Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики



2020-02-03 223 Обсуждений (0)
Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

- обеспечение необходимых темпов роста,

- сглаживание циклических колебаний,

- поддержание занятости,

- стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий

__________________________________________________

8 Экономическая теория в современной России / Под ред. А.А. Пороховского. – М., 2003.

и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры:

- энергетика,

- транспорт,

- связь.

Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

- увеличение числа рабочих мест,

- охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

- строительство очистных сооружений,

- развитие фундаментальных научных исследований,

- производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.

Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.9

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

_______________________________________

9 Лившиц "Государство в рыночной экономике" // Российский экономический журнал, N 11-12, 1996 с.34.

5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.10

Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства. Основные из них могут быть обозначены как следующие:

а) определить оптимальные рамки государственного предпринимательства. Опыт стран как развитых, так и развивающихся показывает, что частное предпринимательство должно быть дополнено государственным предпринимательством. Причем чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем выше роль государства как участника хозяйственной деятельности, призванного способствовать решению важнейших экономических проблем в общенациональном масштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальной экономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захвата иностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, путем включения их в состав государственного или государственно-частного сектора.

б) провести реорганизацию управления государственной собственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России (который должен на деле стать главным органом по управлению госимуществом за исключением государственных унитарных предприятий) и отраслевыми министерствами (ведомствами и другими уполномоченными государством, в т.ч. по договору, органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями;

в) установить общественный контроль за эффективным и по назначению расходованием государственных средств, а также использованием государственного имущества;

г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.

д) разработать единый реестр государственной собственности как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения

______________________________________________

10  П.Г. Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 1998. с.150-151.

этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;

е) ввести обязательный аудит государственной собственности;

и) упорядочить механизм управления государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление, на основе учета особенностей управления в коммерческом и некоммерческом субсекторах государственного сектора экономики;

к) четко разделить все акционерные общества с государственным участием на две группы:

- акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно реализовать в ближайшее время (в течение года) путем его продажи. В этом случае усилия государственных органов должны быть направлены на поиск институционального инвестора и рост курсовой стоимости акций. В ряде случаев целесообразно пойти на предпродажную санацию акционерных обществ, так как если общество находится на грани банкротства, трудно рассчитывать на продажу его акций по высокой цене. Проведение же санационных мероприятий позволит продать акции по более высокой курсовой стоимости. Во избежание переполнения фондового рынка вторичная эмиссия акций в указанных акционерных обществах не должна осуществляться до продажи государственного пакета;

- акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно сохранить в течение относительно длительного времени. Основная цель государственных органов в этом случае состоит в обеспечении устойчивой работы обществ, получения существенных дивидендов на акции при условии направления необходимой части прибыли на развитие и модернизацию производства, поддержания стабильной, умеренно растущей курсовой стоимости акций. Важным моментом является недопущение нежелательного захвата контроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров. Для этого представитель (поверенный) государства должен отслеживать основные сделки с акциями акционерного общества. Представителю государства (в случаях, когда государство имеет менее 50 процентов акций) целесообразно объединиться для солидарного голосования по принципиальным для акционерного общества вопросам с каким-либо влиятельным акционером (группой акционеров), интерес которого (которых) в значительной степени совпадает с интересом государства. В отдельных случаях, как нам представляется, представители государства должны ставить вопрос об увеличении государственной доли в уставном капитале для сохранения контроля над обществом, имеющим важное значение для экономики России;

л) шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом акций у государства в доверительное управление непосредственному руководству АО, назначенному по контракту после победы на конкурсе предпринимательских проектов (в этом случае достигается взаимоувязка личной мотивации контрактника к достижению поставленной цели и необходимой для этого автономии в принятии им хозяйственных решений);

м) развивать новые модели предпринимательской деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание государственно-частных холдинговых компаний, для управления деятельностью технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.);11

н) введение на макроуровне системы индикативного (договорного) планирования с установлением ряда обязательных показателей для казенных предприятий;

Государственное предпринимательство в диссертации рассматривается на примере стратегических отраслей промышленности, которые обеспечивают безопасность страны и характеризуются использованием высоких технологий. К таким отраслям относятся - обо­ронная, авиационная и атомная промышленность.

Ре­альные процессы в этих отраслях развиваются в соответствии с логикой условий, созданных в предшествующий период, и под воздействием новой рыночной среды. Российская обо­ронная промышленность и производство гражданской авиационной техники в результа­те рыночных реформ оказались в тяжелейшем экономическом положении. Ситуация же в атомной промышленности, включая и ядерный оружейный комплекс сложилась весьма благоприятно.

