Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3 Обеспечение и укрепление законности в современной России



2020-02-03 263 Обсуждений (0)
Глава 3 Обеспечение и укрепление законности в современной России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Законность как принцип деятельности всех субъектов права и как одно из непременных условий существования правового государства подразумевает строгое и неукоснительное соблюдение в общественной практике действующего законодательства. Признано также, что законы и другие правовые акты должны соответствовать Конституции как Основному Закону страны.

В России федеральная Конституция имеет «высшую юридическую силу» (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Это положение является исходным для понимания соотношения Конституции и законности, конституционного контроля и законности, конституционализма и законности, для разработки понятия конституционной законности.

Как цель законность должна присутствовать в деятельности всех органов государства, физических и юридических лиц: в обществе, коллективе, производственной единице, где соблюдается законность, отношения людей, их организации имеют прочный правовой фундамент, а в этом заинтересованы все (кроме преступных элементов и группировок).

Законность - также правовой постулат, требование, обращенное ко всем участникам общественных отношений, а иногда и отношений личного характера (например, в семье). Как правовой режим законность утверждается в результате правовой урегулированности тех отношений в обществе, которые должны быть регламентированы правовыми нормами и поддаются такому регламентированию, а также реализации правовых норм на практике. Это - сочетание статической и динамической стороны законности, причем, во-первых, речь идет не только о законах, но и о правовых актах, изданных во исполнение их, а во-вторых, что еще более важно, о соответствии законов и иных актов общечеловеческим ценностям, общепризнанным принципам международного права. Законы, иные акты, противоречащие этому (как было, например, в фашистской Германии), и дискриминационная практика их осуществления не являются элементами законности, они ликвидируют ее. Напротив, реализация законов, отвечающих принципам отношений, выработанных человечеством (справедливости, взаимопомощи и партнерства, свободы и достоинства личности и др.), составляет фактическую часть режима законности.

Сказанное относится и к конституционной законности. Вместе с тем необходимо учитывать, что конституционная законность - это не просто часть общего режима законности, а его основа, ядро. Это обусловлено тем, что главные параметры общественного и государственного строя, статуса человека и гражданина определены основным законом - конституцией.

Укрепление законности – первоочередная задача в России. В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от качества деятельности организаций, отвечающих за укрепление законности[22].

Основные факторы, отрицательно влияющие на безопасность предпринимательской деятельности в России это:

· активное вмешательство представителей власти;

· использование конкурентами криминальных методов для воздействия на бизнес оппонентов;

· неполнота законодательной базы;

· отсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследований;

· отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности;

· отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде;

· применение промышленного шпионажа с целью получения нужной информации о конкурентах.

Способы обеспечения законности

Способами обеспечения законности являются различные виды контроля:

· парламентский

· президентский

· правительственный

· судебный

· внутриведомственный

· прокурорский надзор

Принципы контроля:

· систематичность

· всесторонность

· своевременность

· объективность

Парламентский контроль осуществляют:

· парламентские комитеты и комиссии

Виды парламентского контроля:

· депутатский запрос

· депутатский вопрос

· депутатское расследование

Особая роль в контроле принадлежит Конституционному суду.

Отличия контроля от надзора:

· наличие подчинённости;

· право отменять решение контролируемого органа;

· возможность применения мер воздействия

Внутриведомственный контроль осуществляет:

· начальник подразделения

· организационно-инспекторское управление

Формы внутриведомственного контроля:

· целевые проверки

· комплексные проверки

· инспектирование

· личная проверка руководителем

· заслушивание руководителей и исполнителей вышестоящим руководством

· изучение и обобщение практических материалов.

Обеспечение законности не происходит стихийно. Оно требует целенаправленного воздействия на поведение (деятельность) субъектов общественных отношений, т.е. является управленческим процессом.

Для успешного влияния на этот процесс необходимо знание механизмов реализации правовых норм в деятельности людей; факторов, которые влияют на поведение, определяя его правомерность или противоправность, а также средств, с помощью которых можно управлять этим поведением, обеспечивая его соответствие правовым предписаниям и требованиям.

В юридической литературе реальность, обеспеченность законности традиционно рассматривается как результат воздействия гарантий законности: общих (экономических, политических, идеологических) и специальных (нормативных и организационно-правовых). При этом, однако, не учитываются следующие обстоятельства[23].

Во-первых, в рамках теории гарантий не рассматриваются негативные воздействия, без знания которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности.

Во-вторых, реально гарантии действуют как совокупность каких-либо явлений, процессов, включающих как положительные, так и отрицательные воздействия (так, прокурорский надзор реализуется в деятельности многочисленных прокуроров, в которой также имеют место недостатки и нарушения)[24].

Задача обеспечения законности требует знания и учета всего многообразия факторов, воздействующих на поведение людей, - как положительных, так и отрицательных, как правовых, так и материальных, политических, организационных, психологических и т.д. Проблема укрепления законности является, таким образом, не только правовой, она имеет комплексный характер. Для осуществления действенных мер по укреплению законности важно знать механизм воздействия всех факторов применительно к различным социальным уровням, к различным видам и направлениям деятельности всех субъектов общественных отношений.

Совокупность указанных факторов обладает всеми признаками социальной системы: образует единство неразрывно связанных между собой элементов, имеет упорядоченную иерархическую структуру, развивается по определенным законам общественного развития. Эта система является многоуровневой, в которой протекают интенсивные процессы управления, существуют сложные информационные потоки.

Влияние входящих в эту систему факторов может быть как положительным, т.е. способствующим правомерному поведению и укреплению законности, так и отрицательным, толкающим людей на противоправные поступки, нарушающие режим законности.

Таким образом, проблема укрепления законности носит комплексный характер, связана со многими явлениями и процессами социальной жизни и может быть успешно решена только в контексте общей стабилизации обстановки в стране[25].


Заключение

 

Законность, ее требования в масштабе страны – едины.

Проблема обеспечения законности, как свидетельствует практика, носит комплексный характер. Это предполагает необходимость согласования усилий различных институтов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и граждан. Значимая роль в успешном решении этой задачи отводится правоприменительным органам. Главным субъектом применения права является государство. Поэтому состояние законности в деятельности государственных органов является своеобразным индикатором, важнейшим показателем, позволяющим судить об уровне законности и правопорядка в обществе в целом. Аксиомой можно считать положение: порядок во власти - порядок в стране.

Уровень правовой защищенности личности все еще не соответствует критериям правового государства. Важно уяснить причины и обстоятельства, сделавшие это возможным. Нарушения законности в сфере применения права обусловлены разнообразными причинными комплексами, включающими в себя факторы как объективного, так и субъективного характера. Поэтому проблема обеспечения законности предполагает необходимость, во-первых, учета широкого круга детерминант, влияющих на эффективность правоприменительной деятельности, и, во-вторых, умелого использования уже имеющихся и разработки новых, научно-обоснованных способов, средств, направленных на предупреждение, своевременное выявление и пресечение нарушений законности, изобличение виновных и привлечение их к ответственности, последующее восстановление нарушенного правопорядка.


Список литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации// Правовая система «Гарнат»;

2. Глущенко В.В. Теория государства и права// Железнодорожный, Мир, 2000

3. Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в Российском государстве: Автореф. дис.на соискание ученой степени докт. юрид. наук. Саратов, 200

4. Комаров С.А.Теория государства и права//М.: Питер, 2006

5. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние. Законность в Российской Федерации. М., 2004

6. Малько А.В.Теория государства и права - М.: Юристъ, 2006

7. Марченко М.Н., Понятие законности и правопорядка. // Теория государства и права. - М: Юристь. - 2002

8. Матузов Н.И. Общая теория государства и права.-М.: Юристь.-200

9. Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001

10. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского.- М.: Норма-ИнфраМ, 2004

11. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.О. Эбзеева. М., 2000

12. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2001

 

 


[1] Матузов Н.И. Общая теория государства и права.-М.: Юристь.-2004

[2] Марченко М.Н., Понятие законности и правопорядка. // Теория государства и права. - М: Юристь. - 2002

[3] Марченко М.Н., Понятие законности и правопорядка. // Теория государства и права. - М: Юристь. - 2002

 

[4] Марченко М.Н., Понятие законности и правопорядка. // Теория государства и права. - М: Юристь. - 2002

[5] Матузов Н.И. Общая теория государства и права.-М.: Юристь.-2004

[6] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2001

[7] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2001

[8] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2001

[9] См. там же

[10] Комаров С.А.Теория государства и права//М.: Питер, 2006

[11] Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского.- М.: Норма-ИнфраМ, 2004

[12] Комаров С.А.Теория государства и права//М.: Питер, 2006

[13] Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского.- М.: Норма-ИнфраМ, 2004

[14] Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского.- М.: Норма-ИнфраМ, 2004

[15] Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в Российском государстве: Автореф. дис.на соискание ученой степени докт. юрид. наук. Саратов, 2001

[16] Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.О. Эбзеева. М., 2000

[17] Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в Российском государстве: Автореф. дис.на соискание ученой степени докт. юрид. наук. Саратов, 2001

[18] Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.О. Эбзеева. М., 2000

[19] Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в Российском государстве: Автореф. дис.на соискание ученой степени докт. юрид. наук. Саратов, 2001

[20] Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.О. Эбзеева. М., 2000

[21] Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.О. Эбзеева. М., 2000

[22] Теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001

[23] Теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001

[24] Теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001

[25] Теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001



2020-02-03 263 Обсуждений (0)
Глава 3 Обеспечение и укрепление законности в современной России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3 Обеспечение и укрепление законности в современной России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)