Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет,источники и периодизация истории Чечни



2020-02-03 800 Обсуждений (0)
Предмет,источники и периодизация истории Чечни 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно данным многочисленных исследований, чеченцы являются одним из древнейших народов Кавказа с выразительным антропологическим типом, характерным этническим лицом, самобытной культурой и богатым языком. Уже в конце 3 - первой половине 2 тысячелетия до н.э. на территории Чеченской Республики развивается самобытная культура местного населения. Чеченцы имели прямое отношение к формированию на Кавказе таких культур, как раннеземледельческая, куро-аракская,майкопская, Каякентско-харачоевская, мугерганская, кобанская. Упоминания о чеченцах (под разными названиями), как о коренных обитателях Кавказа, встречаются во многих древних и средневековых источниках. Первые достоверные письменные известия о предках чеченцев мы находим у греко-римских историков 1 в. до н.э. и начала 1 в. н.э.

Археологические исследования доказывают наличие тесных экономических и культурных связей чеченцев не только с сопредельными территориями, но и с народами Передней Азии и Восточной Европы. Вместе с остальными народами Кавказа чеченцы участвовали в борьбе с нашествиями римлян, иранцев, арабов. С IХ в. равнинная часть Чеченской Республики входила в состав Аланского царства. Горные же районы вошли в состав царства Серир. Поступательное развитие средневековой Чеченской Республики было остановлено нашествием в ХIII в. монголо-татар, которые и уничтожили первые государственные образования на ее территории. Под натиском кочевников предки чеченцев вынуждены были покинуть равнинные районы и уйти в горы, что, несомненно, задержало общественно-экономическое развитие чеченского общества. В ХIV в. оправившиеся от монгольского нашествия чеченцы образовали государство Симсир, уничтоженное позже войсками Тимура. После распада Золотой Орды равнинные районы Чеченской Республики попали под контроль кабардинских и дагестанских феодалов.

Вытесненные монголо-татарами с равнинных земель чеченцы до ХVI в. жили в основном в горах, разделяясь на территориальные группы, получавшие названия от гор, рек и т.д. (мичиковцы, качкалыковцы), близ которых они проживали. С ХVI в. чеченцы начинают возвращаться на равнину. Приблизительно с этого же времени на Тереке и Сунже появляются русские переселенцы-казаки, которые вскоре станут составной частью северокавказского сообщества. Терско-гребенское казачество, ставшее важным фактором экономической и политической истории края, складывалось не только из беглых русских, но и из представителей самих горских народов, прежде всего, чеченцев. В исторической литературе сложилось единое мнение о том, что в первоначальный период складывания терско-гребенского казачества (в ХVI-ХVII вв.) между ним и чеченцами сложились мирные, дружеские отношения. Они продолжались вплоть до конца ХVIII в., пока царизм не стал использовать казаков в своих колониальных целях. Многовековые мирные отношения казаков и горцев способствовали взаимовлиянию горской и русской культуры.

С конца ХVI в. начинается складывание русско-чеченского военно-политического союза. В его создании были заинтересованы обе стороны. Россия нуждалась в помощи северокавказских горцев для успешной борьбы с Турцией и Ираном, которые давно пытались завладеть Северным Кавказом. Через Чечню шли удобные пути сообщения с Закавказьем. По политическим и экономическим мотивам в союзе с Россией кровно были заинтересованы и чеченцы. В 1588 г. в Москву прибыло первое чеченское посольство, ходатайствовавшее о принятии чеченцев под российское покровительство. Московский царь издал соответствующую грамоту. Взаимная заинтересованность чеченских владельцев и царских властей в мирных политических и экономических отношениях привела к установлению между ними военно-политического союза. По указам из Москвы чеченцы постоянно выходили в походы вместе с кабардинцами и терскими казаками, в том числе против Крыма и ирано-турецких войск. Со всей достоверностью можно утверждать, что в ХVI-ХVII вв. у России на Северном Кавказе не было более верных и последовательных союзников, чем чеченцы. О наметившемся тесном сближении чеченцев и России в середине ХVI в начале ХVII вв. говорит и тот факт, что часть терских казаков служила под началом «окоцких мурз» - чеченских владельцев. Все вышесказанное подтверждается большим количеством архивных документов.

