях Франции и везде настраивал народ против королевского правительства. Главным же орудием в руках революционных агитаторов служила парижская чернь, голодная и оборванная (санкюлоты). Однажды многочисленная толпа этой черни, состоявшая отчасти из женщин, отправилась в Версаль и с угрозами требовала, чтобы король переехал в Париж. Она ворвалась уже в королевский замок, когда подоспел начальник Национальной гвардии Лафайет и с трудом спас королевское семейство от оскорблений. Людовик не решился оказать сопротивления и отправился в Париж в сопровождении той же самой толпы. Вместе с ним переехало в столицу и Национальное собрание, которое уже давно присвоило себе первое место в государстве и неутомимо занималось разными преобразованиями. В столице заседания депутатов происходили в одном из манежей, в котором наверху устроены были галереи для публики, а внизу в виде амфитеатра поставлены скамьи для членов собрания. В этом собрании каждая партия располагалась на определенном месте. Партия народная, или демократическая, стремившаяся к отмене монархического правления, заняла скамьи по левую сторону от президентского кресла; а по правую сторону поместились ее противники, которые были гораздо умереннее демократов и желали только ограничить королевскую власть конституционными учреждениями. Народная партия, состоявшая преимущественно из якобинцев, оказывала давление посредством преданной ей парижской черни. Обыкновенно с раннего утра галереи заполнялись людьми низших классов; речи демократических ораторов встречались здесь шумными знаками одобрения, а их противников толпа старалась перекричать угрозами. Граф Мирабо, видя, к чему ведет господство невежественной, необузданной черни, пытался было остановить события и поддержать короля, но вскоре умер.

Главные изменения, произведенные Национальным собранием в государственном устройстве, были следующие: объявлено равенство всех французов перед законом; отменялись все дворянские титулы и привилегии, все монашеские ордена; земли, принадлежащие духовенству, отбирались и превращались в так называемое «национальное имущество», а духовенству устанавливалось определенное жалованье. Чтобы помочь государственным финансам, были выпущены бумажные деньги, или ассигнации, обеспеченные национальным имуществом. Сначала ассигнации пользовались доверием, но от их чрезмерного выпуска скоро потеряли кредит, и финансовые затруднения увеличились. Вместо прежнего исторического деления на провинции, Франция разделена была теперь на 83 департамента, или округа, почти равных по величине и имевших одинаковое устройство. Неограниченная королевская власть отменялась, и король становился только первым сановником государства; право издавать законы предоставлялось так называемому Законодательному собранию, составленному из народных представителей.

Людовик XVI, по совету приближенных, задумал бежать со своим семейством на северо-восточную границу, собрать там оставшиеся верными ему полки и призвать иностранные державы на помощь против революции. Бегство удалось, но в одном из городов короля узнали якобинские агенты, которые тотчас подняли на ноги окрестную чернь. Людовик был привезен обратно в Париж и с тех пор находился под надзором. Вслед за тем его вынудили торжественно присягнуть конституции. Национальное собрание, считая свое дело оконченным, немедленно разошлось (в сентябре 1791 года), и место его на время заняло новое собрание депутатов, известное под названием Законодательного.

 



2019-12-29 341 Обсуждений (0)
ПЕРЕХОД ОТ СОСЛОВНОГО К СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕРЕХОД ОТ СОСЛОВНОГО К СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)