Для государственного экзамена по программе подготовки магистра филологии (направление 031000.68 – «Филология. Русский язык»)
1. Язык, речь, речевая деятельность. Язык как сложнодинамическая система (многоуровневость, иерархичность, открытость, саморегуляция). Парадигматика и синтагматика языка. 2. Методы изучения и описания языков. 3. Своеобразие языка как общественного явления. Место языка в жизни общества. Функции языка / речи. Формы существования общенародного языка. 4. Языки и народы мира. Соотношение понятий «народ» (этнос) и «язык». Типологическая и генеалогическая классификация языков. Язык и культура. Идеи В. фон Гумбольдта и А.А. Потебни. 5. Московская, Ленинградская (Петербургская) и Казанская лингвистические школы. 6. Источники и методы исторического изучения языка. История русского литературного языка как история нормы. 7. Труды отечественных ученых по сравнительно-историческому и сопоставительному языкознанию. 8. Звуковые процессы, происходившие в системе гласных и согласных позднего праславянского языка. Исторические чередования гласных и согласных в русском языке. 9. История категорий и форм имен существительных и прилагательных в русском языке. 10. Развитие системы времен и наклонений русского глагола. История именных форм глагола. 11. Проблема периодизации истории русского литературного языка и концепции происхождения русского литературного языка. 12. Понятие «языковая ситуация» применительно к истории русского литературного языка. 13. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. 14. Фонема в концепции ЛФШ. Положение об автономности фонемы. 15. Фонема в концепции МФШ. Отношение фонемы к морфеме. 16. Учение о делимитативной функции звуковых единиц в теории Н.С. Трубецкого. 17. Кодификация произносительной нормы. Орфоэпические словари и справочники. 18. История становления и развития произносительной нормы. Периодизация истории произносительной нормы, предложенная М.В. Пановым. 19. Особенности произношения заимствованных слов, малочастотной и сверхчастотной лексики. 20. Слово как единица лексического уровня языка. Соотношение формы и значения в слове. Основные направления в изучении семантики слова, сложившиеся в русистике. 21. Парадигматические отношения в лексике. Понятие функционально-семантического поля и лексико-семантической группы. Синтагматические отношения в лексике. 22. Морфемика и морфология как разделы науки о языке. Способы словообразования. Морфологическая категория и грамматическое значение. Учение о частях речи. 23. Имя существительное и имя прилагательное: грамматические значения, система категорий, синтаксические функции, лексико-грамматические разряды. 24. Глагол: грамматические категории, синтаксические функции, формообразующие основы. Классификация глаголов. Вопрос о статусе причастий и деепричастий. 25. Лексико-грамматическая семантика глагола и способы глагольного действия. 26. Синтаксис как раздел науки о языке. Синтаксические единицы. Виды синтаксических связей и синтаксических отношений. Словосочетание и предложение. 27. Грамматические членение предложения. Смысловая организация и семантическая структура предложения. Коммуникативная организация предложения. Соотношение актуального и грамматического членения. 28. Общелитературная и стилистическая норма. Современное состояние стилистических норм литературного языка. 29. Современные представления о стилистической дифференциации русского языка (В.Г. Костомаров, М.Н Кожина и др.). 30. В.В. Виноградов о структуре, задачах и основных категориях стилистики. 31. Основные направления и методы современных стилистических исследований. 32. Понятие «стилистический анализ звучащей речи». Типы взаимодействия лексико-грамматической и интонационно-звуковой структур звучащего текста. Этапы стилистического анализа звучащего текста. 33. Средства выражения стилистических различий в звучащей речи: сегментные и суперсегментные единицы. 34. Понятие «произносительный стиль». Классификации произносительных стилей русского языка в работах старших языковедов и современных лингвистов. 35. Представление о семантической структуре слова в фоносемантике. Методы изучения фонетического значения и различные направления в фоносемантике. 36. Фонетический аспект проблемы статуса разговорной речи. Полный и неполный типы произнесения. 37. Территориальные варианты произношения как результат внутриязыковой интерференции. 38. Антропоцентрический аспект изучения языка и текста. 39. Концепт как объект исследований в лингвистике. 40. Когнитивный аспект явлений языка в тексте. 41. Коммуникативные стратегии в отношении к типам дискурса. 42. Общедидактические и лингвистические принципы обучения русскому языку. 43. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. 44. Урок как учебно-речевая ситуация общения. 45. Педагогические конфликты. Речевое поведение в конфликте. 46. Общая характеристика оформления научной работы. Справочно-библиографический аппарат научного произведения. 47. Структурные особенности научного произведения. Логическая схема научного исследования. Композиция. Рубрикация. Объем. 48. Проблемы компрессии научной информации. Этапы свертывания информации. Аннотация и реферат как вторичные документы. 49. Теория речевых жанров М.М. Бахтина – основа современного жанроведения. 50. Система частных риторик и их жанровые системы. Модели описания риторического жанра. 51. Основные принципы построения дискуссии. Понятие о манипуляции в современной речевой практике. 52. Речевое поведение на переговорах. 53. Современные технические средства, их классификация, роль в профессиональной деятельности филолога. 54. Использование информационных технологий для обработки и анализа учебной, научной и деловой информации.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |