Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование СССР и его историческое значение



2020-02-03 954 Обсуждений (0)
Образование СССР и его историческое значение 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К времени завершения Гражданской войны и иностранной военной интервенции на территории бывшей Российской империи существовало 6 суверенных советских республик: Азербайджанская, Армянская, Белорусская, Грузинская, Российская федерация, Украинская. Три республики Закавказья в 1922 году объединились в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

 Причины объединения советских республик.  Первое. Практически сразу после их образования реальная жизнь поставила перед их руководством вопросы, которые требовали немедленного решения. Нужно было обеспечить сохранение и укрепление советской власти, развитие национализированного хозяйства, рост культурного уровня населения. Высока была потребность в управленческих кадрах на всех уровнях. Сложно было решать организационные вопросы при отсутствии должного практического опыта и знаний. Каждая республика нуждалась в становлении на международной арене. События Гражданской войны и борьбы с иностранной военной интервенцией показали, что все экономические, политические, культурные и организационные вопросы гораздо эффективнее решать совместно,  усилиями всех республик.

Второе. Бывшая Российская империя прекратила свое существование, распавшись на отдельные государства. Но между ними сохранялось немало общего. Это отличало, прежде всего, советские республики, что образовались в Европейской части России. Объединяла их одинаковая социалистическая собственность на средства производства, которая сформировалась в процессе проведения национализации, единая сеть связи, железных дорог и железнодорожный транспорт, которые в те годы обеспечивали наиболее надежный способ сообщения и передвижения. Фактически едиными оставалась финансы, ведь в отдельных республиках, за исключением РСФСР, своей финансовой системы, как и денежной единицы, не существовало. Еще не успела исчезнуть общая социальная память о пребывании населения этих республик в едином государстве.

Третье. В годы борьбы с внутренней и внешней контрреволюцией сложилась также единая политическая основа советских республик. Она была представлена главным образом партией большевиков – РСДРП (б), с 1918 года – РКП(б) – Российской коммунистической партией (большевиков). Она состояла из республиканских большевистских организаций, которые подчинялись единому руководству партии – Центральному Комитету (ЦК). Все решения, принимаемые ЦК и съездом партии, в соответствии с Уставом были обязательными для выполнения во всех звеньях партийной работы. Большевики были представлены во всех партийных, государственных, хозяйственных структурах, общественных и культурных организациях. Через них руководство партии проводило свою генеральную линию в вопросах внутренней и внешней политики. Партия большевиков стала стержнем, хребтом политической и хозяйственной, общественной и культурной жизни всех советских республик. Она объединяла их.

Вместе с тем, существовали факторы, негативно влиявшие на процесс объединения: память о русификаторской политике прежнего режима, боязнь повторения ее в новых политических реалиях; местная «элита» советских республик успела ощутить сладость независимой власти на старте строительства суверенных государств и боялась ее потерять.

Этапы объединения советских республик. Начало объединению положили Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и Украинская Социалистическая Советская Республика. Сближение советских республик происходило поэтапно. На первом этапе представители этих республик подписали 1 июня 1919 года договор о военно-политическом союзе. В рамках договора объединялись финансовые системы республик, российский рубль вводился в оборот в УССР как единая денежная единица, объединялись также их вооруженные силы, формировалось единое командование Красной Армии, создавалось общее управление железнодорожным транспортом и народным хозяйством.  Этот договор сыграл огромную роль в совместной борьбе республик с внутренней и внешней контрреволюцией, ускорил их общую победу.

На втором этапе, после завершения Гражданской войны и иностранной военной интервенции 28 декабря 1920 годареспублики заключили военно-хозяйственный договор. Этим договором было положено начало формированию новой системы управления народным хозяйством. По условиям договора управление наиболее значимыми отраслями экономики республик  было сосредоточено в правительстве РСФСР – Совнаркоме. В его состав вводились члены полномочного представительства УССР для совместного решения возникавших вопросов. В тоже время при правительстве Советской Украины учреждалось полномочное представительство РСФСР.

