Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности расчетов по социальному страхованию (с ФСС РФ)



2020-02-03 202 Обсуждений (0)
Особенности расчетов по социальному страхованию (с ФСС РФ) 0.00 из 5.00 0 оценок





За последнее время был выпущен ряд нормативных документов - приказов, писем, постановлений - касающихся особенностей расчетов с ФСС РФ, а также с работниками по выплате им социальных пособий за счет средств фонда.

Тонкости регистрации некоторых страхователей


Во-первых, Минздравсоцразвития России своим приказом № 959н утвердило особый порядок обязательной регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ФСС РФ:

для юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц;
физических лиц, заключивших трудовой договор с работником;
лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (включая формы документов, связанных с их регистрацией).

 

Перечень документов для получения средств от ФСС РФ


Во-вторых, Приказом № 951н был утвержден перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения: пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, и при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также социального пособия на погребение.
Для того чтобы получить средства от ФСС РФ, страхователь помимо формы-4 ФСС РФ, о которой мы уже говорили ранее, должен подать:

письменное заявление, в котором указываются сведения о страхователе (например, наименование и адрес организации, а также регистрационный номер страхователя) и приводится сумма необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, верность которых засвидетельствована в установленном порядке.

Причем специалисты Минздравсоцразвития России конкретизировали, какие именно документы нужно откопировать и приложить:

для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия;
для единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности - справку из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель);
для единовременного пособия при рождении ребенка - справку о рождении ребенка установленной формы, выданную органами загса (а в случае рождения ребенка за пределами РФ - легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий рождение ребенка, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык), и справку с места работы другого родителя о неполучении пособия;
для ежемесячного пособия по уходу за ребенком - документы, предусмотренные в пунктах 6 и 7 ст. 13 Закона № 255-ФЗ;
для социального пособия на погребение - справку о смерти, выданную органами загса.

Правда, при внимательном прочтении третьего пункта перечня становится ясно, что прилагать копии документов должны не все плательщики страховых взносов, а только те, кто применяет пониженные тарифы страховых взносов на основании подпунктов 2 и 3 п. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ: например, "упрощенцы", плательщики ЕНВД (в отношении выплат физлицам, занятым в видах деятельности, подлежащих обложению данным налогом), плательщики ЕСХН и некоторые другие. Иными словами, фактически это те категории плательщиков страховых взносов, которые в 2010 году вообще не начисляют взносы в ФСС РФ (для которых тариф взносов в ФСС РФ на 2010 год составляет 0%) - и, значит, они не могут отнести суммы начисленных пособий на уменьшение начисленных взносов, а должны получать полное возмещение данных расходов от ФСС РФ.
Причем в том же пункте перечня указано одно исключение - это плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы. Им не нужно предоставлять в ФСС РФ копии вышеперечисленных документов - как и тем, кто применяет общий режим налогообложения и уплачивает взносы в ФСС РФ (включая и сельхозтоваропроизводителей, не применяющих ЕСХН и уплачивающих взносы в ФСС РФ по пониженной ставке 1,9%).

 

 

Если ФСС РФ не принял расходы


В-третьих, приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1014н были утверждены формы:

решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма 28-ФСС);
требования о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету (форма 29-ФСС).

Эти формы применяются в случаях, когда территориальные органы ФСС РФ в ходе проверок выявляют расходы на выплату страхового обеспечения (пособий) с нарушением требований законодательства РФ - например, на выплату пособий, не подтвержденных документами, или произведенных на основании неправильно оформленных или неправомерно выданных документов.

