Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приоритетные направления развития и перспективы Шанхайской Организации Сотрудничества



2020-02-03 248 Обсуждений (0)
Приоритетные направления развития и перспективы Шанхайской Организации Сотрудничества 0.00 из 5.00 0 оценок




На современном этапе мировое экспертное и политическое сообщество утверждают, что для дальнейшего развития ШОС необходимо сформировать геостратегии с учетом положительного и отрицательного опыта ее деятельности, принимая во внимание будущие расчеты относительно внешних опасностей и угроз, внутренней политики каждой страны-участницы. Можно утверждать, что члены ШОС еще не достигли консенсуса в отношении единой будущей формы развития.

Существует мнение, что организация превращается в дискуссионный клуб, лишенный реальной взаимовыгодной работы.

А.И. Никитин, почетный президент Российской ассоциации политической науки, отметил: «ШОС эволюционирует в направлении некой «площадки» для координации действий стран, сохраняя лишь «оболочки», которую страны наполняют выгодными кому угодно проектами, назревшими инициативами. Сама «оболочка» не обладает долгосрочной повестки дня, остается бесформенной по сути. В этом плане примечателен опыт ОДКБ. Ее руководство не ждет инициатив, а само подталкивает стран-членов к реализации общих групповых стратегий, что говорит о данной структуре как самостоятельном акторе в международной системе»[48].

В целом, сценарии развития ШОС в будущем можно рассмотреть в рамках пяти возможных вариантов:

1) Теоретически возможный вариант - развитие ШОС с расширением состава участников за счет стран-членов, входящих в западные организации, например НАТО;

2) Более вероятный сценарий - дальнейшее развитие организации в виде региональной структуры безопасности (но не военно-политического блока), имеющей антизападную направленность;

3) Дальнейшее развитие ШОС с усилением в ней лидирующих позиций России;

4) Дальнейшее развитие ШОС с усилением в ней лидирующих позиций Китая;

5) Расширение в духе открытого регионализма, с привлечением других государств региона[49].

С учетом современной геополитической ситуации первый сценарий выглядит достаточно неправдоподобным в силу исторической и политической конфронтации стран-лидеров данных организаций. Возможно объединение деятельности ШОС и НАТО по отдельным вопросам безопасности (афганская тематика представляется наиболее актуальной и приоритетной). Второй сценарий возвращает ШОС на несколько десятилетий назад по типу альтернативного варианта «холодной войны» и противостояния. Третий и четвертый предполагают наличие гегемона, что противоречит тем целям и задачам, которые ШОС ставила перед собой на момент образования[50]. По пятому сценарию ШОС предлагается поступательное расширение в регионе и дальнейшую интеграцию. Подобный вариант построения будущих геополитических стратегий поддерживают руководители стран и академическое сообщество. Хотелось бы подчеркнуть, что приоритетным видится не расширение ШОС, а углубление содержательной составляющей всех направлений взаимодействия с наблюдателями и партнерами по диалогу. Данный сценарий представляется приоритетным с учетом того факта, что по мере развития регионального сотрудничества, не обязательно путем принятия новых членов, но посредством конструктивного, взаимовыгодного сотрудничества и четкой позиции каждой из стран, возможна слаженная работа по осуществлению геостратегии ШОС в регионе.

В качестве первого этапа при моделировании будущих геостратегий ШОС возможна организация под эгидой Форума ШОС исследования экономического, политического потенциала и взаимного восприятия государств-членов и наблюдателей организации с учетом современных аспектов. Результат подобного исследования позволит выстроить более стройную систему оценок перспектив геополитического развития данной организации. Рационально формировать геополитические стратегии по официальным направлениям сотрудничества в рамках ШОС.

В сфере обеспечения безопасности следует учитывать наличие разных подходов к этой проблеме со стороны России, Китая, Казахстана и других стран. Россия считает приоритетным направлением сотрудничества именно сферу безопасности, тогда как Китай рассматривает в качестве первичного экономическое сотрудничество. Нет единства и в среде научного сообщества. На очередной конференции по проблемам ШОС представители Казахстана высказались относительно возможности реальной деятельности ШОС исключительно в сфере торговли и экономики, добавив, что сотрудничество в военной сфере, в борьбе с терроризмом блокированы нежеланием и неготовностью спецслужб «делиться» информацией, секретными наработками. Учитывая существующую практику, такую позицию можно поставить под сомнение. Многостороннее сотрудничество в рамках ШОС с момента становления организации осуществлялось именно в сфере безопасности. На современном этапе, несмотря на стремление некоторых участников акцентировать внимание на экономическое сотрудничество, обеспечение безопасности в регионе остается не менее актуальным. Более того, Россия инициировала активизацию деятельности в сфере безопасности по итогам Саммита в Екатеринбурге. В рамках организации существуют ряд нормативно-правовых документов о координации борьбы с терроризмом: Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории государств-членов ШОС, Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и т.д. Вместе с тем, предстоит большая работа по дальнейшему совершенствованию действующего антитеррористического законодательства, унификации актов по борьбе с терроризмом. Рост активности сотрудничества в области экономики требует стабильной ситуации в сфере обеспечения безопасности, так как все межгосударственные проекты могут быть уязвимы со стороны подобного рода угроз.

Уже не раз отмечалась важность афганской темы в качестве важного направления внешней деятельности ШОС. Вопросами стабилизации ситуации в Афганистане заняты Европейские структуры, США. Однако видимых результатов деятельности не видно. В этом плане представляется полезным и эффективным сотрудничество с внешними структурами (ОБСЕ, более проблематичным представляется диалог с НАТО), органами власти самого Афганистана. После Московской конференции по Афганистану можно говорить о возможности будущего сотрудничества ШОС с США и НАТО по афганской проблеме, где США преследует свои стратегические цели (контроль арабской нефти, блокада Ирана с 17 газовыми месторождениями, недопущение Китая в Персидский залив, контроль Пакистана и т.д.), что осложняет диалог между государствами.

Высказывались идеи создания Центра ШОС по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Вопрос о создании такой структуры также поднимался в рамках Саммитов, организованных ШОС. Далее никакой информации по действиям в этом направлении не поступало. В будущем можно предложить разместить Центр в Таджикистане в силу того, что государство уже имело опыт работы по такой тематике с Западом, в частности, ЕС. Такая стратегия позитивно скажется на имидже ШОС в международном пространстве.  Важно осуществлять сотрудничество с представителем Генерального Секретаря ООН в Афганистане, например, наладить общее сотрудничество по контролю над ввозом прекурсоров в Афганистан, с помощью которых изготавливают героин. Проще и дешевле приостановить ввоз прекурсоров в Афганистан, нежели вывоз наркотических средств из него. Необходимо укреплять деловое сотрудничество с пограничными государствами Афганистана, а также с авторитетными международными структурами: ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе), ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций), ЮНДКП (Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности), ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), рядом институтов Европейского Союза. Возможно создать интернациональную Комиссию по контролю ввоза прекурсоров в страну, опираясь на накопленный опыт пограничных служб. Действенный механизм сбора и обмена оперативной информацией на основе муждународного договора, жесткий контроль за движением прекурсоров в государствах, граничащих с Афганистаном поможет реализовать стратегию по усилению контроля за перемещением прекурсоров в регионе (например, ацетона, серной, соляной кислоты).

Кроме того, нужно развивать совместную деятельность стран ШОС в сфере чрезвычайных ситуаций. Гуманитарное направление находится в данном блоке, так как некоторые страны относят подобное сотрудничество к сфере безопасности. Так, в Китае вооруженные силы играют важную роль при ликвидации последствий стихийных бедствий. Важно создать Центр ШОС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Рационально привлечь к осуществлению идеи наблюдателей, партнеров по диалогу в регионе. При этом четко понимать, что подразумевают все участники под «чрезвычайной ситуацией», в каких случаях нужно оказывать взаимопомощь. Возможно создание полного перечня действий стран-членов при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации на территории государств ШОС или вне их границ. При этом необходимо обеспечить быструю реакцию подразделений взаимопомощи. Подобные оперативные группы возможно создать на базе РАТС, которая успешно функционирует в рамках ШОС и обладает всеми нобходимыми ресурсами (человеческими, организационными, техническими и проч.).

В новом веке на фоне регионализации и активной деятельности транснациональных компаний взаимозависимость стран повысилась. Стабильность экономического развития невозможно гарантировать без обеспечения должного уровня безопасности в условиях региональной интеграции. В качестве примера можно привести масштабные проекты по строительству железных дорог и угрозы, которые вызваны деятельностью экстремистов по подрыву строительства, что вызывает отток инвестиций от подобного рода долгосрочных капиталовложений. Что же касается роли военной составляющей в глобальной и региональной политике, то ставка исключительно на силовое решение не имеет перспективы, препятствует комплексному урегулированию локальных конфликтов. Всестороннее разрешение существующих проблем возможно только при полном учете интересов всех сторон, при их вовлеченности в процесс переговоров, а не изоляции. Попытки укрепить собственную безопасность в ущерб других государств не способствуют обеспечению глобальной безопасности и стабильности[51].