Аналогичные договоры были заключены между Советской Россией и другими советскими республиками.

На третьем этапе, в 1922 годувозник еще один договор между республиками дипломатический. Необходимость его заключения появилась в связи с подготовкой международной конференции в Генуе (Италия). В ее работе участвовали представители 29 государств. На конференции предполагалось рассмотреть вопросы о долгах царского и Временного правительств России, а также об иностранной собственности, оставшейся в РСФСР. Для участия в работе конференции была сформирована делегация Советской России. Руководство других советских республик  считало необходимым   защитить на конференции интересы и своих суверенных государств.   В феврале 1922 года был подписан протокол о предоставлении делегации Российской Федерации полномочий защищать в Генуе права Советской Украины, Советской Белоруссии и других советских государственных  образований, а также подписывать от их имени выработанные на конференции договоры. На  основе этого протокола и сложился дипломатический договор.

В итоге подписания договоров и соглашений между республиками возникла договорная федерация. Ее особенность в том, что она отражала новый процесс объединения республик. Суть его в том, что республики Белоруссии, Украины и Закавказья добровольно передавали часть своего суверенитета Российской Социалистической Федеративной Советской Республике. Этот шаг был для них вынужденным, он был предопределен реальными обстоятельствами того времени.

Образование СССР и его конституционное оформление. С лета 1922 года подготовка к объединению советских республик вступила в завершающую  стадию. Бурно обсуждался вопрос о принципе, на основе которого нужно их объединить. И.В.Сталин и его сторонники считали, что этот он уже определился на практике, это «принцип автономизации». Его суть в том, что каждая республика должна войти в состав РСФСР на правах автономии, то есть с ограниченными полномочиями.

С этой позицией не соглашались руководители Украины и Грузии. Они стремились сохранить равные права между всеми советскими республиками. Поддержку в этом вопросе они нашли у В.И.Ленина. Он утверждал, что для образования крепкого единого государства советских республик его нужно строить на равноправной основе. Ленину принадлежит также первенство в определении названия будущего государства – Союз Советских Социалистических Республик. Будучи уже тяжело больным, он попытался повлиять на этот процесс. Однако Сталин уже мог направлять ход событий в нужное (правильное), с его точки зрения, русло.

В декабре 1922 года в г.Харькове на VII Всеукраинском съезде советов была одобрен проект Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Делегаты съезда обратились с призывом к другим республикам поддержать их. 30 декабря 1922 года в Москве открылся I Всесоюзный съезд советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Делегаты избрали состав Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР. 26 января 1924 года IIВсесоюзный съезд советов утвердил Основной Закон нового государства – Конституцию СССР.

Объединение советских республик в едином государстве имело огромное историческое значение:

· При всех изъянах это объединение позволило молодым республикам быстрее восстановить свою экономику и выстоять в условиях длительной международной изоляции, одержать победу в Великой Отечественной войне.

· В составе СССР при поддержке союзного Центра все республики, включая Украину, совершили рывок в хозяйственном и культурном развитии.

· Фактически восстановление большого государства на просторах Евразии изменило ход мировой и европейской истории. По мере своего укрепления Советский Союз стал важным противовесом ведущим государства мира на протяжении почти всего ХХ века.

 

3. Переход советского руководства к плановой экономике.        Преобразования в нашем крае

С завершением восстановления экономики страны перед советским руководством встал вопрос о том, по какому пути вести народ в будущее. Многие экономисты,  ряд видных деятелей коммунистической партии (Н.И.Бухарин, в частности) считали, что нужно продолжать политику НЭПа. Они утверждали, что именно эта политика может послужить основой экономического прогресса в Советском Союзе, позволит провести добровольное кооперирование крестьян и повысить уровень жизни всех трудящихся.

Противники этой точки зрения возражали: для решения таких задач потребуется много времени. Они задали вопрос: будет ли такая возможность у советского народа, если учитывать враждебную политику ведущих стран мира, направленную против СССР? Их позиция заключалась в том, чтобы отказаться от новой экономической политики и перейти к другой, нацеленной на решение более сложных задач строительства социалистического общества.

