Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно – правовая основа функционирования и развития физкультуры и спорта в Российской Федерации



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Нормативно – правовая основа функционирования и развития физкультуры и спорта в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

Глава 1 Нормативно – правовая основа функционирования и развития физкультуры и спорта в Российской Федерации

1.1 Аккредитация общероссийских физкультурно спортивных общественных объединений

Глава 2 3арубежный опыт управления массовым спортом

2.1 Региональные правовые акты в сфере физической культуры и спорта

2.2 Спортивная Хартия Европы

2.3 Конвенция против применения допинга

Заключение

Библиографический список

 

 

Введение

В условиях политических и социально-экономических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. В настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения. Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и обществе в целом. В соответствии с общемировой тенденцией и в нашей стране вопросы развития физической культуры и спорта становятся одним из основных направлений социальной политики. В настоящее время необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции физкультурно-спортивного движения России и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоёв населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Использование физической культуры и спорта для досуга и воспитания всегда было прерогативой местных органов власти. В России в деятельности региональных и территориальных управленческих структур имеется целый ряд проблемных вопросов, возникающих по разным причинам. Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда в субъектах Федерации и в территориях, даже на районном уровнях, определяющим показателем является не приобщение населения к физической культуре и спорту, а подготовка спортсменов высокого класса, их выступление на чемпионатах разного уровня. Исходя из этого нарушаются пропорции в расходовании средств на развитие спорта.

Важнейшая задача системы управления физической культурой и спортом – формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут чётко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех государственных и общественных структур физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

Особое значение в системе управления физической культурой и спортом приобретает более тесное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и других заинтересованных министерств и ведомств.

Государство заинтересовано в развитии общественных начал управления в сфере физической культуры и спорта. Общественные организации обладают большими возможностями привлекать внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры. Актуальной задачей становится формирование приоритетного отношения к сфере физической культуры и спорта по всем параметрам: политическим, экономическим, идеологическим.

 

 

Нормативно – правовая основа функционирования и развития физкультуры и спорта в Российской Федерации

Базовые положения, закрепляющие основы государственно-правового и финансового обеспечения здоровья населения и , в том числе, устанавливающие, что в Российской Федерации (далее также – РФ) «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта », закреплены в ч. 2 ст. 41 Конституции РФ

Норма ч. 5 ст. 43 Конституции РФ определяет, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования», указанная конституционная норма распространяется, в том числе, на обеспечение стандартизации в физкультурно-спортивной сфере. В этой связи полагаем важным отметить, что согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ, стандарты отнесены к исключительному ведению Российской Федерации, что предопределяет обязательность финансирования разработки и обеспечение реализации стандартов, в том числе спортивных и физкультурных, за счет средств федерального бюджета. Тем не менее, указанная конституционная норма не распространяется на саморегулирование, т.е. самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»[ 2])[i].

Развивая и конкретизируя конституционные положения, обеспечивающие разработку и реализацию стандартов в сфере физической культуры и спорта , нормотворцами был издан ряд нормативных правовых актов, среди которых наиболее значимыми являются следующие из них.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"[3] [ii](далее также – Закон о физкультуре и спорте ), устанавливающий правовые , организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяющий основные принципы законодательства о физической культуре и спорте, вводит ряд норм , регламентирующий вопросы стандартизации в исследуемой сфере правоотношений.

Так, например, при организации и проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий «организаторы всероссийского официального спортивного мероприятия обязаны обеспечить условия для проведения обязательного допингового контроля[4] с соблюдением требований международного стандарта для тестирований, определенного международной организацией, осуществляющей борьбу с допингом и признанной Международным олимпийским комитетом (ч. 16 ст. 20 Закона о физкультуре и спорте ).

В соответствии с рассмотренной выше нормой ч. 5 ст. 43 Конституции РФ, регламентируя вопросы физической культуры и спорта в системе образования, Закон о физкультуре и спорте в ч. 1 ст. 28 устанавливает, что образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования, независимо от формы собственности, «с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности [5]». При этом, организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:

1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

7) проведение ежегодного мониторинга[6] физической подготовленности и физического развития обучающихся;

8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.

