Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства.



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства. 0.00 из 5.00 0 оценок




В системе правоохранительных органов Российской Федерации, осуществляющих защиту экономических интересов и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».

Функции таможенных органов, установленные в статье 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, вытекают, прежде всего, из международных норм и принципов в области таможенного дела, внешнеторговой деятельности, из международных обязательств РФ и направлены на реализацию задач, решаемых государством в области внешнеторговой деятельности, в области защиты прав и интересов граждан, охраны и защиты здоровья населения, и главное - охраны экономической безопасности страны. Условно их можно разделить на экономические и правоохранительные.[6]

Экономические функции таможенной деятельности связанны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.). Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.

В 2005 г., по предварительным данным, таможенными органами перечислено в доход федерального бюджета 2 триллиона 102,2 миллиарда рублей. В бюджет перечислено на 882,7 миллиарда рублей больше, чем в 2004 г. В декабре 2005 г. в доход федерального бюджета перечислено 252,2 млрд. рублей. О масштабах деятельности таможни по сбору таможенных платежей говорит и такая цифра: каждый день в казну государства таможенники перечисляют почти по 290 млн. долларов. Таможенные платежи обеспечивают 42% доходной части бюджета, что является весомым вкладом в обеспечение экономической безопасности государства. При этом рост платежей достигается не только за счет роста внешней торговли, высоких цен на нефть и экспортной составляющей. Это - результат целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров, использованию системы управления рисками.

О росте эффективности работы таможенной службы говорят следующие цифры: в 2005 г. каждый вложенный в таможенную службу рубль дал отдачу в 83 рубля (в 2004 г. - 67 рублей), а каждый таможенник принес в доход государства 33,5 млн. рублей (в 2004 г. - 19,2 млн.).[7]

Общее количество перечисленных в федеральный бюджет государства средств от таможенных органов формируют региональные таможенные управления. Автор рассматривает итоги деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по взиманию таможенных платежей и сравнивает их с предыдущими годами. По результатам работы таможенных органов Сибирского таможенного управления в 2008 году в доход федерального бюджета было перечислено 134 млрд. 800 млн. руб. таможенных платежей. Установленное плановое задание в сумме 125 млрд. 100 млн. руб. выполнено на 107,8%. Ежедневно перечислялось в федеральный бюджет свыше полумиллиарда рублей, что на 160 млн. руб. больше, чем в 2007 году. А за 9 месяцев 2009 года таможенными органами Сибирского таможенного управления перечислено в доход федерального бюджета 68 млрд. 765 млн. рублей. Плановое задание по перечислению таможенных платежей выполнено на 106,7%. При этом платежи при вывозе товаров составили 41 млрд. 829 млн. рублей, при ввозе – 25 млрд. 574 млн. рублей, иные платежи – 1 млрд. 362 млн. рублей. Наибольшие объёмы денежных средств за 9 месяцев 2009 года были перечислены Иркутской (39 млрд. 704 млн. рублей), Красноярской (7 млрд. 341 млн. рублей), Новосибирской (6 млрд. 917 млн. рублей) таможнями. В общем объёме перечисления таможенных платежей по СТУ за 9 месяцев текущего года 49,6% составляла сумма вывозной таможенной пошлины на нефть сырую.[8] Выполнение плановых заданий по перечислению таможенных платежей говорит о том, что таможенные органы Сибирского таможенного управления успешно выполняют свою фискальную функцию. Количество платежей с каждым годом растет, а значит и увеличивается экономическое благосостояние нашей страны. Это объясняется увеличением товарооборота с пограничными странами Сибири. К ним относят Казахстан, Монголию и одного из главнейших экономических партнеров нашей страны – Китай. То есть на примере Сибирского таможенного управления можно сказать, что эффективность экономической функции таможенных органов постоянно растет.

Правоохранительные функции таможенных органов направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды; на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.

В условиях либерализации внешней торговли значительно повышается роль и значение оперативно-розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической сфере. В настоящее время более 70 % преступлений в таможенной сфере выявляется в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, которая ориентирована на повышение эффективности мероприятий по предупреждению и раскрытию контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей, незаконного перемещения технологий, а также невозвращения культурных ценностей, вывезенных с территории России и валютной выручки от товаров, вывезенных за рубеж.

В России около 130 таможен, в каждой из которых существуют отделы: оперативно-розыскной, по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с особо опасными видами контрабанды. За 9 месяцев 2005 года ФТС РФ выявило почти две с половиной тысяч преступлений, причем 61% из них (1480 преступлений) - благодаря оперативным материалам правоохранительных подразделений. По сравнению с 2004 годом это примерно на 34% больше. При этом в результате оперативно-розыскных мероприятий было изъято имущества и материальных ценностей на сумму более 2 миллиардов рублей, что превышает аналогичный показатель 2004 года более чем в два раза.

С целью выявления и пресечения фактов незаконного перемещения через таможенную границу России предметов культурной ценности, наркотических средств, оружия и боеприпасов правоохранительными подразделениями проводятся специальные операции, оперативно-розыскные мероприятия. Так, в ходе проведенных мероприятий, в том числе и во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, в 2005 году пресечено 1 313 попыток контрабанды наркотиков. Увеличилось количество изъятых особо опасных видов наркотиков, в том числе, почти в два раза - героина (в 2005 году изъято 1107 килограммов) и в два с половиной раза - кокаина (74 килограмма). Всего в 2005 году из незаконного оборота было изъято более 6 тонн наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ.[9]

Далее автор рассматривает основные итоги правоохранительной деятельности таможенных органов на уровне региона, на примере Сибирского таможенного управления за первое полугодие 2009 года и за 9 месяцев 2008 года.

В 1 полугодии 2009 года таможенными органами Сибирского региона выявлено 5 521 правонарушение (в 1 полугодии 2008 года – 5 206 правонарушений). Количество выявленных за январь-июнь этого года правонарушений по СТУ по сравнению с аналогичным периодом 2008 года увеличилось на 6,1%. Возбуждено 4 973 дела об административных правонарушениях (в 1 полугодии 2008 года – 4 869 дел).

Составлено 548 постановлений-предупреждений и постановлений-квитанций (в 1 полугодии 2008 года – 337), наложено штрафных санкций на сумму 6 млрд. 388 млн. рублей, взыскано 34,71 млн. рублей.

В 1 полугодии текущего года таможенными органами СТУ возбуждено 364 уголовных дела (в 1 полугодии 2008 года – 247 уголовных дел). Количество возбужденных уголовных дел по региону по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 47,4%. В товарном аспекте возбужденных уголовных дел больше всего занимают дела, касающиеся леса - 106 уголовных дел; товаров народного потребления - 71; продуктов питания - 26; наркотических веществ, сильнодействующих лекарственных препаратов и ядовитых веществ - 23; автомобилей - 20; оружия - 14.

Сотрудниками подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков в 1 полугодии 2009 года проведено 2 860 мероприятий (в 1 полугодии 2008 года – 1 506 мероприятий), как по собственной информации, так и совместно с другими правоохранительными органами. Причём количество мероприятий, проведённых по реализации собственной информации, в 1 полугодии этого года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в 2,2 раза (за январь-июнь 2008 года – 948 мероприятий).

В 1 полугодии этого года было 40 фактов задержания наркотических веществ (в 1 полугодии 2008 года – 63 задержания). При этом вес изъятых наркотических, ядовитых, а также сильнодействующих и психотропных веществ составил более 316,6 кг (за 6 месяцев 2008 года изъято почти 64,3 кг).

Таможенными органами Сибирского таможенного управления за 9 месяцев 2008 года выявлено 8144 правонарушения. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года количество выявленных правонарушений снизилось на 2,6%. В результате работы отделов административных расследований таможен в январе-сентябре 2008 года возбуждено 7698 дел об административных правонарушениях (далее - АП). Количество дел об АП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 7,4%. За отчетный период наложено штрафных санкций на сумму 954,7 млн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2007 года сумма наложенных штрафных санкций увеличилась в 4,3 раза. За 9 месяцев 2008 года таможенными органами Сибирского таможенного управления взыскано почти 63 млн. рублей (за 9 месяцев 2007 года - 36,7 млн. рублей). За 3 квартала 2008 года возбуждено 357 уголовных дел (в январе-сентябре 2007 года - 265 уголовных дел), стоимость объектов преступлений составила 3,35 млрд.

Сотрудниками подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков за 9 месяцев 2008 года проведено 2295 мероприятий (количество проведенных мероприятий в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 14,5%). Количество фактов задержания наркотических веществ в январе-сентябре 2008 года выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,9% и составило 79 задержаний (в январе-сентябре 2007 года - 70 задержаний).[10]

Анализируя данные цифры и сравнивая их с прошлыми годами, на примере Сибирского таможенного управления, можно сделать вывод, что правоохранительная деятельность таможенных органов имеет огромную важность для национальной экономики, для обеспечения ее безопасности. Ведь последствия провоза контрабандных товаров, нарушение таможенных правил и других преступлений в сфере таможенного дела в целом оказывают отрицательное воздействие на экономическую ситуацию в стране. Поэтому следует отметить, что придание таможенным органам статуса правоохранительных органов – это наиважнейшая необходимость. На примере Сибирского таможенного управления мы видим, что правоохранительные меры, принимаемые таможенными органами в целом успешны, их количество постоянно увеличивается, что говорит не об увеличении числа преступлений в сфере таможенного, а о поднятии качества работы таможенных органов, поднятии качества их правоохранительной деятельности.

В итоге видно, что таможенные органы, выполняя возложенные на нее функции, вносит существенный вклад в обеспечение экономической безопасности страны. Каждая из вышеперечисленных функций направлена на укрепление безопасности общества, государства, личности, внешнеэкономической деятельности, финансовой, валютной, продовольственной, информационной и в целом экономической безопасности.



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)