Позицию второй части советского руководства поддерживал И.В.Сталин. Он считал необходимым на новом витке преобразований усилить роль государства в решении вопросов развития народного хозяйства, потеснив (ограничив) рыночные отношения. Перед государством ставилась задача проведения ускоренной индустриализации страны. В качестве поставщика дополнительной рабочей силы и средств для индустриализации рассматривалось село, крестьянство. Государство должно было взять на себя решение и этой задачи. Успех могло обеспечить усиление контроля со стороны государственных структур за соблюдением дисциплины.

Так вырисовывалась конфигурация другой политики, к которой переходила страна; ее суть в осуществлении индустриализации и коллективизации сельского хозяйства на основе командно-административной системы управления. Сложная международная обстановка, угроза иностранной интервенции поставила вопрос о темпах проведения этих преобразований.

Индустриализация являлась советским вариантом модернизации отечественной промышленности. Руководство СССР видело свою задачу в том, чтобы превратить Советский Союз из страны, ввозившей технику и оборудование, в страну их производящую. Это позволило бы обеспечить и другие отрасли экономики современными машинами и электроэнергией и на этой основе добиться ускоренного развития Советского Союза, укрепить его обороноспособность.

Огромный масштаб работ, которые предстояло выполнить в сжатые сроки, вынудило руководство страны отказаться (в первые пять лет почти полностью) от рыночных отношений и перейти к государственному планированию. В основу развития народного хозяйства закладывался пятилетний план – «пятилетка». Первый пятилетний план был рассчитан на 1928-1933 годы, второй – на 1933-1937 годы, третий – на 1938-1942 годы.

Страны Запада не проявляли заинтересованности в реализации грандиозных планов советского руководства. Более того, они отказали СССР в предоставлении кредитов. Поэтому, приступая к индустриализации, правительство должно было решить еще одну проблему – найти источники финансирования этих преобразований. Специалисты указали, что таковыми можно рассматривать: накопления государственных предприятий, перераспределение бюджета, привлечение сбережений населения, доходы от экспорта зерна, леса, нефти. Партийное руководство посчитало возможным использовать для этой цели продажу части экспонатов из фондов крупных музеев, введение наценки на продажу алкогольной продукции (так называемые «алкогольные» деньги), переход страны на жесткий режим экономии. Но главным источником финансирования модернизации промышленности было определено сельское хозяйство, крестьянство. Продажа зерна на внешнем рынке позволяла накопить валюту, она использовалась для закупки новой техники за рубежом и оплаты труда иностранных специалистов, участвовавших в строительстве новых и реконструкции старых промышленных предприятий.

Планы индустриализации выполнялись с большим творческим подъемом. В стране возникло социалистическое соревнование за высокие производственные показатели. В нем участвовали рабочие разных отраслей промышленности, коллективно или индивидуально. В их числе были и наши земляки: шахтеры А.Г.Стаханов и Н.А.Изотов, металлург М.Н.Мазай, машинист паровоза П.Ф.Кривонос и другие. Их труд был отмечен высокими государственными наградами, им оказывалось повышенное внимание со стороны органов власти, печати, общественности. В стране возвеличивался Человек Труда.

В то же время выполнение планов индустриализации потребовало огромного напряжения сил рабочих и служащих, научных работников. Ухудшились условия жизни и труда из-за введенного в стране жесткого режима экономии. Практически не развивалась инфраструктура в городах и поселках (лишь в годы третьей пятилетки ситуация стала улучшаться). Недостаточно финансировались легкая и пищевая промышленность, что привело к разбалансировке структуры народного хозяйства. Собственно индустриализация порождала новые проблемы, с которыми общество ранее не сталкивалось: экологии, преобладающее место тяжелой промышленности в экономике страны, монополизация промышленного производства и др.

Тем не менее, за годы первых довоенных пятилеток в Советском Союзе была проделана гигантская работа. Страна из аграрной превратилась в индустриальную. СССР достиг технической самостоятельности. Располагая современной отечественной промышленностью, можно было провести техническое обновление других отраслей народного хозяйства.