Основы стандартизации в сфере строительства и эксплуатации спортивных объектов. Достаточно подробно регламентируя в ст. 37 Закона о физкультуре и спорте порядок и правила строительства и эксплуатации объектов спорта (спортивных объектов), законодатель в частности определил, что, во-первых, объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры (ч. 1), т.е. на них распространяются положения нормативных документов, касающиеся общих правил проектирования, строительства и эксплуатации объектов социальной инфраструктуры; во-вторых, с 1 января 2010 г. потребности в обеспеченности территориальных зон объектами спорта определяются на основании правил землепользования и застройки (ч. 3); в-третьих, размещение объектов спорта осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и градостроительными регламентами (ч. 4); в-четвертых, проектирование и строительство объектов спорта осуществляются с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта (ч. 5); и, в-пятых, лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта [7], обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, национальных стандартов, нормами , правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта (ч. 6).

Основы стандартизации в области финансирования физической культуры и спорта базируются на положениях ст. 38 Закона о физкультуре и спорте . Так, к расходным обязательствам Российской Федерации относятся:

1) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение основного и резервного составов спортивных сборных команд РФ, а также участие в их подготовке к международным спортивным соревнованиям, Олимпийским играм и обеспечение их участия в таких соревнованиях. В этой связи Президентом РФ был издан указ от 6 июля 2002 г. № 692 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам – членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам"[8], в соответствии с которым, в целях государственной поддержки спорта и стимулирования творческой активности спортсменов – членов сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренеров, была учреждена стипендия Президента РФ спортсменам – членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам (далее именуется – стипендия Президента РФ) в размере 15 000 рублей, выплачиваемая ежемесячно; с 1 июля 2002 г. была установлена квота в размере 1000 стипендий Президента РФ и с 1 января 2003 г. – до 3000 указанных стипендий ежегодно; утверждено Положение о порядке выплаты стипендий Президента РФ спортсменам – членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам, которое, в соответствии с указом Президента РФ от 3 декабря 2003 г. № 1423 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам – членам сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренерам"[9],[iii] действие указанного Положения распространяется на спортсменов-инвалидов – членов сборных команд РФ по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренеров;

2) обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации спортсменов-инвалидов, в том числе финансирование их подготовки к всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям, Паралимпийским играм, Сурдлимпийским играм, Всемирным специальным олимпийским играм и участия в таких соревнованиях. Например, в соответствии с вышеупомянутым указом Президента РФ от 3 декабря 2003 г. № 1423 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам – членам сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренерам", в целях государственной поддержки активного образа жизни и стимулирования занятий физической культурой и спортом инвалидов, участвующих в параолимпийском и сурдоолимпийском движении, была учреждена стипендия Президента РФ спортсменам-инвалидам – членам сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренерам в размере 15000 рублей, выплачиваемая ежемесячно; с 1 января 2004 г. была установлена квота на указанную стипендию в количестве до 300 стипендий ежегодно;

3) организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;

4) участие в организации межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных мероприятий;

5) осуществление мер, направленных на противодействие использованию допинговых средств и (или) методов членами спортивных сборных команд РФ;

6) обеспечение деятельности федерального центра спортивной подготовки, научных учреждений, научных организаций в области физической культуры и спорта;

7) обеспечение проведения научных исследований федерального значения в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий;

8) осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

9) оформление и ведение спортивных паспортов (введен в действие с 1 января 2009 г.);

10) обеспечение подготовки граждан допризывного и призывного возрастов по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

11) реализация программ развития физической культуры и спорта в РФ, в том числе строительство и реконструкция объектов спорта;

12) осуществление иных мероприятий и программ.

К расходным обязательствам субъектов РФ относятся:

1) организация и осуществление региональных программ и проектов и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;

2) организация проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

3) обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;

4) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ, в том числе обеспечение их подготовки к межрегиональным спортивным соревнованиям, всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях;

5) обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

6) обеспечение иных мероприятий и программ.

