Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательные основы социального страхования



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Законодательные основы социального страхования 0.00 из 5.00 0 оценок




Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.[6]

    Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

    Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

1. устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

2. всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4. государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5. паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

6. обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

7. ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

8. обеспечение надзора и общественного контроля;

9. автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию определены в Статье 8 Федерального Закона об основах обязательного социального страхования:

1. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца;

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

- пособие по беременности и родам;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- пособие по безработице;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- пособие на санаторно-курортное лечение;

- социальное пособие на погребение;

- оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

    1 января 2001 г. в Российской Федерации с целью снижения совокупной налоговой нагрузки на заработную плату введена новая ставка подоходного налога – 13 % - Единый социальный налог. В случае, когда совокупное налогообложение, складывающиеся из налогов на доходы работника и отчислений (налогов) на социальное (в том числе пенсионное) страхование, чрезмерно, налоговая система не только не способствует росту легальной заработной платы, а создает предпосылки для противоправного поведения как работников, так и работодателей (так называемая «зарплата в конверте»).

«Пробелом» в законодательстве на протяжении нескольких последних лет (в частности, после введения в 1999 г. части 1 Налогового кодекса) был правовой статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Дважды Конституционный суд РФ в постановлениях подчеркивал, что несмотря на определенную специфику этих платежей, они имеют налоговую основу, хотя они не попадали под категорию законно установленных налогов, что позволяло на основании Конституции РФ ставить под сомнение законность их уплаты.

    Следующая проблема заключалась в том, что существовавшие независимо друг от друга налоговая система и система платежей в государственные социальные внебюджетные фонды приводили к неэффективному расходованию государственных средств, дублированию функций разных органов и дополнительным сложностям в выполнении требований налогового законодательства. Эти проблемы являлись следствием того, что внебюджетные фонды не могли осуществлять такого контроля за отчислениями налогоплательщиков, какой проводили государственные налоговые инспекции. Отсюда возникал парадокс – количество организаций, стоявших на учете в налоговых органах значительно отличалось от количества организаций, состоявших на учете во внебюджетных фондах.

Для налогоплательщиков трудности соблюдения налогового законодательства и законодательства, связанного с социальным страхованием и уплатой платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, усугублялись несовпадением правил определения налоговой базы по подоходному налогу и взносам в каждый из этих фондов, имеющих свои особенности. Не совпадали также порядок и сроки уплаты этих налогов.

Статья 234 Налогового кодекса четко оговаривает тот факт, что уплачиваемые работодателями суммы налога (ЕСН) поступают непосредственно в Фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, и фонды обязательного медицинского страхования (территориальный и федеральный). Статья устанавливает строго целевое назначение получаемых указанными фондами сумм налога. Эти средства могут расходоваться исключительно на реализацию прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Контроль за правильностью исчислений налога с 1 января 2001 г. возложен на налоговые органы.[7]

Вот уже несколько лет предпринимаются попытки консолидировать средства Фонда в федеральном бюджете. Это означало бы отступление от достигнутого положения о самостоятельности Фонда, невхождении его средств в состав каких-либо бюджетов; привело бы к возврату к остаточному принципу финансирования программ социального страхования. Оно породило бы излишнюю централизацию и тем самым отстранение субъектов Федерации и работодателей от участия в совершенствовании системы, развитии ее дополнительных, добровольных форм.

К этой же категории предложений относится идея об объединении двух фондов – социального и медицинского страхования, которые коренным образом различаются по своим функциям, задачам, формам и методам работы. Если для Фонда социального страхования основной функцией является материальное обеспечение работающих граждан в виде пособий и других выплат, то для медицинского – предоставление медицинской помощи всему населению. В одном случае средства, в своей основе, расходуются непосредственно на предприятиях по зачетной системе, в другом – централизуются на уровне территориальных медицинских фондов.