Особое место в планах индустриализации отводилось Донбассу как наиболее развитому промышленному региону Советского Союза. Из государственного бюджета на эти цели было выделено 50% ресурсов. Почти все (за небольшим исключением) направлялось в наш регион. Благодаря этому и Советская Украина обретала новые характеристики: из аграрно-индустриальной республики она превращалась в индустриально-аграрную республику.

В УССР было построено 7 новых крупных предприятий: 3 металлургических (Азовсталь, Запорожсталь и Криворожсталь), 2 машиностроительных (Харьковский тракторный завод, Новокраматорский машиностроительный завод). Проведена глубокая реконструкция 5 ведущих промышленных предприятий: Макеевского, Днепропетровского, Днепродзержинского и Коммунарского металлургических заводов, а также Луганского паровозостроительного завода.

Существенно обновлена  угольная отрасль Донбасса. Только за годы первой пятилетки было построено 62 новые шахты (56% общего числа шахт страны). К началу второй пятилетки горная промышленность нашего края уже была обеспечена отечественным оборудованием. Началось внедрение в производственный процесс угольных комбайнов, подъемных машин, вентиляторных и компрессионных установок, врубовых машин и другой техники.

Бурными темпами развивалась отечественная энергетика. В нашем регионе были построены и дали ток первые электростанции: Зуевская и Штеровская. Вскоре начала вырабатывать электроэнергию и самая мощная в Европе Днепровская ГЭС (Днепрогэс).

На новый уровень развития вышла химическая промышленность. К концу 1930-х годов закончилась модернизация Горловского, Северодонецкого и Днепродзержинского химкомбинатов.

В этот период в Советском Союзе и. в частности, в Украинской ССР, были созданы целые отрасли промышленности: цветная металлургия, самолетостроение, в РСФСР – автомобилестроение.

Донбасс стал сердцем новой Украины. На донецком угле накануне Великой Отечественной войны работало 60% металлургических заводов и железных дорог страны, около 70% всей химической промышленности, около половины всех электростанций СССР. Советская Украина вышла на передовые позиции; по уровню угледобычи она занимала 4 место в мире, 2 место в Европе по выплавке чугуна; по производству машин опередила Францию, Италию, уступая первенство только Англии.

Коллективизация сельского хозяйства. В конце 1920-х годов советская деревня была практически однородна  в социальном отношении. В организационном плане это были в основном хозяйства единоличников среднего достатка. Успешно развивалась такая организационная форма ведения хозяйства как сельскохозяйственная кооперация. Кооперативы объединяли крестьян – производителей-собственников. В кооперативах объединялись деньги (капитал) и орудия труда, тяглая сила крестьян. Они же оставались собственниками выращенной продукции и распоряжались ею. Кооперативное движение развивалось на добровольной основе. В нем активно участвовали крестьяне-середняки.

 Коллективные хозяйства уже существовали в деревне, но их было мало. Организацию коллективных хозяйств, основу которых составляли обобществленные средства производства, положительно воспринимала преимущественно бедная часть крестьян (они ничего не теряли, вступая в такие хозяйства). Существовали несколько типов коллективных хозяйств: коммуны, артели и товарищества совместной обработки земли (ТСОЗы). Отличались они степенью обобществления средств производства – максимальной – в коммунах, минимальной – в ТСОЗах.

Единоличные хозяйства, как и коллективные хозяйства, как правило, были небольшими, с ограниченной мощностью производства сельскохозяйственной продукции. Использовать современную технику в них было невозможно, как и быстро наращивать производство вцелом. Модернизация народного хозяйства страны требовала резкого увеличения его для обеспечения продуктами питания рабочих и служащих города, численность которых значительно увеличилась. Хлебом необходимо было обеспечить и вооруженные силы. Легкая и пищевая отрасли промышленности нуждались в дополнительных объемах сырья. Советскому руководству предстояло решить, как перестроить крестьянское хозяйство, чтобы оно соответствовало задачам времени.

Единства во взглядах на эту проблему у представителей высшего эшелона власти не было. Возражавшие против отмены новой экономической политики, считали, что именно в рамках НЭПа и движения кооператоров произойдет постепенное объединение мелких крестьянских хозяйств в крупные. Их можно будет обеспечить современной сельскохозяйственной техникой и получить значительный прирост сельскохозяйственной продукции.

Индустриализация, однако, требовала ускоренного проведения модернизации деревни. К тому же в 1927 году на внутреннем рынке страны установились высокие цены на зерно. Государство закупало его по гораздо более низким ценам. Крестьяне отказывались продавать хлеб себе в убыток. Они ожидали повышения цен ближе к весне. Правительство не устраивало такое развитие событий, и оно распорядилось забрать зерно у крестьян силой, используя административные методы. Так развивались события, в частности, в Сибири, где в сборе хлеба участвовал сам Сталин.

 Приобретенный опыт пригодился в решении возникшей проблемы – как изъять у крестьян хлеб. Изымать зерно было проще и быстрее в коллективных хозяйствах, чем в кооперативах. Кооператив объединял собственников выращенной продукции, которую можно было только выкупить. В коллективном  же хозяйстве работали крестьяне, лишенные права собственности на конечный продукт труда. Все имущество коллективного хозяйства, в том числе и выращенная сельскохозяйственная продукция, являлось общенародной собственностью, то есть государственной. Поэтому в этих хозяйствах хлеб изымался в административном порядке на условиях, продиктованных государством.

Уже в декабре 1927 года на съезде партии Сталин поставил вопрос о необходимости объединения мелких крестьянских хозяйств на основе общественной обработки земли и использовании новой техники. Он утверждал, что этого требовали индустриализация, необходимость укрепления вооруженных сил в связи с обострением международной обстановки. Вождь подчеркнул, что индивидуальное крестьянское хозяйство не имеет перспектив. В 1929 году было объявлено о начале массовой коллективизации деревни. При этом крестьян лишили права выбирать по своему усмотрению организационную форму ведения хозяйства. Сплошная коллективизация проводилась принудительно.

В январе 1930 года вышло постановление ЦК партии «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». В нем определялись районы и сроки проведения массовой коллективизации. Принудительной коллективизации подлежали крестьяне всех регионов СССР, где зерновые культуры выращивались в больших объемах: Украина, Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Сибирь, Казахстан. Сроки завершения коллективизации устанавливались разные по причине особенностей почвы и климатических условий. В Украине, например, переустройство жизни крестьян нужно было завершить в 1931-1932 годах, в Поволжье и на Северном Кавказе – к осени 1930 года, в остальных районах – в 1933 году.

Новая политика советского правительства была реализована в два этапа. Первый этап охватывает события 1929 – март 1930 гг. На этом этапе крестьян объединяли в коммуны. Однако зажиточные крестьяне (кулаки) и середняки отказывались передавать в общую собственность свое имущество и жить в коммуне. Они прибегали к неповиновению, протестам, уничтожали свой скот и зерно, брались за оружие. Нарастание волны протеста отмечалось во всех регионах страны. Против крестьян правительство направляло войска Рабоче-Крестьянской Красной Армии, что подрывало социальную базу советской власти.

Весной 1930 года в ведущей газете «Правда» появилась статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов». В ней шла речь о ходе массовой коллективизации. Генеральный секретарь ЦК партии признавал, что в процессе организации коммун были допущены перегибы в проведении этой политики в деревне. Виноваты в этом, по его словам, местные партийные и советские работники. После публикации статьи Сталина высшее руководство приняло решение о приостановке организации коммун. Желающие могли выйти из состава коммуны. Протестное движение было остановлено.

Второй этап сплошной коллективизации начался осенью. В сентябре 1930 года было объявлено о возобновлении массовой коллективизации. Этот этап будет продолжаться до 1931-1932 годов. Правительство учло уроки предыдущего этапа и отказалось от принудительной коммунизации деревни. Основной организационной формой коллективного хозяйства была избрана не коммуна, а сельскохозяйственная артель (в повседневной жизни за ней закрепилось название «колхоз»). Артель соединяла в себе общественное (колхозное) хозяйство и личное подсобное хозяйство крестьян. Эту разновидность коллективного хозяйства большинство крестьян приняло.

