Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уголовное право народа.



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Уголовное право народа. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Проблема становления и развития обычного права народов Дагестана является в российской историко-правовой науке одной из самых малоизученных. Некоторое оживление в ее исследовании наблюдается во второй половине ХIХ века, когда после ликвидации Имамата Шамиля императорская Россия вынуждена, была пойти по пути проведения в Дагестане административной и судебной реформ. Однако это не прибавило интереса к проблеме права народов Дагестана.

Как известно уголовно-правовые воззрения, основанные на адатах, характеризовались локальной ограниченностью. В основу понимания преступления по адату легло подчинение материального или морального вреда сельскому обществу, частному лицу, семье или роду. Наказание по адату прежде всего выступает как средство выражения неодобрения поступка человека сельским обществом.

Уголовное право народов Дагестана основывалось на адатах "ни одна сфера правовой жизни Дагестана не представляет доселе такого господства обычая как уголовная..."http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftn5.

Наказание главным образом, было предназначено для утверждения в локальном обществе адатов, детально регламентировавших поведение членов общества. Поэтому самой суровой мерой наказания считалось изгнание особо опасного преступника из общества.

Обычное уголовное право содержало «учения об умысле, о пособничестве и покушении, об увеличивающих и уменьшающих вину обстоятельствах, о случае и неосторожности»http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftn6. Оно также в более позднем периоде установило взамен родовой, личной уголовной ответственности.

Сфера уголовно-правовых отношений была основным уголовным пунктом расхождения между шариатом и адатом. Шариат оказался бессильным вытеснить адат из уголовного права. Жестокие телесные наказания, широко предусмотренные шариатом, казались горцам оскорбительными для их достоинства. Они получили применение только в период военно-теократической системы Шамиля.

Памятниками права даргинцев являются кодекс Умма-хана Аварского (Справедливого) (ХVII в.), "Постановления кайтагского уцмия Рустам-хана" (ХVIII в.) и др. многочисленные сборники адатов разных обществ и наибств. Преобладающее количество норм указанных источников регулировало вопросы уголовного права.

Как уже отмечалось, местное право даргинцев основывалось на адате и шариате.

Политика царской администрации, направленная на упрочение адатов и ослабление позиции шариата в правосознании горцев, привела к значительному росту насильственных преступлений (убийств и ранений). Шариат, который служил в руках имамов в условиях мюридизма единственным средством в борьбе с адатами в том числе, и с некоторыми реакционными адатами, такими как кровная месть, похищение женщин и т.д. был ослаблен.

Общественный строй Дагестана в XIX веке характеризовался феодальными отношениями. В равнинной части - развитие феодальных отношений, а в горной части - преобладали феодальные отношения, переплетавшиеся с пережитками патриархально-родовых отношений. Традиционное адатное право, определяемое господствующими социально-экономическими отношениями, уже приобрело черты феодального права. Адаты не только феодальных владений (аварского ханства, Тарковского шамхальства, Мехтулинского ханства и др.), но и так называемых "вольных обществ"http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftn8 уже были приспособлены для защиты, интересов феодалов.

Основной пережиточной формой ранее существовавших кровнородственных связей выступал дагестанский тухум. Сохранение тухумных отношений в социально-экономической сфере определяет наличие в адатном праве такой меры наказания, как дият, или кровная месть.

Более развитым институтом наказания, получившим широкое развитие в адатном праве, является штраф, который поступал в пользу сельской общины или феодалов, в чье владение входит данная община.

Споры по поводу обид, нанесенных членами одного рода члену другого, не могли иметь других последствий, кроме самосуда родов. Этот самосуд принимал двойную форму, смотря по характеру самой обиды. Обиды имущественные, к числу которых горцы относят не только случаи неисполнения принятых обязательств, но и преступления против собственности (воровство), дают повод к имущественному самоуправству. Сам обиженный или любой из членов его рода имеет право обратиться к насильственному захвату имущества обидчика или кого-либо из членов его рода. Такое допускаемое адатом самоуправство известно на западном Кавказе под именем "баранты", а на восточном - "ишкиля".

