Деятельность социальных служб по решению проблем маргинализации
За последние 10-15 лет социальное обслуживание пожилых людей в России сложилось в целостную систему, включающую различные учреждения, службы, предоставляющие социальную помощь нуждающимся гражданам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закреплены основные формы социального обслуживания пожилых людей: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание (в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания); срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь.[53] В современном мире подходы к решению проблем пожилых людей претерпевают коренные изменения в соответствии с международными нормами. Учет макросоциальных последствий старения населения привел к смещению акцентов в политике старения социальной защиты и поддержки лиц «третьего возраста». Приоритетными направлениями социальной работы с пожилыми людьми являются обеспечение безопасных условий для пожилых людей; соблюдение прав пожилых людей, недопущение дискриминации по признакам пола и возраста; укрепление солидарности поколений; повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг.[54] В государственной системе социального обслуживания пожилых и инвалидов действует более 3 тыс. самостоятельных учреждений, в которых ежегодно получают социальные услуги 15 млн. пожилых граждан (46,5 % от их общего числа), причем менее 5 % нуждающихся в социальном обслуживании (около 250 тыс. человек) получают услуги в стационарных учреждениях, остальные – на дому. Создание центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов позволяет осуществлять организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг. Центры социального обслуживания занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в стационарных, полустационарных и нестационарных условиях, осуществляют срочное социальное обслуживание, оказывают населению социально-консультативную и практическую помощь, а также проводят большую культурно-массовую работу.[55] Пожилому человеку гарантируется определенный набор необходимых социальных услуг, достаточных для удовлетворения его основных жизненных потребностей. Эти услуги включаются в Федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг. Федеральный перечень является базовым и может пересматриваться только в сторону увеличения. Социальные услуги, входящие в Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляются бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты. Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 473 от 15 апреля 1996 года. В основу дифференцированного оказания услуг и порядка их оплаты положены такие критерии, как размер пенсии самого обслуживаемого по отношению к прожиточному минимуму, размер пенсии родственников обсуживаемого по отношению к прожиточному минимуму, размер среднедушевого дохода по отношению к прожиточному минимуму в семье, где проживает обслуживаемый. Бесплатное обслуживание предоставляется гражданам (супружеским парам) пожилого возраста и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; имеющим родственников, которые не могут в связи с отдаленностью проживания, малообеспеченностью, болезнью и другими объективными причинами обеспечить им помощь и уход; проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.[56] Социальные услуги предоставляются на условиях частичной оплаты гражданам (супружеским парам), имеющим доход в размере от 100 до 150% прожиточного минимума; гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, имеющим доход в размере от 100 до 150% прожиточного минимума; гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% прожиточного минимума. Социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты гражданам (супружеским парам), не имеющим родственников и находящимся в трудной жизненной ситуации, имеющим доход в размере свыше 150% прожиточного минимума; всем категориям граждан при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг. Тарифы на все виды социальных услуг определяют органы социальной защиты субъектов Федерации.[57] Указом Главы Республики Коми «О тарифах на гарантированные социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» № 72 от 26 марта 1997 года закреплены права ветеранов на получение гарантированных социальных услуг как бесплатно, так и на условиях частичной или полной оплаты. В соответствии с данным указом в городах и районах республики утверждены тарифы на гарантированные социальные услуги.[58] В соответствии с указом Главы Республики Коми «О порядке и условиях предоставления дополнительных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания Республики Коми» № 147 от 13 апреля 1998 года на местном уровне утверждаются тарифы на дополнительные социальные услуги, которые предоставляются за полную плату. Лица, получающие надомное обслуживание на платных условиях, заключают с центром (Управлением по социальной защите населения) договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размер оплаты за них. Договор об оказании надомных услуг и оплата за них заключается как с лицом, принимаемым на обслуживание, так и с его родственниками, обязанными содержать его по закону, или с каждым из них при оплате на долевых условиях, а также с трудовыми коллективами, организациями или ведомствами, оплачивающими услуги. В городах Сыктывкар, Ухта, Печора, Усинск, Сысольском, Княжпогостском, Усть-Вымском и Эжвинском районах предоставляются следующие дополнительные услуги: косметический ремонт жилья, пошив и ремонт одежды, парикмахерские, медицинские и другие. Средства, полученные за счет взимания платы за социальные услуги, направляются на укрепление материально-технической базы нестационарных учреждений социального обслуживания и стимулирование труда их работников в размере, определяемом органами по социальным вопросам.[59] Система социального обслуживания охватывает медицинскую гериатрическую помощь как стационарную, так и поликлиническую, содержание и обслуживание в домах-интернатах; помощь на дому, протезную помощь; обеспечение транспортными средствами; трудоустройство и профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т.д. [60] Социальные службы для пожилых людей подразделяются на комплексные (общие) и специализированные. Учреждения системы социального обслуживания пожилых людей делятся на стационарные, полустационарные и нестационарные. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Стационарные учреждения осуществляют социально-бытовую, медико-социальную и психологическую реабилитацию граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. В конце 1990-х годов в России функционировало более 1000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов. В системе социального обслуживания Республики Коми функционирует 8 стационарных учреждений.[61] Все стационарные учреждения взависимости от контингента проживающих в них граждан подразделяются на следующие виды: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, в том числе специализированные общего и геронтологического профиля; психоневрологические дома-интернаты. Помещение пожилого человека или инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания производится только на основании личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей. Развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания идет по нескольким направлениям: создание более комфортных условий проживания; организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации; предоставление услуг социокультурной направленности и укрепление коммуникативных связей. Большое внимание в стационарных учреждениях социального обслуживания уделяется организации медицинского обслуживания, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и социально-реабилитационных мероприятий. [62] Дом-интернат – медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного пребывания в нем престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Прием в дом-интернат осуществляется по путевке органов социальной защиты населения, которая выдается на основании личного заявления, медицинской карты и справки медико-социальной экспертизы. Проживающие в домах-интернатах получают благоустроенное жилье с мебелью и инвентарем, постельные принадлежности, одежду, обувь; им предоставляется питание; осуществляется диспансеризация и лечение; организуется консультативная медицинская помощь специалистов, а также госпитализация в лечебно-профилактические учреждения. Нуждающиеся обеспечиваются слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения. Разрабатываются комплексные программы по медико-социальной реабилитации. Индивидуальные карты позволяют в динамике проследить за ходом медицинской, социально-бытовой и трудовой реабилитации, оценить правильность в применении видов реабилитации, при необходимости провести их коррекцию с индивидуальным подходом к каждому обеспечиваемому, правильность применения медикаментозной терапии, психотерапии, средств реабилитации.[63] В ряде центров социального обслуживания населения открываются стационарные отделения для пожилых и инвалидов. Так, на базе центра социального обслуживания населения муниципального образования «Город Воркута» 1 марта 1996 года было открыто отделение стационарного обслуживания, куда принимаются на постоянное или временное проживание пожилые люди, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе. Престарелым и инвалидам, принятым в отделение, предоставляются койка-место или отдельная комната с необходимой мебелью и инвентарем, в случае необходимости выдаются постельные принадлежности. Пенсионерам и инвалидам, нуждающимся в обслуживании, предоставляются гарантированные и дополнительные социальные услуги. Гарантированные услуги предоставляются бесплатно. Плата берется лишь за проживание в отделении. [64] Помимо стационарных учреждений социального обслуживания существует сеть нестационарных учреждений. К ним относятся отделения социального обслуживания на дому, отделение срочной социальной помощи, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, которые входят в структуру комплексных центров социального обслуживания населения, центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, центров экстренной психологической помощи населению, социально-реабилитационных центров и др. Социальное обслуживание в нестационарных учреждениях оказывается в соответствии с государственными стандартами, которые определяют требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Деятельность нестационарных социальных служб максимально приближена к нуждам граждан старшего поколения. Пользуясь услугами нестационарных социальных служб, пожилые люди остаются в привычной для себя житейской среде, что в психологическом отношении весьма значимо для них.[65] Отделение социального обслуживания на домуосуществляет постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи, вследствие частичной утраты ими способности к самообслуживанию. Деятельность отделения направлена на максимально возможное продление пребывания человека в привычной среде обитания и поддержания его социального, психологического и физического статуса. Отделение предоставляет следующие виды услуг: доставку на дом продуктов питания и товаров первой необходимости, помощь в приобретении медикаментов, сопровождение в медицинские учреждения, помощь в оформлении документов, в поддержании условий проживания, оказание социально-бытовых услуг и т.д. Услуги могут предоставляться на платной или бесплатной основе. Лица, принимаемые на надомное обслуживание, заключают договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размер оплаты за них. Зачисление на надомное обслуживание производится заведующим отделением на основании личного заявления, акта материально-бытового обследования, справки о размере получаемой пенсии, медицинского заключения о состоянии здоровья и отсутствия медицинских противопоказаний к обслуживанию на дому.[66] В Республике Коми социальное обслуживание на дому получило наибольшее распространение. Согласно данным государственного доклада "О положении граждан старшего поколения в Российской Федерации" (2000 г.), в республике отмечены наиболее высокие показатели численности обслуживаемых на дому граждан пожилого возраста - 586 человек на 10 тысяч пенсионеров, тогда как в среднем по России - 260 человек соответственно. [67] Отделение срочной социальной помощипринимает меры по временному поддержанию жизнедеятельности граждан, попавших в чрезвычайную ситуацию. Отделение предоставляет следующие виды услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной доврачебной медицинской или психологической помощи; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи и др. Анализ показывает, что численность обслуживаемых клиентов в отделениях срочной социальной помощи в общем потенциале населения составляет 30 %.[68] В целом, по Республике Коми насчитывается 20 отделений срочного социального обслуживания. В Сыктывдинском районе при отделении срочного социального обслуживания работает «Телефон доверия» для пожилых людей и инвалидов. В Сыктывкаре, Ухте, Вуктыле, Усть-Вымском, Княжпогостском, Ижемском районах функционируют бригады по оказанию экстренной социально-бытовой помощи, что позволяет решать многие проблемы бытового характера - от вспашки огородов до мелкого ремонта жилья и уборки урожая.[69] Деятельность нестационарных учреждений социального обслуживания пожилых людей постоянно развивается. Более разнообразными становятся формы и методы социального обслуживания, появляется взаимодействие между нестационарными формами социального обслуживания и оказанием социальных услуг в полустационарных условиях. Увеличивается число граждан, находящихся на социальном обслуживании, повышается качество предоставляемых услуг. Значительную роль в системе социальных служб играют полустационарные формы социального обслуживаниялюдей пожилого возраста. На полустационарное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки от учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, социальными гостиницами, социальными столовыми и отделениями медико-социальной реабилитации.[70] Большой популярностью среди пенсионеров пользуются отделения дневного и временного пребывания.Отделения дневного пребывания предназначены для социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни. Первое отделение в Республике Коми было открыто в 1990 году при территориальном центре социального обслуживания пенсионеров «Тентюковский» г. Сыктывкара на 25 мест. В настоящее время функционирует 4 отделения дневного пребывания – в Сыктывкаре, Эжве, Воркуте и Ухте. Основными задачами отделения являются: создание благоприятных условий проживания, приближенных к домашним, организация ухода за проживающими, организация общения пожилых людей, восстановление их личностного и социального статуса. Граждане зачисляются независимо от их семейного положения на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение. Пожилые люди, получившие путевку на 24 дня, имеют возможность интерес но провести досуг, заняться трудовой терапией, при необходимости отдохнуть, получить доврачебную медицинскую помощь, питание. Получение бесплатного (льготного) питания является ведущим лейтмотивом посещения отделений дневного пребывания пожилыми гражданами. Это отражает низкий уровень благосостояния граждан пожилого возраста и свидетельствует о сложной социально-экономической ситуации в стране. Ряд центров социального обслуживания населения практикует создание групп дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Так, на базе центра социального обслуживания населения муниципального образования «Город Сосногорск» при отделении реабилитации была создана группа дневного пребывания пенсионеров и инвалидов на 10 человек. Основными направлениями деятельности группы являются обеспечение социально-средовой адаптации для лиц пожилого возраста и инвалидов; определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке; проведение по назначению врача лечебных процедур пожилым гражданам и инвалидам и организация досуга. Группы дневного пребывания формируются по возрасту и интересам. На каждую группу разрабатывается индивидуальный план мероприятий социальной реабилитации в течение их десятидневного пребывания. Создание и деятельность подобных групп способствует снижению социальной напряженности среди пенсионеров, дает возможность поправить свое здоровье рядом с домом, а главное - приобрести друзей.[71] Отделения (дома) ночного пребыванияпредназначены для лиц без определенного места жительства. Если положение пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам часто оценивается как неудовлетворительное, то положение пожилых людей без определенного места жительства еще более плачевно - они бесправны и беспомощны. В 1995 году в г. Ухте был открыт центр социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, где они проходят реабилитацию и адаптацию к условиям жизни в стационарном учреждении. Социальные гостиницыпредназначены для граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях и нуждающихся во временном жилье. Социальные гостиницы функционируют в городах Сыктывкаре, Ухте, Усинске, Вуктыле, Удорском, Сысоль-ском, Усть-Вымском, Троицко-Печорском и Прилузском районах. Социальные столовые - для малоимущих категорий населения. В большинстве случаев различные отделения входят в структуру центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста являются основным звеном в системе социального обслуживания пожилых людей на муниципальном уровне. В настоящее время в России функционируют 1955 таких центров, и их количество постоянно растет. [72] Помимо центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в сектор социального обслуживания входит «Кризисный центр для мужчин». Центры создаются с целью социальной реабилитации лиц, попавших в кризисную ситуацию. Основные задачи кризисного центра заключаются в предоставлении лицам без определённого места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам, койко-место с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены для ночлега; в оказании первой доврачебной помощи и проведении санитарной обработки; содействии и восстановлении семейных связей; проведении при необходимости медико-социальной экспертизы и установлении группы инвалидности; оформлении в случае необходимости в дома-интернаты; оказании разносторонней помощи, а также юридической и другой консультативной помощи и т.д. В кризисный центр принимаются лица пожилого возраста и инвалиды, оказавшиеся без определённого места жительства и занятий; освободившиеся из мест лишения свободы и утратившие социально- полезные связи; оказавшиеся в экстремальной ситуации и нуждающиеся в помощи. На каждого проживающего оформляется карта личных данных, где указываются сведения о наличии документов, доходах, профессии, родственниках и знакомых; лист выполненных мероприятий; карточка учёта, куда записывается информация о днях проживания. Специалисты центра используют метод поэтапной реабилитации, помогая найти выход из порочного круга проблем.[73] Таким образом, деятельность социальных служб направлена на обеспечение системного подхода к решению проблем старшего поколения. Созданы основы полноценной системы социального обслуживания пожилых людей, оказываются социально-медицинские, социально-бытовые, психологические и другие услуги. Расширяется перечень услуг, внедряются инновационные формы и методы работы, способствующие повышению качества социальных услуг.
Заключение Курсовая работа была посвящена маргинализации пожилых людей в условиях социокультурной трансформации. На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы. Смена социально- экономического строя, которую Россия пережила на исходе последнего века второго тысячелетия, привела к разрушению существовавшей социальной структуры общества, способствовала увеличению доли индивидуумов, попадающих в маргинальную ситуацию. Особенно это наблюдается в среде социально незащищённой категории пожилых людей. Отстранение от участия в производстве становится для пожилых людей некой угрозой, реальной тем, что отбрасывает их на более низкую ступень материального обеспечения и в результате чего пожилые люди становятся маргиналами. С материальными трудностями сталкивается большинство пожилых людей, поскольку пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека, а возможность приобретения благ и услуг в значительной мере зависит от экономического положения. Большие финансовые трудности ускоряют отход от активной жизни, играют главную роль в депривации пожилого человека и способствуют приобретению маргинального статуса. Ограничения, обусловленные депривированным социальным статусом, не позволят пожилым оставаться полноправными участниками преобразований. Кроме того, происходящие трансформационные процессы не всегда понятны пожилым людям. Изменение социального статуса сказывается не только на материальном положении, но и на моральном, снижается способность к адаптации. В итоге пожилой человек постепенно приобретает качества маргинальной личности. В начале 90-х годов социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов. Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста. Среди законодательных актов, направленных на разрешение первоочередных проблем можно выделить Гражданский кодекс РФ, Конституцию РФ, Жилищный кодекс РФ; федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах». Существует достаточно много законов, в которых провозглашены необходимые для пожилых людей права, виды оказания помощи и поддержки. Но на практике осуществляются лишь некоторые программы, а право на достойный уровень жизни не реализуется многими пожилыми людьми. В результате многие пожилые граждане становятся маргиналами. Одним из основных направлений государства в области поддержки пожилых людей является социальное обслуживание. За последние 10-15 лет социальное обслуживание пожилых людей в России сложилось в целостную систему, включающую различные учреждения, службы, предоставляющие социальную помощь на федеральном, региональном и местном уровнях. Учреждения системы социального обслуживания делятся на стационарные, полустационарные и нестационарные. Во всех типах учреждений гражданам пожилого возраста предоставляются различные социальные услуги. Деятельность служб максимально приближена к нуждам граждан пожилого возраста и направлена на поддержание социального, психологического и физического статуса. Деятельность учреждений социального обслуживания пожилых людей постоянно развивается. Более разнообразными становятся формы и методы социального обслуживания, повышается качество предоставляемых услуг. Таким образом, проблема маргинализации пожилых людей в условиях социокультурной трансформации является в настоящее время сложной и требует комплексного подхода.
Литература
1. Конституция Российской Федерации, ст.7. // Доступ СПС «Консультант Плюс». 2009. 2. Об основах социального обслуживания населения: федер. закон № 195-ФЗ от 10.12.1995 г. (в ред. от 22.08.2004) // Собрание закон-ва. 2004. 3. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: федер. закон № 122-ФЗ от 17.05.1995г. (в ред. от 22.08.2004) // Собрание закон-ва. 2004. 4. О социальной защите инвалидов: федер. закон № 181-ФЗ от 24.11.1995г. (в ред. От 29.12.2004) // Собрание закон-ва.2004. 5. О ветеранах: федер. закон № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. (в ред. от 19.12.2005) // Собрание закон-ва. 2006. 6. О социальном обслуживании населения: закон Республики Коми № 84-РЗ от 23.12.2004 г. // Собрание закон-ва. 2004. 7. Об оказании государственной социальной помощи: закон Республики Коми № 56-РЗ от 28.10.2004 г. // Собрание закон-ва. 2004. 8. О социальной поддержке населения: закон Республики Коми № 55-РЗ от 12.11.2004 г. // Собрание закон-ва. 2004. 9. Указ Главы РК. О тарифах на гарантированные социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. 26.03.1997. №72. // Собрание закон-ва. 2004. 10. Указ Главы РК. О порядке и условиях предоставления дополнительных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. От 13.04.1998 г. № 147. // Собрание закон-ва.2004. 11. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по республике Коми URL: http: // komi. gks. ru / default. аspх. (дата обращения: 02.04.2009) 12. Алексеева О.М. Когда в России Можно будет прожить на пенсию? // Социальное обеспечение. 2007. № 20. – С.17. 13. Альперович В.А. Социальная геронтология. – Ростов на-Дону, 2007. 169с. 14. Артюхов С.А. Образ жизни пенсионеров по возрасту и состоянии их здоровья. – М., 1992. 138с. 15. Афанасьева А.И. Пожилые люди в России: подходы и технологии // Социс. 2003. №4. – С.146-150. 16. Бондаренко К.Н., Краснова О.В. Инновационные идеи в социальном обслуживании пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2003. №3. – С.87-99. 17. Владимеров Д.Г. Старшее поколение как фактор экономического развития // Социс. 2004. №4. – С.2-11. 18. Глебова А.Н. Заботу государства – пожилым. Проблемы, перспективы // Социальное обеспечение. 2004.№2. – С.12-15. 19. Дементьева Н.Ф., Подкорытов А.В. Социальный портрет и самооценка здоровья граждан старших возрастов, посещающих отделения дневного пребывания центров социального обслуживания // Работник социальной службы. 2002. №2. – С.35-41. 20. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. – М., 1980. 64с. 21. Доброхлеб В.Р. Ресурсный потенциал пожилого населения России // Социс. 2008. №8. – С.55-61. 22. Забелина Н.В. Маргинализация пожилых людей в условиях социокультурной трансформации // Отечественный журнал социальной работы. 2007. №2. – С.38-48. 23. Заславская Т.И. Современный трансформационный процесс в России // Социс. 2001. №8. – С.61-69. 24. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социс. 2004.№8. – С.3-14. 25. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. – М., 2002. 135с. 26. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Азбука социального обеспечения. – М., 1987. 110с. 27. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. – М., 1988. 78с. 28. Зозуля Т.В. Влияние социально-психологических факторов на психическое здоровье пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2004. №1. – С.42-49. 29. Иванова С.С., Рыжова Е.Д, Модели социального обслуживания пожилых людей и различные методы взаимодействия с ними // Психология зрелости и старения. 2000. №11. – С.107-112. 30. Касаткина М.И. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов // Социальное обслуживание. 2006. №4. – С.22-26. 31. Касаткина М.И. Адаптация пожилых людей к жизни в доме- интернате // Социальное обслуживание. 2006. №4. – С.9-21. 32. Ковалёва Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социс. 2001. №7. – С.73-77. 33. Козлова Т.З. Восприятие пенсионерами современной жизни.// Психология зрелости и старения. 2004. №2. – С.54-59. 34. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности // Психология зрелости и старения. 2003. №3. – С.127-129. 35. Козлова Т.З. Самореализация и самооценка пенсионеров // Психология зрелости и старения. 2006. №2. – С.31-47. 36. Козлова Т.З. О социальном положении пенсионеров // Социс. 2008. №5. – С.130-142. 37. Ковалева Н.Г., Тукумцев Б.Г. Образ жизни как фактор адаптации к жизни на пенсии // Психология зрелости и старения. 2004. №2. – С.34-53. 38. Катюхин В.Н., Н. Ф. Дементьева Н.