Коллективизация в Донбассе проводилась в контексте развития событий в стране. К октябрю 1929 года в колхозах объединялось только 9% крестьянских хозяйств региона. Через год – октябрь 1930 года – коллективизировано было 65% хозяйств, а к октябрю 1932 года – 84,4%. Эти данные показывают, с какой скоростью проводилась коллективизация. В то же время они косвенно доказывают принудительный характер проводимого переустройства деревни. К концу первой пятилетки в Советском Союзе было коллективизировано 62% крестьянских хозяйств,

Зажиточные крестьяне не смирились и продолжали борьбу с организаторами колхозов, их лидерами и активистами; выступления кулаков приобрели антисоветский характер. Власть ответила проведением политики «ликвидации кулачества как класса». Суть ее в том, чтобы лишить кулацкие хозяйства их материальной базы, что привело бы к их разрушению. На местах создавались комиссии, которые определяли, кто из крестьян является кулаком. Затем их имущество объявлялось конфискованным и пополняло фонд колхоза, либо отдавалось беднякам. Наиболее активные крестьяне подлежали аресту, их сажали в тюрьмы, вместе с семьями высылали в Сибирь на постоянное место жительства, часть из них погибала, те, кто выжил, начинал жизнь с «нуля». Менее активных зажиточных крестьян раскулачивали и выселяли их за пределы колхоза. Многие, не дожидаясь погрома, бросали свое хозяйство и уходили на стройки пятилетки, пополняя ряды рабочих. Сельское хозяйство лишилось, таким образом, наиболее толковых хозяйственников. Вскоре это негативно отразилось на положении дел в отрасли. К тому же, деревня практически лишилась скота, который кулаки пустили под нож, чтобы животных не забрали в колхозы.

Вначале колхозники получали за свой труд равную долю выращенного урожая. С 1931 года их труд стали учитывать в трудоднях по специальным расценкам. По 1933 год практически не оплачивались. Материальный стимул к труду в общественном хозяйстве практически отсутствовал у колхозников. Село стремительно беднело. Урожаи из-за низкой производительности труда были низкие. Государство в административном порядке, прибегая к репрессиям, изымало весь урожай. Собранных объемов хлеба не хватало для выполнения планов индустриализации, для обеспечения города и армии продуктами питания.

Ко всем трудностям прибавились аномальные погодные условия. в 1932 году и в 1933 году все зерносеющие районы Советского Союза охватила засуха. Тогда в счет поставок хлеба государству у крестьян было изъято все зерно, включая фуражное, и даже посевной материал. Затем – все продукты питания. Осенью 1932 года в деревне начался голод. В следующем 1933 году голод повторился еще в больших масштабах.

В современной украинской литературе трагедия голода используется как тема для нагнетания русофобских настроений в обществе. Утверждается, что этот голод был искусственно создан Сталиным как орудие борьбы с украинскими крестьянами. На законодательном уровне в Украине эта трагедия называется геноцидом.

В действительности, голод возник из-за ошибок, допущенных большевистским руководством в аграрной политике. Засуха усугубила трагедию села. От голода пострадали крестьяне не только Украины, но и РСФСР, и Казахстана. Жертвами голода оказались крестьяне разных национальностей, не только украинцы. Голод не выбирал своих жертв на национальному признаку. На основе изучения статистических данных украинскими и зарубежными учеными (независимо друг от друга) подсчитано, что прямые потери от голода в Украине составляют 144 тысячи в 1932 году и 3–3,5 млн. чел. в 1933 году. Если учесть не рожденных детей (косвенные потери), потери населения в республике за 1932-1933 годы составили 4,7-5 млн. человек.