Возможные перспективы в области экономического сотрудничества стоит рассматривать с учетом того факта, что без существенного рывка в области многостороннего сотрудничества невозможно создать прочную материальную основу для развития организации. На сегодняшний день в рамках ШОС существует небольшое число проектов, которые успешно реализуются на практике, отсутствует действенный механизм их финансирования из бюджета ШОС, размер которого явно недостаточен (В 2007 году он составил 3,7 млн. долларов.[52] Бюджет утверждается Соглашением между государствами-членами, где определяются размеры взносов, которые ежегодно вносят страны в бюджет организации на основе принципа долевого участия). В связи с этим двусторонние сделки между странами часто выдают за проекты в рамках ШОС, что является опасным процессом с точки зрения формирования искусственной аморфной организации.

Маленький бюджет организации и отсутствие практических механизмов его использования блокируют деятельность по реализации многосторонних стратегических проектов. Действия отдельных государств (КНР) направлены на инвестирование и предоставление кредитов другим (Киргизия, Узбекистан). Представители КНР заявили, что их страна готова предоставить 10 млрд.долларов на поддержку альянса. Китай целенаправленно проникает в Центральную Азию, ШОС при этом выступает прикрытием сугубо национальных интересов. В связи с этим необходимо ускорить формирование Фонда развития ШОС с целью получения полноправных оснований распределения кредитов странами-участницами при условии внесения необходимых денежных средств в структуру. Необходимо усилить роль Межбанковского объединения ШОС в решении финансово-экономического сотрудничества ШОС.  Налаживание подобного многостороннего механизма позволит осуществлять масштабное финансирование многосторонних проектов[53]. Такая поддержка необходима для проектов в строительстве ГЭС, развитии транспорта, телекоммуникаций, средних и малых предприятий, что, безусловно, сыграет позитивную роль в экономическом развитии государств-членов ШОС. Кроме того, для реализации проектов целесообразно привлечь финансово-промышленные группы и крупнейшие холдинги стран-участниц (в основном по линии инфраструктуры) или менее крупные предприятия на основе государственного тендера (сельскохозяйственная деятельность)[54].

В ближайшей перспективе целесообразно активно использовать механизм политической воли для продвижения уже принятых или будущих проектов сотрудничества. Как показывает практика, только заявления высшего руководства нередко становятся действенным импульсом для последующей активной деятельности.

На современном этапе важно развивать те отрасли, где были достигнуты наиболее показательные результаты. Развитие инфраструктуры и сотрудничество в энергетической сфере могли бы выступить гарантами построения долгосрочных стратегий экономического развития в регионе, затронув прочие отрасли народного хозяйства. Необходимо сформировать четкую систему многосторонних проектов по добыче, переработке и транспортировке энергоресурсов как в регионе, так и вне его границ.

Создание Энергетического клуба является перспективным направлением деятельности ШОС. Деятельность организации в этом отношении сводится к координации энергетической политики входящих в нее стран.

России выгодно развивать данное направление в ШОС. Нестабильность на мировых рынках нефти (Ближний и Средний Восток) подтолкнули азиатские страны создать региональный рынок углеводородов. В качестве базовых рассматриваются именно росссийские ресурсы. Важно получить возможность приступить к формированию регионального рынка и образовать свою евразийскую «газовую ОПЕК». Необходимо создание механизма, объединяющего производителей, потребителей и транспортеров энергоресурсов в рамках клуба. Используя такой формат, можно организовать добычу и сбыт ресурсов наиболее эффективно, проводить масштабные многосторонние проекты освоения новых месторождений, а также осуществлять прокладку соответствующих газопроводов и энергомостов, например, из России. По мнению В.Н. Ремыги, это сформирует реальную основу для привлечения крупных зарубежных инвестиций в экономику России и будет стимулировать экономический подъем регионов Сибири и Дальнего Востока. Естественно, что развитие инфраструктуры, добыча, транспортировка и переработка нефти и газа требуют значительных капиталовложений. Это особенно опасно при ориентации на одну страну-потребителя. Таким образом, Россия при участии в подобных проектах не имеет права допускать просчеты, как это было при сооружении газопровода «Голубой поток» в Турцию (скандал, связанный с отказом турецкой стороны исполнять условия международного договора). Например, в случае с поставками в Китай, в текущей и среднесрочной перспективе существенного спроса на импортный газ в этом направлении не будет.

В общем, механизм Энергетического клуба, деятельность которого крайне важно активизировать, предлагает компромиссную модель между производителями, потребителями и транспортерами энергоресурсов. Формат клуба способствовал бы интеграции сотрудничества на энергетическом рынке в Азии.

Россия опять же делает ставки на использование природных рерсурсов, несмотря на нежелание становится сырьевым придатком Китая, в силу того,что предложить пока что больше нечего. Российская сырьевая элита нацелена исключительно на потребление доходов от реализации непереработанных ресурсов. С другой стороны при строительтве нефтегазовой и транспортной инфраструктуры Россия принимает дополнительные инвестиции для развития Дальнего Востока и территории Сибири, получает возможность использования сырьевых ресурсов азиатских стран для их перепродажи на западные рынки в будущем.

Дополнительно формирование приграничной инфраструктуры будет способствовать созданию совместных предприятий. Допустим, что это могут быть совместные предприятия по глубокой переработке сырья (например, древесины на Дальнем Востоке).

Экономический эффект от сотрудничества стран в ШОС во многом будет зависеть от политики участниц. Существуют конкретные расчеты мировых финансовых центров. Специалисты Азиатского банка развития заявляют, что экономический союз государств ЦАР обеспечил бы рост ВВП стран до 2% только за счет эффективного использования транспортной инфраструктуры и гармонизации таможенных процедур[55].

Весьма важно, чтобы Россия как ведущая страна в данной международной структуре подошла серьезно к формированию долгосрочной концепции экономического развития. ШОС сегодня предлагает механизм взаимовыгодного сотрудничества. В случае непринятия актуальных вызовов современности есть опасность, не подключившись вовремя к необратимому процессу экономической интеграции, потерять преимущества в будущем.

Направление культурно-гуманитарного сотрудничества является одним из приоритетных. Ежегодно проводится более 200 мероприятий под эгидой ШОС в странах-участницах. Во всех странах одновременно с модернизацией и глобализацией идет процесс поиска моделей собственного развития. Если в этом процессе у государств не будет взаимопонимания, это может отразиться как на их собственном развитии, так и помешать сотрудничеству в рамках ШОС. Для развития организации необходимы не только хорошие политические отношения и тесное сотрудничество, но и углубление контактов и понимания между народами. В рамках ШОС культурно-гуманитарное сотрудничество развивается успешно. Наиболее показательный результат эффективной работы – создание Университета ШОС. Модель сотрудничества в данном институте ШОС создана. Хотелось бы обратить внимание на разработку механизма контроля эффективности подготовки в рамках УШОС и будущей востребованности специалистов на рынке труда, в том числе в международном масштабе.

Успешному обучению в УШОС будут способствовать определнные требования для студентов на этапе отбора: знание хотя бы одного языка стран-членов ШОС на начальном уровне, участие в олимпиадах (которые могут проходить под эгидой ШОС), наличиие аттестата о среднем образовнии в специализированных школах. Возможно предоставление бесплатного обучения при условии обязательного трудоустройства в структурах ШОС и подписания трудового договора на несколько лет, что будет стимулировать перспективных кандидатов поступать в УШОС.

Не менее важно создать схему аттестации и повышения квалификации для сотрудников различных структур ШОС, прописав единые требования в универсальном регламенте. Решить задачу можно, собрав академическое сообщество всех заявленных ВУЗов из стран ШОС с целью проведения дискуссии с последующим принятием конструктивных решений.

Целесообразно расширять сеть ВУЗов, которые готовят специалистов для ШОС в регионах стран-членов. Во-первых, в приграничных районах всегда развита сеть образовательных учреждений с углубленным изучением специфики и языка соседней страны. Во-вторых, население подобных регионов с культурно-социальной, географической точки зрения более нацелены на сотрудничество с приграничным государством. На Дальнем Востоке Росии существует ряд институтов, которые уже в настоящем наладили эффективное сотрудничество с Китаем по программам обмена студентов.



2020-02-03 248 Обсуждений (0)
Приоритетные направления развития и перспективы Шанхайской Организации Сотрудничества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приоритетные направления развития и перспективы Шанхайской Организации Сотрудничества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)