. Под обидами личными горцы понимают такие преступные действия, в которых обиженным, по их воззрениям, является не частное лицо, но весь его род (убийство, увечье, поранение, оскорбление семейной нравственности). Такие обиды влекут за собою кровомщение. Последнее составляло обязанность не одних ближайших родственников-наследников, но и каждого, кто входит в состав одной с ними родовой группы. Род мстил роду, аул - аулу. Всякая личная обида, хотя бы она была вызвана необходимостью самозащиты, неосторожностью или случаем, причинена была сумасшедшим, даже животным, имела своим последствием кровную месть, причем уклониться от мщения, допустить обидчика к выкупу грозящего возмездия - считалось позором. Таково было положение У. права кавказских горцев в древний период.
 Позднее, под влиянием различных культурных влияний и, главным образом, шapиaтa, а также по причине всеми сознаваемой необходимости положить предел неограниченности кровомщения, грозившей истреблением враждующих родов, горцы отступили от вышеизложенного взгляда на кровную месть. Вместо неограниченного самосуда родов начинает пробиваться начало личной ответственности. Район действия кровной мести, простиравшийся на весь род, начинает ограничиваться ближайшими родственниками преступника и его жертвы. Только последние считаются канлы, т. е. подлежащими мести, все же прочее родичи отвечают только имущественно. Вместо неограниченности мести в адат начинает проникать учение о равенстве возмездия и о том, что преступность лежит не столько в материальном вреде, причиненном частному лицу, семье или роду тем или другим действием, сколько в злой воле виновника. С проникновением в адат понятия умысла прежняя всеобщность кровомщения должна была ограничиться случаями умышленных убийств, увечий и поранений.

. Вместе с тем устанавливается воззрение, что убийство и ранения при необходимой обороне, убийство вора или грабителя в момент совершения им преступного действия, убийство застигнутого на месте прелюбодея не дают повода к возмездию; что в применении кровомщения к обидам должна быть установлена известная градация; что размер возмездия измеряется тяжестью обиды и что неосторожные и случайные действия, как бы значителен ни был причиненный ими вред, подлежат возмездию в меньшей степени, чем предумышленные, а убийства, поранения и увечья, нанесенные животными или неодушевленными предметами, при отсутствии вины со стороны их хозяина, и вовсе ненаказуемы.

. С воспринятием адатом вышеупомянутых начал, народное воззрение на бесчестье, постигающее того, кто не смыл обиды кровью, заменяется более человечным учением о чести, ожидающей того, кто простит кровника под условием выкупа и тем более - помимо него. Вместе с этим вырабатываются адатом различные способы достигнуть примирения с родом обиженного.
Здесь нет различия между умышленным и неумышленным убийством; всякая личная обида вызывает неограниченное кровомщение, разорение всего имущества виновного, его семейства и его рода и изгнание из аула не только убийцы, но и всего его семейства. Аналогичны адаты тушин, хевсур, пшавов, сванетов, чеченцев, ингушей, кумыков и казикумухцев. Не различая неосторожного, нечаянного и преднамеренного убийства, адат допускает здесь замену крови выкупом, принятие или непринятие которого всецело зависит от потерпевшей стороны. В Аварском округе Дагестанской области адат, допуская еще "поток и разграбление", различает неосторожное и случайное убийство от умышленного и требует кровной мести на началах талиона только для последнего. В Капучинских обществах Гунибского округа, Дагестанской области, в Кюринском и Самурском округах той же области, а также в Кабарде, и для этого рода убийств допускается выкуп, в строго определенном размере.
. Еще дальше пошли адаты уцмийства, которые различают не только неосторожное и умышленное убийство, но имеют понятие о покушении, подстрекательстве, квалификации преступлений и т. п., причем устанавливают случаи, когда виновные вовсе не отвечают за кровь (убийство кровника, убийство при необходимой обороне и др.).

 

Перейдем теперь к случаям похищения скота – «барамте». В случае кражи скота, или другого имущества потерпевший объявлял, что уплатит известную сумму тому, кто укажет вора. Указывающий, «айгак», обыкновенно получал за это плату. Но он опасался, что вор и его родственники будут мстить ему и потому старался скрыть свой донос. Воры должны были возвратить похищенное, а, кроме того, уплатить расходы айгаку и штраф. У народов, где существовала княжеская власть, князья могли сажать воров в подвалы и держать их там до тех пор, пока преступники не уплачивали всего следуемого с них.

Если кровная месть являлась родовым самосудом, направленным против личности членов рода обидчика, то барамта, или баранта, представляла собою родовой самосуд, направленный против имущества членов враждебного рода. Сам обиженный или любой член его рода имел право обратиться к насильственному захвату имущества не только самого обидчика, но и любого из членов его рода. На Западном Кавказе предметами такого захвата обыкновенно являлись стада баранов, почему этот институт и получил название барамты. Вторым название является «ишкиль». Л.В. Комаров указывал , что » брать баранту следует с тем, кто не отделился от тохума ответчика Затем по мере изживания родовых представлений барантование ограничивалось только имуществом самого обидчика.

Как личная и имущественная ответственность, равно как и сами преступления против личности и имущества сливались часто друг с другом, то и барамта сливалась с кровной местью. Так, не отдача долга являлась обидой и вызывала кровную месть, которая могла быть заменена денежным обязательством, обеспечиваемым барамтой. Подобно тому, как одно кровомщение часто вызывало другое, так же точно и один самоуправный захват чужого имущества вызывал другой и барамта могла вестись бесконечно, переходя подобно кровомщению в войну между родами. В силу того, что осуществить барамту могли, как и кровную месть, главным образом, сильные и влиятельные роды, барамта превращалась часто средство эксплуатации более сильным и богатым родом рода менее сильного и более бедного. По мнению ответчика, каждый раз, когда размер захваченного имущества превышал сумму долга, должник, считая себя в свою очередь обиженным, имел право захватить имущество и того, кто захватил его имущество. Для того, чтобы избежать непрекращающейся цепи самоуправств, обращались к суду посредников. Таким образом, самоуправство превращается в досудебное предварительное исполнение решения суда. Позже оно стало осуществляться на основании решения судей, превращалось в исполнение судебного решения, производимое самим кредитором. Наряду с этим барамта являлась и предшественницей залогового права. Имущество должника захватывалось с целью обеспечения исполнения обязательства. Таким образом, барамта являлась предшественницей целого ряда юридических институтов и первоначально была тесно связана с кровной местью и междуродовой борьбой. В значительной мере она являлась средством формирования классовой дифференциации, поскольку сильные роды на ее помощью обогащались за счет слабых, разоряли и эксплуатировали их.

Термин барамта, или баранта имел несколько значений: 1)скота, 2)преступления в смысле грабежа в обычном смысле слова, т.е. отнятия чужой вещи с целью ее присвоения, 3)военного захвата, угона или взятия в плен людей и скота, 4)наказания в виде захвата (конфискации) чужого имущества, 5)ареста (до суда) чужого имущества в обеспечение прав кредитора, а также обеспечения прав обиженного, обворованного и вообще потерпевшего материальный ущерб от неправильных действий ответчика, 6)меры обеспечения судебного приговора, 7)права сородичей убитого до осуществления кровомщения захватывать имущество убийцы и его сородичей, 8)права князя отбирать имущество у подвластных ему людей – узденей и чагар в свою пользу. Эти очень различные значения в то же время были тесно связаны с друг другом и вытекали из одного основания – захвата чужого имущества, как правило, скота.

На разном понимании слова «барамта» отразилось развитие общественных отношений от чисто родоплеменных до феодальных. Так, например, барамта в смысле права сородичей убитого до исполнения кровомщения захватывать, барамтовать имущество убийцы и его сородичей несомненно являлась пережитком чисто родовых обычаев. Барамта в смысле права князя отбирать имущество у подвластных ему узденей и чагар являлась феодальной нормойсуществовали следующие наказания виновного. 1)Изгнание виновного из пределов его местожительства, причем пострадавший, или его родственники имели право убить обидчика, если его встретят, или помириться с ним на известных условиях. Эта угроза быть убитым распространялась не только на виновника, но и на его родственников, которые считались солидарно-ответственными вместе с главным виновником. 2)Изгнание виновного на определенное время, причем потерпевший не имел права убивать виновного. После истечения указанного времени преступник прежде всего должен был примириться с родом обиженного и затем мог возвратиться домой. 3)Имущественное вознаграждение потерпевшему – за бесчестие, ранение и воровство. 4)Денежный штраф в пользу судей и на аульные нужды (починку мостов, дорог и т.д.). Последнее наказание являлось дополнительным при всех трех ранее перечисленных.

При родовом строе обязанность кровной мести возлагалась на членов обиженного рода. Но за некоторые преступления, как например, сожжение моста, бегство женщины от мужа, убийство кровника после того, как с ним состоялось примирение, виновные считались врагами всего общества. Они становились абреками, т.е. тем, что у древних славян называлась изгоями. Они были вынуждены скрываться в горах и всякий, кроме членов того дома, куда они являлись в качестве гостей, мог их убить. Такие лица не получали защиту даже от своего рода. Родственники должны были убивать тех, кто вел явно непотребный образ жизни,

Вывод у горцев мы видим сложную систему отношений, сформировавшуюся в результате наслоения разных влияний и вызванную разными хозяйственно-бытовыми потребностями. 1)Внутрисемейную, или вернее внутриродовую организацию со своими нормами и санкциями. 2)Междуродовые отношения и междуродовые нормы, санкцией которых являлась кровная месть. 3)Общемагометанское шариатское право, которое основывалось на идее единства всех правоверных. По шариату рассматривались такие дела, как купля-продажа земли, дома, брачные дела, дела о наследстве, прелюбодеяние. По адату разбирались убийства, похищение, воровство. Адатские судьи были в каждом селении и они использовали такие виды наказания как выселение из родины, штрафы. 4)Новое частное и публичное право, которое поддерживалось царской Росией в целях осуществления руссификаторской политики и борьбы против многих пережитков родового строя и шариата, организовавшей особые горские суды.