Ситуация в сельском хозяйстве стала постепенно улучшаться с увеличением финансовой, кадровой и технической помощи колхозам со стороны Советского государства в переходе к новой системе хозяйствования. В 1926 году был заложен первый в СССР тракторный завод в Сталинграде. Выпуск первых тракторов позволил перейти к обеспечению коллективных хозяйств машинной техникой. В 1928 году в Одесской области  была создана первая машинно-тракторная станция (МТС). За годы второй пятилетки в стране работало более 5,8 тысяч МТС.

В Донбассе первые МТС появились в 1930 году по 2-3 в каждом районе. За ними закреплялась группа колхозов, чьи поля работники МТС по договору обрабатывали, проводили сев и помогали убирать урожай. При МТС были созданы политотделы для контроля колхозной жизни и одновременно проводили среди крестьян и работников МТС идеологическую работу.

С 1934 года были определены нормы поставок зерна государству (35%) и МТС (25%). 40% выращенного урожая оставалось в колхозе, шло на посевной материал, хозяйственные нужды, на оплату труда колхозников. Развивалась торговля на селе. Под сданное зерно крестьяне могли приобретать ткани, велосипеды, патефоны, швейные машинки.

Вцелом, показатели сельскохозяйственного производства не удалось значительно увеличить по сравнению с данными предвоенного 1913 года. Продажа зерна за рубежом стала главным источником успешного завершения индустриализации в Советском Союзе. В то же время переход к колхозному строю позволил советскому руководству создать прочный запас продовольствия, избежать массового голода в стране и одержать Победу в Великой Отечественной войны.

Осуществить грандиозные планы переустройства Советского Союза можно было только в  обществе с достаточным уровнем культуры. Поэтому после завершения Гражданской войны и борьбы с иностранными интервентами одной из важнейших задач советского правительства стала борьба с массовой неграмотностью населения. В начале 1920-х годов около 70% населения страны было неграмотно. Силами государства и общественности была проведена огромная работа по преодолению ее. С этой целью в 1923 году было создано общество «Долой неграмотность!». Его возглавил глава советского правительства М.И.Калинин. Обучение грамоте взрослого населения проводилось по месту работы, на дополнительных занятиях в школах, кружках и пунктах ликбеза, в воинских частях. В этой работе участвовали не только учителя (их не хватало), но и молодежь, студенты, красноармейцы.

По материалам переписи населения Советской Украины 1920 года число неграмотных составляло 12 млн. чел. (из 26 млн. чел.). В 1928 году количество грамотных в республике составило уже 70% взрослого населения в городах и 50% в селах. За годы первых двух пятилеток в СССР научились читать и писать 40 млн. человек.

Следующим шагом правительства в области культуры стало формирование новой, советской системы образования. Она включала дошкольное, школьное и послешкольное образование. Дошкольное образование создавалось «с нуля» и было представлено воспитанием детей в детских яслях и садиках.

Основное внимание уделялось созданию новой школы. Обучение в школе стало общедоступным и бесплатным. На государственном уровне был принят «Закон о всеобуче», в соответствии с ним обучение детей школьного возраста стало обязательным. Материальное и кадровое обеспечение учебного процесса государство взяло на себя. Определилась единая для всей страны структура школы. Она состояла из начальной школы (1-4 классы), неполной средней (1-7 классы) и средней (1-10 классы) школы. В 1930 году в стране стало возможным ввести всеобщее начальное обучение, а в городах – семилетнее обучение.

Были разработаны стабильные программы и учебники по всем предметам. Вводились новые предметы: география и гражданская история (1934 г.), русский язык в национальных школах (1938 г.), немецкий язык (1940 г.). Из дореволюционной школы была позаимствована урочная система обучения. Возвратились к индивидуальной ответственности учащихся за качество выполненных заданий. Унификация обучения в масштабах страны имела положительные результаты – повышалось качество работы учителей и уровень знаний учащихся. В 1937/1938 учебном году в общеобразовательных школах СССР обучалось более 30 млн. детей, в три раза больше, чем до революции. Советский Союз превратился в страну почти сплошной грамотности.

