Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательная власть: полномочия парламента



2020-02-03 240 Обсуждений (0)
Законодательная власть: полномочия парламента 0.00 из 5.00 0 оценок




    Национальное собрание (во времена предыдущих республик оно называлось Палатой депутатов) с резиденцией в Бурбонском дворце и Сенат, который заседает в Люксембургском дворце, образуют парламент. Конституция 1958 г. отводит парламенту видную роль как государственному органу, разрабатывающему законы и контролирующему деятельность правительства. В ст. 34 Конституции сформулированы полномочия парламента: ежегодное принятие финансового закона (бюджета) и программных законов, которые определяют цели и рамки социально-экономического развития, а также оборонную политику государства. До принятия того или иного закона парламент может обратиться с просьбой дать по нему заключение к Экономическому и социальному совету, членами которого являются видные представители различных общественных и профессиональных категорий граждан. На рассмотрение Совета регулярно выносятся вопросы, касающиеся ключевых проблем развития экономики и социальной жизни страны.

    Законодательная инициатива может исходить от правительства (в виде законопроекта). В этом случае после заключения Государственного совета (см. ниже) он обсуждается в Совете министров, а затем передается в одну из палат парламента. Законопроект может также быть внесен парламентом (как законодательное предложение). Представленные законопроекты и законодательные предложения обсуждаются на сессиях парламента и последовательно рассматриваются в обеих его палатах для принятия идентичного текста. Если не удается принять идентичный текст, вступает в действие согласительная процедура. Если и она не дает результата, последнее слово остается за Национальным собранием (ст. 45). Опыт последних легислатур показывает, что парламент редко выступает с законодательными инициативами (меньше одного из пяти законопроектов), и это дает пищу для постоянных разговоров о его эффективности.

А) Национальное собрание

    В Национальное собрание входят 577 депутатов, избираемых в два тура прямым всеобщим голосованием по одномандатной мажоритарной избирательной системе. Избирательные округа могут быть разной величины (один депутат примерно от 100 тыс. жителей). Депутаты избираются сроком на пять лет, но срок их полномочий может быть сокращен, если президент Республики решает распустить Национальное собрание, как это произошло 21 апреля 1997 г., в пятый раз за период существования Пятой республики. В августе 1995 г. в текст Конституции было внесено изменение, в соответствии с которым ежегодно созывается одна сессия, открывающаяся в первый рабочий день октября и заканчивающаяся в последний рабочий день июня. Помимо этого, могут созываться внеочередные сессии, которые открываются и закрываются декретом президента Республики. Бульшая часть заседаний обеих палат являются открытыми. Пресса освещает ход прений, а полный отчет о прениях публикуется в «Журналь офисьель». Еженедельные заседания по средам, на которых члены правительства отвечают на вопросы парламентариев, транслируются по телевидению.

    Депутаты, в своем большинстве, входят в ту или иную политическую группу (фракцию), однако есть и независимые депутаты. Каждый депутат входит в состав одной из шести постоянных комиссий Национального собрания: по делам культуры, семьи и социальным проблемам; по иностранным делам; по делам национальной обороны и вооруженных сил; финансов, общих проблем экономики и плана; по законодательству; по вопросам производства и торговли.

       В отличие от Сената, Национальное собрание имеет право вынести правительству вотум недоверия. Кроме того, финансовые законопроекты направляются в первую очередь в Национальное собрание (ст. 39).

Б) Сенат

    Сенат состоит из 321 сенатора, избираемых на основе непрямых всеобщих выборов сроком на девять лет. Избирательные коллегии формируются в каждом департаменте из депутатов, региональных советников и генеральных советников и делегатов муниципальных советов. Каждые три года состав Сената обновляется на треть и включает большое число представителей местных выборных органов.

