Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Французское и европейское право



2020-02-03 269 Обсуждений (0)
Французское и европейское право 0.00 из 5.00 0 оценок




    Франция, являясь членом Европейского Союза и Совета Европы, внесла за последние 20 лет значительные изменения в национальное право и его применение, поскольку, согласно ст. 55 Конституции 1958 г., международное право превалирует над внутренним правом.

    Право Европейского сообщества основано как на договорах о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Евратома, Европейского Союза (ЕС), так и на «производных» международно-правовых нормах, установленных европейскими институтами в форме регламентов, директив и решений. Законность всех этих норм обеспечивается Европейским судом, штаб-квартира которого находится в Люксембурге. Последний руководствуется в своей деятельности двумя основополагающими принципа-ми: прямое действие и приоритет права Сообщества. Принцип прямого действия (постановление 1963 г.) дает возможность любому лицу ссылаться в национальном суде на большую часть правовых норм Сообщества. Что же касается принципа приоритета (постановление 1964 г.), то правовые нормы Сообщества превалируют над национальными правовыми нормами. Так, во Франции Кассационный суд с 1975 г. и Государственный совет с 1989 г. отдают преимущество правовым нормам Сообщества перед любым изданным позже национальным законом, несовместимым с ними.

    Более того, Франция в 1974 г. ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека. В соответствии с ее положениями соблюдение прав человека обеспечивается Европейским судом по правам человека, штаб-квартира которого находится в Страсбурге. Европейская конвенция по правам человека гарантирует любому гражданину, проживающему в одном из государств –– членов Совета Европы, весь обширный и тщательно детализированный комплекс прав. Благодаря применению в судебной практике принципа приоритета права Сообщества Конвенция приобрела широкую известность с 1981 г., когда Франция ратифицировала ст. 25, предоставляющую любому лицу право обратиться в Европейский суд. Отныне любое физическое или юридическое лицо может обратиться в комиссию Европейского суда, если исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. В целом следует отметить, что взаимодействие французских органов правосудия с соответствующими органами Совета Европы свидетельствует о том важном значении, которое Франция придает основополагающим принципам этой организации и постоянному совершенствованию применения ее процедур.

 

Административно-территориальное устройство

    Исторически административно-территориальное устройство страны характеризовалось традицией централизации, но за последние 20 лет претерпело значительные изменения. На первый взгляд, оно может показаться сложным. В самом деле, Франция –– одно из немногих государств –– членов Европейского Союза, имеющее четыре уровня административно-территориального устройства: государство, регион, департамент, коммуна.

    В законе о децентрализации от 2 марта 1982 г. и дополняющих его положениях выражена политическая воля изменить отношения между государством и территориальными коллективами (регионами, департаментами, коммунами). С этого времени последние имеют значительно более широкую автономию в принятии решений, так как новые законы распределили компетенции, административную ответственность и финансовые ресурсы между центральной властью и местными органами управления.

    Административно-территориальная организация Франции имеет три уровня: коммуны, департаменты и регионы, которые являются одновременно административно-территориальными округами государства и децентрализованными территориальными коллективами. В правовом отношении децентрализованный территориальный коллектив является юридическим лицом (со своими наименованием, территорией, бюджетом, штатами служащих и т. д.), наделенным собственной компетенцией и определенной автономией по отношению к центральной власти.

    К этим территориальным коллективам следует добавить также заморские территории и территориальные коллективы, имеющие особый статус (Париж, Марсель и Лион, Корсика, Майотта и Сен-Пьер и Микелон).

A) Коммуна

    Учрежденная в 1789 г. коммуна является низшей единицей французского административно-территориального деления. Всего насчитывается около 37 тыс. коммун - намного больше, чем в других странах Европейского Союза. Это объясняется тем, что во Франции коммунами называются все муниципалитеты, независимо от числа жителей (80% коммун имеют население менее тысячи человек). Вследствие этого власти вынуждены были произвести перегруппировку коммун, в частности путем создания городских территориальных управлений и межкоммунальных объединений. Более того, согласно закону от 6 февраля 1992 г., установлены новые формы сотрудничества в целях повышения эффективности работы муниципалитетов, исходя из их совпадающих интересов. На практике такое сотрудничество зачастую ограничивается созданием некоторых совместных служб, а слияния происходят крайне редко, поскольку коммуна остается сильным идентифицирующим образованием, определяющим территориальную принадлежность ее жителей и выборных лиц. Подобно департаменту и региону, коммуна имеет свой совещательный орган - муниципальный совет и свою исполнительную власть - мэра, избираемого муниципальным советом. Число членов муниципального совета пропорционально численности населения коммуны. Члены муниципального совета, избираемые прямым всеобщим голосованием сроком на шесть лет, определяют основные направления развития коммуны, утверждают бюджет, управляют коммунальной собственностью (особое внимание при этом уделяется школьным зданиям и учебному оборудованию школ первого цикла обучения), а также устанавливают порядок функционирования местной администрации.

