Перспективы урегулирования
«замороженных» конфликтов
Как и предполагалось, после провозглашения независимости Косово Россия оказалась в весьма двусмысленном положении. Москва рассчитывала, что ее право «вето» в СБ ООН и угрозы распространить «косовский прецедент» на республики с непризнанным статусом на постсоветском пространстве возымеют должное действие на других членов Совета Безопасности. Однако теперь официальные заявления российских властей вылились в настоятельные требования лидеров Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии выполнить обещания и признать республики пусть даже в одностороннем порядке со стороны России. И руководству Российской Федерации приходится искать варианты, при которых ему удастся «сохранить и лицо, и статус-кво». При рассмотрении перспектив урегулирования «замороженных конфликтов» мы должны учитывать не только теоретические принципы международного права, но и потребности «реальной политики». Сегодня, как считает, например, Н.Нарочницкая, «России следует охранять и гарантировать неприкосновенность непризнанных республик на территории СНГ, не давать их в обиду». Это не значит, что надо немедленно их признать. Но теоретически нельзя отказываться от возможности их признания. Да и просто аморально «сдавать» тех, кто за 15 лет доказал свою историческую приверженность России. Это не прихоть элит, которые меняются, а воля народов, доказавших верность России. Главное – иметь четкую стратегию. Во-первых, не стоит ссылаться на «право наций на самоопределение» – юристами-международниками оно не трактуется как право на отделение. Во-вторых, мы не можем поддержать абхазов и осетин без того, чтобы не дать аргумент сепаратистам в Чечне или Ингушетии. Таким образом, при выстраивании, например, диалога с Грузией надо говорить о несоблюдении Тбилиси прав автономий при выходе Грузии из СССР. Другой аспект проблемы – чего нам стоит ждать от США, особенно с учетом предстоящего прихода к власти в этой стране нового президента? Видимо, при любом исходе американских выборов нас ждут нелегкие времена. США торопятся, понимая, что Россия крепнет, и тенденция к ее самостоятельности будет только нарастать. Однополярный мир не состоялся. В США кончается эпоха сильного доллара как стабильной резервной валюты. Так что Последнее правление республиканцев – это откровенный империализм. После Афганистана и Ирака они, оставшись у власти не остановятся перед военными походами и в другие страны. Демократы же традиционно делают упор на правозащитную проблематику, на подвластные Америке международные структуры. Для них глобализация – это «глобальное управление». Многие важные темы, прежде всего «правозащитная проблематика», выносятся намеренно и без всякого морального или юридического основания на «суд» многосторонних и неправительственных организаций. В этой области у Демократической партии США достаточно механизмов и НПО, которые они финансируют и которыми управляют. Со своей стороны, ЕС озабочен затягиванием «замороженных» конфликтов и хочет скорейшего их разрешения, чтобы это позволит странам региона развиваться. Поэтому Европа выказывает ныне повышенное внимание к конфликтным точкам постсоветского пространства. В 1995 года Совет ЕС принял проект «общей позиции» по государствам Южного Кавказа, в котором подчеркивалась необходимость всесторонней помощи бывшим республикам Закавказья в строительстве демократических институтов. В 2004 году Армения, Грузия и Азербайджан были включены в проект «Европейской политики соседства (ЕПС)». С принятием 14 ноября 2006 года государствами Южного Кавказа Планов действий ЕПС можно говорить о новом этапе «европеизации» этого региона.
