Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2 Право граждан на свободу передвижения



2020-02-03 202 Обсуждений (0)
Глава 2 Право граждан на свободу передвижения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1 Понятие и содержание право на свободу передвижения

 

Конституция Российской Федерации объявила права и свободы человека высшей ценностью, что для нашей страны весьма значительно, так как они на протяжении многих лет хотя в некоторой части и были законодательно урегулированы, но носили декларативный характер. Это касается и прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, ставших теперь конституционными (основными).

Как установлено пунктом 1 статьи 27 Конституции России каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (пункт 2 статьи 27 Конституции).

Статья 27 Конституции регулирует пять отдельных самостоятельных правовых возможностей: 1) право на свободу передвижения; 2) право на свободу выбора места жительства; 3) право на свободу выбора места пребывания; 4) право на свободный выезд из страны; 5) право на беспрепятственное возвращение граждан Российской Федерации. Но несмотря на самостоятельный характер исследуемых прав, каждое из них предоставляет человеку возможность использования определенного вида территориального перемещения, и реализация одного права может повлечь за собой реализацию другого права, т.е. данные права взаимосвязаны и взаимозависимы, а следовательно, могут быть рассмотрены в системном единстве как сложносоставное субъективное право человека и гражданина на территориальное самоопределение.

Содержание исследуемых прав позволяет сделать вывод о том, что социальным благом права на свободу передвижения является возможность свободно перемещаться; права на выбор места пребывания - возможность выбора места временного проживания, чаще в дополнение к выбору места постоянного проживания.

Конституционные права, закрепленные в ст. 27, относятся к группе личных прав и свобод человека, под которыми также понимают естественные права. Естественный характер происхождения исследуемых прав, как и других личных прав, обусловлен «природой» человека, без этих правовых возможностей теряет смысл само его существование, так как они служат необходимым условием для обеспечения естественных потребностей личности.

Анализируя содержание возможностей, заключенных в исследуемых правах, можно сделать вывод о том, что социальным благом права на свободу передвижения является возможность свободно перемещаться; права на выбор места пребывания - возможность выбора места временного либо постоянного проживания; права на свободный выезд - возможность оставить пределы России как страны пребывания; прав граждан Российской Федерации на возвращение - их возможность без препятствий приехать обратно в Российскую Федерацию как страну своей гражданской принадлежности.

Каждое из исследуемых прав имеет отдельный объект, то есть служит достижению различных социальных благ и, значит, может быть реализовано отдельно. Указанная точка зрения подтверждается и Конституционным Судом РФ.

Так в пункте 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» отмечено, что нормативное содержание права на свободу передвижения включает: 1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства[8].

Несмотря на самостоятельный характер исследуемых прав, каждое из них предоставляет человеку возможность использования определенного вида территориального перемещения, и реализация одного права может повлечь за собой реализацию другого права, т.е. данные права взаимосвязаны и взаимозависимы, а следовательно, могут быть рассмотрены в системном единстве.

В науке конституционного права не раз делались попытки объединить данные права либо в одну группу в системе личных прав, либо в одно сложносоставное право. Так, И.В. Солонченко исследуемые права объединила в группу прав, обеспечивающих свободу территориального перемещения индивидов. В некоторых словарях право на свободу передвижения характеризуется как комплексное, включающее: 1) возможность свободно перемещаться по территории страны; 2) возможность свободно выбирать место жительства; 3) возможность свободно покидать страну; 4) возможность свободно возвращаться в страну. То есть в содержание права на свободу передвижения включаются все права, урегулированные ст. 27 Конституции РФ 1993 г[9].

В тоже время, права на свободный выезд и беспрепятственный въезд граждан связаны не с возможностью определять свое местонахождение в пределах государства, а с возможностью пересекать государственные границы, свободно выезжая за пределы государства или въезжая (возвращаясь) на его территорию. Перемещаясь по территории страны, лицо реализует право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства внутри страны, предусмотренное ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, но только при пересечении государственной границы происходит реализация предусмотренных ч. 2 ст. 27 Конституции РФ 1993 г. прав на выезд и беспрепятственное возвращение.

Помимо Конституции России правовое регулирование права на свободу передвижения осуществляется Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[10].

В тоже время анализ норм названного закона позволяет сделать вывод, что непосредственно понятие права на свободу передвижения и содержание данного права в законе не раскрывается.

Регулируя данную сферу общественных отношений, Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами России их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Как установлено статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В целом регистрационный учет не является средством реализации прав на выбор места пребывания и жительства. Ведь при его осуществлении может не иметь места материализация социального блага как цель личных прав человека.

Согласно российскому законодательству граждане обязаны зарегистрироваться по месту жительства в течение семи дней со дня прибытия на новое место жительства; по месту пребывания - по истечении указанного срока, если общий срок проживания свыше девяноста дней.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713[11].

Под регистрационным учетом понимают совокупность правовых предписаний, устанавливающих порядок регистрации и учета населения Российской Федерации, его передвижения внутри страны и при выезде в другие государства, правила въезда, выезда, проживания и передвижения по территории России иностранцев и лиц без гражданства. Таким образом, целью регистрации является лишь учет передвижения человека, что происходит уже после того, как правообладатель поселился в выбранном им месте пребывания или жительства, т.е. после того, как субъект получил искомое благо.

Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П в отношение регистрации граждан по месту жительства отмечает следующее - закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года регулирует данную сферу общественных отношений в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Закон содержит перечень оснований ограничения права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (статья 8) и вводит систему регистрационного учета граждан, устанавливая уведомительный порядок регистрации, при котором регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации других прав и свобод (часть вторая статьи 3).

Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти уполномочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства. Уведомительная регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства представляет собой допустимое ограничение права на выбор места жительства и в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года обязывает гражданина лишь обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства, предъявив при этом паспорт и документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение.

Говоря о свободе на передвижение необходимо отметить, что речь идет о правах, в содержании которых присутствует возможность использования социальных благ, связанных с двигательной активностью человека, осуществляемого им территориального перемещения и выбора территории постоянного или временного проживания. Каждое из указанных прав служит достижению различного социального блага, и значит, может быть реализовано отдельно. Следовательно, реализация права на свободу передвижения не всегда связана с реализацией прав на выбор места пребывания или жительства. То есть нельзя здесь говорить о том, что осуществление права на свободу передвижения можно рассматривать только в аспекте выбора человеком своего временного или постоянного места жительства, например возможны поездки на отдых к морю и проживание в местах, которые Закон 1993 г. не отнес к местам пребывания или жительства.

Не раскрывая в полной мере содержания права на свободу передвижения, Закон устанавливает гарантии защиты этого права.

В соответствии со статьей 9 Закона действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.

Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание, что в правовой науке нет единого понимания ни составных элементов права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также свободного выезда и беспрепятственного возвращения граждан, ни их классификации.

Учитывая объективные сущностные черты прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и возвращение граждан как характеризующих в своей совокупности меру свободы лица в пространственно-географическом перемещении и избрании для себя такой социально-территориальной среды пребывания, которая в рамках его конкретных субъективных представлений, интересов и целей является наиболее оптимальной и комфортной для полноценной самореализации, соответствующие права должны оцениваться в своем системном единстве в контексте самоопределения личности, что предполагает необходимость их соотнесения с такой юридической категорией, как «право на самоопределение».

 




2020-02-03 202 Обсуждений (0)
Глава 2 Право граждан на свободу передвижения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2 Право граждан на свободу передвижения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)