    Как и депутат Национального собрания, сенатор - прежде всего законодатель. Его полномочия в этой области выражаются главным образом в праве вносить поправки в нормативные акты. Рассмотрение законопроектов и законодательных предложений проходит в Сенате так же, как и в Национальном собрании, т. е. сначала в шести постоянных комиссиях (по делам культуры, экономики, по иностранным делам, по делам национальной обороны и вооруженных сил; по социальным и финансовым вопросам и законодательству), а затем на открытом пленарном заседании. За исключением голосования по вотуму недоверия правительству, сенаторы, как и их коллеги-депутаты, имеют право контролировать деятельность правительства. Этот контроль осуществляется путем письменных запросов министрам (от 5 тыс. до 6 тыс. в год), обсуждения общеполитической декларации, а также через информационные миссии и комиссии по расследованию. Сенат, как и Национальное собрание, участвует в любом пересмотре Конституции, который не выносится на референдум. Помимо принятия законов и контроля за деятельностью правительства Сенат в соответствии с Конституцией 1958 г. обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики, т. е. коммун, департаментов, регионов, а также заморских территорий. Французы, проживающие за пределами метрополии, также представлены в Сенате[13].

    Порядок избрания сенаторов, срок их мандата и тот факт, что Сенат не может быть распущен, обеспечивают верхней палате парламента высокую политическую стабильность. Поэтому, согласно Конституции, председатель Сената временно замещает президента Республики в случае, если пост президента окажется по какой-либо причине вакантным или при возникновении обстоятельств, препятствующих избранному президенту исполнять свои функции. Так было дважды: в 1969 г. после отставки генерала де Голля и в 1974 г., когда скончался президент Помпиду. Сенат, таким образом, является гарантом преемственности функционирования всех ветвей государственной власти, т. е. государства в целом.

Конституционный совет

    Конституционный совет –– высший орган, осуществляющий контроль за соблюдением Конституции. В Совет входят девять членов, назначаемых на девять лет. Их мандат не может быть ни продлен, ни аннулирован. Состав Совета обновляется на треть каждые три года. Трех членов Совета назначает президент Республики, шесть остальных назначают председатели Национального собрания и Сената (каждый по три члена). Кроме того, в Конституционный совет пожизненно входят по праву бывшие президенты Республики, хотя ни один из них не участвовал в его заседаниях. Председатель Совета назначается президентом Республики. Голос председателя является решающим в случае разделения голосов поровну.

    Полномочия Конституционного совета четко определены в Конституции (ст. 58-61). Его решения не подлежат обжалованию (ст. 62). Две главные сферы его компетенции –– рассмотрение протестов, связанных с результатами голосования, и контроль за соответствием Конституции принимаемых законов. В его функции входит также принятие решения о наличии препятствий к исполнению президентом Республики своих обязанностей. Президент Республики может быть наделен чрезвычайными полномочиями только после консультаций с Конституционным советом (ст. 16).

    В компетенцию Конституционного совета входит осуществление контроля за выборами президента, Национального собрания и Сената, за правильностью проведения референдумов, а также контроль за соблюдением условий неизбираемости и запрета на совмещение должностей. В отношении референдума Конституционный совет выполняет двойную функцию: осуществляет предварительное консультирование, а после голосования рассматривает протесты в связи с нарушением процедуры голосования. Контрольные функции Совета относительно соответствия Конституции носят как обязательный (в отношении регламентов палат парламента и органических законов), так и необязательный характер (в отношении других законов, а также международных договоров или обязательств). В последнем случае рассмотрение этих вопросов может быть поручено Конституционному совету президентом Республики, премьер-министром, председателем Национального собрания, председателем Сената и начиная с 1974 г. 60 депутатами или 60 сенаторами. Таким образом у оппозиционных партий появилась возможность обжаловать закон, принятый парламентским большинством.

    В целях усиления контроля за конституционностью принимаемых законов и других актов Конституционный совет в 1971 г. принял решение осуществлять надзор за их соответствием не только самой Конституции 1958 г., но также текстам, на которых она основывается, –– преамбуле Конституции 1946 г., Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и другим фундаментальным принципам, признанным законами Республики. В результате Конституционный совет стал подлинным защитником основных прав и свобод граждан. Об этом свидетельствует богатая, четкая и жесткая практика судебной системы.

 

Судебная власть

    Организация судебной власти во Франции характеризуется четким разграничением полномочий административной юстиции и судов по гражданским и уголовным делам.



2020-02-03 240 Обсуждений (0)
Законодательная власть: полномочия парламента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательная власть: полномочия парламента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)