Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семейны правоотношения



2019-12-29 299 Обсуждений (0)
Семейны правоотношения 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из причин распада пережиточной формы большой патриархальной семьи у аварцев, в том числе и у ункратлинцсв, видимо является насаждение и упрочение шариата (шафи'итского масхаба мусульманского законодательства) в период национально-освободительной борьбы горцев за свою независимость в 30-50 годах XIX века "Средства, коими Газимагомед надеялся достигнуть цели своей, были сначала одни внушения: чтобы они не употребляли горячительных напитков, лука, чеснока, а равно не устранялись от шариата, явно не чуждались веры Мухаммеда и не действовали вопреки КорануТо есть провозглашалась борьба за чистоту мусульманства, за замену адатов шариатом и за изгнание "неверных". Последнее известно наиболее широко как группа конкретных практических требований. Толкование шариата тарикатистами еще сильнее подчеркивало именно строгость шариата, а позднейшие низамы Шамиля применили это тарикатистское толкование шариата к конкретным условиям Дагестана и Чечни

Таким образом, большая семья, являвшаяся основной ячейкой патриархально-родового общества, долгое время продолжала сохраняться, но уже в пережиточной форме. Ее распад в Дагестане шел неравномерно: у народов Нагорного Дагестана (аваро-андо-цезов) он завершился раньше в силу вышеназванной причины, у других (кумыков, даргинцев, чеченцев, лезгин, табасаранцев, рутулов и др.) такая большая семья продолжала бытовать, хотя и пережиточно, вплоть до конца ХIХ-нач. XX вв., т. к. сохранялись в определенной мере социальные условия для ее существования в этот период

Каждый крупный переворот в социально-экономической жизни общества вызывал соответствующие изменения в семейно-брачных отношениях. С укреплением основ шариата господствующим типом семьи, как и в Нагорном Дагестане, в союзе Ункратль являлась малая, индивидуальная семья ("хъизан"). Она состояла чаще из представителей двух поколений - родителей и детей. В редких случаях с одним из женатых сыновей, обычно с младшим, жили родители мужа. Иногда в состав малой семьи входил и кто-нибудь из родственников мужа: осиротевший племянник или овдовевшая сестра, тетя.

Малая семья была многофункциональной социальной группой и осуществляла: хозяйственные функции, функции продолжения рода, функцию воспитания детей и другие.

Однако характер и содержание этих функций менялись под влиянием общих социально-экономических и культурных преобразований

Выделение хозяйства женатого сына в самостоятельную хозяйственную единицу происходило обычно через полгода или год после свадьбы, в течение которого создавалась материальная база новой семьи. При разделе женатым сыновьям было принято выделять каждому часть запасов продовольствия, скота, птицы, предметов домашнего обихода и, по возможности, землю.

Женщина оставалась полновластной хозяйкой своего приданого, но приданым жены ведал, как правило, и муж. Каждая отделившаяся семья могла рассчитывать на помощь брата, отца и родственников. В свою очередь, молодожены оказывали помощь родителям в проведении сельскохозяйственных и других работ.

Для семьи было характерно господство патриархальных традиций, регулировавших весь уклад семейной жизни. Молодой хозяин приобретал право единоличного решения семейных вопросов. Он считался полным и единоличным хозяином всего движимого и недвижимого имущества семьи.

Глава каждой семьи "представлял семью перед администрацией села, перед сельской общиной". Он, в свою очередь, пользовался советами отцов, дедов. Исходило это из традиционного авторитета старших в семье, почитания родителей, ослушаться или перечить которым считалось непозволительным. Нормы поведения и взаимоотношений членов семьи определялись половозрастными признаками. В общественной жизни мнение стариков (аксакалов) играло главенствующую роль: к ним прислушивались, их советы, указания, порицания принимались с должным вниманием и неукоснительно исполнялись. Неукоснительно выполнялись адатные традиции, младшие подчинялись старшим. Для решения важнейших вопросов по необходимости собирался совет мужчин тухума.