    Функции мэра носят двоякий характер: он одновременно олицетворяет выборную власть коммуны и является представителем государства на территории коммуны. Как руководитель местной исполнительной власти он проводит заседания муниципального совета, представляет коммуну в правовом аспекте, вносит предложения относительно бюджета и отвечает за его исполнение, обеспечивает сохранность собственности коммуны и управляет ею, выдает разрешения на строительство. Мэр наделен также личной властью: он несет ответственность за обеспечение безопасности граждан, поддержание чистоты в населенном пункте и руководит работой своего аппарата. Как представитель государства он осуществляет регистрацию актов гражданского состояния (бракосочетания и т. д.), является должностным лицом судебной полиции и в этом качестве действует под контролем прокурора Республики. Наконец, он обеспечивает выполнение определенных административных функций: публикацию законов и других официальных документов, составление избирательных списков. Решения мэра являются односторонними административными актами. Как правило, это постановления, подлежащие контролю с точки зрения их соответствия законам, когда мэр действует как исполнительная власть коммуны, и вышестоящего префекта (см. ниже), когда он выступает в качестве представителя государства.

    Таким образом, в компетенцию коммун входит управление местными делами. Сфера их действия охватывает экономические и социальные вопросы, которые долгое время сводились лишь к оказанию поддержки предприятиям в создании рабочих мест и предоставлению разного рода помощи нуждающимся. В результате коммуна стала важным инструментом в борьбе с безработицей и нищетой, активным участником процесса структурной перестройки экономики и развития новых видов хозяйственной деятельности.

B) Департамент

    Франция насчитывает 100 департаментов: 96 в метрополии и 4 в заморских владениях (Мартиника, Гваделупа, Реюньон и Гвиана). Статус департаментов, учрежденных в 1789 г., претерпел существенные изменения: он эволюционировал от положения полудецентрализованного территориального коллектива до полноправного территориального коллектива (с 1982 г.). Департамент является основным звеном административно-территориального устройства страны. К его компетенции относятся главным образом вопросы санитарии и социального развития, оснащения сельского хозяйства, поддержания и развития дорожной сети на своей территории, расходы на строительство и содержание коллежей. На протяжении почти двух веков (1800-1982 гг.) исполнительная власть в департаменте принадлежала префекту. Законом, принятым в марте 1982 г., его полномочия были изменены. Назначаемый правительством префект остается в департаменте единственным представителем государства. На этом основании он представляет премьер-министра и каждого члена правительства, ему подчинены государственные учреждения, находящиеся на территории департамента, наконец, он обеспечивает административный контроль над входящими в департамент территориальными коллективами.

    Однако по закону от 2 марта 1982 г. главой исполнительной власти в департаменте стал председатель генерального совета. Генеральный совет является коллегиальным совещательным органом департамента, состоящим из генеральных советников, избираемых сроком на шесть лет по одномандатной мажоритарной системе в два тура в рамках кантона (во Франции насчитывается 3500 таких административных округов). Избранный генеральными советниками председатель совета готовит и проводит его заседания, в том числе по вопросам бюджета, представляет департамент в суде, руководит администрацией департамента и, наконец, как ответственный за управление собственностью департамента, обладает полицейской властью, заботится о сохранности имущества, состоянии дорожно-транспортной сети департамента, при том что часть этих вопросов находится в ведении мэров и префекта.

C) Регион

    Франция насчитывает 26 регионов: 22 в метрополии и 4 заморских, границы которых совпадают с границами четырех заморских департаментов (ДОМ). Учрежденный в 1955 г. в целях обустройства территории, регион в 1982 г. стал территориальным коллективом. К его собственной компетенции относятся главным образом вопросы планирования, обустройства территории, экономического развития, профессиональной подготовки, а также строительства, материально-технического оснащения и финансирования лицеев. Коллегиальным совещательным органом региона является региональный совет. Региональные советники избираются сроком на шесть лет. Региональному совету в его деятельности помогает региональный комитет по экономическим и социальным вопросам. Этот комитет выполняет консультативные функции. В него входят представители предприятий, лиц свободных профессий, предпринимательских организаций и профсоюзов, ассоциаций регионального уровня и др. С комитетом в обязательном порядке должны согласовываться вопросы разработки и осуществления планов развития страны и региона, а также определение главных направлений региональной бюджетной политики. Кроме того, комитету дано право участвовать, по его усмотрению, в решении любого вопроса, касающегося региона, или, по инициативе председателя регионального совета, в обсуждении любого проекта экономического, социального или культурного характера. Исполнительную власть в регионе возглавляет председатель регионального совета, избираемый региональными советниками. Его полномочия идентичны полномочиям председателя генерального совета департамента, но они осуществляются в рамках компетенции региона.

