Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для государственного экзамена по программе подготовки магистра филологии (направление 031000.68 – «Филология. Русский язык»)



2020-02-03 235 Обсуждений (0)
Для государственного экзамена по программе подготовки магистра филологии (направление 031000.68 – «Филология. Русский язык») 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Язык, речь, речевая деятельность. Язык как сложнодинамическая система (многоуровневость, иерархичность, открытость, саморегуляция). Парадигматика и синтагматика языка.

2. Методы изучения и описания языков.

3. Своеобразие языка как общественного явления. Место языка в жизни общества. Функции языка / речи. Формы существования общенародного языка.

4. Языки и народы мира. Соотношение понятий «народ» (этнос) и «язык». Типологическая и генеалогическая классификация языков. Язык и культура. Идеи В. фон Гумбольдта и А.А. Потебни.

5. Московская, Ленинградская (Петербургская) и Казанская лингвистические школы.

6. Источники и методы исторического изучения языка. История русского литературного языка как история нормы.

7. Труды отечественных ученых по сравнительно-историческому и сопоставительному языкознанию.

8. Звуковые процессы, происходившие в системе гласных и согласных позднего праславянского языка. Исторические чередования гласных и согласных в русском языке.

9. История категорий и форм имен существительных и прилагательных в русском языке.

10. Развитие системы времен и наклонений русского глагола. История именных форм глагола.

11. Проблема периодизации истории русского литературного языка и концепции происхождения русского литературного языка.

12. Понятие «языковая ситуация» применительно к истории русского литературного языка.

13. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.

14. Фонема в концепции ЛФШ. Положение об автономности фонемы.

15. Фонема в концепции МФШ. Отношение фонемы к морфеме.

16. Учение о делимитативной функции звуковых единиц в теории Н.С. Трубецкого.

17. Кодификация произносительной нормы. Орфоэпические словари и справочники.

18. История становления и развития произносительной нормы. Периодизация истории произносительной нормы, предложенная М.В. Пановым.

19. Особенности произношения заимствованных слов, малочастотной и сверхчастотной лексики.

20. Слово как единица лексического уровня языка. Соотношение формы и значения в слове. Основные направления в изучении семантики слова, сложившиеся в русистике.

21. Парадигматические отношения в лексике. Понятие функционально-семантического поля и лексико-семантической группы. Синтагматические отношения в лексике.

22. Морфемика и морфология как разделы науки о языке. Способы словообразования. Морфологическая категория и грамматическое значение. Учение о частях речи.

23. Имя существительное и имя прилагательное: грамматические значения, система категорий, синтаксические функции, лексико-грамматические разряды.

24. Глагол: грамматические категории, синтаксические функции, формообразующие основы. Классификация глаголов. Вопрос о статусе причастий и деепричастий.

25. Лексико-грамматическая семантика глагола и способы глагольного действия.

26. Синтаксис как раздел науки о языке. Синтаксические единицы. Виды синтаксических связей и синтаксических отношений. Словосочетание и предложение.

27. Грамматические членение предложения. Смысловая организация и семантическая структура предложения. Коммуникативная организация предложения. Соотношение актуального и грамматического членения.

28. Общелитературная и стилистическая норма. Современное состояние стилистических норм литературного языка.

29. Современные представления о стилистической дифференциации русского языка (В.Г. Костомаров, М.Н Кожина и др.).

30. В.В. Виноградов о структуре, задачах и основных категориях стилистики.

31. Основные направления и методы современных стилистических исследований.

32. Понятие «стилистический анализ звучащей речи». Типы взаимодействия лексико-грамматической и интонационно-звуковой структур звучащего текста. Этапы стилистического анализа звучащего текста.

33. Средства выражения стилистических различий в звучащей речи: сегментные и суперсегментные единицы.

34. Понятие «произносительный стиль». Классификации произносительных стилей русского языка в работах старших языковедов и современных лингвистов.

35. Представление о семантической структуре слова в фоносемантике. Методы изучения фонетического значения и различные направления в фоносемантике.

36. Фонетический аспект проблемы статуса разговорной речи. Полный и неполный типы произнесения.

37. Территориальные варианты произношения как результат внутриязыковой интерференции.

38. Антропоцентрический аспект изучения языка и текста.

39. Концепт как объект исследований в лингвистике.

40. Когнитивный аспект явлений языка в тексте.

41. Коммуникативные стратегии в отношении к типам дискурса.

42. Общедидактические и лингвистические принципы обучения русскому языку.

43. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции.

44. Урок как учебно-речевая ситуация общения.

45. Педагогические конфликты. Речевое поведение в конфликте.

46. Общая характеристика оформления научной работы. Справочно-библиографический аппарат научного произведения.

47. Структурные особенности научного произведения. Логическая схема научного исследования. Композиция. Рубрикация. Объем.

48. Проблемы компрессии научной информации. Этапы свертывания информации. Аннотация и реферат как вторичные документы.

49. Теория речевых жанров М.М. Бахтина – основа современного жанроведения.

50. Система частных риторик и их жанровые системы. Модели описания риторического жанра.

51. Основные принципы построения дискуссии. Понятие о манипуляции в современной речевой практике.

52. Речевое поведение на переговорах.

53. Современные технические средства, их классификация, роль в профессиональной деятельности филолога.

54. Использование информационных технологий для обработки и анализа учебной, научной и деловой информации.

 

 



2020-02-03 235 Обсуждений (0)
Для государственного экзамена по программе подготовки магистра филологии (направление 031000.68 – «Филология. Русский язык») 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для государственного экзамена по программе подготовки магистра филологии (направление 031000.68 – «Филология. Русский язык»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)