Патриархальными традициями определялось и положение женщины: она должна была есть после мужчин, не имела права сидеть с гостями-мужчинами, идти по аулу впереди мужа, перебивать в разговоре мужчину и т. д. Женщины не могли показаться без платка и шаровар. Неравноправие женщины проявлялось и в брачном союзе. По существующим нормам обычного права муж мог в любой момент дать жене развод. В этом вопросе особенно четко прослеживается влияние исламско-шариатского взгляда на женщину. Однако ункратлинская женщина обладала относительной общественной свободой. Она активно участвовала в праздниках, обрядах, часто посещала своих родных, близких, соседей. Кроме того, она пользовалась определенным правом при решении вопросов о бракосочетании детей, оставалась вполне самостоятельной в ведении домашнего хозяйства, немалую роль играла в сфере производства материальных благ для семьи.

Одним из распространенных и стойких запретов среди ункратлинцев был запрет для мужа и жены называть друг друга по имени. Табу соблюдалось как при посторонних, так и в присутствии взрослых детей.

Разделение труда в семье существовало в основном по половому признаку. В круг обязанностей женщин входили: уход за детьми и воспитание малолетних детей, полевые работы (прополка, уборка урожая), уход за стойловым скотом, кухня, стирка, шитье и починка одежды, доставка воды, обработка шерсти, прядение и вязание, уборка помещений, двора. Женщины принимали участие и в заготовке сена, дров. Если в семье жила свекровь, то она брала на себя часть домашних обязанностей, помогала, в частности, в уходе за детьми. Несколько отличалось хозяйственно-бытовое положение женщины, когда подрастали дети, особенно девочки.

Отец выполнял в семье самые трудоемкие работы: строительство и ремонт дома, пахота и посев, заготовка дров, камня, изготовление утвари, перевозка урожая, пастьба овец, воспитание подростков и т. д.

Из всего сказанного видно, что удельный вес женского труда был высок. Ей приходилось работать и в поле, и дома. Авторитет жены у мужа, у других членов семьи зависел от ее умения вести хозяйство, воспитать детей, поддерживать отношения с родственниками мужа, соседями, односельчанами.

Семейные отношения регулировались в основном шариатом, однако, обычное право горцев оказывало на некоторые сферы семейных отношений довольно значительное воздействие.

По адатам, муж является главой семьи и играет решающую роль в семейных делах. Он управляет хозяйством и семейным коллективом. В дагестанских семьях существует своего рода разделение труда, строго определяемое адатами и щепетильно сберегаемое общественным мнением.

Мужчина - глава семьи, практически являлся хозяином всего имущества семьи, в собственности домочадцев находились, главным образом, личные вещи, в частности, одежда, а у женщин также приданое. Но и приданым, исключая одежду, украшения и предметы домашнего обихода, ведал муж от имени жены.

По адатным традициям, как мать, так и отец в семье пользовались большим уважением со стороны детей. "Дети, как мужского пола, так и женского пола, несмотря на возраст их, должны во всех отношениях им повиноваться со смирением и глубочайшим почтением, принимать всякое от них приказание, безропотно исполнять их и без сопротивления терпеть всякое наказание от своих родителей". Непослушание, неуважение или грубое отношение к ним считалось совершенно недопустимым и невозможным. Каждый должен был знать свое место и исполнять свой долг по отношению к старшим, прежде всего, по отношению к отцу и матери. Отношения между супругами, между родителями и детьми внешне характеризовались сдержанностью. Ласковое обращение с женой, с детьми считалось недостойным мужчины

Адатные традиции воспитания строго учитывали пол и возраст детей, к труду они приобщались с 6-8 лет. Девочки обособлялись от мальчиков и под руководством матери обучались домашнему хозяйству. Их с малых лет опекали бабушки и матери, которые учили соблюдению всех шариатских и адатных норм нравственности. Большое значение в системе женского воспитания придавалось умению подчиняться и служить мужчинам, выполнять специфические работы по дому и хозяйству. Еще с детства им внушалось уважение к мужчине, к папахе, к обязанностям обслуживать мужскую часть семьи, в том числе младших братьев.