Несовершенство законодательства негативно сказывается не только на рядовых гражданах. "Пробелами" пользуются и те люди, которые хотят нажиться, казалось бы, законным путем. По российскому законодательству часть пособий по беременности и родам начисляется исходя из минимального размера оплаты труда, а другая, в том числе и «декретные», исходя из средней заработной платы работника. По мнению работников Фонда соцстраха, подобная схема становится причиной многочисленных махинаций. Руководители коммерческих организаций, пользуясь правом самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда, с целью получения дотаций от фонда преднамеренно повышают зарплату тем работницам, которые через некоторое время уходят в декретные отпуска. В таких случаях размеры выплат в десятки раз превышают начисленные страховые взносы, а дотации фонда становятся источником доходов для самих предпринимателей. По действующему порядку исполнительные органы фонда возмещают организации недостающие для выплат средства, а назначение и выплату пособий осуществляет уже сам работодатель. Средства он может использовать в других целях.

История началась в 1999 году, когда руководство фирмы «Восток-фото» обратилось в Фонд социального страхования по Хабаровскому краю с требованием выплатить пособие по беременности и родам одной из сотрудниц предприятия. «Фирма приняла на должность фотооператора с окладом в 10 тысяч рублей молодую женщину. Высокую зарплату установили человеку, впервые устроившемуся на работу, не имевшему ни стажа, ни квалификации, ни трудовой книжки, в обязанности которого входило проявление фотопленок. Спустя два месяца девушка получила право на уход в отпуск по беременности и родам, и фирма ей выплачивает пособие в 61 тысячу рублей», - заявил заместитель председателя арбитражного суда Хабаровского края Георгий Брусиловский. По мнению судьи, это чересчур много.[8]

Свою проверку проводили и правоохранительные органы. Доказать факт мошенничества не удалось, но зато выяснили, что подобный способ получения незаконных пособий весьма популярен.

Проблему социальных выплат гражданам затронул Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному Собранию:

«/…/ Развитие страны определяется не одним лишь экономическим успехом, но - не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации, хотя, разумеется, это все взаимосвязано. Здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей, с экологией, развитием медицинской науки. В современных условиях охрана здоровья - это проблема государственного масштаба. Правительство ежегодно утверждает программу государственных гарантий по бесплатной медицинской помощи. Однако в абсолютном большинстве регионов эта программа не обеспечивается государственными средствами. Дефицит средств по этой программе - 30-40 процентов от потребности, и он покрывается - давайте прямо и честно об этом скажем - вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг.
Реструктуризация системы медицинской помощи разворачивается медленно. Нарастание платности порождает скрытую коммерционализацию государственных и муниципальных больниц и лечебниц. При этом система медицинского страхования, которая призвана компенсировать больным людям расходы на лечение, действует неэффективно. По факту - на основе сети бюджетных медучреждений - у нас сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи, в которой подчас царит произвол и нет вообще никакой социальной справедливости… Не менее важным государственным приоритетом является обеспечение гражданам гарантий достойной старости. В стране продолжается убыль населения… Однако возможности нашего государства обеспечить достойный уровень жизни и нынешним, и будущим пенсионерам, к сожалению, невелики. Их сегодня хватает лишь для выплаты минимальной пенсии. Для обсуждения базовых параметров перехода к новой системе мы создали национальный Совет по пенсионной реформе… Нам нужен переход к понятной системе накопления средств на старость. Люди должны быть уверены, что каждый рубль, заработанный ими, прямо влияет на величину их пенсии.»[9]

Эта речь была произнесена Президентом год назад. Нужно отметить, что в реформировании системы здравоохранения ничего существенного за это время не произошло. Однако с введением в начале 2002 г. нового Трудового кодекса ускорило продвижение пенсионной реформы, но на сегодняшний момент специалисты только начинают разбираться в ее тонкостях, т.к. практически все говорят о ее невероятной сложности.

 



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Законодательные основы социального страхования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательные основы социального страхования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)