Доплата больничных до фактического заработка


В 2010 году, как и раньше, существует предельный максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, который может быть начислен и выплачен за счет средств ФСС РФ. Однако на практикеработодатели иногда производят работникам в случаях, когда сумма пособия, исчисленная исходя из их фактического среднего заработка, оказывается выше максимально допустимого размера, доплату до фактической суммы за счет средств предприятия. Соответствующие положения о таких доплатах (о выплате пособий в размере, исчисляемом исходя из фактического среднего заработка, с компенсацией разницы в случае превышения максимального размера пособия за счет средств работодателя) фиксируются в коллективном договоре или в трудовых договорах с работниками.
Специалисты Минфина России рассмотрели вопрос о правомерности учета подобных доплат с учетом изменений законодательства с 1 января 2010 года и представили свое мнение в письме от 23.12.2009 № 03-03-05/248.
Ссылаясь на то, что в соответствии с п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ (с учетом ст. 270 НК РФ) в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли могут быть учтены виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором, которые отдельно не указаны в статье 255 НК РФ. Поэтому, по мнению финансистов, в случае, если размер фактически выплачиваемого работодателем в 2010 году пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, превышает сумму, установленную на 2010 год действующим законодательством, налогоплательщик имеет право в 2010 году учесть сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями п. 25 ст. 255 НК РФ при условии, что такие доплаты предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором.
Финансисты отдельно подчеркнули, что они не поддерживают мнение специалистов ФНС России об отсутствии оснований учитывать такие доплаты в составе расходов на оплату труда с 1 января 2010 года как не связанные с исполнением работником трудовых обязанностей в период заболевания - ввиду открытости перечня расходов, указанных в статье 255 НК РФ, а также юридико-технического оформления данного перечня в качестве поименованных расходов. Тем более что, согласно статье 41 Трудового кодекса РФ, в коллективном договоре определяются не только формы, системы и размеры оплаты труда, непосредственно связанные с исполнением работником его трудовой функции, но и другие вопросы, вытекающие из отношений социального партнерства работника и работодателя.
Таким образом, общий вывод финансистов поддерживает позицию налогоплательщиков: статья 255 НК РФ позволяет учитывать в целях налогообложения прибыли выплаты, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором, которые отдельно не указаны в данной статье, за исключением выплат, прямо поименованных в статье 270 НК РФ. Кстати, этот аргумент можно применять не только к доплатам пособий до фактического заработка, но и к другим видам выплат, предусмотренных коллективным и трудовыми договорами.

Новое Положение о назначении и выплате детских пособий


В случае если ваша организация производит выплату детских пособий, обратите особое внимание на то, что староеПоложение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 865, с 1 января 2010 года утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1144.
Вместо него с 1 января 2010 года действует новый документ - Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н.
Впрочем, новый Порядок во многом аналогичен старому Положению. Хотя есть и некоторые новшества. В частности, в новом Порядке детально прописана процедура обращения за получением пособия - причем сделать это могут как само лицо, имеющее право на получение пособия, так и доверенные лица, а предоставлять заявления и необходимые документы можно не только лично, но и по почте. Если мать, получающая ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может ухаживать за ним в связи со своей болезнью, получать пособие может другой член семьи, который фактически осуществляет уход за ребенком в этот период. Более того, в данном случае право на назначение и выплату пособия по уходу за ребенком может переходить от одного члена семьи к другому в зависимости от того, кто из них фактически осуществляет уход за ребенком (п. 42 Порядка).
А например, в пункте 83 Порядка зафиксировано правило, что нельзя удерживать пособие по уходу за ребенком, уже выплаченное за тот месяц, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пособий - например, если ребенок умер или если мать (либо иное лицо, получавшее пособия) устроилась на работу - а вот со следующего месяца пособие уже не начисляется и не выплачивается.

Особый порядок исчисления детских пособий для некоторых категорий граждан


Рассчитывать средний заработок при начислении пособий - включая пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до полутора лет для работающих граждан и других лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - нужно в порядке, прописанном вПоложении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, которое с 1 января 2010 года действует в новой редакции с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 19.10.2009 № 839.
Однако для некоторых категорий граждан установлен особый порядок определения среднего заработка для начисления пособий. Он прописан в Положении об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 № 1100. Это положение применяется в отношении лиц:

1) проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах;
2) уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи:
с ликвидацией организаций;
прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой;
прекращением статуса адвоката;
прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию,
в том числе уволенных из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенных в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в РФ.

В частности, в последнем случае - если лицо, получающее пособие по уходу за ребенком до полутора лет, было уволено по вышеперечисленным основаниям - при назначении ему ежемесячного пособия по уходу за ребенком после увольнения учитывается размер пособия, выплачиваемого им по последнему месту работы. Иными словами, пересчитывать их средний заработок (доход) заново не нужно.

Индексация детских пособий с 1 января 2010 года


Не забывайте, что с 1 января 2010 года производится очередная индексация детских пособий.
Как напомнили специалисты ФСС России в письме от 10.12.2009 № 02-10/07-12722, коэффициент индексации с 1 января 2010 года составляет 1,10. Применять данный коэффициент нужно в отношении:

пособия по беременности и родам, выплачиваемого женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременного пособия при рождении ребенка;
ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях);
минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
минимального и максимального размеров ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - лица, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком).