Так как же следует поступать политикам, перед которыми встает задача урегулирования «замороженного» конфликта? Во-вторых, необходимо создание нового международного механизма урегулирования конфликтов, в том числе, «замороженных», который пришел бы на смену разрушенному
Среди основных направлений усилий, которые необходимо предпринять для предотвращения этноконфликтов, можно выделить: - активизацию и углубление глобального и, особенно, регионального сотрудничества, объединение усилий государств в борьбе с этносепаратизмом; - создание международной и национальной правовой базы как эффективного средства нейтрализации этого явления; - определение и признание четких критериев - когда целесообразно применять силу для ликвидации этноконфликтов, опираясь при этом на международное право; - формирование региональных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил и других органов для борьбы с этносепаратизмом и экстремизмом; - оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками этноконфликтов; - моделирование различных сценариев возникновения и развития этноконфликтов, своевременное принятие оперативных мер по их нейтрализации на глобальном и региональном уровнях. Только при этих условиях может быть обеспечена целостность и суверенитет государств, соблюдение их национальных интересов Заключение «Замороженный» конфликт – это не плохо и не хорошо. После того, как вооруженные конфликты на территории бывшего СССР были «заморожены», в трудах политологов и публицистов (в особенности европейских) стал активно прорабатываться тезис о том, что сохранение статус-кво в зоне вооруженных конфликтов, с политической точки зрения, не ведет ни к чему хорошему. Сама по себе «заморозка» конфликтов стала рассматриваться не как остановка вооруженной фазы межэтнического противоборства, а как фактор сдерживания урегулирования конфликта. Этот тезис был активно поддержан экспертами из экс-советских республик. Более того, стали распространяться утверждения о том, что «замороженные конфликты» – это, по сути своей, инструмент России для сохранения ее геополитического доминирования в Евразии. Дескать, Россия искусственно поддерживает статус-кво, чтобы держать «на крючке» политические элиты новых независимых государств СНГ. Утверждение о негативном значении «заморозки» строится на игнорировании нескольких чрезвычайно важных обстоятельств. Сохранение статус-кво – это фиксация промежуточной стадии конфликтного урегулирования. Прибегая к терминологии международного права, можно сказать, что «замороженный конфликт» – это не мир, но перемирие. Известно, что перемирие может продолжаться бесконечно долго. Например, Россия и Япония до сих пор не имеют мирного договора, что, однако же, не позволяет говорить о негативном воздействии «замороженного» российско-японского конфликта на ситуацию в АТР. Между тем то, что осознается применительно к симметричным конфликтам, игнорируется при анализе конфликтов ассиметричных, коими являются вооруженные противостояния на постсоветском пространстве. «Заморозка» карабахского конфликта остановила войну, стоившую жизни тысячам азербайджанцев и армян. Общее количество жертв грузино-абхазской войны оценивается в 7 тыс. человек. «Заморозка» этих конфликтов не позволила увеличить список жертв межнациональных конфликтов. «Замороженный» конфликт не разрешает проблему беженцев и вынужденных переселенцев, однако приостановка военных действий останавливает процесс этнических чисток и не позволяет увеличивать количество людей, лишаемых своего крова. «Заморозка» конфликтов и сохранение статус-кво дают время для мирной передышки и выработки основ политического урегулирования. Если конфликтующие стороны не готовы к подобному сценарию, то в этом нет вины России (или любой другой миротворческой стороны). Критики «замороженных» конфликтов и сторонники их «разморозки» не могут принять в расчет тот факт, что сами общества могут быть гораздо более радикальными в своих требованиях, чем официальные политики. Карт-бланш на строительство «Грузии для грузин» Звиад Гамсахурдиа получил демократическим путем без применения «черных технологий» и административного ресурса. Таким же способом в Армении во власть пришли представители комитета «Карабах», а в Азербайджане – лидеры Народного фронта, обещавшие омыть сапоги в Севане. Победа в 2004 году Михаила Саакашвили была также вполне адекватна настроениям грузинского общества, настроенного на «собирание земель». Что в таком случае означает «разморозка» конфликта? Если общества не готовы не то что к компромиссам, но даже к общению друг с другом? Если лидеры противоборствующих сторон не готовы принять условия другой стороны, а сама идея компромисса рассматривается как предательство национальных интересов? Если конфликт давно «инструментализирован» и используется для консолидации масс в борьбе с отражением агрессии? В этих случаях «разморозка» означает неизбежное возобновление войны с последующим разрушением сложившегося баланса сил. Возникает неизбежный вопрос: на что будет работать «разморозка» конфликтов - на их урегулирование или на военно-политический реванш стороны, считающей себя проигравшей? Ни один из этих вопросов политические лидеры Грузии и Азербайджана, к сожалению, убедительно не отвечают. Таким образом, для предотвращения «размораживания» «замороженных» конфликтов и последующей их ликвидации потребуются весомая политическая воля и значительные миротворческие усилия. Этносепаратизм – это тяжелая, крайне трудноизлечимая болезнь человечества, которую без преувеличения можно назвать «чумой XX и XXI веков». Но не покончив с ней, многие страны рискуют вообще исчезнуть с лица планеты, как будто в результате эпидемии настоящей чумы.
Список использованной литературы 1. В.Андреев «Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов». Казань, 1992 год. 2. З.Бжезинский «Великая шахматная доска». 3. М.Блиев «Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений». М., «Европа», 2006 год. 4. К.Гаджиев «Геополитика Кавказа». М., «Международные отношения», 2001 год. 5. Е.Кожокин «Молдавия: современные тенденции развития». М., «Российская политическая энциклопедия», 2004 год. 6. Н.Нарочницкая «Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека». Санкт-Петербург, «Алетейя», 2008 год. 7. Д.Фельдман «Политология конфликта». М., «Стратегия», 1998 год.
[1] Официальное название Южной Осетии в Грузии
[2] Выступление во время телемоста Москва-Тбилиси-Вашингтон на тему «Признание независимости Косово: особый случай или правовой прецедент» 15 августа 2007 г.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |