Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ условий ведения инновационной деятельности в РФ



2020-02-03 258 Обсуждений (0)
Анализ условий ведения инновационной деятельности в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

Основные трудности[14] в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства[15], главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. Для создания основных приоритетов инновационной деятельности Правительством РФ разработаны следующие законы:

· О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»;

· О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты по вопросам налогообложения и таможенным пошлинам, инвестициям;

· О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»;

· О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон ,и «О государственном прогнозировании и программах социально-V экономического развития РФ» и другие.

Согласно Федеральному закону «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ»[16] поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

· прямое государственное стимулирование НИОКР путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов;

· косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной таможенной политики, а также путем поддержки инновационных малых предприятий;

· предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);

· формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией лиц, принимающих решения.

Исходя из полученных данных мы можем говорить о том, что нормативно-правовая база для развития инновационной деятельности сегодня имеется, так же мы знаем, что она разрабатывается и совершенствуется при помощи внесения изменений в Федеральные законы и Постановления Правительства РФ, что уже свидетельствует о своеобразном «движении» в данной сфере деятельности.

Основными сферами, касающимися положительного инновационного развития, Валттери Каартемо (Valtteri Kaartemo), исследователь Панъевропейского института и Школы экономики Турку (Pan-European Institute, Turku School of Economics),обозначил :

· Внутренние ресурсы;

· внешние ресурсы;

· экономические стимулы .

Внутренние ресурсы [17]

Представляется, что среди стран БРИК Россия занимает худшие позиции на инновационном фронте. Есть явное разграничение в инновационной сфере между вкладываемыми ресурсами и отдачей, в то время как частный сектор не заинтересован во взаимодействии с научными кругами в госсекторе. Текущие проблемы усугубляются отрицательной демографической динамикой, что приводит к «старению» персонала в сфере исследований и разработок (R&D).

Хорошая новость в том, что российская инновационная среда развивается. Повороту России в более инновационном направлении способствует ряд факторов, в том числе развитие законодательной системы, господдержка региональных ведомств по развитию инноваций, большая доступность финансовых ресурсов (государственные фонды, частные венчурные компании, бизнес-ангелы, рост интереса глобального венчурного капитала к России).

[18]Правительство продвигает инновационную политику на всех уровнях образования и экономики в целом. В частности, президент Медведев неоднократно подчеркивал важность инноваций для экономического развития страны. Тем не менее, весьма показательно, что инновации в реальности не рассматривались как путь к выходу из кризиса, тогда как госрасходы на исследования и разработки были сокращены в 2009 году на 30%. А в других аспектах государственная политика по борьбе с кризисом имела признаки «антиинновационности».

Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики сконцентрировалась на пяти приоритетных направлениях в целях преодоления энергетической зависимости: ядерные технологии, космические и телекоммуникационные технологии, медицина, энергоэффективность, информационные технологии, в том числе создание суперкомпьютеров. Ввиду президентской поддержки сектор нанотехнологий также получает особый статус. Фактически нанотехнологии — одна из самых передовых и перспективных сфер науки в России.

Эти приоритетные сектора довольно далеки от низко - и среднетехнологичного сегментов, где у России, возможно, больше шансов диверсифицировать экономику.

Рынок нанопродуктов также остается очень небольшим, но ожидается, что в следующие два десятилетия эти технологии будут реализованы в самых разных типах продукции. Основа для нанобизнеса  в России также вполне реальная, поскольку достаточно высок уровень фундаментальных исследований в ядерной, космической и гражданских отраслях нанотехнологий.

«Роснано» является, вероятно, крупнейшим профильным венчурным фондом в мире и нацеливается на инвестиции только в продукты, создаваемые на базе нанотехнологий в России. Но даже в отношении «Роснано» есть существенные проблемы. Первая в том, что у них существует много правил относительно того, куда можно и нельзя инвестировать, а это не способствует эффективному размещению ресурсов. Инновации не имеют границ, но правила ограничивают зарубежные инвестиции «Роснано». Это противоположно китайскому антикризисному подходу: китайцы всерьез настроились на посткризисный этап, покупая активы за рубежом.

[19]Финансовый кризис мог принести интересные возможности на глобальном рынке и для «Роснано». Это вновь доказывает, что национально-ориентированные подходы России важнее, чем экономические факты. Во-вторых, научное сообщество, похоже, не доверяет «Роснано», поскольку они работают иначе, чем привыкли ученые-исследователи. Это очень осложняет работу «Роснано» в России. В-третьих, российские исследования в сфере нанотехнологий по-прежнему далеки от рыночного спроса, и решения больше нацелены на государственный оборонный сектор, чем на конечных потребителей. И хотя некоторые самые ценные инновации в основе своей опираются на оборонный сектор, например, Интернет и средства GPS, это очень долгий и трудный путь диверсификации экономики.

В ряде других отраслей, таких как кораблестроение, сельскохозяйственная техника, для России тоже могут существовать интересные возможности, чтобы обеспечить инновационное преимущество. На самом деле чиновникам в России следует забыть ложное представление, что инновации эквивалентны высоким технологиям. Разумеется, и эти сектора включают высокотехнологичные составляющие, но ключевой является необходимость инновационных решений. Решение покупателей приобрести тот или иной товар определяет не то, насколько использовались результаты R&D, а способность данного продукта удовлетворять их потребности.

Внешние ресурсы[20]

Автор, Дежина И.Г[21], сделала вывод, что «усвоение международного опыта стало важной составляющей государственной инновационной политики» в России. Тем не менее, есть существенные проблемы в отношении самих россиян и российских компаний к международной кооперации. Консервативные инвесторы не готовы к кооперации в России, хотя инноваторы должны ориентироваться на международный уровень. Проблема также в том, что патенты часто действуют только в России, поскольку инновационные продукты не нацелены на мировой рынок. При наличии большого внутреннего рынка, во всяком случае, в отдельных продуктовых категориях, компании не стремятся за рубеж.

Таким образом, есть очевидная необходимость в осознании международного аспекта инновационной системы в России и повышения ее функциональности через налаживание контактов. Новое поколение современной молодежи, ориентированной на международный уровень, может, однако, обеспечить стабильное движение к формированию инновационного общества.

[22]Несмотря на вышеупомянутые сложности, некоторые российские компании вступили в партнерство с иностранными компаниями в самых разных формах (таких, как совместное предприятие, кооперация в сфере исследований, совместные исследовательские проекты), чтобы получить доступ к новейшим технологиям, также как и управленческий и маркетинговый опыт. В то же время российские исследовательские организации очень активно привлекают иностранную поддержку и исследовательские контракты. В дополнение к американским и европейским правительственным и неправительственным программам в поддержку некоммерческой деятельности в сфере исследований и разработок в России, растет число западных компаний, заказывающих российским институтам исследования коммерческого характера. На долю зарубежного финансирования приходится до 10% всего объема расходов на R&D в России. Первостепенные источники иностранного финансирования — ЕС и США, а также некоторые азиатские страны, такие как Китай, Япония, Южная Корея. «Роснано» также осознает необходимость международного сотрудничества, особенно они стремятся сотрудничать с американскими венчурными фондами.

Институциональное развитие не поддерживает сотрудничество с международными партнерами. Например, патентная система не связана с западными системами, и российские компании пока не готовы подавать заявки на международные патенты. Российские компании, однако, могли бы начать сотрудничать с иностранными партнерами, чтобы это помогало им преуспеть на международном рынке. Это может также помочь им привлечь капитал на разработку продукта от национальных и наднациональных фондов. Финансирование также стало доступно в России после создания госфондов, развития сферы бизнес-ангелов и венчурных фондов, но отсутствие сотрудничества и доверия осложняет их работу.

Например, сотрудничество с зарубежными компаниями налицо в секторе сельскохозяйственной техники. John Deere, крупнейшая в мире компания по производству сельхозоборудования, в июле объявила, что за период с 2009 по 2015 годы инвестирует 500 млн долларов в новые совместные проекты и инновационные технологии.

[23]Экономические стимулы

Сказывается явная нехватка экономических стимулов, что обусловливает в результате недостаточный уровень инвестиций в экономике. Поскольку никто не инвестирует в Россию, нет и инвестиций в инновации. Это отчасти связано с недостаточной конкуренцией на российском рынке, поскольку внутренних производителей защищает государство. «Роснано» по сути единственный пример инстанции, инвестирующей в новый бизнес. До определенной степени осуществляются инвестиции в традиционные сектора экономики, например, в молочную отрасль, но это, вероятно, не поможет диверсифицировать экономику страны в более широком масштабе.

За последние несколько лет государственные предприятия получили большее влияние, были определенные признаки ренационализации в российской экономике.

Возрастающая роль госпредприятий несет в себе определенные проблемы, поскольку госфинансирование часто вытесняет частные инвестиции. Доступные государственные ресурсы должны подстегивать финансирование в частном секторе, но в России это, по-видимому, не так. Это составляет проблему, поскольку государственные источники в стране доминируют в структуре инвестиций в исследования и разработки. Во время кризиса доля федерального финансирования инноваций еще и выросла. Можно упомянуть еще один известный факт, что госпредприятия не проводят инноваций, и Россия в этом не исключение.

[24]Тогда как рыночный механизм действует в направлении ресурсной зависимости и низкой конкурентоспособности России, государственное вмешательство становится важным средством борьбы с этой проблемой. Проблема в России состоит в том, что развитие инновационной среды рассматривается как бюрократическая задача. Кроме того, инновациям и развитию препятствуют общее недоверие, коррупция и бюрократия.

Специальные экономические зоны являются хорошими примерами мер инновационно-технологической политики как бюрократической задачи. Компании привлекают к вступлению в такую СЭЗ на условиях государственного финансирования, а не ввиду добавленной стоимости, которую в оптимальном случае такие зоны могут обеспечить. В инновационно-технологичных СЭЗ преимущества в основном сконцентрированы в производственной сфере. Снижение стоимости энергии и таможенных расходов, а также выигрыш в налогообложении прибыли едва ли являются реальной помощью для технологичных компаний малого и среднего бизнеса. При этом массовое производство в этих зонах даже запрещено, оно должно быть налажено в другом месте.

Необходимы и технопарки, предлагающие бизнес-услуги, но проблема в том, что такие технопарки с современным уровнем обслуживания часто становятся слишком дорогими для компаний. Решение не в том, чтобы поддерживать поставщиков бизнес-услуг напрямую — и увеличивать государственное участие — но в том, чтобы поддерживать малый бизнес, (давая возможность компаниям) приобретать профессиональные услуги.

[25]Ввиду отсутствия достаточных стимулов, россияне теряют интерес к предпринимательству. Коррупция и бюрократия сильно осложняют его перспективы. Молодые люди понимают, что хорошую идею могут украсть. Вместе с ранее упомянутыми проблемами ренационализации российская экономика в конце концов придет к вопросу: насколько инновационный частный сектор будет в России после кризиса?

 Далее я хочу рассмотреть историю развития инновационных открытий.




2020-02-03 258 Обсуждений (0)
Анализ условий ведения инновационной деятельности в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ условий ведения инновационной деятельности в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)