Уже к 7-8 годам девочке регулярно поручалось прибрать в комнате, во всем доме, подмести двор, ухаживать за младшими детьми. В 9-10 лет она мыла полы, убирала посуду, носила воду, кормила кур, ягнят и телят. В 11-12 лет; стирала белье младших братьев и сестер, доила коров, штопала, вязала. В 13-14 лет девочек учили этикету, необходимому для соблюдения в гостях и в семье, обучали шитью, вышиванию, приучали готовить пищу. "Собственно материнское участие в деле воспитания девушки ограничивается в горах ее стараниями привить дочери религиозность, научить ее разным рукоделиям, и, наконец, вселить в нее мысль, что назначение всякой девушки, это - выйти замуж"

До 9-10 лет воспитанием мальчиков занималась мать. Им поручалось пасти молодняк, овец, запрягать и распрягать лошадей, водить их на водопой. С этого возраста воспитание мальчиков входило в обязанность отца и дедушки, им поручалось выгонять скот на пастбище, пасти его в течение дня, перевозить снопы, дрова; мальчики приобщались к различным мужским ремеслам в качестве помощников. Большое внимание уделялось воспитанию мужского достоинства. Оно предполагало не только умение обращаться с оружием и ездить на коне, но и вести себя в обществе. Юноши в семье воспитывались в духе "превосходства папахи над платком".

Совершеннолетие для юноши наступало в 14-15 лет, когда ему поручалось выполнять трудоемкие работы. Он мог носить оружие и, по адату, вступать в брак. Актом совершеннолетия являлось участие на состязаниях весеннего праздника "первой борозды". Юноша был опорой для отца, защитником матери и сестер.

Для девочек совершеннолетний возраст наступал раньше - в 13 лет. В этом возрасте ее можно было сватать.

Физическому развитию и воспитанию детей, и особенно мальчиков, ункратлинцы придавали большое значение в силу указанных выше причин. Этого требовала, прежде всего, и необходимость защиты своего отечества, села, родичей, а также существовавший среди ункратлинцев обычай кровной мести.

К физическому воспитанию относились; верховая езда, национальная борьба, прыжки, метание камней, копья и т. д. С раннего детства начинали обучать мальчиков верховой езде. В юношеском возрасте они могли принимать участие в конных состязаниях в весенне-летнее время. Такое воспитание прививало мальчикам любовь к верховой езде, закаляло их, воспитывало у них мужество, волю. Подростки часто в свободное время устраивали состязания, в которых они пробовали свои силы, выносливость, храбрость и изворотливость.

Физическому воспитанию и закаливанию детей способствовали такие игры, как "рекери" - состязание в беге, "гугари" - борьба, "кIанцIи" - прыжки, стрельба из лука, метание камней, фехтование на деревянных шашках и кинжалах, гонение волчка, поднятие тяжелых камней. Такие игры с раннего детства закаляли детей, воспитывали их сильными, ловкими и волевыми.

Воспитанию правил поведения дома и в обществе (этикету) горцы придавали большое значение, и поэтому ему уделялось много внимания в семье. Повторяющиеся действия людей, стереотипные ситуации и повседневное поведение легли в основу этических установлений как социально регулируемых поведенческих и нравственных критериев. С осознанием действий и поступков развивалась способность горца осмысливать моральную их сторону, что в совокупности рождало неписаные нормы поведения и взаимоотношений, т. е. правила этикета, которым обучали детей с ранних лет.

 

 


 



2019-12-29 299 Обсуждений (0)
Семейны правоотношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семейны правоотношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)