Мы видим, что адаты, бывшие первоначально обычаями, сложившимися в первобытно-общинном строе, которые были санкционированны силой общественного мнения сородичей и силой рода по отношению к другим родовым союзам. Позже, по мере того как роды распадались на патронимии и задруги и стали сословными корпорациями, горские адаты превратились в юридические нормы, защищающие интересы привилегированных классов.

 

 


 

Список используемой литературы

 

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref1Косвен. М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref2Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. Махачкала, 1965.

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref3Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961.

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref4Магомедов Р.М.. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII-нач. XIX вв. Махачкала, 1957. С. 235.

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref5Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в ХIХ веке. М., 1961.

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref6Омаров А.С. Из истории права народов Дагестана. Махачкала, 1968. С. 11.

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref7Далгат Б.К. Материалы по обычному праву даргинцев // РФ ДНЦ РАН, ф.5, оп., д.40.

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref8Хрестоматия по истории права и государства / Сост. Т.М. Айтберов. Махачкала, 1998.

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref9См.: Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах. Тезисы докладов на ХI Международном конгрессе Комиссии по обычному праву и правовому плюрализму. М. 1997.

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref10Шапсугов Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии обще­ства / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. — Рос­тов-на-Дону, 1999;

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref11Мисроков З.Х. Отмирание шариатской юстиции в автономиях Северного Кавказа. М., 1979.Мисроков З.Х Адат и Шариат в Российской правовой системе М.,2002

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref12 Бобровников В.О.Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права. М., 2002.

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref13См.: Человек и право. М., 1998. С.34.

http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pravo/67723.doc.htm - _ednref14Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в ХVII-начале ХIХ в. М.: Наука, 1988; Алибеков М. Адаты кумыков. М., 1927; Голунский С.А. Обычай и право. М., 1939; Гарданов В.

.

http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftnref1Мисроков З.Х. Отмирание шариатской юстиции в автономиях Северного Кавказа. М., 1979.Мисроков З.Х Адат и Шариат в Российской правовой системе М.,2002

http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftnref2Исмаилов М.А. Формирование и развитие права народов Дагестана в XVIII- нач.XX Махачкала ДГУ 2006: Обычное право .Курс лекций. Махачкала ИПЦ ДГУ 2004.; он же История государства и права Дагестана .Курс лекций Махачкала ДГУ 2006.; он же История государства и права Дагестана .Хрестоматия Махачкала ДГУ 2007. Шапсугов Д.Ю Свечникова Л.Г Исмаилов М.А Обычное право,мусульманское право и акты и российского государства на Северном Кавказе Ростов на Дону. Издательство СКАГС 2009

М. М. Ковалевский, "Закон и обычай на Кавказе" (М., 1890); его же, "Современный обычай и древний закон" (М., 1886); А. В. Комаров, "Адаты и судопроизводство по ним"; М. Ковалевский, "Дагестанская народная правда" ("Этнограф. Обозр.", 1890 г., № 1); Ф. И. Леонтович, "Адаты кавказских горцев". Различные адаты горцев напечатаны главным образом в "Сборнике сведений о кавказских горцах" (т. I - Х, Тифл., 1868-81).

 

http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftnref3Алимжан К.А. Вопросы теории обычного права Алматы 2003

Свечникова Л.Г Понятие обычая в современной науке // Государство и право. 1998. № 7.

http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftnref5Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т.3. М., 1980. С.216.

http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftnref6Там же С.216.

http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftnref7Магомедов P.M. История Дагестана. Махачкала, 1968. С.294.

http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftnref8« (См.: Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961. С.237).

http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftnref9Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т.2. М., 1980. С. 279.

http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftnref10Грабовский Н.Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе // ССКГ. Вып. IV. Тифлис, 1870. С.7.

http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Pravo/49073.doc.htm - _ftnref11Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961. С.242.

.


 

 


 



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Уголовное право народа. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уголовное право народа.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)