Иными словами, как пояснили специалисты ФСС РФ, с 1 января 2010 года необходимо проиндексировать пособия, размер которых установлен на 1 января 2009 года с учетом коэффициента 1,13 - например:

размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, на 1 января 2009 года составлял (с учетом коэффициента 1,13) 374,62 рубля, а на 1 января 2010 года, применяя коэффициент 1,10, размер пособия будет равен 412,08 рубля;
размер единовременного пособия при рождении ребенка на 1 января 2009 года составлял 9 989,86 рубля - значит, соответственно, на 1 января 2010 года размер данного пособия будет равен 10 988,85 рубля.

Аналогично рассчитываются минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом округление суммы размера пособий до полного рубля не предусмотрено.
Кроме того, специалисты ФСС РФ разъяснили некоторые нюансы индексации и применения проиндексированных размеров.
Так, индексация размера единовременного пособия при рождении ребенка на коэффициент 1,10 применяется только в случае рождения ребенка 1 января 2010 года и позднее.
К ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленному из заработной платы застрахованного лица (40% среднего заработка/дохода), в том числе и в случае, если ежемесячное пособие по уходу за ребенком установлено в размере предельной суммы (13 833 рубля), применение коэффициента индексации законом не предусмотрено.
Однако в некоторых случаях работодателю придется изменить сумму выплачиваемого пособия.
Например, при индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком данное пособие, исчисленное в процентном выражении (40%) от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое лицам, подлежащимобязательному социальному страхованию, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, с 1 января 2010 года подлежит перерасчету до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного на коэффициент 1,10, если назначенное и выплачиваемое ежемесячное пособие по уходу за ребенком не достигает проиндексированного минимального размера указанного пособия. Иными словами, если пособие, назначенное в до 1 января 2010 года исходя из 40% среднего заработка (дохода), оказалось ниже проиндексированного минимального размера, выплату пособия начиная с января 2010 года нужно производить в сумме, равной новому минимальному размеру.
А при индексации максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком данное пособие, исчисленное в процентном выражении (40%) от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, в максимальном размере, установленном до индексации на коэффициент 1,10, с 1 января 2010 года подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка (дохода), но не выше максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного на коэффициент 1,10.

Все вопросы - к Минздравсоцразвития России


Ну и в завершение статьи подчеркнем, что с 1 января 2010 года давать официальные разъяснения о страховых взносах, а также о выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком должно Минздравсоцразвития России. Причем разъяснения в части финансового обеспечения расходов на выплату страхового обеспечения, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, будут согласовываться с Минфином России. Такое решение было закреплено в постановлении Правительства РФ от 17.10.2009 № 826.
Поэтому, например, в письме Минфина России от 21.01.2010 № 03-04-07/5-1 финансисты отказались давать разъяснения о порядке обложения выплат в пользу работников страховыми взносами с 1 января 2010 года, указав, что с такими вопросами следует обращаться не в Минфин России, а в Минздравсоцразвития России.
Таким образом, к компетенции Минздравсоцразвития России с 2010 года относятся:

официальные разъяснения норм Закона № 212-ФЗ (например, в форме писем, которые адресованы широкому кругу плательщиков страховых взносов и в которых толкуются отдельные положения Закона № 212-ФЗ);
письменные ответы на частные запросы плательщиков по применению законодательства о страховых взносах.

Впрочем, разъяснять порядок исчисления и уплаты страховых взносов обязаны также и органы ПФР и ФСС РФ, если плательщик взносов обратился к ним с письменным запросом. Но они могут давать разъяснения только в отношении тех страховых взносов, которые контролируют:

органы ПФР - в отношении пенсионных взносов и взносов на ОМС;
органы ФСС РФ - взносов по нетрудоспособности и материнству.

Кроме того, они рассматривают только порядок исчисления и уплаты взносов, а Минздравсоцразвития России толкует положения Закона № 212-ФЗ в целом.

 



2020-02-03 202 Обсуждений (0)
Особенности расчетов по социальному страхованию (с ФСС РФ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности расчетов по социальному страхованию (с ФСС РФ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)