Органы государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ вправе обеспечивать мероприятия по подготовке спортивных сборных команд РФ к международным спортивным соревнованиям и участию в таких спортивных соревнованиях, если в таких спортивных соревнованиях участвуют спортсмены этих субъектов РФ, а также обеспечивать иные мероприятия, связанные с участием органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении переданных полномочий в области физической культуры и спорта в соответствии со вступившей в силу с 1 января 2009 г. ст. 7 Закона о физкультуре и спорте «Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации», установившей:

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов. При этом важно отметить, что согласно нормам , регламентированным ст. 27 Закона о физкультуре и спорте , спортивный паспорт является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена. В спортивном паспорте указываются: 1) фамилия, имя, отчество спортсмена; 2) пол; 3) дата рождения; 4) принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации; 5) выбранные виды спорта и спортивные дисциплины; 6) сведения о присвоении спортивных разрядов и спортивных званий; 7) сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов; 8) отметка о прохождении спортсменом медицинских осмотров; 9) результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях; 10) сведения о спортивной дисквалификации; 11) сведения о государственных наградах и об иных формах поощрения; 12) фамилия, имя, отчество тренера; 13) иные связанные со спецификой выбранных видов спорта сведения. Принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией. В случае, если спортсмен зачислен в образовательное учреждение среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и с ним не заключен трудовой договор, принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании приказа о зачислении в образовательное учреждение.

Средства на осуществление переданных полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов (далее – переданные полномочия) предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий (далее – предоставленные субвенции), определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды, а также численности населения субъектов РФ. Предоставленные субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Указанные средства (средства на осуществление переданных полномочий) носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством РФ.

В случае использования средств на осуществление переданных полномочий не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе взыскать данные средства в порядке, установленном законодательством РФ. Так, по правилам ст. 289 БК РФ[10],[iv] нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях [11], изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ [12].

[v] 2. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, а также издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов РФ.

При этом федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта:

1) осуществляет надзор за нормативным правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов РФ или о внесении в них изменений;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

3) в случае необходимости осуществляет подготовку предложений об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ и вносит эти предложения в Правительство РФ для принятия соответствующих решений;

4) устанавливает периодичность, содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.

3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ):

1) утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия;

2) назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия;

3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по вопросам осуществления переданных полномочий;

4) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций и достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта РФ по вопросам переданных полномочий.

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Счетной палатой РФ.

4. К расходным обязательствам муниципальных образований относятся:

1) обеспечение условий для развития на территориях муниципальных районов, поселений, городских округов физической культуры и массового спорта;

2) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

3) обеспечение спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, в том числе обеспечение их подготовки к региональным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях;

4) обеспечение иных мер для развития физической культуры и массового спорта.

При этом необходимо учитывать, что финансирование физической культуры и спорта может осуществляться также из иных, не запрещенных законодательством РФ источников, что позволяет развивать творческую инициативу граждан и юридических лиц, без ограничения формы собственности, в целях содействия развития физической культуры и спорта на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Основы стандартизации медицинского обеспечения физической культуры и спорта базируются на положениях ст. 39 Закона о физкультуре и спорте , согласно которым медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает в себя:

1) систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц;

2) оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья;

3) профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию;

4) восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.

В этой связи полагаем важным отметить, что организаторы физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников.

Основы стандартизации в области международной спортивной деятельности, осуществляемой РФ, регулируются правилами главы 7 Закона о физкультуре и спорте . Так, согласно ст. 40 указанного Закона, международное сотрудничество РФ в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ. При этом российские физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями иностранных государств обязаны соблюдать регламенты и требования, утвержденные международными спортивными организациями, и международные договоры РФ.

На территории РФ могут создаваться международные физкультурно-спортивные организации, а также филиалы и представительства международных физкультурно-спортивных организаций. Российские физкультурно-спортивные организации имеют право в установленном законодательством РФ порядке привлекать к осуществлению своей деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также самостоятельно распоряжаться полученными от иностранных государств, международных организаций, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежными средствами и иным имуществом. В состав органов международных физкультурно-спортивных организаций и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории РФ, могут входить лица, замещающие государственные должности или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Нормативно – правовая основа функционирования и развития физкультуры и спорта в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно – правовая основа функционирования и развития физкультуры и спорта в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)