Переход к модернизации промышленности страны  требовал рабочих  с более высоким уровнем технической подготовки. С этой целью была создана сеть средних специальных учебных заведений. Это были техникумы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где обучение продолжалось 2-4 года. За короткий срок ФЗУ не могли в полной мере удовлетворить потребности производства в квалифицированных кадрах. Поэтому решение этого вопроса перенесли непосредственно на производство. Основой такой формы обучения стало использование метода индивидуального и бригадного ученичества.

Большая работа была проведена в сфере высшего образования, где проходили подготовку специалисты для индустрии, сельского хозяйства, а также учителя и врачи. Расширялась сеть индустриальных, педагогических и медицинских институтов, возрождались университеты. Был восстановлен порядок обязательной сдачи вступительных экзаменов. Абитуриенты, окончившие среднюю школу с золотой медалью, зачислялись в вузы без экзаменов. В аудитории возвращались привычные формы обучения – лекции, семинарские занятия, производственная практика. Определенная часть студентов получали государственную стипендию. Восстанавливалось право детей служащих на обучение в вузах. Успешно развивалась заочная форма обучения и обучения без отрыва от производства (заводы-втузы).

Через сеть высших и средних специальных учебных заведений формировалась новая советская интеллигенция. За годы первой и второй пятилеток в техникумах и вузах Советского Союза было подготовлено около 2 млн. специалистов. Они становились основным источником формирования советской интеллигенции. Другими источниками стали представители дореволюционной интеллигенции, принявшие революцию, и выдвиженцы-организаторы из рабочей и крестьянской среды. Накануне Великой Отечественной войны в рядах советской интеллигенции насчитывалось 14 млн. человек. 17% из их числа имели высшее и среднее специальное образование.

Общественные науки, литература, искусство использовались партийным руководством для внедрения в сознание советских людей коммунистической идеологии. Для этого вместо различных творческих объединений в стране были созданы  союзы, объединившие советских писателей, советских композиторов, советских художников и т.п. (по «отраслям»). Через них насаждался новый творческий метод, каким был объявлен «социалистический реализм». В нем соединялись отображение реальной действительности и воспитание трудящихся в духе идеалов социализма. С помощью цензурных органов осуществлялся идеологический контроль  над творческим процессом деятелей культуры.

Донбасс. Осуществление революции в области  культуры (под лозунгом «культурной революции» осуществлялись выше указанные преобразования в СССР) в нашем регионе имело существенные отличия. Первое. Специфика становления многонационального Донбасса не привела к формированию культурного центра, объединявшего все население. Греческие, болгарские, немецкие, татарские и другие этнические группы сохраняли свои культурные традиции. Сохранялись особенности народной культуры восточно-украинских жителей и западно-украинского населения, городская культура центральных районов России и городов Украины. Сформировалось этнокультурное многоголосие, общей культуры региона не сложилось.

Второе. К 1920-м годам в Донбассе не было центра духовной культуры. Отсутствовала подготовка кадров творческой интеллигенции. Не было сети учреждений культуры.

Третье. В регионе существовали широкие возможности для создания прочной материальной базы культуры.

Культурная революция 1920-1930-х годов в Донбассе проводилась с учетом этих исторически сложившихся условий.

Прежде всего, необходимо было ликвидировать неграмотность взрослого населения. По данным переписи 1926 года среди горожан Донбасса было 17,9% неграмотных, а среди промышленных рабочих – 15%. Развернутая под лозунгом «Долой неграмотность!» кампания способствовала заметному сокращению такой категории населения. К 1 октября 1937 года среди промышленных рабочих страны оставалось 4% неграмотных.

Введение в СССР всеобщего обязательного начального образования стало основой для постепенного роста уровня образования населения. В начале 1936 года 2/3 молодых рабочих ведущих отраслей тяжелой промышленности имели начальное образование, а треть – не ниже семилетнего.

Остро стоял вопрос о сокращении использования на произ



2020-02-03 954 Обсуждений (0)
Образование СССР и его историческое значение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование СССР и его историческое значение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (954)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)