Ф. Дома-интернаты. – СПб., 1996. 87с. 39. Краснова О.В.Социальный контекст дома-интерната для пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2006.№2. – С.49-59. 40. Краснова О.В. Бабушки в семье // Социс. 2000. №11. – С.108-116. 41. Краснова О.В. Пожилые люди в России и отношение к ним // Психология зрелости и старения. 2003. №3. – С.5-15. 42. Краснова О.В. Условия и качество жизни в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. 2001. №4. – С.70-76. 43. Климина Н.А. Социальная защита пожилых. Проблемы, перспективы // Социальное обеспечение.2004. №2. – С.12-15. 44. Криничанский К.В. Российский город в условиях социально-экономических трансформаций // Социс. 2008. №9. – С.12 -20. 45. Куликова С.В. Обеспечение активной старости как этический принцип профессиональной деятельности специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. 2004. №2. – С.47-55. 46. Максимова С.Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста. – Барнаул. 1999, 84с. 47. Манукян Н.А. Некоторые вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста // Отечественный журнал социальной работы. 2003. №2. – С.50-55. 48. Мерман М.М. Полноценная жизнь в старости. – М. 1991,76с. 49. Миннигалеева Г.А. Социальная политика в отношении пожилых людей в России и за рубежом // Психология зрелости и старения. 2004. №1. – С.111-123. 50. Миннигалиева М.Р. Проблемы и ресурсы пожилых людей // Отечественный журнал социальной работы. 2004. №3. – С.9-16. 51. Морозова С.В. Особенности оказания психологической помощи людям пожилого возраста // Отечественный журнал социальной работы. 2007. №1. – С.42-50. 52. Немцова О.Ф. Пожилой человек семье: проблемы и пути их решения // Социальное обслуживание. 2008. №2. – С.26-33. 53. Палунин В.С. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов и лиц пожилого возраста. – М., 1991. 156с. 54. Панов А.М. Повышение доступности и качества услуг социального обслуживания: современная ситуация и перспективы решения актуальных проблем // Отечественный журнал социальной работы. 2006. №4. – С.4-12. 55. Парахонская Г.А. Пожилой человек в семье // Социс. 2002. №6. – С.103-107. 56. Писарев А.В. Образ пожилых в современной России // Социс. 2004. №4. – С.51-56. 57. Пучков П.В. Вы чье, старичье? // Социс. 2005. №10. – С.41-49. 58. Розенбаум М.Д., Ратманская Л.Б., Розенбаум А.В. Психологическая оценка качества жизни пожилых людей (сравнительный анализ) // Социс. 2005. №4. – С.121-124. 59. Римашевская Н.М. Социально- экономические и демографические проблемы России // Социальное обеспечение.2008. №18. – С.20-27. 60. Святова И.Н. Социальная адаптация пожилых людей как теоретическая проблема // Отечественный журнал социальной работы. 2005. №2. – С.31-37. 61. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция // Социс. 2008. №8. – С.25-32. 62. Социальное положение пожилого человека: аналитическая записка. – Сыктывкар, 2005. 37с. 63. Ускова М.П. Некоторые вопросы развития учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Отечественный журнал социалной работы. 2006. №6. – 57-63. 64. Фёдоров Д.В. Качество жизни населения: теория и пути повышения. // Отечественный журнал социальной работы. 2008. №4. – С. 18-27. 65. Филатова Е.В. Исследование качества обслуживания в домах-интернатах // Психология зрелости и старения. 2003. №2. – С.101-112. 66. Филатова С.А., Безденежная Л.П., Андреева Л.С. Геронтология. – Ростов н/Д.,2004. 512с. 67. Филизоп А.А. Некоторые особенности процесса социализации пожилого человека // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №2. – С.41-47. 68. Филизоп А.А. Психолого-педагогическая поддержка лиц пожилого возраста // Психология зрелости и старения. 2004. №4. – С.52-59. 69. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. – М.,2003. 387с. 70. Чирикова А.Е. Социальные реформы в современной России в оценках региональных лидеров. // Социс. 2006. №11. С. 17-24. 71. Шапиро В.Д. Человек на пенсии – М.,1980, 87с. 72. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей – М., 2004. 112с. 73. Щукина Н.П. Роль институтов взаимопомощи социальной поддержки пожилых людей // Отечественный журнал социальной работы. 2005. №3. – С.26-32. 74. Щукина Н.П., Грищенко Е.А. Свободный доступ пожилых людей к социальным услугам как теоретическая и практическая проблема // Отечественный журнал социальной работы. 2005. №1. – С.29-35. 75. Юферева Г.В. Роль методической работы центров социального обслуживания населения в совершенствовании предоставления услуг пожилы
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |