Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Разгосударствление и приватизация



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Глава 4. Разгосударствление и приватизация 0.00 из 5.00 0 оценок




Развернувшийся в 80-х годах в развитых странах процесс разгосударствления экономики имеет особенности. Прежде всего, разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются  масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности.Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации (изменение собственности государственных предприятий), а последняя не сводится к одной приватизации (переход предприятий в частную собственность). Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.Наконец, современный процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становиться ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их противники – за частный. Так, в Швеции консерваторы, победив на выборах в 1976 г., сделали шаги в сторону увеличения государственного сектора, а социал-демократы в 1982г., взяв реванш, приступили к осуществлению приватизации. В Австрии процесс приватизации поддерживается социал-демократами, во Франции – социалистами.В экономической теории и в практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах являются: продажа предприятий непосредственно в частные руки; выкуп акций государственных предприятий менеджерами; продажа акций работникам предприятия; распространение акций предприятия среди населения. Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение или занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Покупка акций мелкими инвесторами стимулируется широко используемыми льготами: премии для купивших акции в максимально короткий срок, отсрочка платежей или разрешение оплаты акций по частям с полной выплатой дивидендов, установление более низкой цены на акции.В 80-е годы в мире приватизация достигла значительных масштабов. В Великобритании доля ВВП, производимая государственными предприятиями, упала с 9% в 1979 г. до 3% в1990 г. доля рабочих на государственных предприятиях сократилась за этот период на 1,3 млн. человек, составив в 1990 г. 2,8% всех занятых. Всего за 1979-1985 гг. в частную собственность было передано 20 государственных компаний (из 51 на1979 г.). Во Франции за 1986-1988 гг. было приватизировано 15 крупных предприятий.13Процесс приватизации изменил положение государственных предприятий в рыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений предприятий с государственными органами власти, в менее жестком контроле со стороны государства. Например, в Германии министрам запрещено непосредственное участие в административных советах государственных предприятий.В ряде случаев приватизация заменялась переводом предприятий из одной индустриальной категории в другую. Например, французская компания «Рено» переведена из публично-правовой в частноправовую группу.Таким образом, приватизация в развитых странах осуществляется в разных формах, используется разные способы продаж, приватизируемые предприятия получают разный юридический статус, контролирующими собственниками становятся индивидуальные лица, институты (в основном финансовые), управляющие, персонал предприятия или только рабочие. Процесс приватизации, как правило, занимает много лет.Для успешного осуществления приватизации в России необходимо создание определенных условий. Прежде всего, должны существовать объекты государственной собственности, то есть учреждения, которые по закону имеют право ей распоряжаться (продавать или покупать акции государственных предприятий). В западных странах такими субъектами являются холдинговые компании, находящиеся под контролем законодательной власти и не имеющие права никому делегировать свои полномочия.Первым шагом в этом направлении в нашей стране стало образование Российского фонда федерального имущества (субъект   государственной собственности),   выступающего продавцом приватизированных долей государственных предприятий (паев, акций).Деятельность фонда финансируется за счет средств, полученных от приватизации. На местах фонд имеет свои отделения. _____________________________________________13 Экономика: Учебник/ под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997.

Российская экономика, несмотря на проведенную компанию массовой приватизации и рыночные реформы, до настоящего времени в значительной мере продолжает оставаться преимущественно государственной. Это связано с двумя факторами. Во-первых, с сохранением значительного объема государственной собственности и, во-вторых, с наличием многочисленных каналов влияния государства на экономическую жизнь.

Государство в большой степени осталось абсолютным владельцем достаточно большого количества предприятий, а также акций приватизированных предприятий. В частности, оно сохранило значительные, как правило, контрольные пакеты акций компаний в ряде стратегических отраслей экономики. По существующим оценкам, под контролем государства находится не менее 50 % активов и около 50 % выпуска ВВП.

В настоящее время можно лишь утверждать, что разрушена абсолютная монополия государственной собственности. Говорить о российской экономике, как об экономике государственной оснований уже нет. Разрушение монополии государственной собственности не означает отказ от этой формы собственности. Она сохраняется. Более того, в силу специфики базовых институциональных характеристик российского общества, можно предположить, что государственный сектор экономики будет в обозримом будущем достаточно крупным.

В этих условиях резко повышается роль управления государственным сектором экономики, особенно в связи с трансформацией организационно-правовых форм государственных предприятий.

 

Заключение

Из изложенного материала можно сделать однозначный вывод о том, что роль государства в рыночной экономике велика и многообразна. Так, на Западе государственное регулирование превратилось в важнейший элемент хозяйственного механизма современной рыночной системы и является активным участником всех стадий воспроизводственного процесса: производства – распределения – обмена – потребления. В результате среднегодовые темпы расширенного промышленного производства в лидирующих странах мира составили к 70-м годам примерно 5,5%, что намного превышало показатели довоенного периода. Крупные государственные ассигнования на науку, обширные налоговые льготы и субсидии частномонополистическому капиталу способствовали бурному развитию НТП и структурной перестройке экономики. Значительно возросли ассигнования на социальные цели – медицину, образование, пенсионное обеспечение и др.

Во-первых, государственное предпринимательство необходимо даже в условиях рыночной экономики. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

Во-вторых, приоритетно государственное предпринимательство, в условиях рыночной экономики, должно осуществляться в следующих отраслях: обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций; координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Говоря о государственном предпринимательства относительно России необходимо отметить, что в современной законодательной базе еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми правовыми гарантиями и обеспечение условиями для эффективной работы и развития. Также необходимо разработать базовый законодательный акт в виде Федерального закона «Об управлении государственной собственностью», который определил бы, что понимать под управлением государственной собственностью, каковы его цели и задачи, основные принципы управления, формы и методы управления, объекты и субъекты управления, порядок учета и контроля за эффективным и по назначению использованием государственной собственности.

Формирующаяся в России социально-экономическая модель ориентирована на многоукладность национального хозяйства. В этой системе значительное место в обозримой перспективе будет занимать государственная собственность.

Наличие государственной собственности предполагает и государственное предпринимательство.

Государственный предпринимательский сектор не может охватывать весь государственный сектор в целом. За счет госбюджета существуют государственные некоммерческие предприятия и организации, не относящиеся к государственному предпринимательскому сектору. Они не реализуют на рынке результаты своей работы.

Государственное предпринимательство, как экономическая деятельность государства, может осуществляться, во-первых, на основе распоряжения и управления государственной собственностью и, во-вторых, через систему «государственных рынков», государственных заказов в различных секторах экономики.

Государственное предпринимательство осуществляется государственными предприятиями в различных организационных формах с использованием различных инструментов хозяйственного управления.

Функционирование системы государственного предпринимательства требует развития рынка государственного заказа.

 

Список использованной литературы

1. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник для студ. Вузов / Под ред. В.Д.Камаева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М: ВЛАДОС, 1999.

2. Корняков В. Государственное корпоративное направление развитой экономики. // Экономист, 2000, №5.

3. Курс экономической теории. Под общей редакцией Чепурина М.Н. Киров, Изд. «АСА», 1995 г.

4. Лившиц "Государство в рыночной экономике" // Российский экономический журнал, N 11-12, 1996

5. П.Г. Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 1998.

6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001.

7. Стиглиц “Экономика государственного сектора”, СПб Питер, 2000.

8. Шимшилов С.С. Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004.

9. Экономика: Учебник / под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997.

10. Экономическая теория / Под ред. Сумцовой Н. В., Орловой Л. Г. – М.: ЮНИТИ, 2000.

11. Экономическая теория / Под ред. Камаева В. Д. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

12. Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. / М.: Проспект, 2001.

13. Экономическая теория в современной России / Под ред. А.А. Пороховского. – М., 2003.

 


[1] Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М., 1998.

[2] П.Г. Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 1998. с. 134.



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Глава 4. Разгосударствление и приватизация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Разгосударствление и приватизация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)