    В соответствии со ст. 72 Конституции территориальные коллективы Республики свободно управляются выборными советами. В этом отношении реформа 1982 г. не внесла никаких изменений. Принцип свободного управления территориальными коллективами, как и принцип выборности совещательных органов, остается основой административно-территориального устройства страны[15].

    Принятие законодательства о децентрализации привело к некоторым изменениям прежде всего в области контроля, не затронув стабильности структур и основ, а также очевидных различий в сфере компетенции. Действительно, свобода самоуправления и необходимость согласованных действий в рамках унитарного государства, но в то же время соблюдение принципа равенства граждан и защита общих интересов нации требуют контроля a posteriori за действиями территориальных коллективов.

    Принятый в марте 1982 г. закон предусматривает также ряд новаций в области финансирования. Любая передача компетенции государства территориальному коллективу должна сопровождаться передачей соответствующих финансовых ресурсов (в основном фискальных). И действительно, налицо тенденция к росту местных налогов. В то же время эта реформа признает за счетоводами коммун, департаментов и регионов статус главных прямых счетоводческих служб государственного Казначейства. Реформа, наконец, возлагает на новый контрольный орган - региональную счетную палату –– осуществление проверки a posteriori итогов счетоводческой деятельности территориальных коллективов.

    Процесс децентрализации внес глубокие изменения в административно-территориальное устройство Франции. Новая система является, безусловно, более дорогостоящей для государственной казны, чем прежняя, и приводит к определенной распыленности целей и решений, поскольку территориальные коллективы заботятся в первую очередь о собственных интересах, а не об интересах страны в целом. Тем не менее децентрализация способствует лучшему распределению задач и повышению ответственности территориальных коллективов во всех сферах общественной жизни и, следовательно, повышает уровень демократизации управления территорией.

Заключение

    Конституция Пятой республики, в отличие от Четвертой, внесла значительное расширение прерогатив президента, увеличила полномочия правительства за счет ущемления интересов парламентской власти.

    Национальное собрание имело право законотворчества в области гражданских прав, гражданского и уголовного законодательства, судоустройства, налоговой системы, определяло порядок выборов, могло провести национализацию предприятий. В таких важнейших областях как оборона, трудовое право, статус профсоюзов Национальное собрание могло решать лишь общие вопросы. Все остальные вопросы решались правительством и администрацией.

    Конституция 1958 г. устанавливала ответственность правительства перед парламентом. Согласно конституции 1958 г. «отказ в доверии» правительству может иметь лишь в том случае постановки самим премьером в Национальном собрании вопроса об ответственности правительства , т.е. о доверии по его программе, либо в случае внесения по крайней мере 1/10 депутатов в резолюции порицания. В обоих случаях правительству может быть отказано в доверии лишь абсолютным большинством голосов.

    Новая конституция предоставляла президенту большие полномочия. он имел право подписывать и обнародовать законы; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии конституции; право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; право принимать ордонансы, имеющие силу закона. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента (ст. 12), что не характерно для чисто президентских республик. Он представлял Францию в международных отношениях, наделялся значительными прерогативами в области внешней политики.

    Высшая исполнительная власть, по конституции, была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависели от согласованности их действий при стратегическом верховенстве президента и, главным образом, от расстановки партийно-политических сил.

    Судебная власть, по Конституции 1958 г., провозглашалась «хранительницей личной свободы». Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и, несмотря на отсутствие прямого указания об этом, право толковать основной закон. Классическим примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административной юстиции во главе с Государственным советом.

    Таким образом, хотя система органов, по Конституции 1958 г., обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, министерская скрепа актов президента и т. п.), наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту. Обширные прерогативы президента Франции, предусмотренные конституцией, не имели аналога даже в президентских республиках. Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешанным «президентско-парламентским» или «косвенным президентским» режимом, став образцом новой, самостоятельной формы правления, получившей в политической науке наименование «полупрезидентская республика».




2020-02-03 269 Обсуждений (0)
Французское и европейское право 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Французское и европейское право

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)