Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ динамики и структуры налоговых доходов



2020-02-03 211 Обсуждений (0)
Анализ динамики и структуры налоговых доходов 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование рыночных отношений в России привели к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы использовался опыт зарубежных стран.

Благодаря этому, она по видам налогов в основном соответствует общераспространенным в мировой практике системам налогообложения. Основой налоговой системы явились налоги, ориентированные на модель рыночно экономики (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество).

Однако фискальная роль отдельных налогов существенно отличается от принятых в мировой практике. Хотя следует отметить, что и в других странах нет единого подхода к формированию доходов бюджета. Налоговая политики любого государства, формирующая бюджетные ресурсы, ориентирована прежде всего на учет конкретной экономической ситуации и стратегических целей регулирования общественного производства.

Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по их видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых и других поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному или местному). Например, 10% ( здесь может быть и другая цифра) налога на прибыль в структуре доходов федерального, регионального или местного бюджета – разные вещи. С другой стороны, мобилизация 100 тыс.руб. налога на прибыль ( и здесь можно поставить другую сумму) или 100 тыс. руб. местных налогов – также разные вещи. Еще один момент. Мобилизовать определенную сумму налоговых (или неналоговых) поступлений или обосновать в вышестоящей администрации «крайнюю» необходимость получения финансовой помощи – опять таки разные усилия.

Исходя из вышеизложенного, проведем краткий анализ значимости налоговых поступлений. Обратимся к федеральному уровню бюджетной системы РФ.

Рис.1 Поступления налоговых доходов в федеральный бюджет в 2001-2003гг. (в % к ВВП).1

 

Как следует из рис.1 – значительная часть налоговых поступлений в 2001-2003гг. была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость налога на доходы организаций и акцизов.

В табл.1 представлена структура и динамика доходов федерального бюджета РФ в 2001-2004 гг.2

Таблица2. Структура и динамика доходов федерального бюджета в 2001-2004г.[3]

Наименование доходов

2001г. 2002г.

2003г.

2004 г.

изменение структуры доходов в 2004 по сравнению с 2003

удельный вес, % удельный вес, % утвержденная сумма, млрд. руб. удельный вес, % утвержденная сумма, млрд. руб. удельный вес, %
Всего доходов в том числе: 100,0 100,0 2417,8 100,0 3273,8 100,0  
Налоговые доходы, всего в том числе 93,45 81,21 1892,4 78,3 2612,9 79,8 +1,7
Налог на прибыль организаций 14,47 9,76 179,6 7,43 206,42 7,9 +0,47
НДС   43,27 36,39 946,2 39,13 1246,3 47,7 +8,57
Акцизы   15,76 10,57 231,4 9,56 122,81 4,7 -4,86
Таможенные пошлины 15,97 15,25 336,0 13,89 671,53 25,7 +11,81
Платежи за природные ресурсы. 3,12 8,64 183,10 7,56 350,13 13,4 +5,84
Прочие налоги и сборы 0,14 0,11 5,40 0,22 6,53 0,25 +0,3

 

Составлено по данным федеральных законов о федеральном бюджете на 2001-2004 гг.

Доходы федерального бюджета на 2004 год утверждены на уровне 3273,84 млрд. руб. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 16130 млрд. руб. и уровня инфляции 10%.

Анализ таблицы 2 показывает, что налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета, их доля к 2004 году составила более 79,8% , это 1,7% выше показателя предыдущего года.

Такой небольшой рост объясняется снижением налоговой нагрузки на экономику, а также ожиданиями менее благоприятной внешнеэкономической коньюктуры. Показателем налогового бремени может служить доля налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП: в 2004 году она сокращается до 24,2%.

Основную долю налоговых доходов федерального бюджета составляют поступления по косвенным налогам: НДС, акцизы и таможенные пошлины.

В структуре косвенных налогов наиболее существенные поступления в федеральный бюджет формирует также НДС. Так, на его дол. пришлось в 2002 г. – 36,3%, в 2003 – 39,1%, а в 2004г. – 47,7% всех налоговых доходов федерального бюджета.

Таким образом, несмотря на снижение ставки налога на добавленную стоимость его удельный вес в объеме налоговых доходов возрос на 8,5% по сравнению с предыдущим годом и это повышение обусловлено улучшением собираемости налогов и пресечением «теневого» оборота товаров, незаконной предпринимательской деятельности контрабанды.

Наряду с НДС в структуре косвенных налогов в формировании доходов федерального бюджета существенную роль играют акцизы на отдельные виды и группы товаров ( в 2003 – 9,5%, а в 2004- 4,7%).

Анализ таблицы 1 указывает на резкое сокращение акцизов по подакцизным товарам. Это связано с отменой акцизов на природный газ, а также передачей акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей свыше 9% в бюджете субъектов Федерации. Конечно, необходимость частичной компенсации отмены налога с продаж не вызывает сомнения, но федеральный бюджет должен разделять тяжесть налоговых реформ с региональными бюджетами. Поэтому, на наш взгляд целесообразно оставить часть акцизов на алкогольную продукцию в федеральном бюджете.

Но несмотря на это, увеличение поступлений, в частности, акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья и на спиртосодержащую продукцию, производимые на территории России, связаны с повышением ставки акциза, а также сокращением доли нелегально выпускаемой продукции, с ужесточением контроля за деятельностью предприятий отраслей использующих производственные мощности ниже экономически оправданного уровня.1

В 2004 году существенно возросли в доходах федерального бюджета как доля, так и физический объем налогов на внешнюю торговлю.

 Так, удельный вес таможенных пошлин в налоговых доходах федерального бюджета возрос с 13,89% в 2003 году до 25,7% в 2004г. (См. табл. 1). Этот рост в основном обусловлен значительным ростом мировых цен на нефть. Повышение поступлений , в частности, ввозных ( импортных) таможенных пошлин осуществляется путем улучшения налогового администрирования и замещения необлагаемого ввоза облагаемым.

В доходах федерального бюджета не наблюдается тенденция существенного повышения доли прямых налогов, и, прежде всего, налога на прибыль организаций. Такая же тенденция характерна и для консолидированного бюджета РФ. Это связано как со снижением налоговой ставки (1января 2002 года базовая ставка снижена с 30 до 24%), так и широким применением многочисленных схем минимизации этого налога.

Данные таблицы 2 показывают рост на 26.8 млрд.руб. доходов федерального бюджета от налога на прибыль организаций. Такой рост обусловлен снижением нелегального вывода капитала и возвращением части н репатриированной ранее валютной выручки.

Однако, основной причиной роста поступлений налога на прибыль за 9 месяцев 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также снижение удельного веса убыточных предприятий в 2003 году и в истекшем периоде 2004 года.

Рис.2 Поступление налога прибыль в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2002-2004 годах. 1

 

 

Так, по данным Росстата, в 2003 году сальдированный финансовый результат организаций основных отраслей экономики составил +1342,8 млрд. руб., что на 42,6% больше, чем в 2002 году. За первое полугодие 2004 года сальдированный финансовый результат организаций основных отраслей экономики равнялся +922,2 млрд. руб., что на 44,4% больше, чем за соответствующий период 2003 года. Помесячные поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в 2002-2004 годах характеризуется вышеприведенными данными ( см. Рис.2).

Определенную роль в формировании доходов федерального бюджета играют платежи за пользование природными ресурсами, хотя в 2003 году наблюдалась тенденция их снижения. Так в 2003 году удельный вес платежей за пользование природными ресурсами в налоговых доходах федерального бюджета составил лишь 7,56%, тогда как в 2002г.8,64% (см. таб.2).

Однако по данным таблицы 2 мы видим значительное повышение удельного веса платежей за пользование природными ресурсами на +5,84% в 2004 году по сравнению с предыдущим годом.

На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние оказали благоприятная коньюктура мировых цен на нефть ( в течении года цена на нефть колебалась в пределах 23-28 долларов США за 1 баррель) и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности, оживление производства в отраслях, занятых производством импортозаменяющей продукции, прежде всего в легкой промышленности.

Социально-экономическое развитие зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним относят: динамику мировых цен на нефть, темпы роста мировой экономики, объем выплат по внешнему долгу и др. показатели. К внутренним условиям, не зависящим от политики государства, по крайней мере в краткосрочной перспективе, относят: демографическую ситуацию, высокую капиталоемкость и др. Ряд показателей находятся под воздействием экономической политики Правительства РФ: инфляция, реальный курс рубля, тарифы на продукцию естественных монополий, налогообложение и др.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван по нашему мнению такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

Несомненно, все это оказывает положительное влияние на формирование бюджета страны.

В чем состоит вклад бюджета в обеспечении экономического роста? Прежде всего, в создании для него благоприятных условий за счет проведения структурных реформ, обеспечения макроэкономической стабильности и повышения эффективности государственного управления.

Исходя из этого, можно отметить главную особенность бюджета прошлого года – его ориентация на сохранение сбалансированности бюджетной системы в условиях существенного снижения налоговой нагрузки на экономику.

Таким образом, от научного обоснования налоговой политики государства, структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений зависит по сути дела, более 80% объема федерального бюджета – основной государственной казны.1




2020-02-03 211 Обсуждений (0)
Анализ динамики и структуры налоговых доходов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ динамики и структуры налоговых доходов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)