2.Чечня в конце бронзового и раннего железного века (скифы,сарматы)

На территории Дагестана и Чечни в середине 2-го тыс. до н.э. возникает каякентско-харачоевская культура эпохи поздней бронзы. Это название возникло от двух могильников, расположенных у села Каякент в Дагестане и села Харачой в Чечне. Памятников этой культуры найдено у селений Харачой, Шали, Курчалой, Дуба-юрт. Исследования находок могильников показали, что вещи изготовлены из бронзы со следами олова. В эпоху поздней бронзы распространения получили изделия из сурьмы. Об уровне развития в области металлообработки свидетельствуют остатки печи для плавки металла. Открытие людьми меди, бронзы, железа положило начало развитию земледелия , животноводства и домостроения. В 7 в до н.э. скифы начали поход на Азию через Кавказ. Присутствие скифов на Кавказе затянулось почти на 2 века. После окончания военного похода начались мирные взаимоотношения. Характер памятников свидетельствуют о мирных связях с скифскими племенами. В конце 4-го и в начале 3-го веков до н.э. сарматы проникают в районы проживания нахов - это бассейны течения рек Терек, Сунжа, Аргун. Расселившись на просторах Кавказа, сарматы постепенно военный характер своих отношений заменяют на мирный. При исследовании археологических памятников IV в.до н.э. - IV в н.э. равнинной Чечни обнаруживается, что после киммерийцев и скифов аборигенам Северного Кавказа пришлось испытать нашествие сарматских племен. Эти кочевники жили в Нижнем Поволжье и Приуралье. Под общим названием "сарматы" скрываются и другие народы - савроматы, сираки, аорсы и т.д. Угроза их нашествия возникла еще в V в. до н.э., когда они, сокрушив сопротивление скифов на просторах Северного Причерноморья, замыслили поход на Кавказ. Первый удар сарматских полчищ приняли на себя так называемые синдо-меотские племена, жившие в Прикубанье в IV - III вв.до н.э. Тем самым, первая, наиболее мощная волна нашествия сарматов на чеченцев была несколько ослаблена. Но, тем не менее, археологические памятники свидетельствуют о том, что в конце IV и в начале III в до н.э. сарматы проникают в районы проживания чеченцев - это бассейны среднего и нижнего течения рек Терек, Сунжа, Аргун и др. Об этом свидетельсвуют археологические находки близ селений Мекенская, Червленная, Кулары, Пседах, Ассиновская, Ачикулак, окрестностей г. Грозного и т.д.
Активно расселившись на обширных просторах Северного Кавказа, сарматы постепенно сменяют военный характер своих отношений с местными народами на мирные взаимоотношения. Переходя от кочевого образа жизни к оседлому, сарматы на протяжении первых веков новой эры постепенно растворяются в местной средей предков вайнахов, прикаспийских народов Дагестана, осетин, адыгейцев. Сарматские племена, так же как это случилось в свое время со скифами, ассимилировались и полностью потеряли себя как народ. Многоязычный Кавказ как бы поглотил их.

3. Чечня в 7 в. До н.э. – 4 в. н.э

.Чечня в 7 в. До н.э. – 4 в. н.э. Хорошо известно, что Северный Кавказ является зоной активных контактов оседло-земледельческого местного населения и подвижных степных скотоводческих племен Юго-Восточной Европы. Начиная с IV - середины III тыс. до н.э. к Кавказу потянулись скотоводы степей, нуждавшиеся в земледельческой и ремесленной продукции, которой был богат Северный Кавказ. Одним из кочевых племен оставивших след в культуре вайнахов были скифы. Нахи и скифы. Итак, скифы начали проникать на Кавказ с начала VII в. до н.э. Жили они в степях Северного Причерноморья (считается что это термин собирательный для всех племен Северного Причерноморья. В VII веке скифы начали гигантский поход в Переднюю Азию через Кавказ. Спокойный быт древних нахов был нарушен.Кавказские народы оказали яростное сопротивление пришельцам. Так поступили и вайнахские племена. Присутствие скифов на Северном Кавказе затянулось почти на два века.Постепенно скифские племена переходили к оседлому образу жизни. Они смешивались с аборигенами Кавказа, постепенно забывая свой язык и обычаи. С годами они растворились среди нахов, осетин и других народов. Поэтому сегодня нет такого народа - скифы .Это время характеризуется тем, что на Кавказ хлынули кочевники. Первая волна связывается с приходом скифов, оказавшее сильное влияние на культуру местных племен. Особенно это прослеживается в эпоху раннего железа в 7-5 веке до н.э. Вторая волна связана с расселением сарматов и охватывает 4 век н.э. С начала 7 в до н.э. скифы начали проникать на Кавказ. Кавказские народы, в том числе и вайнахские племена, оказали яростное сопротивление. Эта война длилась недолго. Скифы установили с горцами дружеские отношения и стали набирать в свою армию отряды местных народов. Благородя этим контактам, нахи и многие переняли у скифов. Они научились изготовлять атрибуты конской сбруи, переняли формы оружия. Тем самым материальная культура нахов преобразовывается. Несмотря на скифское влияние, древние нахи сумели сохранить свой колорит. Развитие хозяйства и торговли привело к развалу первобытно - общинного уклада в нахском обществе. Успехи в развитии земледелия, скотоводства, ремесла и торговли привели к формированию новых социальных отношений. Это связано с развитием частной собственности, а на ее основе люди стали делится на богатых и бедных. Исследования памятников свидетельствуют о том, что после скифов народам Кавказа пришлось испытать нашествие сарматов. Постепенно они проникают в районы проживания нахов.

