Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпосылки создание службы занятости населения



2019-12-29 541 Обсуждений (0)
Предпосылки создание службы занятости населения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Россия преобразуется в демократическое федеративное правовое государство. Удельный вес государственного управления экономикой существенно сокращается. Происходит перераспределение государственно-управленческих функций. С безработицей Россия вплотную соприкоснулась, начиная с 1992 г., когда после принятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службы занятости стали официально присваивать статус безработным людям, ищущим работу.

«Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека- право на труд»- отмечает Декларация прав человека. В Законе РФ «О занятости населения» (ст.5 гл.1) записано: «Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость».

Но для начала ознакомимся с основными понятиями.

 Безработица, определяется как состояние отсутствия занятости по найму или в собственном деле, даже если человек подготовлен к такой деятельно­сти.[1] Более подробнее, категории «занятость» и «безработица» определены в ра­ботах Чукреева П.А. в том числе «Социальные технологии регулирования занятости в ус­ловиях регионального рынка труда».

Соответственно "безработ­ные" включают всех лиц старше возраста, установленного для из­мерения экономически активного населения, ко­торые в течение отчетного периода:

а) были "без работы", то есть не работали за плату по найму или на собст­венном пред­приятии, как это предусмот­рено международным определением занятости;

б) были "сейчас готовы приступить к работе", то есть, готовы начать работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение отчетного пе­риода;

в) "искали работу", то есть предпринимали конкретные шаги в конкретный (прошлый) период с целью найти опла­чиваемую работу по найму или на соб­ственном предпри­ятии.

Согласно международному определению к "занятым" при­числяются все лица старше возраста, установ­ленного для измерения эконо­мически активного населе­ния, которые в течение одной недели относились к сле­дующим категориям:

1) "работающие", лица, которые в течение отчетного периода выпол­няли опреде­ленную работу за заработную плату или жалование деньгами или натурой;

2) "имеющие предприятие, но не работающие", лица, имеющие пред­приятия, кото­рые временно в отчет­ном периоде не работали по той или иной причине.[2]

В целом, занятость населения предполагает степень участия трудоспо­собного населения в общественном труде, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не про­тиворечащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им за­работок (трудовой доход).

Занятыми считаются граждане: работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознагра­ждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу); временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, от­пуском, повышением квалификации, приостановкой производ­ства, вызванной забас­товкой или иными причинами;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачивае­мую долж­ность;

  проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодо­рожных войсках, органах государственной безопасно­сти и внут­ренних дел;

обучающиеся в общеобразовательных школах, профессиональ­но-тех­нических училищах, а также проходящие очный курс обу­чения в высших, средних специальных и других учебных заве­дениях, включая обучение, по направлению Федеральной государственной службы занятости населения.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому тру­ду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не мо­жет служить основани­ем для их привлечения к административной и иной от­ветствен­ности.[3]

Регулирование занятости и решение проблем безработицы осуществля­ется, прежде всего, на рынке труда.

В определение «рынок труда» в основном включают следующее содержа­ние: рынок труда это система экономических отношений между субъектами рынка, покупателями (нанимателями) и продавцами (работниками) рабочей силы.[4]

Таким образом, рынок труда можно определить как процессы движения рабочей силы, ее включения в общественное производ­ство, высвобождения, использования, распределения и перераспределения.[5]

В результате проведения курса реформ Российской Федерации в сфере занятости обозначились следующие тенденции:

· абсолютное сокращение занятых в стране;

· сокращение занятых в государственном секторе, развитие малого и среднего бизнеса, увеличение числа самозанятых, развитие форм частичной и вторичной занятости;

· возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц послепенсионного возраста;

· легализация безработицы и быстрое её распространение на территории РФ в связи с сокращением спроса на рабочую силу;

· увеличение уровня латентной безработицы;

· усиление трудовой миграции;

· рост занятости в теневой экономике;

Негативными социально- экономическими последствиями безработицы являются: рост численности населения, относящегося к маргинальным группам; рост числа криминальных элементов в обществе; рост психологической подавленности безработных; рост числа самоубийств, численности алкоголиков и наркоманов; снижение естественного прироста населения и продолжительности жизни.

Объектом данного исследование – является занятость населения и комплекс мер по улучшению её эффективности.

Основной целью исследования – является анализ деятельности, методов и мер по улучшению эффективности занятости.

Задачи:  

· рассмотрение деятельности служб занятости и государственных органов.

· Изучение основных подходов решения проблем занятости.

 Таким образам исследование направлено на анализ деятельности государства в сфере занятости населения.

 

Глава I. Служба занятости населения.  

Предпосылки создание службы занятости населения

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы, деятельности которой будут сейчас рассмотрены.

 В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда. Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

· распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений;

· организованный набор рабочих;

· сельскохозяйственное переселение семей;

· общественные призывы;

· самостоятельный прием предприятием работника;

· деятельность органов трудоустройства населения.

 

Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости населения.

Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин.

 Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания.

Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества.



2019-12-29 541 Обсуждений (0)
Предпосылки создание службы занятости населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпосылки создание службы занятости населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (541)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)