Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование ограничения права на свободу передвижения



2020-02-03 212 Обсуждений (0)
Правовое регулирование ограничения права на свободу передвижения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции России права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Для защиты нравственности и здоровья Закон вводит ограничение права на свободу передвижения в зонах экологического бедствия и на отдельных территориях в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей.

Для обеспечения обороны страны аналогичные ограничения введены в закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях, где введено военное положение.

Для обеспечения безопасности страны ограничения права на свободу передвижения введены в пограничной полосе.

Ограничения свободы передвижения в пограничной полосе введены Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»[12]. Согласно ст. 17 Закона РФ N 4730-1 въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Это ограничение непосредственно говорит лишь о свободе передвижения, но затрагивает также и право на выбор места пребывания и места жительства, т.к. ни постоянное, ни временное проживание невозможны без свободного передвижения непосредственно вблизи места проживания.

Под «закрытыми военными городками» (ЗВГ) понимаются расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков установлены распоряжением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 1132-р и распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N 752-р (их больше 1700)[13].

Как установлено пунктом 1 статьи 56 Конституции России в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом (пункт 2 статьи 56 Конституции России).

Цели обеспечения обороны страны и безопасности государства во многом перекликаются с целями введения режимов военного и чрезвычайного положения. Так, согласно п. 4 ст. 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»[14](далее Закон «О военном положении») могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации (пункты 1и 2 статьи 1 Закона «О военном положении»).

Пунктом 1 статьи 18 Закона «О военном положении» определено, что в период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами.

В связи с тем, что военное положение представляет собой особый правовой режим, который вводится при наличии агрессии против России или угрозы агрессии, права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства носят ограниченный характер по сравнению с правами, предоставленными им в мирное время. При этом законодатель устанавливает, что права граждан могут ограничиваться только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В истории России ограничения прав и свобод граждан в период военного положения приобретали зачастую неоправданно жесткий характер. Поэтому, решая вопрос об ограничении прав и свобод граждан, крайне важно объективно сочетать целесообразность их установления и разумную достаточность. Кроме того, такие ограничения не должны противоречить нормам международного права, установленным в обществе, основам правопорядка и конституционным нормам[15].

На основании п. 1 указанной статьи в период действия военного положения граждане пользуются всеми конституционными правами и свободами человека и гражданина, за исключением тех, ограничение которых установлено настоящим Законом и другими федеральными законами. Ограничиваются следующие права граждан:

2) право граждан РФ на свободу передвижения, выбор местопребывания и местожительства.

Право на свободу передвижения может в определенных районах подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе.

Подпунктом 17 пункта 2 статьи 7 Закона «О военном положении» установлено запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации.

Подводя итог изложенному следует отметить, что в как в Конституции России, так и в федеральном законодательстве, регламентирующим отношения связанные с ограничением права на свободу передвижения прослеживаются принципы, которые в свою очередь являются и условиями ограничения права на свободу передвижения и из которых следует, что:

во-первых, ограничения могут быть установлены только федеральным законом.

во-вторых, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Заключение

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина.

Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо в полном объеме обладает всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные Конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение и пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе за пределами государства, гражданином которого оно является.

Содержанием права на свободу передвижения является возможность свободно перемещаться; права на выбор места пребывания - возможность выбора места временного либо постоянного проживания; права на свободный выезд - возможность оставить пределы России как страны пребывания; прав граждан Российской Федерации на возвращение - их возможность без препятствий приехать обратно в Российскую Федерацию как страну своей гражданской принадлежности.

Закон устанавливает возможность ограничения права на свободу передвижения, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Список используемой литературы



2020-02-03 212 Обсуждений (0)
Правовое регулирование ограничения права на свободу передвижения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование ограничения права на свободу передвижения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)