Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обеспечение экономической безопасности в экономических отношениях с КНР.



2019-12-29 476 Обсуждений (0)
Обеспечение экономической безопасности в экономических отношениях с КНР. 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время российско-китайские отношения характеризуются устойчивой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения.

Но отдельные проблемы социально-экономического развития Китая оказывают негативное влияние на состояние экономической безопасности России. Например, дефицит строительных материалов в Китае является одним из факторов развития "теневого рынка" в сфере лесозаготовок в России. В настоящее время в экономическом развитии нашей страны и Китая много общего. В частности, осуществляется масштабное строительство жилья, промышленных предприятий и социальных объектов, но темпы и динамика производства работ разные. В Китае строительных организаций в 5,2 раза меньше, но они строят в 22,5 раза больше. По сведениям Ассоциации строителей России, в нашей стране зарегистрировано 260 тыс. строительных компаний, которые строят примерно 60 млн. м2 жилья в год, в то время как 50 тыс. строительных организаций в Китае ежегодно возводят 1 млрд. 350 млн. м2.

Перманентно увеличивающиеся темпы и объемы всекитайских строек (Пекин, Шанхай и т.д.) требуют в значительных объемах разнообразных строительных материалов, в том числе древесину и пиломатериалы, что создает существенные проблемы в поисках источников сырья. Например, собственные лесные угодья китайскими властями строго оберегаются, что вызывает масштабную экспансию китайских предпринимателей в поисках сырья в российскую тайгу. По данным руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) А.Рощупкина, "в 2007 году через российско-китайскую границу перевезено около 15 млн. м3 леса, что соразмерно с общероссийским экспортом - 50 млн. м3". По результатам проверок таможенными органами установлено, что вагоны с лесом "как правило, идут с перегрузом в пределах от 3 до 14 м3, из-за чего неучтенный вывоз достигает 500 тыс. м3 в год". Основным способом совершения преступных действий является пересортица, т.е. древесина ценных пород выдается за низкосортную. [11]

Проблема отслеживания экспорта лиственных пород, в основном, вызывается отсутствием отдельного пункта для такой породы как ясень в статистике российской таможни. Таки образом, эту породу легко можно выдать за любую другую менее ценную древесину. Также дело обстоит и в Китае. Другая сторона этой проблемы - малое число таможенников, способных проверять и идентифицировать ясень и дуб в груде бревен в ж/д вагоне или лесовозе. Поэтому по лиственным породам данные и российской и китайской таможен не могут считаться достаточно достоверными. По данным России через одну только таможню Приморья экспортировалось около 490 000 м3 лиственных пород в 2000 г., тогда как китайская таможня показывает только 443 000 м3 общего импорта лиственных. И недостающие 50 000 м3 не покрываются объемами ввоза через малые таможенные посты за пределами Приморья, такие как Хейхе (только 1 800 м3) или Тонгйянг (349 м3). Дополнительные сомнения касаются прошлых лет, когда данные Китая значительно превышали российские показатели. Наиболее очевидным объяснением такого расхождения является то, что лиственные породы экспортируются из России и ввозятся в Китай либо как древесина для производства целлюлозы, либо как другая порода.

На данный момент экспорт российского леса в Китай снижается. Это обусловлено, в частности, установлением высоких вывозных ставок на данный вид товара. Например, пошлина на необработанные лесоматериалы с 1 января 2009 года составляет 25%, но не менее 15 евро за 1 куб. м (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 982) Экспорт необработанных лесоматериалов в Китай в 2008 г. составил 2,1 млрд. долл. США (сокращение на 13,8% по сравнению с 2007 годом), в январе-июне 2009 года – 735,9 млн. долл. США (-37,7%). Доля Китая в общем объеме экспорта необработанных лесоматериалов составляла в 2008 г. - 60,1%, в январе-июне 2009 г. – 80,4%. Китай же в свою очередь ищет другие пути экспорта лесоматериалов, например, закупая его в других странах, в частности в Финляндии. То есть, на примере вывоза лесоматериалов в КНР, посредством фискальной функции, таможенные органы обеспечивают защиту российского леса.

Такая проблема Китая как отсутствие традиционных продуктов питания, не может не отразится на экономической безопасности России и является основанием для незаконной экономической деятельности.

По мнению специалистов, китайские мафиозные структуры эксплуатируют Дальний Восток и Сибирь, прежде всего как сырьевой придаток. Организованный характер носят контрабанда и браконьерство природных таежных и морских богатств российского дальневосточного региона. Преступные группы незаконно вывозят в Китай:

- женьшень, папоротник и другие растения, включенные в Красную книгу;

- кедровый орех;

- трепанг и кальмара (30.09.04 в Тихом океане в исключительной экономической зоне России российские пограничники задержали китайское рыбопромысловое судно. У браконьеров обнаружено 906 тонн свежемороженого кальмара) [12];

- шкуры тигров (в январе 2007 г. в пос. Хороль Приморского края сотрудниками ДПС при досмотре автомобиля обнаружены 3 тигриных шкуры, 531 рог сайгака, 8 лап тигра, 283 лапы медведя).

- медвежью желчь;

- лягушек и черепах;

- осетровые породы рыб (05.06.07, по данным РИА "Новости", российские пограничники в Приморье уничтожили 61 км рыболовных сетей, изъятых у китайских браконьеров).[12]

Меры, предусмотренные российским законодательством к нарушителям, принимаются. Китайские браконьеры нещадно уничтожают флору и фауну на территории нашей страны. В частности, для добычи лягушек они используют электроток, сильнодействующие химические реактивы, в том числе разнообразные кислоты.

По мнению экспертов, масштабы незаконного лова и контрабанды рыбы достигли таких размеров, что только их пресечение позволит резко усилить проблемы финансирования регионов Сибири и Дальнего Востока, оказывая тем самым серьезный удар по благосостоянию нашего государства.

Еще одной немаловажной проблемой, помимо контрабандного вывоза леса, флоры и фауны, сырьевых материалов, является ввоз низкокачественной китайской продукции. Российский буквально завалены китайскими товарами. Россия окончательно смирилась с ролью рынка сырья и сбыта китайского ширпотреба. Об этом свидетельствует статистика.

По данным Федеральной таможенной службы, в январе 2007 года товарооборот между двумя странами вырос на 13,6% по сравнению с январем прошлого года - до 2,086 млрд. долл.. При этом российский экспорт в Китай сократился на 10,5% - до 1,072 млрд. долл., а импорт вырос более чем в полтора раза - на 58,4% - до 1,014 млрд. долл.

Столь же печальны и прошлогодние цифры: по данным МЭРТа, российский экспорт в Китай увеличился всего на 20,7% - до 15,7 млрд. долл., в то время как импорт вырос на 77,4% - до 12,9 млрд. долл.

Аналитики отмечают, что чрезвычайно агрессивную экономическую политику китайцы ведут по всему миру. Однако при этом качество их товаров пока не всегда соответствует мировому уровню, но они успешно обходят этот момент, поставляя наиболее качественные товары в США и Европу, а менее конкурентоспособные - остальным, в том числе и в Россию. Но попытки регулировать ввоз низкокачественной продукции принимались. Например, в письме ГТК России от 17 августа 1993 г. N 01-13/8179 "О ввозе низкокачественной продукции из КНР в Российскую Федерацию" говорится:

«В связи с массовым ввозом в Российскую Федерацию низкокачественной продукции из КНР и фактическим отсутствием контроля за качеством экспортируемых из КНР товаров предлагаем усилить контроль за ввозом на территорию Российской Федерации товаров из КНР и исключить случаи ввоза товаров, подлежащих сертификации, без представления сертификатов безопасности.»

К сожалению, данный документ потерял свою силу, что автор считает нецелесообразным со стороны государственного аппарата.

В то же время существует еще одна не менее важная проблема: серьезные расхождения между данными таможенной статистики России и Китая об объемах взаимного товарооборота. В настоящее время объем направленных товаров из Китая в Россию значительно больше, чем объем товаров, представленных к таможенному оформлению. Особо это касается товаров народного потребления: одежды, обуви, изделий из кожи и меха. Расхождение статистических данных между таможенными службами России и Китая позволяют предположить, что значительная часть данных товаров ввозится либо помимо таможенного контроля, либо с использованием "серых схем" таможенного оформления.

Например, для Иркутской области Китай является основным торговым партнером. Удельный вес экспортно-импортных операций с Китаем в 2007 году превысил 26% и увеличился в сравнении с прошлым годом на 34,4%. В тоже время, большой объем товаров народного потребления, ввозимых из Китая, поступает в Иркутскую область помимо Иркутской таможни, т.е. таможенное оформление проходят в других регионах, используются сложные логистические схемы.[13]

Одно из решений этой проблемы - это создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в местах, где фактически происходит дальнейшая реализация товаров.

Таким образом, вышеперечисленные факторы, оказывающие негативное воздействие на экономическую безопасность России, являются неполными, но, тем не менее, очень важными. Снижать силу этого воздействия призваны таможенные органы путем выполнения своей экономической и правоохранительной функции. Но некоторые проблемы, касающиеся самих таможенных органов, не позволяют в полной мере выполнять эти функции. К ним можно отнести несовершенство законодательной базы, научно-технического потенциала в структуре таможенных органов, а также коррумпированность должностных лиц таможенных органов. В целях решения имеющихся проблем предлагается Государственной Думе РФ совместно с Правительством России, федеральными органами исполнительной власти, законодательными собраниями субъектов РФ выработать комплекс дополнительных мер по снижению уровня "теневой экономики" и коррупционных преступлений.

Возможно подготовить и принять основы законодательства РФ о безопасности личности, общества и государства или Кодекс РФ о безопасности. Принять решение о выделении денежных средств на кардинальное улучшение системы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Но на примере деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления можно сделать вывод, что в целом деятельность таможни на приграничном участке с Китаем является успешно контролируемой.

 

 

Заключение

Итак, мы выяснили, что экономическая безопасность является важнейшей составляющей любой страны. Основу понятия экономической безопасности составляют экономический рост и устойчивость к внешним и внутренним угрозам.

Были перечислены факторы, которые способствуют контрабандному ввозу и вывозу товаров, ввозу фальсифицированных продуктов питания, развитию теневой и криминальной экономики.

Посредством анализа деятельности таможенных органов автором показано воздействие на данные факторы, угрозы. Подробно охарактеризованы основные функции и результаты их выполнения.

Рассмотрен уровень экономической безопасности России на примере приграничных взаимоотношений с Китайской Народной Республикой. Показаны основные экономические проблемы в этих взаимоотношениях.

В итоге можно сделать вывод, что важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляя фискальную функцию и правоохранительную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет, принимает меры по незаконному ввозу и вывозу товаров и транспортных средств, способствует пресечению контрабанды, регулирует внешнеэкономическую деятельность, тем самым, обеспечивая экономическую безопасность государства.

Таким образом, роль таможенных органов в системе экономической безопасности огромна и неоспорима. Но существует множество недостатков и недочетов в деятельности таможенных органов: недостаточное оснащение таможенных постов техническими средствами таможенного контроля, неквалифицированное использование таможенной службой предварительной информации, коррумпированность должностных лиц и др. Все эти явления, как говорят, "имеют место быть" и в той или иной мере снижают экономическую безопасность государства и общества. В настоящее время перед российскими таможенным и органами возникает новая задача - задача интеграции в процесс международного сотрудничества в области таможенно-правового регулирования, для усиления обеспечения экономической безопасности государства. Учитывая важную организующую и мобилизирующую роль функций, целей и задач таможенных органов представляется целесообразным восстановить в действующем Таможенном кодекс Российской Федерации функцию участия таможенных органов в обеспечении экономической безопасности.

И по результатам моей работы можно сказать, что таможенные органы не потеряют своей значимости при любом общественно-экономическом строе и будут служить интересам государства

 

 

Список использованной литературы:

1. Таможенный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 15 янв. 2008 г. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во., 2008. –266 с.

2. О безопасности: закон [от 05.03.92 N 2446-1] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): указ Президента РФ [от 29.04.96 г. N 608] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Федеральная таможенная служба на новом рубеже: наука и практика, проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. Ред. В. С. Чечеватова. – М.: РИОРТА, 2007. – с.323-324

5. Комментарий к таможенному кодексу российской Федерации. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 768 с.

6. Косенко В.П., Бойко А.П., Экономическая безопасность Российской Федерации и таможенная политика: состояние, проблемы и направления их решения // Вестник Российской таможенной академии. – 2008. - № 1 (2) – c. 1-3

7. Герасимов И.А., Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия // Проблемы местного самоуправления. – 2006. - № 10 (17) – с. 12

8. Андреев Г.В., Проблемы обеспечения экономической безопасности российского Дальнего Востока и пути их решения // Право и безопасность. – 2008. - № 1 (26) –с. 5-6

9. Сайт Сибирского таможенного управления [Электронный ресурс] / Правоохранительная деятельность таможенных органов: http://stu.customs.ru/ru/activity/just/detail.php?from695=6&id695=6018&i695=5

10. Сайт Сибирского таможенного управления [Электронный ресурс] / Перечисления в федеральный бюджет: http://stu.customs.ru/ru/activity/transfer/detail.php?id695=5585&i695=5

 


[1] О безопасности: закон [от 05.03.92 N 2446-1] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

 

[2] О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): Указ Президента РФ [от 29.04.96 № 608] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

[3] Герасимов И.А., Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия // Проблемы местного самоуправления. – 2006. - № 10 (17) – с. 12-15

 

[4]Герасимов И.А., Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия // Проблемы местного самоуправления. – 2006. - № 10 (17) – с. 12-15

 

[5] Федеральная таможенная служба на новом рубеже: наука и практика, проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. Ред. В. С. Чечеватова. – М.: РИОРТА, 2007. – с.323-324

 

[6] Комментарий к таможенному кодексу российской Федерации. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 768 с.

 

[7] Герасимов И.А., Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия // Проблемы местного самоуправления. – 2006. - № 10 (17) – с. 12-15

[8] Сайт Сибирского таможенного управления [Электронный ресурс] / Перечисления в федеральный бюджет: http://stu.customs.ru/ru/activity/just/detail.php?from695=6&id695=6018=5

[9] Герасимов И.А., Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия // Проблемы местного самоуправления. – 2006. - № 10 (17) – с. 12-15

[10] Сайт Сибирского таможенного управления [Электронный ресурс] / Правоохранительная деятельность таможенных органов: http://stu.customs.ru/ru/activity/just/detail.php?from695=6&id695=6018     

 

[11] Андреев Г.В., Проблемы обеспечения экономической безопасности российского Дальнего Востока и пути их решения // Право и безопасность. – 2008. - № 1 (26) –с. 5-6

 

[12] Андреев Г.В., Проблемы обеспечения экономической безопасности российского Дальнего Востока и пути их решения // Право и безопасность. – 2008. - № 1 (26) –с. 5-6

 

[13] Андреев Г.В., Проблемы обеспечения экономической безопасности российского Дальнего Востока и пути их решения // Право и безопасность. – 2008. - № 1 (26) –с. 5-6



2019-12-29 476 Обсуждений (0)
Обеспечение экономической безопасности в экономических отношениях с КНР. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обеспечение экономической безопасности в экономических отношениях с КНР.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)