Формирование корпоративной структуры стратегических отраслей характеризуется рядом специфических особенностей по сравнению с аналогичными процессами в гражданском секторе экономики. В стратегических отраслях действует небольшое число крупных производственных инновационно-технологических центров. 

Ре­формирование затрагивает все уровни и все входящие в отрасль подведомственные структуры. По ряду направлений процесс ре­формирования стратегических отраслей опережает другие отрасли отечественной промышленности. Так, атомщики первыми в энергосистеме страны создали Еди­ную генерирующую компанию. Первая в России Единая гене­рирующая компания- концерн «Росэнерго­атом» - появилась в атомной отрас­ли в 2001

________________________________________________

11 Корняков В. Государственное корпоративное направление развитой экономики. // Экономист, 2000, №5.

году. Согласно распоряжению рос­сийского правительства в состав Единой генерирующей компании вошли все 10 российских АЭС. «Росэнергоатом» за счет собственных доходов начал развитие отрасли, которая неинвестировалась на протяжении почти 15 лет. Средства концерна были использованы на достройку энергоблоков Волго­донской, Удомльской, Калинин­ской и Курской АЭС, а также на продление службы уже существующих бло­ков. В результате объединения генерирую­щих компаний в атомной энергетике снизились издержки производства. Тарифы атомщиков стали стабильно ниже тарифов ТЭС и ГРЭС.

По этому же принципу в отрасли было создано такое крупное корпоративное образование, как холдинг ОАО ТВЭЛ. Холдинг объединил 12 предприятий, осуществляющих добычу и производство атомного топлива.

Стратегические отрасли российской промышленности находятся в начале интеграционного пути. В планах прави­тельства масштабное объединение входящих сюда предприятий в акци­онерные общества со стопро­центным государственным ка­питалом.

В стратегических отраслях промышленности постепенно складывается конгломерат различных форм собственности. Так, два основных постав­щика тяжелого оборудования для АЭС - ОМЗ и «Силовые ма­шины» являются крупнейшими в стране частными компаниями. Расширение частного сектора в этих отраслях происходит исключительно путем приобретения государственной собственности. Наличие производственных структур с разной формой собственности предполагает выстраи­вание определенных схем кооперации внутри отрасли. Пересматриваются принципы системы отношений с входящими в стратегические отрасли пред­приятиями.

В результате реализации проектов реструктуризации предприятий стратегических отраслей, повысилась эконо­мическая эффективность действующих произ­водств, обеспечено проведение работ по концентрации и выделению производства спецпродукции, реорганизо­ваны или ликвидированы неперспективные производства.

Современная организационная структура стратегических отраслей в настоящее время является образцом объединения научно-конструкторских организаций с мощными опытными производствами мирового значения. Такая структура позволяет осуществлять все необходимые стране крупные наукоемкие разработки.

Основная направленность структурных преобразований в комплексе стратегических отраслей – создание предприятий различных организационно-правовых форм, каждой из которых свойственен свой набор оптимальных финансовых и организационно-экономических механизмов.

Так, за период структурных преобразований в атомной отрасли России образовано 62 акционерных общества с различной долей федеральной собственности. В том числе:

- 3 акционерных общества со 100-процентным государственным участием в уставном капитале;

- 5 акционерных обществ с государственной долей в уставном капитале более 50 процентов;

- 42 акционерных общества с государственной долей в уставном капитале 20-49 процентов;

- в 12 акционерных обществах используется специальное право – «золотая акция».

Государственное предпринимательство - это хозяйственная деятельность государства, направленная на получение государственными предприятиями прибыли на рынке товаров и услуг. Роль государственного предпринимательства не ограничивается производством общественных благ. Оно выполняет функции стимулирования приоритетных направлений научно-технического прогресса и функции естественных монополий.

Коммерческая деятельность государства в странах с рыночной экономикой позволяет получить материальные и финансовые ресурсы для решения общенациональных задач. Однако государственное предпринимательство имеет своей основной задачей не максимизацию прибыли, а максимизацию общественного благосостояния.

Государство осуществляет предпринимательскую деятельность в различных секторах хозяйства также и в целях преодоления частной монополии и сохранения конкуренции, как ключевого механизма рыночной экономики.

 



2020-02-03 223 Обсуждений (0)
Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)