4.Чечня в составе Аланского раннефеодального государства.

Аланы, как таковые, оформились в результате синтеза близкородственных ираноязычных племен Приаралья в I в. н.э. В том же веке под мощным натиском гуннских кочевников с обширных восточных регионов аланы продвинулись на запад и, в свою очередь, совершили гигантское вторжение на Северный Кавказ.История северокавказской Алании в 10–13 вв. характеризуется своеобразным горско-аланским симбиозом, исключавшим национальный и политический гнет; тем более что и аланы, и горцы имели общих врагов и общих союзников.

Становление Аланского государства происходило в напряженной борьбе, прежде всего с Хазарским каганатом – крупнейшим государством Восточной Европы. Почти 200 лет продолжалась вассальная зависимость алан от Хазарии - до 10 – 11 вв. Существенное воздействие на эту борьбу оказывала Византийская империя, а также молодое Киевское государство.

В 965 году Хазария была потрясена сокрушительным походом киевского князя Святослава. Он же, после разгрома хазарских городов, прошел через Северный Кавказ, громя алан. Отношения алан с киевлянами впоследствии наладились – известны даже совместные и согласованные нападения на восточно-кавказский эмират Ширван в первой трети 11 в. В том же веке возникло русское Тмутараканское княжество на Таманском поолуострове, в Прикубанье. Между русскими князьями и аланскими правителями устанавливаются династические связи.

В 10 веке «царство алан», как писали греки, стало «сильнее и крепче всех народов», поэтому Византийская империя налаживает с ним связи. В тот период в Алании распространялось христианство. Упрочение церкви пришлось на 11–12 вв. Здесь, как и в Киеве, учреждается пост митрополита. Аланский митрополит, как и рядовые священники, назначался из представителей византийской церкви. Храмы и другие культовые сооружения на Северном Кавказе строились греками.

Но, очевидно, христианизация Алании происходила поверхностно. Аланы, особенно восточные, оставались верными язычеству. К концу 12 – началу 13 вв. начался процесс упадка церковной организации и децентрализации Алании. Страна вступила в полосу феодальных междоусобиц. Определенное воздействие на этнополитические процессы в крае оказало и перемещение в этот период в предкавказские степи новых масс кочевников (печенегов и половцев). Между ними и аланами развернулась борьба за политическую гегемонию на Северном Кавказе и зимние пастбища в степях.

Алания 10-13 вв. достигла определенных успехов в социально-экономическом и политическом развитии, вплотную подойдя к образованию единой народности в условиях раннефеодального государства. Вместе с аланами этот путь проделали и нахские племена Северного Кавказа. Татаро-монгольское нашествие положило конец существованию Алании и отбросило все горские народы Северного Кавказа на многие века назад

 

В VII-Х вв. аланам удается создать раннефеодальное государство, куда вошли многие народы Северного Кавказа. Чеченцы и ингуши влились в формирующееся аланское государство.

Считается, что в состав государственного объединения Алания вошли преимущественно жители плоскостных территорий современной Чечни и Ингушетии.

Горцы вошли в состав государственного объединения Дзурдзукия. При всем этом, нахи, составлявшие Дзурдзукетию, и нахи, входившие в Аланию, всегда осознавали себя как часть единого народа, имевшего единый язык, единые исторические корни, единую территорию, единую культуру и единые основы экономических связей, что и отразилось в этнониме «вайнахи». К сожалению, сложению единого нахского государства «Вайнахия» помешали очередные нашествия степняков - монголы, татары, полчища среднеазиатского деспота Тимура и т.д.

Алания развалилась, а Дзурдзукия распалась на отдельные феодальные владения.



2020-02-03 800 Обсуждений (0)
Предмет,источники и периодизация истории Чечни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет,источники и периодизация истории Чечни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (800)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)