Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно- правовая основа как защита пожилых людей, в том числе находящихся в ситуации маргинализации



2020-02-03 213 Обсуждений (0)
Нормативно- правовая основа как защита пожилых людей, в том числе находящихся в ситуации маргинализации 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале 90-х годов социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов. Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

Лица пожилого возраста относятся к социально не защищенной категории населения, которой присуща своеобразная триада проблем: неудовлетворительное состояние здоровья и связанное с ним ограничение жизнедеятельности; материальные трудности; проблема одиночества и дефицита общения. Эти проблемы характеризуются устойчивостью и длительностью действия, в результате чего пожилой человек приобретает маргинальный статус. Отсюда вытекают соответствующие потребности пожилых людей в сохранении и улучшении здоровья (физического и психического), материального положения, общении и налаживании социальных контактов, психологической поддержке и социальном обслуживании.[41]

Государственная социальная политика в отношении граждан пожилого возраста является неотъемлемой частью государственной социальной политики и взаимосвязана со всеми ее направлениями на стадиях разработки, принятия и реализации решения.

 Главным законом страны является Конституция Российской Федерации. В ней содержатся нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, а также нормы особо, касающиеся пожилых людей. К ним относятся ст. 7 Конституции РФ, устанавливающая, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, в том числе через систему социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и другие гарантии социальной защиты. Особое значение для положения пожилых людей имеет конституционные нормы о праве на жилище, частной собственности и праве на получение квалифицированной юридической помощи.[42] Однако в Конституции РФ отсутствует норма о приоритетной защите прав пожилых людей.

Законодательство Российской Федерации, регламентирующее конституционные гарантии прав пожилых людей, условно включает следующие нормы: во-первых, нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; во-вторых, нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи; в-третьих, нормы, регулирующие положение особых групп пожилых людей (ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста). С вступлением в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и ряда федеральных законов («О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов») существенно обогатилось социальное законодательство, адресованное непосредственно гражданам пожилого возраста. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит целый ряд норм и положений, касающихся обязательств, возникающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом.[43]

Эти виды договоров используются лицами пожилого возраста, нуждающимися в дополнительных источниках средств к существованию. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) содержат общее определение понятия «граждане пожилого возраста». За ними закрепляется право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях здравоохранения; на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. При наличии медицинского заключения граждане пожилого возраста обладают правом на санаторно-курортное лечение и реабилитацию на льготных условиях или бесплатно, а также на бесплатный медицинский контроль для пенсионеров, занимающихся физической культурой. Конституция Российской Федерации признает социально значимыми права на социальные услуги, призванные удовлетворять особые потребности граждан в силу ограничения жизнедеятельности, в том числе и по возрасту.

Важное значение для социальной поддержки людей старшего возраста имеет пенсионное законодательство. Для многих основным источником существования пожилых людей является пенсия по старости. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению определяется как ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».[44]

Одним из основных направлений государства в области поддержки пожилых людей является социальное обслуживание граждан пожилого возраста. На сегодняшний день сложились группы пожилых людей с особыми потребностями (инвалиды пожилого возраста, длительно болеющие одинокие пожилые люди, долгожители, одинокие пожилые женщины, лица пожилого возраста с ограниченными возможностями передвижения и самообслуживания, пожилые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации). В связи с этим растет спрос на социальные услуги в большей степени специализированного характера. По проведенным оценкам, в России около 5 млн. одиноких и одиноко проживающих граждан старших возрастов нуждаются в различной помощи 1, 5 млн. – из их числа – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах по причине неудовлетворительного состояния здоровья. Около 300 тыс. человек необходимы социально-медицинские услуги на дому. Организация социального обслуживания пожилых людей рассматривается как вклад в социальное развитие и часть осуществляемого в России комплекса правовых, экономических, социальных мер по социальной защите пожилых.[45]

 

 Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «О ветеранах» устанавливают определенный объем гарантий. Большое значение в системе правового регулирования защиты прав и интересов пожилых людей имеет законодательство по социальной защите ветеранов. Федеральный закон «О ветеранах» №5-Ф3 был принят 12 января 1995 года в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне. В нем впервые были систематизированы нормативно-правовые акты о льготах ветеранам и сформулирован правовой статус ветерана. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы и ветераны труда. [46]

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в законе; пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности. Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. [47]

С 1 января 2004 года вступил в действие закон Российской Федерации № 122-ФЗ, который внес определенные изменения в социальное законодательство. Внесены изменения в 155 федеральных законов и отменено действие 41 закона. Появилось по­нятие «социальная поддержка». Согласно Закону Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми»№ 55-РЗ от 12 ноября 2004 года, в рамках социальной поддерж­ки предусматривается осуществление системы мер, включаю­щей оплату жилья и коммунальных услуг; предоставление ком­пенсации стоимости топлива; выплата пособия на оплату проез­да в пассажирском транспорте; предоставление республикан­ской ежемесячной и (или) ежегодной денежной выплаты; посо­бие на оплату проезда детей, являющихся учащимися общеоб­разовательных учреждений; предоставление ежемесячной де­нежной выплаты лицам, удостоенным почетных званий Респуб­лики Коми, а также медицинское и протезно-ортопедическое об­служивание.[48]

 С января 2005 года в России ушла в прошлое сис­тема предоставления натуральных льгот, которую сменили де­нежные компенсации. Произошло разделение на «федераль­ные» и «региональные» льготные категории. К федеральной льготной категории относятся инвалиды и участники Великой Отечественной войны, бывшие узники фашизма, жители бло­кадного Ленинграда, военные 1941-1945 гг., не участвовавшие в боевых действиях, и лица, работавшие на объектах ПВО и строительстве прифронтовых сооружений, члены семей погиб­ших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, инва­лиды всех групп. Финансирование расходов, связанных с пре­доставлением мер социальной поддержки данным категориям граждан, производится за счет средств федерального бюджета. На усмотрение региональной власти, кроме оплаты ЖКУ, оста­лись труженики тыла, ветераны труда, пострадавшие от полити­ческих репрессий, почетные доноры, одиноко проживающие граждане старше 80 лет и заслуженные работники Республики Коми. Финансирование расходов для данных категорий граждан предусмотрено за счет региональных бюджетов. [49]

Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» является базовым для института соци­ального обслуживания. В соответствии со ст. 1 закона социаль­ное обслуживание представляет собой деятельность по удовле­творению потребностей пожилых в социальных услугах: уходе, организации питания, содействии в получении медицинской, правовой, социально-правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в трудоустройстве, органи­зации досуга, содействии в организации ритуальных услуг и др. Данные социальные услуги позволяют частично разрешить проблему маргинализации. Право на социальное обслуживание имеют граждане пожилого возраста (женщины старше 55, мужчины старше 60) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои ос­новные жизненные потребности. Государство гарантирует граж­данам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливо­сти независимо от пола, расы, национальности, языка, происхо­ждения, имущественного и должностного положения, места жи­тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.[50]

В Республике Коми также предпринимаются целенаправлен­ные меры по повышению социальной защищенности граждан старшего поколения. Сложилась система социальной поддержки людей старшего поколения, которая имеет комплексный харак­тер и включает широкий набор мер, направленных на социаль­ную защиту ветеранов, оказание помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию, обеспечение профилактики социального неблагополучия пожилых людей. С 1 января 2005 года вступил в силу Закон Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» № 56-РЗ от 28 октября 2004 года. Закон определяет в рамках полномочий субъекта Российской Федерации размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной по­мощи. Малоимущим семьям и малоимущим, одиноко прожи­вающим гражданам могут быть предоставлены следующие виды государственной социальной помощи: денежные выплаты (со­циальное пособие; пособие на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста - мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет, получающим трудовые пенсии по старости, пенсии за выслугу лет в соответствии с федераль­ным законодательством).[51]

Государственная социальная помощь в соответствии с настоящим законом может быть оказана мало­имущей семье или малоимущему, одиноко проживающему гра­жданину, имеющим по независящим от них причинам среднеду­шевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми.

23 декабря 2004 года был принят Закон Республики Коми «О социальном обслуживании населения Республики Коми» № 84-РЗ . 31 декабря 2005 года этот закон вступил в силу. Данный закон  регулирует отношения в сфере социального об­служивания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанав­ливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов.[52] Во исполнение статьи 4 закона Республики Коми № 84-РЗ постановлением Правитель­ства Республики Коми № 150 от 24 июня 2005 года утвержден республиканский перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению Республики Коми социальными службами, и перечень дополнительных социальных услуг, пре­доставляемых на платной основе. 3 октября 2005 года постановлением Правительства РК № 257 «О мерах по реализации закона Республики Коми «О социальном обслу­живании населения» утверждены порядок и условия оплаты социальных услуг, предоставляемых населению Республики Коми государственными учреждениями социального обслуживания населения, порядок и условия социального об­служивания на дому и социально-медицинского обслуживания на дому.

В настоящее время в республике действует более 20 нормативных актов, направленных на решение вопросов социальной защиты людей старшего поколения, функционирует единая комплексная система социального обслуживания пожилых.

Таким образом, нормативно- правовую базу исследования составили законодательные акты, направленные на разрешение первоочередных проблем пожилых людей.  Можно сделать вывод о том, что существует достаточно много законов, в которых провозглашены необходимые для пожилых людей права, виды оказания помощи и поддержки. Но на практике осуществляются лишь некоторые программы, а право на достойный уровень жизни не реализуется многими пожилыми людьми. Если бы государство выполняло все обязательства, указанные в законах, то каждый пожилой гражданин жил достойно, возможно не зная, что такое нужда, а проблема маргинализации была бы не столь острой, какой является в настоящее время.

 

 



2020-02-03 213 Обсуждений (0)
Нормативно- правовая основа как защита пожилых людей, в том числе находящихся в ситуации маргинализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно- правовая основа как защита пожилых людей, в том числе находящихся в ситуации маргинализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)